Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

АЛЕКСАНДР ОЛЕСЬ
План-конспект регионального урока украинской литературы "Печаль и радость Александра Олеся"

10 класс

Заремская,

студентка IV курса

филологического факультета

Глуховского ГПУ им. О. Довженко

Цель: помочь учащимся познать, раскрыть и осмыслить истоки творчества Александра Олеся, его место и значение в культурной жизни Сумщины, показать масштабы творчества художника, пробудить интерес учащихся к эмигрантской музы поэта-земляка; развивать умение воспринимать поэтическое слово, анализировать и оценивать его содержание и особенности формы, развивать логически верно устную речь учащихся, умение, сопоставлять и анализировать факты; воспитывать чувство гордости за родной край, стремление всегда держать в сердце любовь к родной земле.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: словари, сборники произведений О.Олеся, логическая схема "Концепт "счастье" в поэтическом творчестве О.Олеся", неполная таблица "Европейский и украинский символизм: общие и отличительные черты".

Эпиграф:

В объятиях с радостью журба. Одна летит, вторая спиня... И идет между ними борьба, И кто сильнее - не знаю я...

Александр Олесь

План урока

1. Актуализация опорных знаний

1.1. Слово учителя.

1.2. "Аукцион знаний".

1.3. Пресс-конференция на тему: "Ностальгия Александра Олеся".

1.4. Коллективная работа с таблицей "Европейский и украинский символизм: общие и отмене черты".

II. Сообщение темы, цели, мотивация учебной деятельности

2. 1. Слово учителя.

2. 2. Работа в тетрадях.

III. Повторение, обобщение, систематизация знаний

3.1. Выразительное чтение наизусть учеником стихотворения "Стою на крутом берегу". 3.2 Беседа по содержанию.

3.3. Вокальное исполнение поэзии "Чары ночи" и ее анализ.

3.4. Презентация проекта.

3.5. "Лучший исследователь".

IV. Итог урока

4.1. Работа с эпиграфом.

4.2. "Микрофон".

4.3. Слово учителя.

V. Домашнее задание

Ход урока И. Актуализация опорных знаний

1.1. Слово учителя.

Сумщина Древняя... и вечно молодая земля, овеянная легендами и славой. С глубокой древности здесь развивались письменность, литература, фольклор. С нашим краем неразрывно связаны имена таких выдающихся мастеров пера: Пантелеймон Кулиш - автор первого исторического романа "Черная рада", Павел Грабовский - поэт, духа которого не сломили ни тюрьмы, ни пожизненная ссылка в Сибирь, Остап Вишня - известный во всем мире"сміхотворець", Яков Мамонтов - верный сын родного живописного уголка Земли, Николай Хвылевой -тонкий мастер психологии человеческой души, Яков Щоголев - лирик, живописец родной природы - и много других.

Из этого края в необъятный и непостижимый мир литературы ушел и Александр Олесь - неутомимый поэт, сын своего народа, певец красоты и природы родного края. Именно его поэтическое творчество мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

1.2. "Аукцион знаний".

Мы убедились, что Сумщина богата именами выдающихся личностей, которые внесли весомый вклад в развитие украинской литературы. Предлагаю систему вопросов, которые предусматривают знания биографий писателей

- уроженцев Сумщины. Каждая правильная ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Так мы сможем определить "знатока культурного развития Сумщины".

1. Выдающийся деятель украинской истории культуры, писатель, публицист, критик, языковед, этнограф, фольклорист и переводчик родился в г. Воронеже на Сумщине? (Пантелеймон Александрович Кулиш.)

2. Где родился известный украинский поэт П. А. Грабовский? (В с. Пушкарному (ныне Грабовське) Краснопольского района в 1864 г.)

3. Украинский поэт XIX в. родился, провел детство, юношеские годы и окончил народное училище в Ахтырке? (Поэт Я.И. Щоголев.)

4. Назовите известного украинского писателя начала XX ст., уроженца Сумщины, для которого число 13 стало роковым. (М.Г. Хвылевый (настоящая фамилия Фитилев.)

