11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
«Ой ты Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу»
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
С. Есенин
Как научиться распознавать истинную поэзию от подделок, что підряджаються под нее?
В поэзии настоящий всегда есть какая-то неожиданность, поэтическое открытие, самобытное, неповторимое мироощущение живой шукаючої души. Такая поэзия всегда сближает, объединяет людей, и каждый из нас, таких разных, чувствует в ней что-то свое.
Стихи Сергея Есенина, мне кажется, не оставляют равнодушным никого, их можно услышать из уст разных людей, иногда - тех, от кого этого совсем не ждешь. Наверное, потому, что они касаются того чистого, искреннего, детского и тайного, что есть в каждом из нас. Слова «любовь к родине», «родная природа» настолько затерты, что уже почти не воспринимаются, но когда читаешь Есенина, с них как бы отпадает лузга, и заново чувствуешь боль и какую-то печальную нежность:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь...
...Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Его стихи, особенно ранние, за своей речью, образному строю, настроению напоминают народные песни. Сергей Есенин был сыном рязанского крестьянина, и мир «золотой бревенчатой избы» с детства был ему родным. В этом мире все слито воедино: труд, праздник, вера и быт - превращено в бытие, и все одухотворено и наполнено теплом и радостью жизни:
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
Вот пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Есенин, влюбленный в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы, чувствовал, как и крестьянин, живущий на земле, связан с этой землей, травой, березами кровными узами. И поэтому в его стихах, как и в древних песнях и бабушкиных сказках», у изб, деревьев, цвітів, лошадей, ветров - чуткие человеческие души.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины...
...Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень - рыжая кобыла - чешет гриву...
Удивительный по своей неожиданностью, свежестью взгляда и нежности одно из первых єсенінських стихов:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Деревья в него превращаются в зверей, а его звери - это «меньшие наши братья», у которых тоже свои думы и заботы, радости и страдания. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», кошка у окна ловит лапой луну, «по - байроновски»... собачонка встречает лаем у ворот». А как поражает его знаменитая «Песнь о собаке»:
...покатились глаза собачьи
золотыми звездами в снег.
Никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и сочувствием.
М. Горький сказал о нем: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемого «сумму полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего - заслуживает человек».
И когда Есенин говорит о родине, Руси, то кажется, что это все о том же - о «все живое», о скоротечности и радости жизни.
Образ родины, России складывается из мелких штрихов-черточек: «березовое молоко по равнине», «хаты - в ризах образа», дед «с берестяной клюкой» и святой Микола,«в лапоточках», российский край обходит, босяк-бродяга, что идет «проселочной дорогой, молясь на копны и стога».
Возможно, такая Русь кажется слишком благостной и покорной, но поэту дорог этот ее облик:
Если крикнет рать святая:
«Брось ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
В то же время Есенин, пристально вглядываясь в образ родной земли, все острее сознает ее заброшенность и забитость, и в стихах все отчетливей проступает грусть и смутная бурлацька тоска:
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду скитальцем и вором.
...А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Печаль, то светлая, умиротворенная, то мучительная, навсегда остался в его стихах о россии. Вся его поэзия стала признанием в любви к родине, нежной песней о ней.
В 1917 году в єсенінську поэзию врывается «ветер революции», и поэт приветствует его, приветствует новую Русь. Он ждал от революции осуществление мечты о «мужицкий рай», свободную, сытую, счастливую жизнь на земле. Но потом пришли страшные 1919-1920 годы.
В одном из писем Есенин писал: «Трогает меня... только грусть за милое родное звериное, что уходит, и незыблемая сила мертвого, механического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». Наглядным дорогим образом села, которое вымирает, стал для Есенина маленький «червоногриве жеребенок», которое задумало догнать поезд:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
За разорением деревенской «голубой Руси» Есенин увидел и почувствовал разрушение гармонии с природой, той почвы, из которой выросла вся национальная русская культура.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарей пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья - кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя плач.
Скоро, скоро часы деревянные
Прокричат мой двенадцатый час!
Он искренне пытался принять новую, советскую индустриальную Россию, винил себя в том, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел», был готов, «задрал штаны, бежать за комсомолом». Об этом маленькие поэмы «Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», «Русь советская». И все же поэт чувствует себя здесь уже чужим, ненужным, выброшенным из жизни:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Он никому не упрекал в своей трагедии, был готов все принять и простить, но стать поэтом «социалистических преобразований» просто не мог по своей сути:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам...
.. .У вас иная жизнь, у вас другой наверное,
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев...
И, уходя, он передал нам всю свою чистую, пронзительную, бесконечную любовь «стране березового ситца», свою необыкновенную искренность и человечность.