Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО

Роль Ивана Франко в истории методики преподавания литературы (по рассказу "Борис Граб")

Валентина Захарова,

кандидат педагогических наук Суммы

Искусству слова (произведениям художественной литературы) принадлежит особая роль в решении важного образовательного задача: воспитать сознательного гражданина Украины, сформировать личность с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, широким мировоззрением, творческими способностями, общечеловеческими ценностями, устойчивыми моральными идеалами. Этому способствуют уроки литературы, призваны выработать в учащихся способность творчески воспринимать прочитанное, воспитывать у школьников желание самостоятельно пополнять полученные знания.

Возбуждено названием публикации научно-методическая проблема как никогда актуальна сейчас. В то время, когда до современного ученика-выпускника предъявляются требования анализировать тексты прочитанных художественных произведений, демонстрировать способность творчески воспринимать прочитанное, активизировать собственные жизненные впечатления, в процессе поиска все новых и новых форм работы на уроках литературы возникает тенденция подменить скрупулезную работу над текстом художественного произведения различными инновациями, рассказами о произведении, переводом фрагментов произведения вместо выяснение основной мысли, выявление художественно-эстетической ценности прочитанного отрывка, привлечение учащихся к прекрасному и формирование на этой основе вдумчивого ученика-читателя, воспитанного на уроках родного литературы средствами художественного слова.

Работа над текстом художественного произведения является определяющим этапом урока литературы. Этому вопросу посвящено много публикаций, поскольку затронутая проблема считается приоритетной и до конца не решенной в методике преподавания литературы. Еще с времен Киевской Руси делались попытки определения путей адекватного понимания и толкование текстов. В настоящее время проблема работы над текстом произведения и его толкование привлекает все большее внимание не только методистов, но и литературоведов, филологов, психологов - ученых различных государств, для которых художественный текст стал предметом исследований.

В истории методики преподавание литературы XIX века педагогические взгляды Тараса Шевченко, Ивана Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, Ивана Франко имеют неоспоримую ценность и заслуживают всестороннее изучение и выяснение их роли для дальнейшего развития методики преподавания предмета. Взгляды и мнения украинских писателей о национальную школу в Украине и познавательную и воспитательную роль литературы остаются актуальными.

Значительный вклад в решение данного вопроса на современном этапе развития методической мысли в Украине внесли известные ученые-методисты - Н. Волошина, Е. Пасечник, Б. Степанишин. Художественное произведение в методике преподавания литературы рассматривается как замкнута и одновременно открыта система [2, 9]. Эта особенность дает основание Есть. Пчеловоду называть его "незаконченным завершенностью" [3, 53], поскольку текст литературного произведения предполагает многовариантность его прочтений. В то же время взаимодействие образного и понятийного мышления при восприятие художественного произведения помогает понять замысел писателя, вызывает эстетические чувства, непосредственные эмоциональные реакции, оценочные суждения учащихся.

Сейчас достаточно актуальными являются исследования В. Марка А. Ситченка, Г. Токмань. Публикации (авторы: Н. Каменская, П. Розвозчик), содержащиеся в научно-методических журналах, свидетельствуют о многоаспектность проблемы школьного анализа художественного произведения, необходимость учитывать классическую методическую базу при применении новых достижений методической науки и находок школьной практики.

С целью формирования интерпретационной сознания школьников целесообразной является ныне предлагаемая Г. Токмань экзистенциально-диалогическая парадигма во время изучения литературы, которая обеспечивает проведение урока в форме диалога, что является непременным условием эффективности учебного процесса по литературе и приоритетным требованием сегодняшнего дня. При такой технологии ученик чувствует собственную ответственность за результаты работы небольшого коллектива в целом, учебно-воспитательный процесс на уроках литературы происходит в постоянной активном взаимодействии всех школьников, обеспечивая реализацию діалогізму и проблемности в качестве приоритетных принципов прочтения текстов художественных произведений.

