"Кузнец, что выковывает души"
О. Еременко,
кандидат филологических
наук
Суммы
Историко-философский
роман "Иерусалим на горах", за который Г. Федоров был удостоен
Национальной премии Украины им. Т. Шевченко, - это масштабная, создана
талантливым мастером чудо-фреска, где переплелись искалеченные судьбы человеческие, из которых
и складывалась история нашего многострадального, но не уничтоженного народа.
Спикерами
этико-философской концепции автора выступают переменные рассказчики:
искусствовед-реставратор Василий Бережан, самоучка-фольклорист Даниил
Вербень, поэт и хранитель церкви Святого Духа Павел Ключарев, сельский профессор
Северин Гайдаш. Автор, так сказать, "размножается", поскольку каждый
из них от первого лица рассказывает собственную жизненную историю и одновременно дополняет,
обогащает палитру национального бытия.
Роман "Иерусалим
на горах" привлек внимание литературоведов О. Масляник, Т. Салига, Бы.
Сидоренко, Г. Пагутяк, которые, в основном, сосредотачивались на его
морально-этической проблематике. Жанровую и индивидуально-стилевую специфику
романа рассматривали О. Еременко и Н. Сахно. Сквозь призму часопросторового
континуума пыталась проанализировать писательскую концепцию национального
бытия автор этой статьи. Однако никто из исследователей не акцентировал на специфике
художественного моделирования образа настоящего учителя-эрудита Северина Гайдаша, в
котором воплощено глубокую человечность, высокое эстетическое чутье, благородство действий и
помыслов. Хотя бы частичное устранение этого пробела и является целью настоящего исследования.
Чтобы реализовать цель,
необходимо решить такие задачи:
- выяснить, какие факторы имели решающее
влияние на формирование жизненных ориентиров Северина Гайдаша;
- проследить эволюцию его духовного
мира;
- рассмотреть образ в таких ипостасях:
учитель - отец - муж - патриот.
Учитель всегда на
виду, особенно - в селе. Северин Петрович Гайдаш, которого крестьяне добро и
уважительно называли "папой", провчителював в Горопахах около сорока
лит. Строгий и сдержанный, милосердный и справедливый, он каждым словом и
поступком удостоверял любовь и уважение к людям, "учил не только детей в
школе, но и целое село" [3, 13]: возглавлял "Просвета", сельский
хор, избу-читальню, закладывал детсад, кооперативную лавку, помогал
хозяевам мудрым советом, мирил недругов-соседей, а в период фашистской
оккупации спасал ребят от каторги в Германии.
Бывают времена, когда
творить добро особенно трудно. Но "апостол Горопах" (так называли
учителя односельчане) всегда становился на защиту обиженного, несмотря на
политические обстоятельства и опасности, что подстерегала на него и его семью. Северин
Петрович выработал собственную "прагматичную религию добродетели", весьма
рациональную и взвешенную, он был убежден, что "жестокость порождает
жестокость" и так же, как и добро бумерангом возвращается к его інспіратора.
"Нельзя творить Добро через Зло. - говорит учитель проводнику службы
безопасности Опрышка. - ...Не стоит ожидать импульса, а надо действовать... каждый день и
каждый час, делать все, что в твоих силах, что можешь сделать сегодня. Сделано, не
стесняясь, записывай на свое конто. И чем длиннее твой счет, чем грубее, чем
книжка твоих доброчинств - тем больше будешь уважать себя и будешь уважаемый
среди людей" [3, с. 328-329].
В Галиции 30-х годов
прошлого века "суетились десятки партий, объединений, групп" [3,
13], убеждали в святости своих убеждений и правоте политических идеалов.
Но Гайдаш постоянно подчеркивал, что "политикой не играет". "Я
стою посреди земли, посреди Украины и посреди людей, вот это и есть моя
политика!" [С, 313], - говорил он. Учитель считает, что святая цель
жизнь - служить человеку. Эти слова вели по жизни его учеников, они стали
путеводной звездой и для реставратора иконы в церкви Святого Духа, бывшего
школьника, Василия Бережана, который "научился мыслить кистью". Именно он
в "застегнутом на все пуговицы" [3, 14] народному учителю сумел
"подсмотреть" его "мягкую, искреннюю, а то скулену в безнадежности"
[3, 14] душу.