5. Кого из наших писателей-земляков называют "юмористом" за его сатирически-юмористические произведения? (Известный чародей смеха Остап Вишня (П.М. Губенко).

6. Как с нашим краем связан жизненный и творческий путь Бориса Антоненко-Давидовича? (Настоящая фамилия Давыдов, родился 1899 г. в г. Ромнах в семь "и рабочего-железнодорожника).

7. Назовите украинского писателя, который родился в г. Конотопе. (Л.И. Смелянский.)

8. Украинский поэт XX в. родился в селе Чернеччині Ахтырского района? (Лауреат Государственной премии Украины Платон Воронько родился в 1913 г. в семье кузнеца.)

9. Где родился известный современный поэт и переводчик Д.Г. Белоус? (Ус. Курмани Недригайловского района в крестьянской семье.)

10. Известный украинский переводчик родился и провел детские годы в г. Кролевце? (Н.А. Лукаш-переводчик с 18 языков).

1.3. Пресс-конференция на тему: "Ностальгия Александра Олеся".

Первый "журналист". Уважаемый Александр Иванович, расскажите нам о самые памятные моменты детства. (Ученик в роли Александра Олеся).

Ответ. Наиболее мне запомнилось, когда летом я вместе с сестрами гостил у дедушки по матери Василия Пархомовича Грищенко в Верхосуллі. Это было имение мужа известной украинской художницы Марии Башкирцевой, которая большую часть своей жизни проводила за границей. Дедушка рассказывал, что она жила в Париже, училась живописи в Г. Флери в частной Академии Юлиана и в Бы. Лепажа. Мой дедушка, бывший крепостной графа Толстого, вел все дела в имении и только пересылал обладательницы деньги за границу. Здесь, в гостях у дедушки, я наслаждался прекрасной природой и пробовал писать свои первые стихи.

Второй "журналист". Расскажите, пожалуйста, Александр Иванович, о причины, которые заставили Вас покинуть Украину?

Ответ. Откровенно говоря, я не имел намерения выезжать за границу навсегда. Сложность гражданской войны в Украине, кровопролития, большая трагедия народа посеяли в моей душе горькое уныние. В январе 1919 года я со своим другом Константином Хороманським, пианистом и композитором, собирались поехать в гости к сестре Марии, но дойти до Бессарабки, где она жила, было невозможно из-за взрывов снарядов и пулеметную стрельбу. От одного из таких взрывов погиб и Константин. Еще одна горка событие, которое заставило меня покинуть Украину, - расстрел петлюровцами брата моей жены.

Третий "журналист". Что задержало Ваше возвращение на Родину? Или мучили Вас угрызения совести?

Ответ. В первые годы пребывания за границей я занимался общественной работой и издательской делом. Страшные известия, поступавшие из Украины голод, репрессии, расправы над государственными и политическими деятелями, не давали возможности вернуться на родную землю.

Конечно, совесть терзала мою душу, даже навеяло такие строки:

/ я слышу упреки:

"Ты словно предатель бросил нас

И счастье собственного ушел искать в просторы

В такой страшный, проклятый..."

Учитель. Спасибо нашему писателю Действительно, Александр Олесь всегда жил Украиной, до последних дней считал себя ее сыном и мечтал о возвращении на землю предков.

1.4. Коллективная работа над таблицей "Европейский и украинский символизм: общие и отличительные черты".

На предыдущем уроке мы с вами узнали, что Александр Олесь - выдающийся поэт-символист. Кроме того, для более глубокого понимания внутреннего содержания его стихов мы определяли черты литературного направления - символизма и сравнивали его развитие в европейской и украинской литературах. Для того, чтобы актуализировать ваши знания, я предлагаю заполнить неполную таблицу. Вы видите, что в рубрике "Общие черты" заполнена левая колонка, а в рубрике "Отличительные черты" - левая колонка таблицы. Пользуясь приобретенными знаниями, "відреставруйте" таблицу (неполная таблица раздается каждому ученику).

