Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Роман Федорив

Рецепция образа учителя Северина Гайдаша по роману "Иерусалим на горах" Г. Федорива

"Кузнец, что выковывает души"

О. Еременко,

кандидат филологических наук

Суммы

Историко-философский роман "Иерусалим на горах", за который Г. Федоров был удостоен Национальной премии Украины им. Т. Шевченко, - это масштабная, создана талантливым мастером чудо-фреска, где переплелись искалеченные судьбы человеческие, из которых и складывалась история нашего многострадального, но не уничтоженного народа.

Спикерами этико-философской концепции автора выступают переменные рассказчики: искусствовед-реставратор Василий Бережан, самоучка-фольклорист Даниил Вербень, поэт и хранитель церкви Святого Духа Павел Ключарев, сельский профессор Северин Гайдаш. Автор, так сказать, "размножается", поскольку каждый из них от первого лица рассказывает собственную жизненную историю и одновременно дополняет, обогащает палитру национального бытия.

Роман "Иерусалим на горах" привлек внимание литературоведов О. Масляник, Т. Салига, Бы. Сидоренко, Г. Пагутяк, которые, в основном, сосредотачивались на его морально-этической проблематике. Жанровую и индивидуально-стилевую специфику романа рассматривали О. Еременко и Н. Сахно. Сквозь призму часопросторового континуума пыталась проанализировать писательскую концепцию национального бытия автор этой статьи. Однако никто из исследователей не акцентировал на специфике художественного моделирования образа настоящего учителя-эрудита Северина Гайдаша, в котором воплощено глубокую человечность, высокое эстетическое чутье, благородство действий и помыслов. Хотя бы частичное устранение этого пробела и является целью настоящего исследования.

Чтобы реализовать цель, необходимо решить такие задачи:

- выяснить, какие факторы имели решающее влияние на формирование жизненных ориентиров Северина Гайдаша;

- проследить эволюцию его духовного мира;

- рассмотреть образ в таких ипостасях: учитель - отец - муж - патриот.

Учитель всегда на виду, особенно - в селе. Северин Петрович Гайдаш, которого крестьяне добро и уважительно называли "папой", провчителював в Горопахах около сорока лит. Строгий и сдержанный, милосердный и справедливый, он каждым словом и поступком удостоверял любовь и уважение к людям, "учил не только детей в школе, но и целое село" [3, 13]: возглавлял "Просвета", сельский хор, избу-читальню, закладывал детсад, кооперативную лавку, помогал хозяевам мудрым советом, мирил недругов-соседей, а в период фашистской оккупации спасал ребят от каторги в Германии.

Бывают времена, когда творить добро особенно трудно. Но "апостол Горопах" (так называли учителя односельчане) всегда становился на защиту обиженного, несмотря на политические обстоятельства и опасности, что подстерегала на него и его семью. Северин Петрович выработал собственную "прагматичную религию добродетели", весьма рациональную и взвешенную, он был убежден, что "жестокость порождает жестокость" и так же, как и добро бумерангом возвращается к его інспіратора. "Нельзя творить Добро через Зло. - говорит учитель проводнику службы безопасности Опрышка. - ...Не стоит ожидать импульса, а надо действовать... каждый день и каждый час, делать все, что в твоих силах, что можешь сделать сегодня. Сделано, не стесняясь, записывай на свое конто. И чем длиннее твой счет, чем грубее, чем книжка твоих доброчинств - тем больше будешь уважать себя и будешь уважаемый среди людей" [3, с. 328-329].

В Галиции 30-х годов прошлого века "суетились десятки партий, объединений, групп" [3, 13], убеждали в святости своих убеждений и правоте политических идеалов. Но Гайдаш постоянно подчеркивал, что "политикой не играет". "Я стою посреди земли, посреди Украины и посреди людей, вот это и есть моя политика!" [С, 313], - говорил он. Учитель считает, что святая цель жизнь - служить человеку. Эти слова вели по жизни его учеников, они стали путеводной звездой и для реставратора иконы в церкви Святого Духа, бывшего школьника, Василия Бережана, который "научился мыслить кистью". Именно он в "застегнутом на все пуговицы" [3, 14] народному учителю сумел "подсмотреть" его "мягкую, искреннюю, а то скулену в безнадежности" [3, 14] душу.