Такая технология обучение способна обеспечить многовекторное взаимодействие ученика как полноправного участника процесса обучения и учения с текстом художественного произведения, через текст - с его автором, а также с другими субъектами образовательного процесса - учениками и учителем. В творческом сотрудничестве достигается так называемая "ситуация успеха", также через освоение отношений "ученик - читатель", "ученик - текст", "ученик - текст произведения - автор произведения", "ученик - учитель" приобретается читательский опыт школьников, производится читательский интерес, без которого изучение литературы как учебного предмета является невозможным. Экзистенциально-диалогическое обучение-продуцирует партнерские отношения в коллективе класса, способствует появлению инициативы со стороны учащихся, обеспечивает возможность высказаться каждому участнику процесса обучения, формирует условие продолжить диалог с воображаемым литературным персонажем, автором произведения, материализуя его в собственный литературный продукт - устный ответ, творческую работу, воображаемый письмо автору художественного произведения, сочинение-размышление. Ученики получают духовно-эстетическое наслаждение, приобщаются к прекрасному, осваивают художественную ценность произведения, воспитываются средствами художественного слова.

На перекрестных тропах национального и зарубежного образования, педагогики, национального образования, науки и культуры 70-90-х годов XIX и начале XX в. наиболее ярко выделяется фигура Иоанна Франко. Украинец-галичанин, сын бедного кузнеца, выходец из школы под крышей, благодаря своей колоссальной труда и щедрому таланту, самоотверженному литературной труда, Иван Франко стал выдающимся писателем и ученым пошевченківського периода. В наследии национального гения более 100 научных и публицистических трудов и художественных произведений, посвященных проблемам воспитания и образования. В них, а также в политических, философских, экономических публикациях, освещается широкий круг педагогических вопросов, анализируется реальное состояние образования в Галичине на рубеже веков (XIX - XX ст.), поднимаются проблемы национального образования и воспитания, определение цели, содержания и методов обучения и воспитания, истории образования, школы.

Педагогические взгляды Иоанна Франко составляют знаменательную эпоху в истории украинской педагогіки. их знания и творческое применение является убедительной основой для возрождения и развития национального образования и воспитания в условиях самостоятельного Украинского государства. В педагогическом наследии Ивана Франко находим много ценных методических советов, ныне не потеряли своей актуальности. При условии эффективного их применения учитель сможет достичь желаемых результатов и реализует все задачи, очерченные школьными программами и концепцией литературного образования в 12-летней общеобразовательной школе.

Писатель настаивал, чтобы художественное произведение анализировалось в единстве формы и содержания после его внимательного прочтения, литературные образы и явления рассматривались в связи с жизнью, с конкретными историческими обстоятельствами, развивалось самостоятельное мышление учащихся, реализовывались воспитательные задачи на уроках, должное внимание уделялось внеклассном чтению. Художественные произведения и публицистические труды Ивана Франко открыли свое время новую страницу не только в истории украинской критики и литературоведения, а и были новым словом в школьном литературном образовании, став сокровищем для украинского учительства в деле преподавания литературы в школе.

Рассказы "Борис Граб" Ивана Франко является своеобразными методическими рекомендациями учите-лям-словесникам во время работы над текстом художественного произведения. В данном произведении и. Франко нарушает вопрос неразрывной связи физического и духовного труда, что заложило основу своеобразной гармонии в отношениях между учителем и учеником. Учитель галицкого провинциального города Міхонський постоянно заботился о развитии мыслительной деятельности своего ученика, предоставляя "его думанню и науке живой направление, свободное от школьного педантизма и косности" [5, ЗО]. Учил "ясного мышления" на каждом шагу, не пренебрегал по несколько раз сделать замечания относительно учащейся осанки или поведения на уроке в целом. В начале произведения И.франко представляет психологический портрет Бориса Граба: "Одаренный необычными способностями, огромной памятью, бистрим и ясным умом, он с теми врожденными дарами лучив большую бдительность и трудолюбие, восхищения к порядка и точности и производимое гимнастикой и физическим трудом здоровье и сильное строение тела. Свое время он умел разделить так, что на всякую работу, на всякую науку находил время и время" [5, 29].

Большое внимание в тексте произведения уделено фигуры учителя, это "весьма оригинальная и симпатичная фигура, жидкая появление между гімназіальними учителями" [5, ЗО]. Учитель Міхонський был единственным учителем, который поощрял учеников как к духовной, так и физического труда, что и свело обоих вместе на жизненном пути. Получив необыкновенно широкое образование, загнанный обстоятельствами в глухое галицкий город, Міхонський испытывал острую потребность в духовной работе и удовлетворял ее "работой над более широким, свобіднішим розвиваннєм хоть одного, найздібнішого и наиболее характерного, как ему виделось - среди своих учеников" [5, 40]. Педагогическая работа как чрезвычайно важна в плане развития личности гражданина, по убеждениям Ивана Франко, принадлежала к тем видам деятельности, которые требуют особой подготовки и науки. В лице учителя сочетались лучшие качества наставника - мудрость, чувствительность, терпеливость.

