Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Елена Телига
ПОЭТЕССА ОГНЕННЫХ ГРАНИЦ



Елена Телига
(21 летняя 1907 - между: 13-21 февраля 1942)


Правду говорили римляне, поэтом нельзя стать, поэты родятся. Нельзя выучиться на Шевченко, ни на Бетховена, ибо утверждение латинцам относится, очевидно, к писателям вообще. Как на пророков, сходит на них - когда они по Божьей милости - Дух Святой, открывая им вещи, не известные не только обычным смертным, а порой - перед тем - и им самим. В шали вдохновение говорят они про глубокие тайны жизни и смерти, и сама речь их становится загадочной и містерійною. их язык, как язык Данте или нашего Кобзаря, відшифровують затем сотки комментаторов. Мысли, пророчества тех поэтов-визионеров, их чувства выливаются им как будто в трансе - на самітніх проходах, в бессонные ночи, в горячке.

Такой поэтессой по Божьей милости была Елена Телига. Оригинальная в образах и идеях, цельная, как редко кто другой, элегантная в форме своих стихов, элегантная в своей телосложению «прудконогої Діяни» («кругом госпожа» - говорил Шевченко), горда в наставленні к жизни - она оставила нам образец настоящей барской поэзии в наилучшем смысле слова, поэзии, лишенной всего вульгарного, простецкого. Появилась она вспыхнула и сгорела на тяжкім и сірім, затем кроваво-красном небе войны и революции, как будто блестящая звезда, оставляя, хоть погасла физически, яркий свет по себе, которое полыхнет нещадкам.

Таков был и стиль ее поэзии. Ставляла к себе, как к поэтессе, большие требования. Этим объясняется небольшая числом количество ее поэзии. Тем объясняется, что так тяжело было ее уговаривать на издание сборника. Когда должна была превратить, вычерпать в окончательную, завершенную форму - «далекий шум незроджених стихов» своих, искала для каждой эмоции слова, которое отдало бы ее точный смысл.

Каждому почуванню должно соответствовать только одно-единственное слово, которое подходило к той эмоции. И того слова искала не раз долго и упорно, не хватаясь вставить какое-то другое. Имела геніяльний дар вязать близкое с далеким, настоящее с будущим или с вчерашним. В зерне уже видела растение, в цвете - плод, в жизни смерть, в смерти - жизнь...

Архіектонічна строение ее стихов не имеет того пестрого, без ясной структуры и замера, стиля, розлізлого, не скованного одной идеей, который не раз поражает в других. У Елены Телиги - благородство линий, скупость, ляконізм выражения, непривычный целесообразность строения. Это строение будет тянуться вверх, за край, за грань, в просторы, в воздух, более стены. Рвется с неудержимой силой на каменистый верх, на самый высокий шпиль. Тянется в даль, словно напнятий лук. Стройность линии, упругость строения. Общее впечатление чего-то порывает душу от приземного, серого, обыденного - в небо, в вышину.

Подобная и кольористика ее поэзии. Не найти в них «тріпотно ласкательных» или «розово мрійних» красок, часто употребляемых нашими лириками. Не найти тоже сірости грязно-розовых или грязно-голубых красок, которые делают такими скучно одноцвітними стихи перечулених эстетов. Наиболее не терпит она сірости! Не найдете в ней полутонов, ни невнятных переходов от одной до второй краски. Зато все краски яркие, блестящие. Пишноцвітний рисунок с контрастових красок - не холодным, а горячим.

* * *

Что поривало ее воображение в крутіж нового танца? Прежде всего ее порывистая, трагическая натура. Кроме того - предчувствие спасительной метели, которая всколыхнет застоялу воду ненавистных будней. Это уже не своевольный жест, не сама игра в опасность. Здесь есть что-то большее! Здесь с ней говорит пророчица-вістуня, которая видит бедствие, неизбежно, как удар бича Божьего по озадаченной, здурнілій человечества, и которая знает своей большой интуицией - и своего народа, и свое собственное предназначение в этой вьюге. Предпочитает эту бурю. Стремится, чтобы в ней жить активно, чтобы она наконец ударила. Выражения и образы, которыми полна ее поэзия, - это: вихрь, огонь, пожар, «весенняя бурная метель». «Разодрать привычки, как старые котари», «найти окно в сірім стене единодушных движений». Идти в «задымленный черный мрак» неизвестного и жданого стремится она...

* * *

...Часто приходят на человека и на целые народы вдруг - «удары и дары Господни».