Талантливый художник, длительное время рисуя своего учителя, упорно пытался проникнуть в неизведанные тайны его духовного мира, приоткрыть его глубины и показать односельчанам, что Гайдаш "под никакими камнями... не согнется, не викривиться его позвоночник и не станет горбатой его душа" [3, 14]. Уставший жизнью, надломлений депортацией в Сибирь, зрозпачений смертью сына и жены, учитель просит художника "дорисовать", что душа его страдает и плачет.

Необычной раной в отцовском сердце стала смерть сына. Роман был единственным из шести детей Гайдаша, который избежал смерти в малолетстве. Он был гордостью и радостью родителей, успешно окончил Бистричанську гимназию, учился во Львовском университете, где "заразился большевизмом" [3, 265]. Во время фашистской оккупации стал членом коммунистической подпольной "Народной гвардии", что впоследствии убрала имя и. Франко. Северин Петрович, не веря в большевистский рай, горько плакал над судьбой Романа, но собственных мнений не навязывал, только просил сына хорошо взвесить, идеалы, которые он обожает, действительно честные и человечные?

Фашисты взяли Романа в поезде - и сгинул его следует в задымленном Майданеке. А несчастному отцу упрекали сыном-коммунистом. Старая, поседевшая Тимчиха, муж которой был Северином Петровичем, уезжая на высылку в Сибирь, кричала: "... твой Романко привел на нашу землю орду" [3, 270]. Оуновец Опрышко, которого боялись энкаведисты, "прыжки" и активисты советской власти, тоже упрекнул Гайдашеві сыном, который поверил в "всесильные идеи коммунизма". С горечью в сердце старый профессор в ответ обронил: "Мой сын - моя трагедия, но, поверьте, и он желал добра своему народу" [3, 326 - 327].

Привлекает мастерски созданный автором образ ^ хрупкой и благородной жены Гайдаша - Ирины, которая лечила людей травами и добрыми словами, была первой помощницей и советчицей мужа. Смерть Ирины часто проявлялась в памяти учителя. Гайдашів, как и тысячи их земляков-галичан, было депортировано. С сентября по декабрь ехали "в телячьем" вагоне, куда натоптали душ сорок"; донимал холод, "кормили бурдой из свеклы и капусты или гнилыми селедкой, чтобы до всех мук добавить круглосуточную жажду" [3, 273], естественные человеческие потребности приходилось справлять прилюдно... Каждый день умирали дети, люди преклонного возраста, а - потом - наиболее истощены. Ночью во сне умерла Ирина... Гайдаш жалел, что его обошла смерть, удалось бежать в сибирские снега... И каждый раз проявлялась в его памяти газетная фотография, на которой "по тысячным похоронным походом дибала, опираясь на палку, одна-единственная, сгорбленная, с поникшей головой старая женщина, образ которой в воображении Гайдаша ассоциировался с образом обездоленной Украины. По ночам, когда учителю не спалось, он вспоминал смерть Ирины и миг своего бегства: проплывал последний вагон, а за ним ковыляла женщина с древней фотографии, "немощная, старая, задибала в глубины большевистского рая, в белую безголосу пустыню" [3, 274]. Стрівшись с ней глазами, старый профессор узнал свою жену. Любимая женщина и Украина слились в единый обобщающий емкий образ, что печалить, мучается болью и жгучим воспоминанием душу старого учителя, которому и "Сибирь хребет не сломал" [3, 250].

Образ сельского профессора подан автором в развитии. Постепенно, шаг за шагом, убеждается он в фальшивости большевистской власти. Гайдаш осознает, какое бедствие пришло на западноукраинские земли с большевиками. Бессонными ночами тревожат учителеву душу тяжкие боли: отречение от церкви и духовности, воровская зараза, многочисленные репрессии и убийства, потеря народной песни и надругательство над резным распятием Христа. А еще болит ему ограблена церковь, пустая изба-читальня, болит, больше пьяниц, болит сплошная ложь...

Журналисту Ґонтарю, впоследствии, поняв ошибочность собственных убеждений, застрелился, Гайдаш откровенно заявляет: "Ваша советская власть... - цесаранча, которую виплодив и наслал на нас Сталин. Еще до него был Ленин. Саранча вижерла Россию и Украину - пустыня черная и страшная. Нет в вашей власти ничего ни человеческого, ни святого" [3, 311].

