Статья
Елена Телига
Роль поэзии Елены Телиги в воспитании духовности молодежи
Одной из главных задач школьного курса украинского языка и литературы является ознакомление учащихся с историей родного народа, с его культурой, духовными ценностями. В этом плане большая воспитательная сила принадлежит поэзии. Тема Украины, ее прошлого и настоящего, ее судьбы и назначения среди других народов - одна из главных в творчестве поэтов диаспоры.
Эмиграционный художественно-творческий процесс не был процессом самоплинним, он соответственно стимулировался и кермувався. Речь идет не о какой-то механическую регуляцию, а о целеустремленности задач обеспечения творческой атмосферы, налаживание отношений между рассыпанными по разным углам людьми.
Показательной в этом плане является поэзия Елены Телиги, которую в свое время Дмитрий Донцов назвал "поэтессой огненных границ". Она входила в так называемую "пражскую школу" украинской поэзии, которая сформировалась из украинских эмигрантов в межвоенные годы в Праге. К этой "школы" также входили Юрий Дараган, Олекса Стефанович, Оксана Лятуринская, Олег Ольжич, Евгений Маланюк. Каждый из этих поэтов-эмигрантов, несмотря на наличие общих для всей эмигрантской поэзии мотивов (потеря родной земли, обращение к княжеской и казацкой эпохи), утверждал собственную историософскую концепцию Украины. Для Ю.Дарагана это была героика княжеской эпохи, где даже явления природы полны неистовства битвы и характер поэзии определяет само название единой изданного сборника "Колчан". Ю.Липа на первое место ставил воинственность характера как национальный феномен украинцев и олицетворял его в образе святого Юрия. О.Ольжич передавал идею государственного чина через отдаленные исторические аллюзии, а О.телига - за фиксации наплывов чувств и эмоций.
Не зря литературная критика называет творчество Елены Телиги поэзией мужества. В частности, Ю.Шерех отмечал: "Можно творить поэзию высокого патриотизма, ни разу не употребив слов - родина или отечество; можно пронять творчество пылкой любовью к Украине, ни разу не употребив слово Украина; можно писать страстные любовные стихи, не употребив слов любовь или любовь. Ибо поэзия - не называет, а порывает... Это хорошо знала О.телига".
У человека, который прожил в эмиграции, слишком обостренное чувство любви к Отчизне. Поэтесса неслась мнением на родную землю, болела за судьбу всей Украины. Ностальгия не позволяла спать, но в то же время заставляла браться за перо. Поэтому не удивительно, что гражданская лирика занимает ведущее место среди поэтического наследия Елены Телиги. В современной школе именно она является центральной во время изучения творчества поэтессы.
Историософская концепция прошлого, так понятного поэтессе, и его прогноз на будущее легли в основу всех его произведений национальной тематики. Пребывание далеко за пределами Украины усиливало тоску по ней, обостряло чувство потери, в то же время делало близким этот образ, оживлювало его в широкой исторической перспективе, а не только как территориальное, политическое или этнокультурное понятие.
Елена Телига невольно ставила перед собой трудные и болезненные вопросы: почему Украина потерпела поражение, или это просто случай в истории, когда судьба не улыбнулась ее народу, историческая закономерность, которая вытекает из определенных особенностей национального характера народа.
Каждый из поэтов-эмигрантов, кроме наличия общих для всей эмигрантской поэзии мотивов, утверждал собственную историософскую концепцию Украины, которая получала свою образную доминанту.
Учитель должен донести до сознания учащихся широкий смысл политических строк гражданской лирики Елены Телиги, каждая поэзия которой отмечается страстностью, искренностью, непосредственностью, имеет вивершену строение, чаще всего по принципу тезис - антитезис - вывод. И хотя в поэзии "Современникам" автор отрицает контролируемость творчества, на самом же деле сама заботливо следит за дисциплинированностью высказывания.
Поэтесса постоянно находится в поисках оригинальной формы слова, достигая временами высокого мастерства в создании неологизмов: порывы воспалительного апреля, земля равнодушно-неприветливая. На народно-разговорных источниках и письменно-литературных традициях украинского языка базируется поэтическое наследие Елены Телиги. Для нее характерно разнообразное использование сравнений, тропов-метафор, символов, эпитетов, как фольклорных, традиционных, так и собственных, авторских:
первые огни; медоносный сок; жизнь искрящееся и богатое; пламенное ад; раскованное сердце; первая труба; железном свис те; полевой буйный, ветер; беспокойным пурпурным цветом; весенняя, бурная метель; в красках одинаковых; свободная птица.
