Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Свет России в лирике С. О. Есенина

Сергей Есенин!

В этом имени -

свет России -

голубые ее глаза...

В этом имени -

Песня России -

соловьев ее голоса...

В. Кузнецов

Сергей Александрович Есенин родился в с. Константинове Рязанской губернии. «Фамилия Есенин - редкая, коренное, в ней звучат языческие корни - тайсень, овсень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал О. Толстой.

Есенин, выросший в глуши мещерских лесов под однообразный шум сосен и берез, под тихий шелест трав и всплески «лонных вод», не был знаком с музыкой революции, не испытывал тяжелого бремени деревенской жизни, но хорошо знал психологию земледельцев и воспринял их неиссякаемую любовь к родине, к неувядаемой красоте ее природы, к «преданий старины глубокой».

Творчество Есенина опиралась на традиции русской классической литературы и народной поэзии, отражало существенные стороны русской жизни и национального духа и поэтому приобрело художественную неповторимость и своеобразие. Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась в течение всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать была лучшей певицей в селе, хорошо пел отец, дед Титов, который воспитывал Есенина, знал наизусть множество песен. Не стоит отрицать и книжный путь знакомства с народной песней. Есенин был знаком с творчеством многих русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Языкова, Никитина.

Из всех жанров устного народного творчества лирические народные песни наиболее соответствовали особенностям таланта поэта. На основе использования стилистических возможностей лирической народной песни были созданы: «Подражанье песне», «Выткался на озере...», «Хороша была Танюша...».

В стихотворении «Выткался на озере...» поэт под влиянием народно-лирической песни любовного характера идет от изображения общей картины природы к ступенчатого сужения образа:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется, на душе светло...

Во многих стихах Есенина заметный ассоциативную связь с содержанием популярных народных песен, что способствует раскрытию идейного замысла, углубляет содержание образов. В стихотворении «Ямщик» наблюдается форма лирического монолога:

Пой, ямщик, вперекор этой ночи, -

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,

Про веселую юность мою.

В этих строках легко угадывается песня «Вот мчится тройка удалая».

Связь с народной песней реализуется в перефразуванні строки или введением образа-сигнала:

Плачет и смеется песня лиховая,

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Эти строки берут начало из народной песни:

Липа вековая над рекой шумит.

Песня удалая вдалеке звучит.

Корни єсенінської поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет глубоко питали его поэзию соками родной земли. Фольклорную поэтику Есенин использует в раскрытии характера героя, при изображении различных настроений, внешних деталей портрета, при описании природы и для передачи колорита и т. д.

Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, употребляет прием олицетворение. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы - плачут, тополя - шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «словно белой косынкой повязалась сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка» и т. д. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Здесь показана предосенняя, но еще молодая стройная березка, которая настолько уподібнена девушке, что невольно оказываешься в плену чувств, вызванных расставанием влюбленных. Такое очеловечивание не свойственно фольклору.

Есенин часто использует символику образов. Некоторые символы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха). Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятности голубых просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия («синь, упавшая в реку», «вечером синим, вечером лунным»).

Значительное место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев («черемуха душистая», «рыжий месяц, жеребенком запрягался в наши сани», «во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей»).

Большую роль в творчестве Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для показа душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращение к природе:

Милые березовые чащи!

Итак, используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы процеживает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение. Народно-песенные традиции переломлювалися через сугубо єсенінське и приобретали оттенок индивидуальности, органично входили в ткань произведения Есенина и выступали как элемент его поэтического творчества. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа навсегда остались в поэзии Есенина не только предметом глубоких размышлений, сердечного предпочтения, но и своеобразным эстетическим критерием. Лирика Есенина - это лирика, раскрывающая сложный и разнообразный мир души человека.

Для Есть. Есенина фольклор был источником углубленного понимания быта, национального характера, обычаев и психологии народных масс, а также школой поэтического мастерства. Поэт не прошел мимо богатые традиции и опыт освоения устного народного творчества, накопленные классической литературой, современниками Есенина. В то же время он как самобытный и великий художник неповторим в своем фольклоризмі.