Сотканный из тонкой шелковой нити Барчиної языка - цеп ей небольшие размером произведение представляет собой своеобразное сочетание христианского пантеизма Сковороды с соняшністю лирических арабесок раннего Тычины. Формально это что-то между «Садом песен» и «Вместо сонетов и октав».
Центральная Барчина проблема в этом эссе - этическая. Как совместить всепрощаючу любовь с гневом против недосконалостеіі человека? «Величайшей храбрости! требует прощения». «Хватит злобитись! - решаю себе: душа знедужає. Легко совершенных любить, попробуй тех, что затрагивают твою личность» (с. 4).
Есеіі написан по свежим следам войны 1948 года. В нем відсвічується кровавый потоп насилий, оргия иродов, розплодженість рабов, что «намордник носят, как Бетховена слушают», зависть и здрібничкованість злости, «зажерство гордиев». Но кажется, что эссе своим непосредственным импульсом имел литературные бои и споры времен МУР-в. Барка, слушая где-то под Дунаем у Авгсбурга мирное и дружеское щебетание птиц, пишет:
«Спочиваючії душой, думаю: это же рай. Нет ничьей злости. А вчера в прокуренной зале поэты и прозаики грызлись допоздна. Все - непримиримо, знедобра, знедружня; все - самолюбие...
Люди! Посмотрим на птиц, может, они мудрее? составим корпорацию с уставом, как в соняшному сада: пой сам и давай жить другому» (с. 13).
Развязку Барка ищет преимущественно вне человека, в примерах природы, управляемой божественными законами, которые дают конечную гармонию різнородній целости. Он хочет изучить непостижимый «словарь и язык жизни». Почти каждый из тридцати пяти фрагментов, на которые разбит эссе, дает «пример» - поэтические миниатюре! деталей божественного творчества, объединенных светом солнца. Но выход ли это? Автор рисует образ реки: она течет смиренно лишь до первого каменного порога, на котором уже пенится и бушует. Что делать общественном человеку с ее собственными закономерностями и каменными порогами? Самая безнадежная из всех побегов - это бегство от себя. Барка сам это чувствует:
«У сатаны сзоя стратегия: только с собора выйдешь - он тебе глаза ладонью заслонит и что вытворяет!... Может, это мы сами без него?!...» (с. 17).
Выход, как он сформулирован в последнем полном примирения фрагменте эссе, в неустанной маставі до добра, в том, чтобы не лениться в стремлении к нему.
«А милосердный Создатель - нет; видит души - высокие становятся на суд к світляного трона: тополя в розовое солнце сонатами шумят.
- Пряли, души, нетленную нить, предназначенную от меня?
- Нет, начали, - отвечают.
- Идите, не ленитесь! - скажет Господь. - Скоро позови)' в мой сад навеки.
Так смотрит Творец. Он близко.
Бабочки трепещут от его лучей».
(Рецензия в Украинской литературной газете)
|
|