Михаил Коцюбинский - великий писатель-гуманист, выразитель народных дум и стремлений. Он занимает одно из главных мест в истории украинской литературы. Его повести, рассказы и новеллы ярко воспроизводят не только глубинные социальные сдвиги в обществе конца XIX - начала XX вв., а и активные поиски, которыми характеризовался литературный процесс на рубеже двух веков, он принес в украинскую литературу элементы декадентства, символизма, неоромантизма, - всего того, что по аналогии с немецкой и польской литературой получило название модернизма.
Родился Михаил Коцюбинский 1864 г. - в тот зловещий время, когда официальным языком на украинской земле был язык русский. На этом же языке говорили в семье будущего автора знаменитых произведений. Но «заболев, - как писал позднее сам автор, - на девятом году на воспаление в легких, я в горячке начал говорить по-украински. Чем немало удивил родителей» Уже позже, после этого случая, десятилетний парень, разбуженный интересом к украинскому слову, начал составлять украинские песни, беря за образец народные. А когда на тринадцатом году случайно Коцюбинский получил несколько экземпляров журнала «Основа», рассказы Марка Вовчка, а впоследствии - «Кобзаря», то это, по признанию самого писателя, уже безвозвратно направило его на сознательный украинский путь.
Конечно, Михаил Коцюбинский дошел до вершины своего таланта не сразу, а ухабистой и круглой тропой длинных, неутомимых исканий, которые привели к вершинам аж в зрелый период его творчества. Самый большой, а потому самый глубокий след в развитии писательского сознания Михаила Коцюбинского, с которой уже выросло и расцвело все то, что дал писатель, учась художественного мастерства, без сомнения, оставил Тарас Шевченко. Как молодой писатель Коцюбинский настойчиво изучал, не раз перечитывал и Панаса Мирного. Следовательно, в процессе творческого поиска писатель развивался не без влияния со стороны других писателей.
Коцюбинский считается самым выдающимся стилистом украинской прозы. Он начал как реалист и народник под влиянием Панаса Мирного и Ивана Нечуя-Левицкого, позже, в начале XX ст., отошел от этого направления и, хотя симпатизировал народническим взглядам, однако склонялся к импрессионистической манере. Здесь не было метаморфозы или противоречия - ведь импрессионизм, это последний большой стиль XIX ст., был объективным искусством, основанным на точном отображении ощущения, впечатления, наблюдения. Как психолог Коцюбинский чаще всего писал о человеческую и художественную раздвоенность, амбивалентность, сознательно или подсознательно отражая свою писательскую и человеческую драму.
Усвоив традиции и опыт своих славных предшественников, Коцюбинский ориентировался на образцы мировой литературы, был чуток к новым веяниям, царившие тогда в европейской литературе. С одной стороны, был новатором по стилю и психологизма, с другой - чрезмерного новаторства остерегался. В страстных дискуссиях о новое и старое, модернизм и традиции, которые захватили буквально всех его современников, Коцюбинский участия не принимал. Он был прирожденным художником, «который имеет немного другие глаза, чем другие люди, и носит в душе солнце, которым вращает мелкие дождевые капли в радугу, вытягивает из черной земли на свет божий цветы и превращает в золото черные закоулки мрака». - писал сам автор. Все его честное, трудолюбивое жизнь и его творчество подтверждают: он был и остался навсегда большим Солнцепоклонником и великим Человеком. Таким человечным, добрым, ласковым встает Михаил Коцюбинский перед нами из воспоминаний его современников.
Коцюбинский написал немного. Среди рассказов и повестей, как правило, выделяют «Fata morgana» и «Тени забытых предков». Под конец жизни он стал широко известным, и его произведения издавались на русском, чешском, польском, немецком, шведском и других языках. Жизнь писателя в основном прошло в провинциальных городах и городках Украины, а также в Молдавии и Крыму, где он был на правительственной службе. С 1898 года Коцюбинский поселился в Чернигове. Здесь он работал чиновником в статистическом бюро губернского земства. Активным общественным, культурным или научным жизнью город не отмечалось, единственным преимуществом была относительная близость к Киеву. В 1906-1908 гг. писатель возглавлял черниговскую «Просвета», много внимания уделял литературной деятельности молодежи, устраивал традиционные «понедельники» и «субботы», на которых обсуждались новые произведения, был одним из составителей литературных сборников и альманахов: «Волна за волной», «Дубовые листья», «Из потока жизни». . Коцюбинский постоянно следил за развитием современной украинской литературы и много читал по зарубежной Он говорил, что есть у него «любимые» писатели Гамсун, Шницлер, Ли, Ахо, Стрінберг, Метерлинк. В разное время на него также производят впечатление Достоевский, Золя. Ибсен. Размышления над путями развития украинской литературы Коцюбинский заключает в воззвании 1903 г. до украинских писателей, где призывает расширять тематические горизонты родного писательства, не ограничиваться только крестьянской тематикой, нарушать исторические, философские, психологические проблемы, сюжеты строить по-новому - оригинальнее, ориентируясь на опыт европейской литературы.