Елена Телига романтизирует любовь, его чувственность и силу, которая таит в себе жизнь. Лирическая героиня ее стихов - гордая женщина, которая способна самоотверженно любить; она не прощает унижений, ибо более всего ценит человеческое достоинство:
Я руке, что била, - не прощу
- Не для меня победный бич!
По этому поводу С. Гордзинський справедливо отметил, что впервые в украинской поэзии женский комплекс нашел в стихах О.телиги сильный и неслыханный выражение. Редкое сочетание нежности и мужественности, интимного и гражданского придает ее поэзии особое очарование.
А философичность стихов О.телиги отчетливо проявляется в ее публицистической направленности. Поэтессу волнует проблема творчества, гармония материального и духовного, человеческих чувств, закономерность течения жизни и бессмертия:
Не сорвутся слова, закаленные, как сталь,
И в руке перо не изменится на копье.
Самое интимное, самое сокровенное поэтесса вкладывает в обращение, хотя их количество в стихах несколько ограничена:
А душа, распущенностью пьяная,
Выпьет тоски золотую яд.
В поймай меня, поймай, любимый,
Я так хочу у тебя быть.
Лирическая героиня поэзии нежная и ранимая, искренняя и щедрая, романтичная и сильная. Она тонко чувствует состояние другого человека. Только такая женщина способна все пережитое в любви назвать "камни жестоких дней", увидеть в глазах любимого "пламенное пекло". Поэтому исследователи Ю.Бойко, Елена Обычная, Б.Бойчук, Б.Рубчак и другие отмечали, что в ее лирике "совсем нет примеси эпического".
Самобытные у Елены Телиги сравнения. Она подчеркивает, что без женской любви, поддержки и понимания, мужчины исчезнут, "словно стая свободных птиц", и, продолжая свою мысль, автор обращается к мужчин от лица всех женщин: "все, что дает жизнь искрящееся и богато, как медоносный сок, собираем для вас". Поцелуй любимого человека О.телига сравнивает с мягким детским смехом, который может быть острым, "как чем". Этот поцелуй, что станет единственным оружием в решающий момент, подарят "уста решительные, как выстрел. Твердые, как лезвие меча".
Своеобразие данных сравнений заключается в том, что они построены на контрасте цветов, чем усиливается их экспрессивность.
Метафоры в поэзии Елены Телиги с одной стороны выражают боль и горечь, а с другой - твердое убеждение, что огромные жертвы принесены не зря, что сила жизни непобедима, как и животворная сила Женщины. Например: день мерцает прозрачный; жечь сердце в снежной пурге; день стынет. Отмечены поэтичностью традиционные метафорические образы, связанные с отображением состояния человека: заметем огнем любви пределы; не буря еще - ее далекий шум, еще не любовь - предчувствие любви.
Специфические у поэтессы и персонификации. Согласно содержания стихов она олицетворяет такие понятия, как муки, неволя, смерть, зло, месть, судьба, душа, страдания, боль, смех. Например:
Моя душа и по темном напитка
Не хочет слушаться советов,й
И снова радостно и стройно
Бежит под ветер и под град.
Характерные для поэзии О.телиги эллиптические структуры с формально отсутствующим сказуемым: Каждый шаг - ослепительная молния; Душа - полевой ветер бурный. Поэтесса также использует бессоюзные сложные предложения для передачи настроения души лирической героини: А может, в этом и есть моя смелость: курить сердце в метели снежной.
Особое место в стихах Елены Телиги занимает философская лексика, благодаря которой поэтесса достигает равновесия отдельного и общего. Так конкретное " сегодня" меняет общее, абстрактное "завтра".
Мое сердце в горячих зморах
Но завтра спокойно встану.
Я и сегодня не могу спать.
Надо обратить внимание и на символичность образов О.телиги. Во всех ее стихах доминируют выражения: раздутые огне, огонь пределы, пламя огненных блесков, сердце в огне, огненные молнии. Стихия огня пронизывает почти все стихи О.телиги. Встретим массу таких выражений, как: весенний ветер, весенний пожар, бурная метель. О себе поэтесса скажет:
Я - огонь, я - вихрь,
А они останавливаться не привыкли.
Символические образы вихря и огня - это та стихия, в которой формировалась, жила, боролась, боролась и умирала Елена Телига. Это та сила, которая открыла ей, как отмечает Д.Донцов "таинственные законы вселенной, законы, круговорота жизни; которая подняла край завесы перед ее глазами на то тайное Невидимое, которое управляет миром".
