5 класс
Т. Музыка,
учитель украинского
языка и литературы
Львовская обл.
Тема. Народные сказки.
Сказка О правде и кривде".
Цель: ознакомить
школьников с народной сказкой как жанром устного народного творчества, ее тематикой и
особенностями; проработать с учениками народную сказку "Про правду и
кривду"; помочь учащимся осознать представление о добро и зло, красивое и
уродливое: формировать навыки выразительного чтения сказок; развивать культуру
связной речи; воспитывать положительные черты характера, человека-гуманиста.
Тип урока: урок
усвоение и осознание нового материала.
Оборудование: выставка
сборников украинских народных сказок, учебник (текст), иллюстрации к сказке,
задания на карточках.
Эпиграф:
Какие счастливые глаза у
сказок!
Лина Костенко
Ход урока
И. Организационный
момент
II. Актуализация
опорных знаний
Прием "Мозговой
штурм"
1. Какие жанры народного творчества вам
известны?
2. Почему сказки называются народными? Которые
еще сказки, кроме народных, вы знаете?
3. Назовите украинские сказки, которые вы читали
в младших классах? Какая из них вам больше всего понравилась и почему?
4. Как вы думаете, почему именно народные сказки
роз
поведают маленьким
деткам?
Слово учителя.
Наверное, дорогие дети, сказка в вашем воображении - это загадочная волшебная фигура, гостья
счастливых семейных вечеров, путешественница лунных ночей, обладательница захватывающих
снов. И действительно, сказка - любимый жанр детворы. Поэтому сегодня к нам на урок
посетит ее величество Сказка.
(Под музыку из
телепередачи,, В гостях у сказки "заходит ее величество Сказка).
Прием "Ролевая
игра"
Ее величество Сказка.
Здравствуйте, дорогие дети! Я путешествую целым миром. Но сегодня решила заглянуть
именно к вам, потому что мои птички сообщили мне интересную новость. Они мне рассказали
о том, что вы очень умны, любознательны, любите сказки и много их знаете. Это
правда? Тогда поиграем в игру "Отгадай сказку". Сейчас к вам придут
сказочные герои, а вы попробуете отгадать, кто они и из какой сказки.
Давайте же на минутку
заглянем в сказку. (Звучит музыка, заходят герои украинских народных сказок:
Пан Коцький, Котигорошко, Коза-Дереза, Ивасик-Теле-сик).
Сказка (указывая на
Пана Коцького):
Это кого мы сейчас
бачим?
Кто-то очень знакомый
вроде.
Вид действительно
холостяцкий.
Называется эта сказка...
("Господин
Коцкий").
Пан Коцкий (держит в руке перчатку):
На дороге это нашел.
Это же избушка
небольшая.
Мы в сказке...
("Перчатка").
Котигорошко ('с
булавой):
От этой булавы змей
лишился головы.
Хотят ребята быть
хоть немножко
Похожим на
...("Котигорошко").
Коза-Дереза:
Ой держите, ой, не
могу,
Я капризная, знает
каждый...
Могу и не капризничать!
Дайте только
попрыгать.
Сказка:
Кто к нам пришел
Капризный и надменный?
Капризная то Коза.
Мы в сказке...
("Дереза").
Ивасик-Телесик:
Кто на гусиных
крилятах
Прилетел к маме и
тата,
Был крепкий, потому что ел
кулешик.
Это известный всем...
("Телесик").
Ее величество Сказка.
Молодцы, дети. Вы очень хорошо справились с задачей. Мне понравилось у вас, и я
хочу остаться вместе с вами!
Учитель. Тогда мы
предлагаем вам сегодня быть сказочной группой.
(ее величество Сказка
со своими героями садятся за отдельный стол и в течение всего урока будут
оценивать работу учащихся).
III. Сообщение
темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Слово учителя. В
каждого из нас еще с детства верным спутником является народная сказка. Откуда она взялась?
Об этом нам расскажет ученик-литературовед.
Ученик-литературовед.
Откуда к нам пришла сказка? В одной древней африканской притчи, которая так и
называется "Как появились у людей сказки", рассказывается: "Мышь
могла проникнуть везде. Она бывала во дворцах богачей и в домах бідняків. ее
маленькие блестящие глазки стали свидетелями многих тайн. Каким бы надежным не
было хранилище, мышь все равно туда проникала. И вот однажды она решила
сплести себе сказки из всего того, что увидела за всю свою жизнь. Каждую сказку
мышь одевала в яркое платье - черное или белое, красное или синее. Так сказки
появились в мишачій доме. Своих детей она не имела, и сказки ей их заменяли.
Однажды отара
овец проходила по тому полю, где был мышиный домик. И какая-то овца выбила ногой
двери мышиного дома. Сказки выбежали из дома и разбежались по всей земле.
Слово учителя. И хоть
сказки, как вы, дети, знаете, совсем не произведения всевидющої мыши и не волшебные
существа, и действительно они сплетены из самых разнообразных тайн, представлений
о мире, мечта о победе над злыми силами, о счастье, которое каждый представляет себе
по-разному. Сказки - это вымышленные рассказы, которые передаются в течение многих
веков из рода в род, из поколения в поколение, поэтому они вобрали в себя
самые характерные и самые гуманные человеческие желания, мечты, народную мораль, идеалы
красоты.