Автор произведения не скрывает, что Міхонський был одиноким явлением в гимназическом вчительстві. В нем сочетались полярные черты: нервность (возбужденность) и чувствительность уживались с терпением и медлительностью: это был тот учитель, который всегда искренне заботился о способности учеников мыслить, думать и высказывать собственное мнение. Человек "мягкого сердца и доброй души", он не любил флегматизму, всегда был сторонником активности и движения. В то же время оперативные ответы учеников могли вызвать у учителя недоверие или желание проверить знания, заставить ученика задуматься и, применяя уже полученные знания, с помощью определенных мислительних операций найти убедительные аргументы для защиты данной позиции. Это была "небольшая духовая труд", которую предлагал Міхонський ученикам как можно чаще.

Такая методика развивала мыслительную деятельность школьников и приучала к ежедневной духовной работы над поиском новых путей в нелегком процессе получения знаний - труда мнений. Именно в этом, на убедительную мнению Міхонського, заключалась основная цель гимназического образования - развить способности учащихся, научить их путем самостоятельного поиска добывать новые знания. Высшей наукой, за Міхонським, является "способность собственного мышления" [5, 31]. Учитель всячески старался развить мысль ученика, пытался выработать в нем "направление, свободное от школьного педантизма и косности" [5, ЗО].

"Развитие морального существа" ученика занимал в педагогической работе Міхонського чуть ли не самое важное место, хотя в это понятие он вкладывал более широкий и гуманный смысл в отличие от своих коллег по гимназии. Именно учитель, на правильную мысль Міхонського, должен дать убедительный "пример действительно духового, преданного науке жизни" [5, 40], должен заинтересовать своих учеников наукой. Собственно именно через эту специфику в школе изучается литература является неисчерпаемым источником гуманизма, подает яркие образцы человечности и нравственности.

Борис Граб оказался умным учеником, освоил иностранные языки. Еще в третьем классе низшей гимназии он обратил на себя внимание учителя Міхонського. Это был умный и одаренный необычайной памятью гимназист, в ответах которого учитель видел "разум и проблески собственной мысли" [5, 32]. Сначала стесняясь своего хлопського наряды и собственной заброшенности, Борис рос сам по себе, не уделяя особого внимание малейшим мелочам собственного обучения. И дотошная учительская внимание к способного ученика возродила в парня надежду на неизбежный успех, доброта и пожалуйста старшего наставника смогли вызвать изрядное доверие в гимназиста. Громкое учительское "а из него может выйти славный парень" [5, 35], сказанное на весь класс, вызвало радость и одновременно застенчивость разумного гимназиста за собственное недотримане слово.

Приобретя физической сноровки, в свободное от учебы время, начиная с пятого класса, по совету Міхонського Борис Граб учится столярству. Живя по квартирам, он учился тех ремесел, которыми владели хозяева, не чурался никакой работы, никакого дела. Параллельно парень изучает литературу, в частности работает над "Одиссеей" Гомера - "азбукой человечности и цивилизации" в польском переводе, которую прочитал "одним духом". Міхонський учит ученика углубляться в текст, взвешивать мельчайшие его детали, обращая внимание на все его элементы, постепенно приближаясь к пониманию основной мысли произведения: "... пожелаешь познать внутреннюю структуру ..., затем составляющие, ... далее сам процесс его созидание, его связь с тогдашним временем, ... далее дойдешь до оценивания самих основных идей..." [5, 36]. Скрупулезная работа над текстом художественного произведения, постоянно усложнялась, раскрывала перед читателем "безграничны горизонты и неразгаданные загадки".

Такой подход к работе над текстом сочинения в современной методике преподавания литературы имеет название "диалог". Дельные мысли по этому поводу находим в пособии ГТокмань: "На уроке литературы мы организуем диалог ученика с художественным текстом, сами демонстрируем ему свой собственный диалог с художественным словом, вступаем в диалог "учитель - ученик" как партнеры по общению, призываем к диалогу "ученик - ученик". Все это не разные процессы, а один полифонический диалог.." [4, 42].

