Кузнецов Ю. Олекса Влызько
(1908-1934)
"Когда вышла Влизькова книга "За всех скажу", нам надо было понять, что все мы начинающие, а он поэт", - вспоминал Л.Первомайський. Тогдашние критики дали на удивление высокую оценку поэтическому дебютові молодого автора, который произошел в 1927 г.
Наиболее точным, по нашему мнению, в критической оценке сборника был я. савченко: "Я не знаю ничего лучшего в украинской поэзии последнего десятилетия относительно такого благородства мыслей, такого прочного и сплошного пафосного подъем и, наконец, такой широты и человечности мышления. Это тем более поражает, что Влизькові всего... 19 лет"...
Как оригинальный поэт он дебютировал стихотворением "Сердце на норд" в редактируемом Б.Антоненком-Давыдовичем "Глобусе" (1925. № 22).
Книга "За всех скажу" воспринимается как ответ на острые вопросы, поставленные дискуссии 1925-1928 гг., о путях развития украинской литературы. Для многих современников приход О.Влизька к "Новой генерации" выдался крайне неожиданным. "Как попал талантливый Около в круг Семенкових сателлитов, я и до сих пор не могу понять, - удивлялся Л.Первомайський. А впрочем, такая, на первый взгляд, загадочная "метаморфоза" имела свои причины, одну из которых О.Полторацький связывал с дружбой О.Влизька с панфутуристом Г.Шкурупієм.
В кругу "Новой генерации" он не очень вникал в футуристические теоретизирования, наставления "укрліфу" воспринимал лишь эмоционально: ему импонировал пафос отрицания жизненных и художественных стереотипов, порыв к новой эстетической качества и т.д.
Разумеется, авангардизм сказался на эстетической сознания О.Влизька. Его категоричные, типичные для того времени выступления "против лирики" обусловлены именно футуристическими воздействиями. Отвергая поэзию как "эмоционально насыщенную вещь", а следовательно - уподібнену до романсов, неофит "укрліфу" провозглашал, вопреки собственному творчеству: "Эмоций не хочу. I с ямбом у меня покончено". Он прибегал в основном к сатире с целью типично авангардной епатації мещанских вкусов, "пародировал" классические жанры, например оду, умышленно вульгаризуючи ее, - "Ода мещанину", "Обивателіада" и т.д.
Есть в его активе и попытки обновления бурлескно-травестійної традиции украинской литературы, заземления ценностей, "переодевания" персонажей (лирического героя) в самые обыденные наряды. Прибегал поэт i до пародирования лирики предшественников и современников - М.Лєрмонтова ("Тамара в агонии"), М.Асеєва ("Инвектива"), В.маяковского ("Тет-а-тет с Венерой Милосской"), Б.Пастернака ("Материалы к эпопеи"). Такие наблюдения дали основание М.Доленго сделать вывод: в своем "долой ізмі" О.Влизько смеется с того, чем в действительности пользуется. Такая мысль потверджується некоторыми стихами поэта (напр., "Мораль такая нужна мне - Брось Рафаэля! - Даешь Дени!"). Однако, придерживаясь требований футуристического этикета, О.Визько одновременно страстно выступал и против вульгаризации классики, и против ее культа и эпигонства. Пребывания его в окружении "укрліфу" кажется больше игрой в авангардиста, потому что на самом деле между этой ролью и настоящим О.Влизьком всегда сохранялась определенная дистанция. Поэт не мог отказаться от традиционных форм - об этом свидетельствуют, в частности, "Корявые сонеты", преисполненные жаждой морской романтики, а также большинство стихов из сборника "Живу, работаю" (1930).
Заметным художественным достижением О.Влизька стала "Книга баллад" (1930), которая привлекала новизной, версифікаційною мастерством ее автора.
В лирике О.Визька 30-х годов исчезает псевдомажор, "экспериментальное" дерзость, зато появляются черты аналитического мышления, особенно заметные в небольшой по объему лиро-эпической поэзии "Мой друг Дон-Жуан" (1934). Автор нарушает традиционную для романтизма тему раздвоения сознания (Е.Т.-А. Гофман, Н Е.По, О.Уайлд, м. бажан и др.). Изменения в художественном сознании О.Влизька предопределялись все уродливые действительностью. Поэт не мог не замечать грозных общественных процессов (как свидетельствует созданный им образ иллюзорного Эльдорадо), они повлекли его отчаяние ("...только не надо стихов. Не надо рим! Кончай!").
В ноябре 1934 года поэт был арестован и вскоре расстрелян в подвалах киевского Октябрьского дворца.