Как реалист Михаил Коцюбинский обращал в своих произведениях внимание на описание внешних подробностей, виденных в жизни. Зато как натуралистический импрессионист, а позже как психологический импрессионист, он изображал тончайшие и глубокие движения человеческой души. Этот стиль психологического импрессионизма (или, как сказал С. Черкасенко, «чистой воды импрессионизма») такой самобытный, что его можно считать выработанным самим писателем.
В 1900-е годы Коцюбинский пишет три произведения, открывающие новый этап в его творчестве: новеллу «Куколка», акварель «На камне» и этюд «Цвет яблони» В этих произведениях подано более глубокий психологический анализ, чем в предыдущих, они показывают, что Коцюбинский вышел на новую тропу - тропу импрессионизма. В начале XX в. происходит качественный перелом в творчестве Михаила Коцюбинского Он создает жанр психологической новеллы, производит импрессионистскую манеру письма.
В них ощутима рука уже зрелого мастера, который творит новый жанр - жанр психологической новеллы Сюжет в психологической новелле отходит на второй план. Портретные описания почти отсутствуют, изменяется функция обстоятельств, все подчиняется одной цели - тонкому проникновению в психологический мир человека, нюансы душевных порывов и глубокие переживания, которые и составляют настоящую драматическую коллизию новеллы. Писатель одновременно производит новые художественные принципы изображения героя: он переходит от знаковости сюжета к знаковости мікрообразу - его смислотворчої сущности. Усезнаючий автор исчезает, вместо него всевладно царит слово и чувства персонажа, его субъективное видение себя и окружающего мира.
Становится очень яркой и индивидуальная особенность мастера слова: происходит привнесение живописи к литературе, подчинения его идейно-художественной концепции произведения, выработка импрессионистичности приемов письма. Под влиянием психологической литературы и в результате наблюдений у писателя складывается представление о внутреннем мире человека как непрерывный процесс, который имеет свои периоды, спады и подъемы, что, собственно, и составляют подлинный сюжет многих его произведений - в Коцюбинского формируется художественно-психологическая композиция героя, которую он называет «кольца психологического процесса».
Каждый персонаж в Коцюбинского имеет свой отдельный язык, он индивидуален до тончайших мелочей. Описанный индивид испытывает переживаний при очень напряженных нервах, когда они реагируют на внешние показатели. Для Коцюбинского это были очень важные мысли, и он учитывал их в своих импрессионистичности произведениях.
Принципиально новым становится и система поэтики: писатель словно преломляет все то, что он изображает, сквозь призму внутренних переживаний персонажей. Коцюбинский изображает не столько поступки, поведение героя, окружающий мир, сколько его впечатление о самого себя и этот мир. Как никто в европейской литературе до и после него, Коцюбинский умел подчинять цвет произведения раскрытию внутреннего мира героя или тем идейно-художественным задачам, которые он перед собой ставил. Акварель «На камне» - новаторское произведение в жанровом плане. В нем несложная фабула, автор сосредоточен на внутренних переживаниях героев, и составляют сюжетную коллизию. Композиция акварели чрезвычайно оригинальна: давая якобы рисунок из жизни, автор ни одного эпизода не выносит на первый план, а заставляет читателя главные эпизоды переживать в себе, в своем воображении. В этом проявляется первая черта импрессионизма: вместо детальных реалистичных описаний давать только отдельные намеки, «пятна», что уже показывают путь читачевій воображении. Вторая же черта импрессионизма - выдвигать на первый план психические переживания героев, а не фабулу произведений. Писатель делает попытку выйти за рамки традиционного повествования и создать новый жанр - психологическую новеллу, развить свою индивидуальную стилевую манеру. Жанровая характеристика этого произведения-акварель-открывает замысел автора: приблизить словопис к живописи; упомянутая новелла словно специально посвященная этому художественном эксперимента. Акварель - одна из наиболее колористических в прозе того времени, и не только украинской. В этом произведении писатель ставит перед собой важную задачу: оказать цвета смысловой функции. Здесь слово выступает только инструментом созидания мікрообразу, который и передает переживания героев или служит реализации замысла автора. Не удивительно, что новеллу «На камне» автор назвал акварелью: в ней действительно преобладают зрительные образы, картины моря и гор всплывают перед глазами читателей, например изображение бури на море.