Ранний европейский символизм

Украинский символизм

Общие черты:

Углубление во внутренний мир человека

Осмысление вечных символов и образов

Обращение к вечным философским проблемам

Творческий intuitionism

Музыкальная стихия поэзии, особый лиризм

Основной художественный прием - символ (слово - знак, намек, загадка)

Развитие жанров и выразительных возможностей поэзии (верлибр)

Углубление во внутренний мир человека

Философичность

Творческий intuitionism

Музыкальная стихия поэзии, особый лиризм

Основной художественный прием - символ (слово - знак, намек, загадка)

Отличительные черты:

В основе - "философия жизни" Ф. Ницше

Аполитичность

Возражения реалистической эстетики, опора на романтизм

Использование символов мифологического и литературного происхождения

Мифотворчество

Преобладает пессимистический настрой

Опора на "философию жизни" и на "философию сердца" Г. Сковороды

Гражданский пафос

Возражения народнической эстетики, отход от сельской тематики

Использование символов фольклорного и литературного происхождения

Слияние неоромантической символистского мироощущения и стиля письма

Оптимистичные и пессимистичные настроения

Развитие национальной культурной традиции

II. Сообщение темы, цели, мотивация учебной деятельности

2.1. Слово учителя.

Сегодня мы снова перевернем страницы произведений нашего выдающегося земляка, погрузимся в его поэтический мир, выясним, какое содержание Александр Олесь вкладывает в понятие "счастье", "радость", "печаль". Попробуем понять, каким образом эти понятия переплетаются в его творчестве.

2.2. Работа в тетрадях.

Тема нашего урока: "Печаль и радость Александра Олеся". Перепишите эпиграф. Подумайте, можно эти строки считать ключевыми в понимании творчества поэта-земляка?

III. Повторение, обобщение, систематизация знаний

3.1. Выразительное чтение наизусть учеником стихотворения

"Стою на берегу крутому".

Стою на берегу крутом,

Смотрю на половодье весеннюю...

Братья мои на белых льдах

Летят в счастливую сторону.

На синим фоне хоругви имеют,

Словно крылья птиц золотых,

Брать за горизонтом исчезают,

И тихо гаснет песня их.

Стою один, чужой, одинокий,

Плету венки из своих сказок...

До краев полный бокал злотний;

Не выпью - я изолью на песок.

3.2. Беседа по содержанию стихотворения.

- Определите тему и идею этой поэзии? Как вы считаете, можно ли ее отнести к так называемому "эмигрантского цикла"? Ответ обоснуйте. (Тема: Изображения тоски за родным краем. Идея: воспевание сыновней любви и верности родному народу. Поэзию, в соответствии с идейно-тематического содержания, можно отнести к "эмигрантской музы".)

- При помощи каких образных средств изображено родную сторону. Назовите их. Почему, по вашему мнению, у писателя Родина ассоциируется со "счастливой стороной"? (Поэт использует эпитет "счастливая сторона ", вспоминая свой родной край, потому что для него Родина - это большое счастье. Мы знаем, что до последних дней он мечтал о возвращение в родную, "счастливую" сторону.)

- Встречаются ли в стихотворении символы, которые указывают нам на то, что речь идет об Украине? Назовите их. С какой целью автор их использует? (Поэт говорит о хоругви, имеющих на синим фоне. Нам известно, что хоругви - один из символов украинского казачества. Не случайно выбран и синий цвет - один из цветов флага украинского народа. Поэт знает, что нет такого синего и чистого неба, которую родной Украине.)

3.3. Вокальное исполнение поэзии "Чары ночи" и ее анализ .

Александр Олесь - один из самых талантливых певцов любви, страсти, радости от земной любви влюбленного человека. Его стихотворение "Чары ночи" стал одной из самых любимых в народе песен "Смеются, плачут соловьи".

- Как сказано в поэзии о преходящесть человеческого жизнь? Согласны ли вы с поэтом?