Вот почему часто основой эмоциональных и экспрессивных образных средств поэзии О.телиги есть библейская символика, религиозная терминология: Бог, ад, воскресла, ангел, святой, святой союз, душа, огонь искушений, вера, лямпада, святые дары, бездна, проклятие.
Библейские аналогии, библейская лексика - это поэтический средство воспевание подвига женщины и поэтессы, которая до самой смерти тяжелое несла свой крест:
Чтобы собственной непоколебимой вере
Курит лямпаду в черную ночь
Сквозь боль разлук - в радость встречу.
Много собственных высказываний О.телиги воспринимаются как афоризмы:
Не надо слов! Пусть будет только дело!
Только тем данная победа, "Современникам"
Кто в боли смеяться смог.
"Острые глаза раскрыты во мрак"
В афоризмам, метких высказываниях, философских рассуждениях раскрывается новаторство О.телиги. Ее поэзии тесно связаны с народно-песенными традициями.
Елена Телига часто использует слова познания жизни с целью раскрытия философского и нравственного осмысления действительности:
Гойдаєте же кличний звон!
Крешіть огонь из кремнів!
Мы же, радостью жизни вас напоив до краев,-
Без металлических слов и без вздохов бесполезных
По вашим же следам пойдем хоть на смерть!
Интимно-доверительная разговорная интонация, ритмика стиха формируют монолог Елены Телиги, ее инди-відуальний стиль, в котором символическое значение приобретают общечеловеческие понятия и по-философски звучит осмысления кредо "поэтессы огненных границ".
Гражданской лирике О.телиги присуще стилистическое богатство, полифоничность, в которую входят общественно-политические, философские понятия: бессмертие, вселенная, победа, канонада, звон, вечность, добро, зло, время.
Нейтральные в научном стиле, они имеют в поэзии весомое значение, благодаря сочетанию ее с общеупотребительными, бытовыми понятиями. Например, Только тем данная победа, Кто и в боли смеяться смог; Пусть режет время лицо добром и злом.
Каждый сборник стихов Елены Телиги полнее раскрывает ее талант в осмыслении новых тем, в проникновении в языковые глубины.
Ее стихи, критика, в частности Ю.Ковалів, называет "частными письмами миру", раскрывают образ волевого человека, жизнелюба; таят в себе чисто женские интонации.
Роль женщины в обществе, в жизни нации - одна из главных тем лирики О.телиги. Это не праздная существо, не рабыня, это новая личность - волевая, независимая, целеустремленная натура, которая ставит перед собой цель и уверенно направляет свои силы:
Когда же вознесусь на каменистый верх
Сквозь темные воды и пламенные башни -
Пусть жизнь качнется и уйдет,
Словно корабль в зареве пожара.
В стихах О. Телиги раскрывается яркий образ волевого человека, преданного идеям национального возрождения Украины, жизнелюба, основателя общечеловеческих ценностей. Собственно, в этом и заключался смысл жизни непокоренной поэтессы. Образцом таких стихов могут быть стихи "Ответ", "Племенной день", "Бессмертное", "Осужденным".
На конкретных примерах жизни и творчества знаменитой поэтессы учитель поможет ученикам осознать героику жизни украинских поэтов-эмигрантов. Елена Телига стояла на грани, где заканчивается спокойствие, серость будней и начинается настоящая борьба:
Заметемо огнем любви пределы, Перейдем вброд бурные воды.
Героизм как высшая добродетель, как образец человеческого достоинства - это определяющий ориентир жизни и творчества О.телиги, тесно связанный с борьбой за национальное освобождение родного народа.
Учитель-словесник во время изучения творчества Елены Телиги должен помочь своим воспитанникам проникнуть в идейно-художественную суть гражданской лирики поэтессы, правильно воспринять и оценить эти произведения, учитывая индивидуальные особенности восприятия учениками изображенных в поэтических произведениях событий и явлений.
Задачи национального воспитания при изучении поэзии художников украинской диаспоры на уроках украинской литературы заключается не только в том, чтобы сформировать определенные убеждения, а и в том, чтобы гражданские чувства стали внутренней потребностью каждого человека, целью ее жизни.
Список литературы
Кузьменко А.Е., Кузьменко Л.Е. Роль поэзии Елены Телиги в воспитании духовности молодежи
O Кузьменко О.С., Кузьменко Л.Е., 2001
|
|