Мікрообраз, вынесенный в название, проходит через всю первую часть новеллы «На камне». Он создает серое цветовое тло. на фоне которого разворачивается сюжетная действие: «татарское село казалось грудой дикого камня», «каменные дома», «солнце и камень», «люди на камне». На этом фоне каждый новый колористический мікрообраз приобретает особое значение: перемены в душевном состоянии молчаливого татарской девушки Фатьмы после ее встречи с хорошим молодым турком Али, символизирует расцвел цветок - горный крокус. Драматическая коллизия (бегство влюбленных Фатьмы и Али) также находит свое особое решение в противоположности цветов разной гаммы - мікрообраз «дух этих диких, яловых, голых скал». На этих скалах запечатлелась изначальная история страданий «людей на камне», существование которых - постоянная борьба с природой, царит лишь один закон - жестокость. Бесцветным скалам, голому камню автор противопоставляет красный цвет повязки на голове Али и зеленый цвет фередже Фатьмы, красный - символ любви, а зеленый - жизнь. Яркие, насыщенные цвета контрастируют с цветами мертвой застывшей скалистой породы, усиливают драматизм событий, серые скалы предательски выдают яркий наряд Фатьмы и Али. Цветовые штрихи сливаются в единую импрессионистскую картину с драматическим рисунком и одновременно возвышенным гимном любви.
Часто зрительные образы переплетаются со звуковыми, зокоема тогда, когда описывается игра Али, то рассказ пронизывает мелодия зурны, ясно чувствуются элементы поэтического ритма, так называемой ритмической прозы. Эта тонкая фиксация впечатлений, лаконичность высказывания, глубокий лиризм, ритмичность или плавность речи, мастерство описаний природы и глубинный психологический анализ становятся характерной чертой творчества Михаила Коцюбинского.
«Цвет яблони» - вполне психологическая новелла. Отец, главный персонаж произведения, кроме того, еще и писатель, художник слова. В минуты, когда душа израненная горем, его память, усиленная силой творчества, все фиксирует.
Этюд Михаила Коцюбинского «Цвет яблони» - викінчено импрессионистический. Этот этюд - новый стилевой шаг в сочетании психологизма «Куколки» и живописи «На камне». В «Цвете яблони» чувствуется и мопассанівська проблематика психологии творчества писателя, и шніцлерівський поток сознания, и гамсунівська внимание к движениям человеческой души, и присуще только Коцюбинском погруженность в недра подсознания, и импрессионистический рисунок, который состоит из светотени, колористических мікрообразів, символики цветов. Иван Франко считал этюд Михаила Коцюбинского «Цвет яблони» психологической студией, которая обнаруживает руку мастера и очень тонкую обсервацию сложного психологического процесса - впечатления писателя, у которого умирает любимый ребенок - цвет его дерева жизни, фантазия которого при этом невольно записывает и складывает все детали как материал для будущего произведения. В этом этюде морально-философскую проблему этики писательского творчества Коцюбинский обостряет до душевной драмы, которую переживает лирический герой. Писатель в этюде ставит вопрос, имеет ли право художник брать как материал для своего творчества человеческую трагедию, если это его собственная трагедия - смерть дочери? Автор не дает на этот вопрос прямого ответа.