("Гори1. Жизнь - единственный момент, Для смерти же-целая вечность". Действительно, наша жизнь пролетает как один миг. За ежедневными заботами мы не успеваем считать не то что дни, а целые месяца. Надо делать все, чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить по себе хорошую память потомкам.)

- Почему весной не только люди, но и все живое в при роде жаждет любви? Найдите строки из стихотворения, которые подтверждают вашу ответ. (Весна - время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Люди, очарованные красотой обновленной природы, стремятся петь, любить и жить, влив "свой струю жизни в шумящее море".)

Посмотри, вся земля дрожит

В пылких объятиях ночи,

Письмо цветке рвійно шелестит,

Траве ручей воркоче.

Отразились звезды в воде,

Летят к облакам туманы...

Здесь льются ароматы густые,

Там гнутся ивы пьяны.

- Какой прием использован в поэзии? Зачитайте строки, которые бы подтвердили ваше мнение.(В поэзии использован прием обрамление. Это иллюстрируется такой строфой, вложенным в начале и в конце поэзии):

Смеются, плачут соловьи

И бьют песнями в грудь:

"Целуй, целуй, целуй ее,

- Вновь молодость не будет!"

- Как вы считаете, с какой целью автор использует этот прием? (На наш взгляд, поэт подчеркивает, что даже природа хочет помочь влюбленным. Соловьи предупреждают, что молодость у человека бывает лишь раз, так же, как и раз бывает настоящая любовь, поэтому нужно ловить каждую мгновение, наслаждаться минута мы счастье с любимым.)

3.4. Презентация проекта.

Предлагаю сейчас представить результаты работы над проектом. Начнем с задания, которое предусматривало работу со словарями. Напомню, что вы должны были выписать определения категории "счастье" из разных словарей. Первый этап презентации мы так и назовем: "Не бойтесь заглядывать в словарь" (см. приложения к уроку).

Итак, поблагодарим четырем ученикам, которые помогли нам понять, что такое счастье (см. приложения к урока).

3.5. "Лучший исследователь".

Работа над проектом предусматривала исследование поэтического наследия Александра Олеся для того, чтобы показать, как категория "счастье" выражается в его произведениях с помощью различных смысловых лексем, словосочетаний, семантических оттенков, синонимов и других средств выразительность художественной речи (см. приложения к уроку).

Выражения концепта "счастье" в поэтическом наследии Александра Олеся

IV. Итог урока

4.1. Работа с эпиграфом.

- Как вы считаете, можно утверждать, что мотивы радости и печали являются ведущими в творчестве поэта? Ответ обоснуйте.

- Почему, на ваш взгляд, лирический герой затрудняется ответить, какое из чувств сильнее и сложнее?

- Или можно говорить, что в жизни человека так же "В объятиях с радостью журба" Докажите свою точку зрения.

4.2. "Микрофон".

Мы имели возможность наблюдать, как с помощью художественных средств, использования различных языковых структур Александр Олесь отразил категорию "счастье" и показал разнообразие ее воплощение. Теперь проведем своеобразную игру. Я начинаю предложение, а вы продолжаете:

- "Я счастлив, когда...".

- "Счастье народа - это...".

- "У счастья человеческого два равных есть крылья...".

4.3. Слово учителя.

Светлый образ Александра Олеся предстает перед нами сквозь дымку лет каждый раз, когда мы касаемся струн его души - поэтических строк, окрашенных красными и черными цветами, где тесно переплетаются грусть и радость, счастье и горе, любовь и разлука. Проникновенные искренние глаза поэта, кажется, заглядывают каждому читателю в саму душу, зовут к гармонии, красоты и нежности.

"Величайшим из ныне живущих поэтов на Украине" называл его в 20-е годы Михаил Грушевский. Талант поэта вобрал в себя могучий творческий дух украинского народа, его слова наполнены благоуханием трав и соловьиными песнями родной Сумщины. Мы гордимся, что с этого края, из родительского гнездышка, что на Білопільщині, вылетел такой мощный птица - выдающийся поэт, который пронес в своем сердце сквозь всю жизнь несокрушимую и непокоренную любовь к Родине.

