11 класс
  СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  МАРИНА ЦВЕТАЕВА
  Исповедальная лирика Марины Цветаевой
                                                                              Мои стихи - дневник.
   М. Цветаева
  Выдающаяся русская поэтесса Марина Цветаева однажды сказала: «Я не верю стихам, которые - льются. Рвутся - да!». И доказывала это на протяжении всей жизни собственными, что рвутся из сердца, строками. Это были удивительно живые стихи о пережитом, не просто о выстраданном - о том, что потрясло. И в них всегда был и есть дыхание. В буквальном смысле: слышно, как человек дышит. Все стихи Цветаевой имеют источник, имя которому - душа поэта.
   Если душа родилась крылатой -
   Что ей хоромы - и что ей хаты!
  Даже в самых первых, наивных, но уже талантливых стихах оказалась лучшая черта Цветаевой как поэта - тождество между личностью, жизнью и словом. Вот почему мы говорим, что вся ее поэзия - исповедь! Первая книга - дневник очень наблюдательного и одаренного ребенка: ничего не выдумано, ничего не приукрашено - все прожито самой:
   Ах, этот мир и счастье быть на свете
   Еще невзрослый передаст ли стих?
  В первых книгах уже есть предельная искренность, ясно выраженная индивидуальность, даже нота трагизма среди наивных и светлых стихов:
   Ты дал мне детство лучше сказки
   И дай мне смерть в семнадцать лет...
  На такие «детские стихи» откликнулись истинные мастера. М. Волошин писал, что эти стихи «нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строка будет понятен и уместен». О интимность, исповедальность стихов Марины Цветаевой писал в том же 1910 году и В. Брюсов: «Когда читаешь ее книги, порой становится неловко, словно заглянул нескромно через наполовину закрытое окно в чужую квартиру... Появляются уже не поэтические создания, но просто страницы чужого дневника».
  Вот этот дневник.
  Первые стихи - это обращение к матери, разговор с сестрой Асей, с подругами, признание в любви, поклонение Наполеону, размышления о смерти, любви, жизни. Это все, чем полна девочка в начале жизни, в светлых надеждах, в романтических мечтах:
   Храни, Господь, твой голос звонкий
   И мудрый ум в 16 лет!
  Своего любимого и мужа Марина Цветаева звала в стихах «царевичем», «волшебником», и сила ее любви не была тайной для читателя. Цветаева не могла любить, не увлекаясь, не кланяясь:
   В его лице я рыцарству верна.
   Всем вам, кто жил и умирал без страха, -
   Такие - в роковые времена -
   Слагают стансы - и идут на плаху.
  Дочь Цветаевой Аля стала для матери гордостью, ожиданием чего-то незаурядного:
   Все будет тебя безропотно,
   И все при тебе - стихи.
   Ты будешь, как я - бесспорно -
   И лучше писать стихи...
  Ариадна Эфрон и на самом деле родилась на удивление талантливым человеком и смогла бы реализовать свои незаурядные способности, если бы не трудная ее судьба - сталинские лагеря, поселение.
  Далекая от политики, Марина Цветаева в своей «щоденниковій» поэзии показала и отношение к революции, стала даже пророчицей:
   Свершается страшная спевка, -
   Обедня еще впереди!
   Свобода! - Гулящая девка
   На шалой солдатской груди!
  Стихи, написанные в 1917-1920 годах, вошли в сборник «Лебединый стан». Оказалось, что не только о чувствах интимные может писать Цветаева: церковная Россия, Москва, юнкера, которых убили в Нижнем, Корнилов, белогвардейцы («белые звезды», «белые праведники») - вот образы этой сборки. Душа поэта может вместить и это, она живет и этим тоже, а значит, пишет об этом. Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сердце Цветаевой, и пришло понимание, как прозрение: больно всем - и белым, и красным!
   Белый был - красным стал:
   Кровь обагрила.
   Красным был - белым стал:
   Смерть победила.
  А когда старое, привычное и понятное жизни было уже разрушено и Цветаева осталась с дочкой одна, без всякой поддержки, и должна была выживать, стихи ее особенно стали похожи на страницы дневника. Она начинает один стих словами: «Ты хочешь знать, как дни проходят?». И стихи рассказывают об этих днях - «Чердак - мой дворец», «Высоко мое оконце», «Али», «Сижу без света и без хлеба...», «О, скромный мой кров!».
  И самое страшное - смерть от голода двухлетней дочери Ирины - тоже в стихах. Это исповедь матери, что не смогла спасти двух дочерей и спасла одну:
   Две руки - ласкать, разглаживать
   Нежные головки пышные.
   Две руки - и вот одна из них
   За ночь оказалась лишняя.
  Из стихов М. Цветаевой можно безошибочно составить ее биографию.
  И отъезд из России в 1922 году, и горькие годы эмиграции, и столь же горькое возвращение (дочь, муж, сестра арестованы, встречи с ними уже не будет никогда). И, конечно, в дневнике: «Мне - совестно, что я еще жива», - в записке сыну: «Прости меня, но дальше было бы хуже», - и в стихах:
   Пора гасит фонарь
   Наддверный...
  Так заканчивается «дневник» Цветаевой, ее повесть о себе - ее стихи. Она знала, в чем ее беда - в том, что для нее «нет ни одной посторонней вещи, все - в сердце и судьбе».
  Она так щедро тратила себя, но от этого становилась только богаче - как источник: чем больше черпаешь из него, тем больше он наполняется. Цветаева нашла точную и мудрую формулу: «Равенство дара души и слова - вот поэт». Ее собственный талант вполне соответствовал этой формуле. «Живу, созерцая свою жизнь, всю жизнь - у меня нет возраста и нет лица. Может, я - сама жизнь». Цветаева права, ставя знак равенства между собой, поэтом и жизнью. Вся сила таланта ушла у нее на то, чтобы выразить эту полноту жизни.
  В поэзии видно всю человека. Она вся просвечивается насквозь. Нельзя скрыть ни волнения, ни пустоту, ни пошлость, ни равнодушие. Марина Цветаева писала все без утаивания, молитвенно, искренне. Ее слово - это ее жест, голос, мысль, реальность и сон, сердцебиение. Но даже всего этого недостаточно для характеристики ее манеры, стиля, личности. Скорее так: Цветаева произносит монолог длиной в лирический том, длиной в целую жизнь. Лирика, эпос, драма, статья, перевод, письмо - все это, вместе взятое, дневник жадной к жизни, чуткой, трогательной, гордой души.
   Пляшущим шагом прошла по земле! -
   Неба дочь!
   С полным передником роз! -
   Ни ростка не нарушили!
   Нежной рукой отведя нецелованный крест,
   В щедрое небо рванусь за последним приветом.
   Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
   Я и в предсмертной иконе останусь
   Поэтом!