В рассказе «Куколка» Михаил Коцюбинский воспроизводит психологию раздвоение человеческого «я» и внутренний конфликт. Но наиболее ярко этот конфликт показан в этюде «Цвет яблони»: здесь кульминационная точка человеческой драмы. Для изображения психологии героя в «Цвете яблони» стал важным дальнейшее развитие художественно-психологической концепции Коцюбинского: к пониманию неразрывности и цикличности психологического процесса (кольца психического процесса) писатель добавляет представление о многослойности психики человека (подсознание, сознание, самосознание). В этюде лирический герой представлен в момент своего предельного душевного напряжения - умирает его дочь. Атмосфера этого трагического момента подчеркнута скорбными тонами черного цвета. Свет и тень составляют то художественное пространство, в котором происходит действие, - это символ борьбы жизни и смерти. Роль мікрообразів в такой импрессионистической структуре очень большая, вся повествование словно соткана из них. И все же здесь четко прослеживаются три планы сознательное восприятие лирическим героем реальной действительности (зрительные и слуховые впечатления от всего окружающего); восприятие этих самых событий подсознанием через мікрообраз; мир и осознание самого себя (самонаблюдение) - своих движений, действий, мыслей, чувств. Все три плана сплетенные между собой в единый кольцевой психологический процесс, который развивается по восходящей до момента душевного кризиса героя, а затем спадает. Таким образом построено большинство произведений Михаила Коцюбинского. Воспроизведению внутреннего мира героев подчинено и чисто импрессионистические средства - свет, тень, цвет, вибрацию.
Раздвоение личности героя, которому Коцюбинский уделяет значительное внимание, становится тем важным элементом, которому подчиняется импрессионистическая концепция цветов. Писатель достигает нужного художественного эффекта через сочетание контрастных чувств и цветов. В новелле «Цвет яблони» раздвоение героя передают свет и тень, в «Intermezzo» - образы природы и внутренние ощущения, прежде всего солнце и усталость. В произведениях «В дороге» и «Intermezzo» писатель изображает процесс освещения «травмирующего материала» из недр подсознания. Здесь раздвоение «я» лирического героя между «я» -общественным долгом и «я» - личными потребностями также является основой развития внутреннего сюжета. Коцюбинский показывает психический процесс освобождения от комплекса вины «я»-личного перед «я»-общественным. В новеллах 1900-х годов писатель поднимается до постановки философских проблем смысла бытия, иерархизации ценностных ориентаций, поведения человека в критических и кризисных ситуациях.
Цикл «Из глубины» - образец жанра стихотворения в прозе - раскрывает эмоциональную остроту мироощущения художника, воссоздает жизнь души поэта, перейнятої «всеми страданиями мира» и трагически одинокой. Лирическую тональность миниатюр цикла «Облака», «Усталость», «Одинокий», «Сон» определяют такие образы-символы психологического содержания: сердце, песня, солнце, облака, огонь. Большую изобразительную роль играет символика цвета: «путешествуют голубым путем», «клубится черными волнами», «серые крылья над землей», «золото сердца». Широко используются ритмотворчі средства лирической композиции (параллелизм, анафора, обрамление). Экспрессивность художественных высказываний усиливается приемом градации, риторическими вопросами, конструкциями еліпсису. Мотивы и образы цикла развитые писателем в новелле «Intermezzo».
В стиле Михаила Коцюбинского импрессионизм время сочетается с элементами символизма («Из глубины», «Intermezzo», «Неизвестный», «На острове»), иногда с элементами неоромантизма («Тени забытых предков», «На острове», «На камне»), иногда - натурализма («Письмо», «Fata morgana»). Но стилевой доминантой, отражающей специфическое мировоззрение и творческие приемы писателя, без сомнения, является импрессионизм, редкий даже для европейской литературы за своим викінченим эстетизмом и глубиной психологического анализа. Коцюбинский начал на почве модерністичних литературных тенденций (стихотворения в прозе, исповедальная проза) вполне оригинальный стиль. За своими главными признаками - временно-пространственной концепцией, концепцией цвета, концепцией человека, ее психодуховності, углом зрения рассказчика - этот стиль соотносится с европейским психологическим импрессионизмом типа Гамсуна, Шницлера, братьев Гонкуров, русским импрессионизмом Бунина, Чехова, Куприна. Импрессионизм Коцюбинского прежде всего является шагом в углублении художественного психологизма в украинской литературе XX века.