Сказочные рассказы
доносят до нас опыт жизни, мудрость многих поколений, отражают целый
мир поэтической выдумки нашего народа.
Сказка имеет свои
особенности строения.
1. Зачин.
2. Основная часть.
3. Концовка.
4. Повторы, связанные с символикой чисел.
Есть сказки о животных,
социально-бытовые и фантастические. Персонажи сказок о животных олицетворяют определенные
черты характера (хитрая лиса, трусливый заяц, мешковатый медведь).
Особенностями
фантастических сказок сюжеты о борьбе со змеем, добывания предметов с
волшебными свойствами (живая вода, меч-кладенец, шапка-невидимка). Героям
фантастических сказок присуща необыкновенная сила, сообразительность, находчивость,
настойчивость в достижении цели.
В центре
социально-бытовых сказок - отношения между людьми, богатство и бедность, честность
и непорядочность, трудолюбие и праздность, щедрость и скупость.
Социально-бытовые сказки, сюжеты которых взяты из повседневной жизни, сосредоточены
на морально-этических проблемах. Героями их выступают бедный крестьянин, сообразительный
наемник, мудрая девушка, персонифицированные образы - Судьба, Счастье, Горе, Правда,
Кривда.
IV. Проработка программного материала. Работа
над содержанием сказки "О правде и кривде"
Беседа за вопросами.
1. Назвать главных героев сказки.
2. О чем поспорили дядя и его
племянник?
3. Кого встретили племянник и дядя?
4. Какой ответ они получали от
встречных? Почему все трое ответили, что кривдой жить лучше?
5. Как поступил дядя с племянником: по правде
или по кривде? Как бы вы поступили в этом случае?
6. Что олицетворяют в сказке черти? Переведите
разговор с чертями.
7. Какие приключения случились с племянником после
того, как он подслушал разговор чертей? Все, что племянник сделал, разрушая их
чары, он делал только ради выгоды?
8. Каким, по вашему мнению, был из парня
король?
9. Как "отблагодарил" племянник своем
дяде за несправедливость?
10. Найдите и прочитайте строки, которые могут
быть выводом сказки.
11. Каким выражением можно передать основную
мысль сказки?
12. Как, по-вашему, лучше сегодня жить -
правдой или кривдой?
V. Закрепление нового материала
Работа в группах. (В
каждой группе четвертое задание - опережающий).
И группа.
1. Какими словами начинаются сказки? Как
называется такое начало?
2. Какими словами заканчиваются сказки? Как
называется такое окончание? Зачитать зачин и концовку в сказке "О правде
и кривде".
3. Свойственное украинской народной
сказки? Какое магическое число встречается в сказке "О правде и кривде".
Привести примеры из сказки.
4. Выразительно прочитать
отрывок из сказки "О правде и кривде", который вам больше всего понравился.
II группа.
1. Кто является главными героями сказок?
2. Все события, которые происходят в
сказках, являются реальными? Какие элементы фантастического встречаются в сказке "О
правду и неправду"?
3. Что побеждает в сказках? Докажите это на
примере сказки "О правде и кривде".
4. Инсценировка отрывка из сказки "О
правду и неправду".
III группа.
1. Чем отличается сказка от других
произведений?
2. На какие виды можно разделить сказки? К
какого вида, по вашему мнению, следует отнести сказку "Про правду и неправду"?
3. Что поучительное можно взять из народных
сказок? Чему учит нас сказка "О правде и несправедливости"?
4. Представление домашних проектов
"Персонажи
сказки в моей
воображении".
(Выставка детских
рисунков к сказкам) Отчет групп о проделанной работе.
VI. Рефлексия. Оценивания
Прием
"Микрофон".
Как вы понимаете
эпиграф нашего урока? (Группа делится своими впечатлениями. Учитель дополняет и
оценивает работу учащихся на уроке).
VII. Домашнее задание
Опишите, каким вы
представляете себе жизнь на земле, где царит лишь правда. Прочитать сказку "Мудрая
девушка".
VIII. Итог.
Слово учителя. Сказка
каждого человека учит мечтать и видеть мир по-особенному - романтично и образно.
Все чудесное, красивое, захватывающее мы говорим: "Как сказка!". Поэтому я
желаю вам мечтать и жить, как в сказке, в которой будет царить только добро и
справедливость!
Ее величество Сказка прощается с детьми.
Страна детства -
страна сказочная,
И часто взрослых она
манит снова.
И часто взрослые
летают в мечтах,
Вернуться в детство
живет в них надежда.
Со сказкой, дорогие, не
розлучайтесь,
В далекое детство каждый раз
возвращайтесь,
Вам сказка волшебная
подскажет совет,
В ней найдете всегда
утешение и отраду.
Звучит музыка.
Дети выполняют
песню,,Маленькая страна".
Где-то за горами, за
лесами, Где-то на этой земле... Сказка волшебная проживает, Что встретится тебе и
мне. Мир весь вокруг заискрится, Станешь счастливым ты. Из сказки волшебной,
жар-птица, все Мечты осуществи!
Припев: Мечта моя
ясна,
Мечта твоя ясна...
Кто расскажет и кто
подскажет,
Где она, где она...
Мечта моя ясная,
Мечта твоя ясна...
Пусть же осуществится
каждая мечта
Удивительнейшая!