Йогансен Майк (Михаил) Гервасійович родился 16 (28) октября 1895 года в г. Харькове в семье учителя немецкого языка, выходца из Латвии (в отдельных материалах есть указание на его шведское или норвежское происхождение). Учился Майк в классической русской гимназии. На время окончания Харьковского университета (1917) он знал древнегреческий и латынь, свободно владел английским, немецким, итальянским, испанским и французским, знал скандинавские и славянские языки. Как говорили современники, "с Майка был чертовски способный лингвист", но так же легко воспринимал технические знания. Майк Йогансен имел энциклопедическую образование, увлекался различными видами спорта.
Под впечатлением от трагических катаклизмов гражданской войны, прежде всего кровавых расправ Муравьева и деникинцев в Киеве, Иогансен "положил резкую линию в мировоззрении и пристал к марксовски. Тогда же начал писать стихи на украинском языке - раньше писал на русском".
О себе, как украинского поэта, М. Иогансен заявил 1921 года публикациями в журнале "Пути искусства", сборнике "Октябрь". Того же году вышла и его первая поэтическая книга - "Д'горі". Он сближается с В. Елланом, М. Волновым, П. Тычиной, В. Сосюрой и другими харьковскими писателями. Вместе с ними пишет первые Манифесты "украинской пролетарской литературы", издает альманахи, основывает первую организацию украинских пролетарских писателей "Гарт" (1922).
В 1925 г. Иогансен становится одним из основателей ВАПЛИТЕ, впоследствии - возглавляет так называемую "Группу А", сложившейся из литераторов, которые отошли от ВАПЛИТЕ. По его инициативе появился журнал-альманах "Литературная ярмарка", а несколько позже - "Универсальный журнал", о котором М. Волновой с присущим ему сарказмом отзывался: "Рожденный ползать летать не может". Позже Иогансен стал членом Союза советских писателей Украины.
За семнадцать лет творческой деятельности издал восемь книг стихов, десять книг прозы (из них пять - книги очерков), четыре детские и две - литературоведческие. Однако из всего созданного главным считал поэтическое творчество. На пятнадцатом году творческой деятельности издал итоговую книгу стихов, хотя свою поэтическую программу не считал исчерпанной.
В начале творческого пути молодому поэту был присущ мотив мрійних "островов облаков", который В. Белецкий называет "запоздалым романтизмом". Однако бурная эпоха быстро "перемагнітила" М. Йогансена. Полон надежд на национальное и социальное обновление поэт издает сборник "Д'горі" (1921), в одном из разделов которой - "Скоро forte" поэтическими средствами воссоздал эпоху революции и гражданской войны, которую видел в высоких героических тонах. С большой тревогой присматривался М. Иогансен до тех непримиримо конфронтационных тенденций, которые трагически раскалывали народы, втягивали их в пучину братоубийственной войны.
Обращаясь к фольклорным источникам, М. Иогансен переосмысливает их в свете ренессансных идей. (сб. "Кроковеє круг", 1923). Поэтический сборник "Ясень" (1929), которая появилась после книг "Революция" (1923) и "Наследие" (1924), обнаружила новое качество творческих поисков М. Йогансена: от стихийной революционности молодого украинского интеллигента раннего периода творчества писатель еволюціонізує в направлении "романтика чистого слова". Эволюция поэта и его лирического героя шла линией романтизации ежедневной, живой, противоречивой действительности, по-своему утверждала "романтику будней".
Будучи одним из адептов созданной совместно с О. Слисаренко и Ю. Смоличем "Техно-художественной группы "А", Майк Йогансен, однако, и в поэзии, и в прозе сохранял творческую индивидуальность. Часто прибегал к экспериментам: совмещал прозу и поэзию в одном произведении. Любил мистификацию.
В послесловии к "Путешествие ученого доктора Леонардо" он, извинившись читателей, объясняет зачем написано произведение: "Нигде не написано, что автор в литературном произведении обязался водить живых людей по декоративных пейзажах. Он может попробовать наоборот водить декоративных людей живых и сочных пейзажах".
Позднему периоду творчества М.Йогансена свойственно обращение к сюжетного стихотворения, баллад, стихотворных рассказов, очерка. Он возлагает большие надежды на прозу, рассматривает работу в поэзии как "юношескую попытку", считая лирику "недолговечной и эфемерной", мечтает написать "большое полотно" о "Харьков, о индустриальное обновление" огромного города.
18 августа 1937 года писателя арестовали в его харьковской квартире по улице Красных писателей, 5. На допросах Иогансен вел себя с присущим ему достоинством: не заискивал перед следователем Замковым, не "топил" собратьев по перу, не скрывал своих политических взглядов. "В беседах с Эпиком, Вражлывым я говорил, что Остап Вишня - никакой не террорист, - свидетельствовал он на допросе 16 октября 1937 года. - Что сажают людей в тюрьмы безвинных. Я утверждал, что аресты украинских писателей является результатом растерянности и бессилия руководителей партии и Советской власти".
24 октября 1937 г. Йогансену было предъявлено обвинительное заключение, подготовленное оперуполномоченным харьковского УНКВД Половецким и утвержденный заместителем начальника управления Рейхманалом, в котором отмечалось, что Иогансен с 1932 г. являлся участником антисоветской националистической организации, ставившей своей целью свержение Советской власти методами террора и вооруженного восстания, завербовал четыре человека для участия в восстании, согласился лично принять участие в выполнении теракції против руководителей компартии и советского правительства. Рассмотрев на закрытом заседании 26 октября 1937 года судебно-следственное дело М. Йогансена, Военная Коллегия Верховного Суда СССР вынесла приговор:
"Йогансена М.Г. приговорить к высшей мере уголовного наказания - расстрелу с конфискацией всего имущества, принадлежащего ему лично. Приговор окончательный и на основании Постановления ЦИК СССР от 4 декабря 1934 года подлежит немедленному исполнению".
27 октября 1937 года Йогансена было расстреляно в Киеве.
|
|