V. Домашнее задание и подготовка к его выполнению

1. Попытаться составить собственное стихотворение, взяв смысловым ядром одну из лексем, что формирует логическую схему, предложенную в ходе урока.

2. Проработать поэзии из цикла "Княжа Украина". Подобрать небольшие исторические справки об исторических личностях, изображены в стихах Книги VIII.

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Урок предусматривает реализацию проектной технологии, поэтому ученикам дается опережающее задание: выполнить систему работы, предусмотренную проектом по теме: "Отражение концепта "счастье" в поэтическом творчестве Александра Олеся".

Паспорт проекта

1. Проблема проекта: осуществление идейно-тематического и лингвистического анализа поэтического наследия О.Олеся.

2. Тема проекта: "Отражение концепта "счастье" в поэтическом творчестве Александра Олеся".

3. Актуальность: концепт "счастье" аккумулирует в себе как языковое отражение картины мира , так и систему моральных и духовных ценностей украинского народа. Счастье - одна из извечных тем не только украинского народа, но и мировой общественности.

4. Значимость на уровне школы и социума: работа над проектом способствует углублению знаний учащихся о синонимах и их виды на основе анализа семантических оттенков общего понятия "счастье", о существующие средства, используемые для выразительность языка; развивает творческие способности, познавательную самостоятельность учащихся, коммуникативно-речевые умения и навыки; воспитывает уважение к духовному наследию украинского народа.

5. Цель и задачи проекта: углубить знания учащихся о художественные средства и их роль в поэтическом тексте; раскрыть глубинность содержания и разнообразие проявлений концепта "счастье" в художественном слове поэта-земляка; обогатить словарь учащихся; совершенствовать умение работать со словарями (толковый, синонимов, из этики, философский энциклопедический); развивать творческие способности, умение анализировать и делать выводы; развивать исследовательские умения и навыки, познавательную самостоятельность учащихся; воспитывать любовь к родному слову в процессе исследования произведений родной литературы, уважение к украинскому народу, желание знать его культуру.

6. Вопросы проекта:

1) установить значение использования художественных средств для изображения концепта "счастье" в произведениях О.Олеся;

2) исследовать цели использования художественных средств языка;

3) провести межпредметные связи с народоведением, подобрав пословицы и поговорки о счастье;

4) научиться различать семантические оттенки общего понятия;

5)развивать исследовательские умения и навыки с помощью индивидуальных заданий и самостоятельной работы учащихся в процессе реализации проекта;

6) научиться презентовать и защищать свои проектные работы.

7. Продолжительность проекта: кратковременный.

8. Групповой проект.

9. Возраст участников проекта: 10 класс (15 лет).

10. Вид контактирования между участниками: внутрішньокласний.

11. По виду доминирующей деятельности учащихся проект исследовательско-творческий.

12. Руководитель проекта: учитель украинского литературы.

13. Консультант (ы) проекта: учитель украинского языка и литературы, этики, зарубежной литературы.

14.Комплексність и характер контактов: міжпредметний проект.

15. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по теме проекта: русский язык и литература.

16.Навчальні дисциплины, близкие к теме проекта: зарубежная литература, этика, иностранный речь.

17. Заказчик проекта: учитель.

18. Необходимое оборудование: словари (по этике, толковый философский энциклопедический и др.), аудиозаписи, логические схемы.

19. Продукт проектной деятельности: проектная работа по теме.

20. Форма презентации проекта: доклад о выполненную работа на заседании литературного кружка.

21. Возможные формы и критерии оценки проектной деятельности: оценки, что соответствует требованиям, помещенным в программах с украинской литературы.

Ориентировочные результаты работы учащихся над проектом (до первого этапа презентации: "Не бойтесь заглядывать в словарь...")