Талантливый художник,
длительное время рисуя своего учителя, упорно пытался проникнуть в неизведанные
тайны его духовного мира, приоткрыть его глубины и показать односельчанам,
что Гайдаш "под никакими камнями... не согнется, не викривиться его
позвоночник и не станет горбатой его душа" [3, 14]. Уставший жизнью,
надломлений депортацией в Сибирь, зрозпачений смертью сына и жены, учитель
просит художника "дорисовать", что душа его страдает и плачет.
Необычной раной в
отцовском сердце стала смерть сына. Роман был единственным из шести детей Гайдаша,
который избежал смерти в малолетстве. Он был гордостью и радостью родителей, успешно
окончил Бистричанську гимназию, учился во Львовском университете, где
"заразился большевизмом" [3, 265]. Во время фашистской оккупации стал
членом коммунистической подпольной "Народной гвардии", что впоследствии
убрала имя и. Франко. Северин Петрович, не веря в большевистский рай, горько
плакал над судьбой Романа, но собственных мнений не навязывал, только просил сына
хорошо взвесить, идеалы, которые он обожает, действительно честные и человечные?
Фашисты взяли Романа в
поезде - и сгинул его следует в задымленном Майданеке. А несчастному отцу
упрекали сыном-коммунистом. Старая, поседевшая Тимчиха, муж которой был
Северином Петровичем, уезжая на высылку в Сибирь, кричала: "...
твой Романко привел на нашу землю орду" [3, 270]. Оуновец Опрышко, которого
боялись энкаведисты, "прыжки" и активисты советской власти, тоже
упрекнул Гайдашеві сыном, который поверил в "всесильные идеи коммунизма".
С горечью в сердце старый профессор в ответ обронил: "Мой сын - моя
трагедия, но, поверьте, и он желал добра своему народу" [3, 326 - 327].
Привлекает мастерски
созданный автором образ ^ хрупкой и благородной жены Гайдаша - Ирины,
которая лечила людей травами и добрыми словами, была первой помощницей и
советчицей мужа. Смерть Ирины часто проявлялась в памяти учителя. Гайдашів, как
и тысячи их земляков-галичан, было депортировано. С сентября по декабрь ехали
"в телячьем" вагоне, куда натоптали душ сорок"; донимал холод,
"кормили бурдой из свеклы и капусты или гнилыми селедкой, чтобы до всех
мук добавить круглосуточную жажду" [3, 273], естественные человеческие потребности приходилось
справлять прилюдно... Каждый день умирали дети, люди преклонного возраста, а - потом -
наиболее истощены. Ночью во сне умерла Ирина... Гайдаш жалел, что его
обошла смерть, удалось бежать в сибирские снега... И каждый раз проявлялась в его
памяти газетная фотография, на которой "по тысячным похоронным походом
дибала, опираясь на палку, одна-единственная, сгорбленная, с поникшей головой старая
женщина, образ которой в воображении Гайдаша ассоциировался с образом обездоленной
Украины. По ночам, когда учителю не спалось, он вспоминал смерть Ирины и миг
своего бегства: проплывал последний вагон, а за ним ковыляла женщина с древней
фотографии, "немощная, старая, задибала в глубины большевистского рая, в белую
безголосу пустыню" [3, 274]. Стрівшись с ней глазами, старый профессор
узнал свою жену. Любимая женщина и Украина слились в единый обобщающий
емкий образ, что печалить, мучается болью и жгучим воспоминанием душу старого
учителя, которому и "Сибирь хребет не сломал" [3, 250].
Образ сельского
профессора подан автором в развитии. Постепенно, шаг за шагом, убеждается
он в фальшивости большевистской власти. Гайдаш осознает, какое бедствие пришло на
западноукраинские земли с большевиками. Бессонными ночами тревожат учителеву
душу тяжкие боли: отречение от церкви и духовности, воровская зараза,
многочисленные репрессии и убийства, потеря народной песни и надругательство над резным
распятием Христа. А еще болит ему ограблена церковь, пустая изба-читальня,
болит, больше пьяниц, болит сплошная ложь...
Журналисту Ґонтарю,
впоследствии, поняв ошибочность собственных убеждений, застрелился, Гайдаш
откровенно заявляет: "Ваша советская власть... - цесаранча, которую виплодив и
наслал на нас Сталин. Еще до него был Ленин. Саранча вижерла Россию и Украину -
пустыня черная и страшная. Нет в вашей власти ничего ни человеческого, ни святого"
[3, 311].