Вершин импрессионистического письма Коцюбинский достигает в «Intermezzo» Написана она будто в монологічній манере, однако это не внутренний монолог, это ряд юрових картин, созданных словом, что передают впечатления героя от окружающего и одновременно его внутренние переживания. В этой же новелле заметны элементы символизма (названия «действующих лиц» выступают символами психодуховных процессов героя). Вместо традиционного событийного сюжета (сюжета поступков и действий героев) писатель прибегает к сюжету внутреннего, который составляют столкновения различных переживаний. Символические образы и осложнена метафоризация придают произведению жанровых признаков в прозе. На первый взгляд, новелла «Intermezzo» составляет почти сплошной пейзаж - описание природы ресницы разносторонних проявлениях. На самом же деле образы цветов, рус лин, птиц, животных - это лишь символы тех внутренних явлений и процессов, происходящих в душе героя. В этом произведении Коцюбинский определяет «действующих лиц» Здесь действующие лица - средство художественной условности Он применяется писателем для того, чтобы дать читателю ключ к пониманию этой сложной образной языка природы, носителями которой выступают «действующие лица» - «нивы в июне», «солнце», «кукушка», «жаворонки», и символического содержания других образов. Если есть действующие лица, то должен быть и сцена. Сцена - это душа лирического героя с ее болями и радостями, с усталостью и надеждой, верой в победу светлых идеалов. Через внутренний этический конфликт между общественным долгом и усталостью, минутной унынием, через эмоции, переживания вырисовываются широкие проблемы - социального и психологического характера. Контрастно противостоят друг другу две группы образов: «моя усталость», «человеческое горе», «три белых овчарки», «железная рука города» и «нивы в июне», «кукушка», «жаворонки», «солнце». Конфликт образов создает ту многозначность символов, которые дают представление о сложные душевные процессы лирического героя. Средство контраста играет также важную идейно-композиционную роль (город и природа, красота природы и нечеловеческие условия жизни крестьян). И мысли, и восприятие героем природы слито в единый неразрывный поток его переживаний и осознания себя в мире и обществе.
Уже в новеллах «Смех» и «Он идет» заметны попытки Коцюбинского по описанию психологии массы. Страх, что охватывает Валериана Чубинского во время черносотенного погрома, передается через звуковые впечатления от толпы, которого он не видит, не слышит. В новелле «Он идет» подобное настроение (страх) еврейского населения перед погромом передается через особое восприятие пейзажа. Импрессионистические образы, передающие представление о дикой разбушевавшуюся толпу, которая, словно ураган, сметающий все на своем пути, были подготовкой к показу психологии крестьянской стихии, которую так мастерски описал Коцюбинский во второй части «Fata morgana».
Эта повесть за новизной и сложностью поэтических образов и художественного психологизма стала новым явлением в украинской литературе. Задумав это произведение, Коцюбинский рассуждал, как процессы, социально-экономические события переломить через психологию, переживания героев. Автор писал: «Я теперь постольку выбился из обычной колеи, так погрузился в работу, что реальная жизнь для меня почти не существует. Я все среди своих героев, живу их жизнью, разделяю их горе и радость, говорю их языком и отдаюсь их интересам». Писатель делает попытку раскрыть глобальный конфликт человека и мира, что стал особенно ощутимым на грани века. В образе Андрея и Маланки Воликів предстает трагедия краха надежд бедного крестьянина на свою землю или наемный труд на фабрике. Повесть венчает тему отчуждения человека от земли в украинской литературе.
Самое главное в стиле Михаила Коцюбинского - это его особый самобытный характер импрессионизма. Изысканный импрессионизм писателя проявляется в необычайной тонкости психологического углубления во все душевные движения и все то, что творит силу лучезарности красок самой картинки.
В его творчестве, как ни у кого из современников, естественно соединились два противоположных полюса народнический стиль и изображения духовных движений простонародья, что позже было слито с изысканным эстетизмом самого изображения. Импрессионизм выделяет Коцюбинского из плеяды классических писателей. Так писатель возвращает своему стилю приметы, свойственные искусству, развитом классиками Поэтому в произведениях Коцюбинского, кроме імпресіоністичності, заметны также романтика, черты символизма и «идеального реализма» Но все же в творчестве писателя доминирует и преобладает ток імпресіоністичності - картинного передачи настроений, впечатлений и движений человеческой души. Михаил Коцюбинский словно бросает луч своего художественного освещения, проявляя чувственные движения и нрав человека, существенные явности минуты, в которых достигается просто музыкальная поэтика изображения.
|
|