Ученик: Как указано в словарь русского языка С. И. Ожєгова, счастья - 1. Чувство и состояние полного, высшего задоволення.2. Успех, удача.Учень: Счастье - это не идеальное состояние удовлетворение существующим, а, наоборот, постоянное стремление к лучшему будущему и преодоление препятствий на пути к нему, полное развитие и использование своих способностей в осознанной деятельности, которые подчиняются достижению общей цели (Философский энциклопедический словарь).

Ученик: Счастье - переживание полноты бытия, связанное с самореализацией.

Первичное значение слова счастье - удача, счастливая судьба, в дальнейшем расширялось - эвдемония стала обозначать способность к переживанию, ощущение счастья, в отличие от евтихії, которая обозначала благоприятность условий и благосхильність судьбы. Счастье оказалось одним из принципов античного мировосприятия и ряда ученых нового времени (ср. эвдемонизм, епікуреїзм).

Ученик: Словарь по этике дает такое определение: счастье - как и мечта, является чувственно-эмоциональной формой идеала, но, в отличие от них, обозначает не стремление личности, а реализацию этих стремлений. Понятие счастья выражает представление о том, каким должно быть жизнь человека, что именно является для него блаженством.

Ученик: Интерпретация понятие Борисом Гринченко, зафиксированная в словаре украинского языка: счастье - 1. Состояние полного удовлетворения жизнью, чувство глубокого довольства и безграничной радости, которые испытывает кто-либо. // Внешнее проявление этого чувства. // Радость от общения с кем-нибудь близким, любимым.

2. Достижения, успех, удача.

Считать за счастье - быть счастливым что-либо сделать, принять участие в чем-то.

Выпало счастье - повезло в каком-то деле, появилась возможность принять участие в чем-то.

Иметь счастье - быть, чувствовать себя счастливым.

Попытать счастья - пытаться что-либо сделать, рассчитывать на успех.

3. Судьба, везение. // Благополучие, счастливое жизни.

Ориентировочные результаты работы учащихся,

предусматривала исследования поэтического

активе Александра Олеся

Весь Божий мир сміявсь, радовался...

Радовалось солнце, нивы, луки...

И я не вынес счастье-муки,

И зазвенели в сердце звуки,

И розітнувсь мой первый пение [с. 52].

Все радуется, живет и поет вокруг,

Будто дышат луга и нивы,

И в ручьи вращаются белые снега,

И воркуют, как голуби сизые [с. 81].

Волной счастья залита,

Бедная девушка упала в обморок...

Спит она тяжело, а волна ее заливает,

До краев переполняет счастьем существо,

Льется и льется,

Плещет и плещет.

Хочется девушке вселенную обнять,

Счастьем все напоить [с. 183].

Время горения... затемно.

0, какой прекрасный время!

Криком счастья и страдания

Украина зовет нас [с. 269].

Стою на берегу крутом,

Смотрю на половодье весеннюю...

Братья мои на белых льдах

Летят в счастливую сторону [с. 272].

Зашумела стая пеной на волнах,

Зашумели ветром... еще раз! И - прощай!..

И летела легко, словно белое облако,

И кричала с неба о счастливый край. [с. 273].

Ориентировочные результаты интеграции с народоведением

Пословицы и поговорки о счастье

1. Кто хорошо работает, тому и везет.

2. Счастье и труд рядом идут.

3. Честь девичью счастье бережет.

4. Уродися не красным, но счастливым.

5. Хоть не красивый,но счастливый.

6. Кто красивый, тот счастлив.

7. Где любовь, там и счастье.

8. Любовь убегает, когда счастья нет.

9. С доброй женой горе не горе, а счастье вдвое.

10. Красивая женщина, красивые дети - только жить и радоваться.

11. Счастье, у кого женщина - Настя, а у кого Аграфена, то горя час.

12. Кто женщину хорошую имеет, тот лишь счастье знает.

13. Дети - самая большая радость в мире.

14. Дети - радость, дети и горе.

15. Малые детишки - что ясные звездочки: и светят, и радуют в темную ніченьку.