Вернувшись из
Сибири, Гайдаш отстранился от людей, затаив на них обиду за то, что не
отстояли, не защитили... Автор глубоко проникает в психологию своего героя,
воспроизводит изменения в его характере и мировоззрении. "Я менялся: четыре года
поэтому с меня пирскала, мол езжай, лютая злоба, которая сменилась иронией и презрением
до мира, потом на меня напал сумм, потом подкралась одиночество, потом - отчаяние,
что граничил с безумием, потом ты уловил в моей душе какой-то светлый
оптимистический трагизм" [3, 317], - открывает Гайдаш художнику Василию
Бережану палитру собственных переживаний.
О времена, художественно
воспроизведены в романе "Иерусалим на горах", справедливо отмечал
Б.Степанишин: "...большевистские комиссары от образования превратили учителя в
бездумного исполнителя соціологізованих учебных программ и политизированных
прокоммунистических воспитательных мероприятий" [1, 50]. А точнее - пытались
превратить ... Не сумели. Потому что в памяти благодарных учеников живет настоящий Учитель.
С нетерпением ждали
школьники его уроков, потому что учитель-волхв рассказывал увлеченно, интересно и
понятно, потому очаровывал их книгами, помогал познавать еще не звідане.
Учителей-предметников на селе не хватало, поэтому директор преподавал историю,
естествознание, географию и даже пение, потому что умел хорошо играть на скрипке. Его
уроки были священнодействием. Через три десятилетия вспоминать Василий Бережан,
как, рассказывая о гайдаматчине, принес Северин Петрович деревянное распятие
Христа, на лице которого отразились земные страдания односельчан; своеобразным
примером служили черепки с трипольской давности, хорошо сохранившаяся
древняя кирпич - "плинфа", "писаная" гуцульская миска...
Каждый из учеников тайно мечтал, что когда профессор Северин пригласит его домой,
"в царство книг на самодельных полках, ими были заставлены стены
покою" [3, 11]. В вчителевій библиотеке можно было брать и читать любую
книгу по душе, и дети стремились "набраться от книг какого-то очарования,
магии" [3, 11]. Гайдаш завораживал их книгами, поощрял искать глубин,
учил искать в книжках правды. Он лелеял в своих питомцах самостоятельность,
умение думать и анализировать, учит сопереживать, а главное - любить Украину.
С глубокой благодарностью
упоминается, вероятно, каждому свой Учитель. Самый дорогой моему сердцу - Гаврилов
Филипп Трофимович, отличник народного образования, кандидат филологических наук,
доцент, заведующий кафедры украинской литературы, затем декан филологического
факультета Сумского государственного педагогического института им. А. С. Макаренко. В
его рабочем кабинете, заставленном книгами, царил особый покой, доверие
и искренность... Здесь (в семидесятые годы!) любимцы-студенты имели возможность прочитать
произведения в. Пидмогильного, Г.Косин-ки, В.Підпалого... Добрые, порой лукаво-иронические
глаза, кажется, заглядывали в душу и видели ее до самого донышка, умели поддержать в
жизненных неурядицах, дать добрый совет.
А потом был еще один
незабвенный Учитель учителей - Петр Афанасьевич Хропко, под мудрым руководством
которого состоялась защита кандидатской диссертации. Известный
ученый-литературовед, заслуженный деятель науки и техники Украины, действительный член
Академии педагогических наук, доктор филологических наук, профессор, долгое
время заведовал кафедрой украинской литературы Национального педагогического
университета им. М.Драго-манова. Свято храню в своей библиотеке книги дорогих
учителей с дарственными надписями, от которых веет добротой и теплотой упоминанием...
о них слова автора "Иерусалим на горах", вложенные в уста
старого учителя: "Я учил детей поклоняться талантам... а еще учил, что
ничего на свете не пропадает: ни зло, ни добро, ни красота [С, 46]. Счастлив
ученик, который имел таких Учителей!
И всплывают в памяти
строки из "Думы об учителе" Драча:
Нет лихішої работы,
чем учительская.
Нет виснажливішої
работы,
Где нервы сгорают, словно
хворост сухой,
Где сердце рвется в
клекоті и чаде,
Но нет счастливей
судьбы,
Когда Человек с рук
твоих, Человек,
Идет в мир, - на
каплю мир людніє [ 1, 75].
Литература
1. Драч И. Драматические поэмы. - К.: Днепр,
1982. - 284 с.
2. Степанишин Б. Дума о школе:
Литературное образование и эстетическое воспитание учащихся 5-12 классов общеобразовательной
школы. - Ровно: "Формат - А", 2004. - 248 с.
3. Федорив Р. Иерусалим на горах: Роман. -
Львов: Красная калина, 1993.- 501 с.