Вернувшись из Сибири, Гайдаш отстранился от людей, затаив на них обиду за то, что не отстояли, не защитили... Автор глубоко проникает в психологию своего героя, воспроизводит изменения в его характере и мировоззрении. "Я менялся: четыре года поэтому с меня пирскала, мол езжай, лютая злоба, которая сменилась иронией и презрением до мира, потом на меня напал сумм, потом подкралась одиночество, потом - отчаяние, что граничил с безумием, потом ты уловил в моей душе какой-то светлый оптимистический трагизм" [3, 317], - открывает Гайдаш художнику Василию Бережану палитру собственных переживаний.

О времена, художественно воспроизведены в романе "Иерусалим на горах", справедливо отмечал Б.Степанишин: "...большевистские комиссары от образования превратили учителя в бездумного исполнителя соціологізованих учебных программ и политизированных прокоммунистических воспитательных мероприятий" [1, 50]. А точнее - пытались превратить ... Не сумели. Потому что в памяти благодарных учеников живет настоящий Учитель.

С нетерпением ждали школьники его уроков, потому что учитель-волхв рассказывал увлеченно, интересно и понятно, потому очаровывал их книгами, помогал познавать еще не звідане. Учителей-предметников на селе не хватало, поэтому директор преподавал историю, естествознание, географию и даже пение, потому что умел хорошо играть на скрипке. Его уроки были священнодействием. Через три десятилетия вспоминать Василий Бережан, как, рассказывая о гайдаматчине, принес Северин Петрович деревянное распятие Христа, на лице которого отразились земные страдания односельчан; своеобразным примером служили черепки с трипольской давности, хорошо сохранившаяся древняя кирпич - "плинфа", "писаная" гуцульская миска... Каждый из учеников тайно мечтал, что когда профессор Северин пригласит его домой, "в царство книг на самодельных полках, ими были заставлены стены покою" [3, 11]. В вчителевій библиотеке можно было брать и читать любую книгу по душе, и дети стремились "набраться от книг какого-то очарования, магии" [3, 11]. Гайдаш завораживал их книгами, поощрял искать глубин, учил искать в книжках правды. Он лелеял в своих питомцах самостоятельность, умение думать и анализировать, учит сопереживать, а главное - любить Украину.

С глубокой благодарностью упоминается, вероятно, каждому свой Учитель. Самый дорогой моему сердцу - Гаврилов Филипп Трофимович, отличник народного образования, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедры украинской литературы, затем декан филологического факультета Сумского государственного педагогического института им. А. С. Макаренко. В его рабочем кабинете, заставленном книгами, царил особый покой, доверие и искренность... Здесь (в семидесятые годы!) любимцы-студенты имели возможность прочитать произведения в. Пидмогильного, Г.Косин-ки, В.Підпалого... Добрые, порой лукаво-иронические глаза, кажется, заглядывали в душу и видели ее до самого донышка, умели поддержать в жизненных неурядицах, дать добрый совет.

А потом был еще один незабвенный Учитель учителей - Петр Афанасьевич Хропко, под мудрым руководством которого состоялась защита кандидатской диссертации. Известный ученый-литературовед, заслуженный деятель науки и техники Украины, действительный член Академии педагогических наук, доктор филологических наук, профессор, долгое время заведовал кафедрой украинской литературы Национального педагогического университета им. М.Драго-манова. Свято храню в своей библиотеке книги дорогих учителей с дарственными надписями, от которых веет добротой и теплотой упоминанием... о них слова автора "Иерусалим на горах", вложенные в уста старого учителя: "Я учил детей поклоняться талантам... а еще учил, что ничего на свете не пропадает: ни зло, ни добро, ни красота [С, 46]. Счастлив ученик, который имел таких Учителей!

И всплывают в памяти строки из "Думы об учителе" Драча:

Нет лихішої работы, чем учительская.

Нет виснажливішої работы,

Где нервы сгорают, словно хворост сухой,

Где сердце рвется в клекоті и чаде,

Но нет счастливей судьбы,

Когда Человек с рук твоих, Человек,

Идет в мир, - на каплю мир людніє [ 1, 75].

Литература

1. Драч И. Драматические поэмы. - К.: Днепр, 1982. - 284 с.

2. Степанишин Б. Дума о школе: Литературное образование и эстетическое воспитание учащихся 5-12 классов общеобразовательной школы. - Ровно: "Формат - А", 2004. - 248 с.

3. Федорив Р. Иерусалим на горах: Роман. - Львов: Красная калина, 1993.- 501 с.