16. Нет смерти без причины, нет счастья без ребенка.

17. Один ребенок - не ребенок, а много детей - радость.

18. Счастливый час, когда заспить ужин ребенок.

19. Не родись красивая, а родись щасная.

20. Уродился под счастливой звездой.

21. У кого семь дочерей, то и счастья всем, а в меня одна, да и счастья нет.

22. Семь сыновей готовлю, всем и счастья готовлю.

23. Как сын родится, то и стены радуются.

24. Где одинец - дому конец, где семь - счастье всем.

25. Где одинец, там скоту конец, а где семь, там счастье всем.

26. Радуйся мать, идет невестка в дом, добра робуха, а не цокотуха.

27. Жизнь коротковат для счастья, а затянувшийся на терпение.

28. Молодость бурливая, старость счастливая.

29. Без здоровья нет счастья.

30. Здоровый нищий счастливее больного богача.

31. Самое большое счастье в жизни - здоровье.

32. Из счастья и горя скувалася судьба.

33. Всякий своего счастья кузнец.

34. Счастье без ума - сумка дырявая.

35. Счастье ум одбирає, а несчастье возвращает.

36. Счастье с несчастьем на одних санях ездят.

37. Кто горя не видал, тот и счастья не испытывает.

38. Кто рано встает, тому счастье есть.

39. Бог не без милости, казак не без счастья.

40. Пока счастье плужит, пока приятель служит.

41. В счастье не без врага.

42. От счастья не умирают.

43. К счастью всяческое имей сердце однаке.

44. Счастья ему с рук вылетело, как птица с сити.

45. Не родись в платьице, а родись в щастячку.

46. Не родись богат и красив, а родись при судьбе и счастлив.

47. С счастьем и по грибы ходит, с счастьем и рыбу бродит, а без счастья нет по п :

48. Кому счастье, поэтому и петух несется.

49. Счастливый, в рубашке родился

50. Пархоме, в счастье не брикай: как более нет, тот так пусть.

51. Кто много желает, тот счастливым не бывает.

52. Счастье, как и горе, - точит слезы.

53. Кто добрый человек проходит тот счастья не имеет.

54. Счастье, как черти, кого нападет, не скоро покинет.

55. Счастье не курица, решетом не накроешь.

56. Счастье имеет ноги, беда имеет рога,

57. Как счастье прибудет, найдут сами люди.

58. Кому легко на сердце, весь мир смеется.

59. Кому счастье, поэтому и судьба.

60. Только несчастливые счастья ищут.

61. Счастье скоро покидает, а надежда - никогда.

62. Рады люди мира, как пчелы цвета.

Список использованных источников

1. Гринченко Б. Словарь украинского языка. - Т. IV. - К., 1996.- 566 с.

2. О. Олесь. Произведения: В 2 т/ Сост., авт. передм. И примеч. Р.П. Радишевский. - К.: Днепр, 1990. Т.1.: Поэтические произведения. Лирика. Вне сборников. Из неопубликованного. Сатира. -959 с.

3. Пометун А.И. и др. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Наук.-метод, пособие/ под ред. А.И. Пометун. - К.: Вид-воА.С.К., 2004. - 192. с.

4. Словарь по зтике. М., 1983.

5. Философская знциклопедия. - Т. 5. - М., 1970. - 740с.

6. Философский знциклопедический словарь. - М., 1989.-815 с.

7. Писатели Сумщины: Библиографический справочник/Сост. Столбін А.П. - Суммы: Казацкий вал, 1999.

8. Связи писателей с Сумщиной: библиографический указатель. -Суммы, 1990.

9. Власенко О. Александр Олесь и Сумщина. // Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2005. - № 6. -С. 46-52.

10. Оксененко Г. Его Ностальгия. //Русский язык и литер, в средних школах, гимназиях, лицеях и коллегиумах. - 2002. - №3. -С. 129-134.

11. Ленская Н. Печаль и радость Александра Олеся.// Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2002. - № 2. - С. 32-39.