Под мудрым руководством учителя Міхонського Борис Граб прочитал лучшие произведения Гете, Шиллера, Лессинга, Шекспира. Освоив французский язык, ученик мог читать в оригинале Мольера, Расина и Корнеля. В беседах о произведениях мастеров всемирной литературы Міхонський старался углублять понимание прочитанных произведений, предлагая ученику прочитать подробные жизнеописания авторов, их эпистолярий и воспоминания. Как тонкий психолог, Иван Франко вместе с учителем наблюдает поэтапное становление и умственное и вместе с ним духовный рост ученика. Такая методика помогала реализовать задачи - научить ученика понимать всякий произведение человеческого духа на основе того времени и тех живых человеческих взаимоотношений, которых он был произведением и выражением, а с другой стороны, призвичаював его понимать историю данного времени, ... из свидетельств и настроений тогдашних людей, а не из готовых шаблонных конструкций школьных учебников" [5, 37]. Тем самым реализация такой цели обеспечивала развитие способности творчески воспринимать прочитанное, что для методики преподавания литературы является одной из первоочередных задач в процессе работы над текстом художественного произведения.

Учитель Міхонський заботливо руководил развитием читательских интересов своего ученика, оберегая его от негативного воздействия вредной литературы. Мудрый наставник предостерегал от невдумливого увлечение исторической литературой, отсылая ученика собственно исторических источников в случае появления такого интереса. Так же предостерегал Міхонський от чрезмерного увлечения историей литературы, выдвигая требование "прежде всего познать как можно больше произведений литературы из собственного чтения" [5, 38]. Постоянно заботясь о выработке собственного видения, учитель советовал "смотреть на природу, на произведения человеческой штуки, но смотреть собственными глазами, не сквозь очки никаких псевдо-эстетических формул" [5, 38-39], "читать добрые жизнеописания видных деятелей литературы и науки, некоторые воспоминания великих людей и их письма, приучуючи его понимать всякий произведение того времени и тех человеческих отношений, в которых он был произведением и выражением" [5, 39], называя все это "живой основой". Данная методическая совет Ивана Франко остается и сегодня актуальной, звучит как никогда по-современному.

Различные дополнительные материалы о писателе - воспоминания, эпистолярий, архивные документы - во время изучение творческого наследия художника способны реализовать цель уроков литературы, очерченную проектом концепции литературного образования в 12-летней общеобразовательной школе - "ввести учащихся в мир прекрасного, ... воспитывать потребность в чтении, интерес к художественному слову, высокие эстетические вкусы, способность творчески воспринимать прочитанное..." [1, 3]. Такое содержательное наполнение урока литературы послужит не только основой для получения новых знаний, но и сформирует духовность подрастающего поколения, произведет его ценностные ориентиры.

Привлечение учащихся к художественной литературе как к искусству слова, развитие и воспитание учащихся средствами художественного слова - одна из первоочередных проблем современной школы. Искусство слова позволяет раскрыть перед учащимися неповторимую красоту художественного слова, научить школьников воспринимать через художественное произведение окружающий мир, получать от чтения глубокое эстетическое наслаждение. Поисковая деятельность на уроках литературы под мудрым руководством учителя заинтересует учеников художественным материалом и спецификой учебного предмета вообще, будет способствовать формированию способности творчески воспринимать прочитанное, выработке творческого подхода к анализу текста художественного произведения, обеспечению его эмоционально-эстетического восприятия, развитию и обогащению образного мышления и воображения.

Литература

1. Концепция литературного образования в 12-летней общеобразовательной школе (Проект)/Волошина Н., Симакова Л., Фасоля А., Шевченко 3. //Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2002. - № 1-2. - С. 2-13.

2. Научные основы методики литературы. Учебно-методическое пособие / под ред. Н. И. Волошиной . - К.: Ленвіт, 2002. - 344 с.

3. Пасечник Е.А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. Учебное пособие для студентов высших заведений образования. - К.: Ленвіт, 2000. - 384 с.

4. Токмань Г. Л. Методика преподавания украинской литературы в старшей школе: экзистенциально-диалогическая концепция. - К.: Миллениум, 2002. - 320 с.

5. Франко И. Борис Граб / Иван Франко. Сочинения: В 20 т. - К., 1950. - Т. С.-С. 29-41.