Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Барка
ЖАЙВОРОНКОВІ ИСТОЧНИКИ ВАСИЛИЯ БАРКИ



Сотканный из тонкой шелковой нити Барчиної языка - цеп ей небольшие размером произведение представляет собой своеобразное сочетание христианского пантеизма Сковороды с соняшністю лирических арабесок раннего Тычины. Формально это что-то между «Садом песен» и «Вместо сонетов и октав».

Центральная Барчина проблема в этом эссе - этическая. Как совместить всепрощаючу любовь с гневом против недосконалостеіі человека? «Величайшей храбрости! требует прощения». «Хватит злобитись! - решаю себе: душа знедужає. Легко совершенных любить, попробуй тех, что затрагивают твою личность» (с. 4).

Есеіі написан по свежим следам войны 1948 года. В нем відсвічується кровавый потоп насилий, оргия иродов, розплодженість рабов, что «намордник носят, как Бетховена слушают», зависть и здрібничкованість злости, «зажерство гордиев». Но кажется, что эссе своим непосредственным импульсом имел литературные бои и споры времен МУР-в. Барка, слушая где-то под Дунаем у Авгсбурга мирное и дружеское щебетание птиц, пишет:

«Спочиваючії душой, думаю: это же рай. Нет ничьей злости. А вчера в прокуренной зале поэты и прозаики грызлись допоздна. Все - непримиримо, знедобра, знедружня; все - самолюбие...

Люди! Посмотрим на птиц, может, они мудрее? составим корпорацию с уставом, как в соняшному сада: пой сам и давай жить другому» (с. 13).

Развязку Барка ищет преимущественно вне человека, в примерах природы, управляемой божественными законами, которые дают конечную гармонию різнородній целости. Он хочет изучить непостижимый «словарь и язык жизни». Почти каждый из тридцати пяти фрагментов, на которые разбит эссе, дает «пример» - поэтические миниатюре! деталей божественного творчества, объединенных светом солнца. Но выход ли это? Автор рисует образ реки: она течет смиренно лишь до первого каменного порога, на котором уже пенится и бушует. Что делать общественном человеку с ее собственными закономерностями и каменными порогами? Самая безнадежная из всех побегов - это бегство от себя. Барка сам это чувствует:

«У сатаны сзоя стратегия: только с собора выйдешь - он тебе глаза ладонью заслонит и что вытворяет!... Может, это мы сами без него?!...» (с. 17).

Выход, как он сформулирован в последнем полном примирения фрагменте эссе, в неустанной маставі до добра, в том, чтобы не лениться в стремлении к нему.

«А милосердный Создатель - нет; видит души - высокие становятся на суд к світляного трона: тополя в розовое солнце сонатами шумят.

- Пряли, души, нетленную нить, предназначенную от меня?

- Нет, начали, - отвечают.

- Идите, не ленитесь! - скажет Господь. - Скоро позови)' в мой сад навеки.

Так смотрит Творец. Он близко.

Бабочки трепещут от его лучей».

(Рецензия в Украинской литературной газете)