Полярность жизни! Увлечение, порыв, предчувствие страшной и манящей метели, но и посмак страшного действительного. Посмак не только наслаждения героическим образом, буйным разгулом, но и привкус слез и крови страдания. Поэтому предчувствие новой эпохи наполнено для нее двойным вкусом меда и полыни».

Откуда берется эта двойственность?

Как человек, остро переживала позор и рабство своей нации, смотрелась она в скучных стенах проклятого межидіб'я, словно вольная птица, что рвется сквозь решетку. Она знает, что тот, кто хочет передертися через проволочную стену или сломить играть, чтобы вырваться на волю, может это сделать, только оставляя за собой рваные крылья, куски вырванного мяса, следы крови. Иногда и сама жизнь. У нее всегда приходят такие выражения - как «драть рамки», «души разорвано плесо», «разбить окно», сделать вилім в стене и т.д. Но кто дре рамки, может искалечить руку! Кто взлетает вверх, может упасть вниз! Кто вандрує краем пропасти, на горные шпили, может свалиться с кручи! Всякий перескок через огненную черту опасен. Кто, как в старые времена средневековья, по длиннющей лестнице вдряпується на валы здобуваної твердыни, может быть зіштовхнений в пропасть. С тем, кто переступает черту, есть, как с ребенком, что переступает черту невидимого и родится в наш видимый мир: тогда всегда рвется крик и льется кровь, и боль, и радость, что новый человек пришел в мир.

Подобное бывает и с целыми народами. Народ, который хочет порвать оковы и «вражьей злой кровью волю окропить», и проливает потоки собственной крови. Поэтесса знает, что - «не трогают только раба», знает, что кто вандрує по шпилях, ждет пропасть на каждом шагу». Знает больше: что пророков, из дома рабства указывают народу большие пути освобождения, ждет камней и крест. Звала же она разорвать старые котари! Посылала же проклятие старому свету! Как же не восстала бы против нее целая стая не только Пилатів, Иродов, но и «родных» Иуд и фарисеев? Да и взбаламученная товпа народа равнодушно отвернется от всякого, кто должен был идти на крест.

Кто ступил на этот путь, мог ли он предполагать, что ступатиме им без боя и без боли? В своей поэзии Телига часто поднимает тему апостолов новой Правды и равнодушного на их слово толпы. Холодный и тупой толпа грезится ей на улицах чужих городов, в стихотворении «Черная площадь» или в другом - «Поворот». И в ее прозе, в статьях и в есеях. Непорочно чувствовала, что не встретят ласки слуг князя мира сего те, которые несут на своем знамени враждебную ему идею или символ новой веры. Такое новое верую несла она в своей поэзии...

* * *

Вера и любовь... это замацкані пальцами недовірків и эгоистов понятия! Которые удалены от употребления бездушными сентименталамм и фарисеями! У поэтессы эти слова заблисли их свежими, пишноцвітними красками, первобытным вогнем. ее вера, ее любовь не имеют ничего общего с содержанием, что его вкладывают в те понятия официальные проповедники тех добродетелей нашей цивилизации, от которых уже улетел Дух Божий.



Что такое вера? Это - «осуществление ожиданого, уверенность невидимого» - дефиниция Ап. Павла. Ибо из невидимого получилось видимое. Вера - это неудержимое желание превратить мечту в реальную жизнь. Она не только исцеляет больных людей, но и целые народы, которые верят в возможность своего исцеления. Почему вера дает такую мощь тем, кто ее имеет? Потому удесятерює смутное и неустойчивое человеческий ум, его силу. Кто верит - того не сбить, не поколебать в вере никакими человеческими «доказательствами». Тот пойдет по воде, и не убедить его, что сила бремени тела потянет его на дно. Такого, как сновиду, не убедить, что опасно для жизни лазить по крыше на краю высокого дома. Такой хоть и прикован к кровати невелічимою - как на человеческий разум - болезнью, возьмет одежду свою и пойдет. Верующий есть определенный, что молитвой и верою постигаются телесные, матеріяльні последствия. Верит, что из пяти хлебов можно сделать тысячи, из воды вино, из маленькой искры раздуть пожар. Верит, что невидимое управляет видимым и формирует его.

Эту веру имела Телига...

* * *

Настоящая поэзия - это мистерия, тайна, как каждое искусство. Но среди этих последних величайшей мистерией является слово, поэзия. Поэты и поэтессы, эти жрецы и жрекині, поведают нам что-то не изученное или вычитано, а - им самим не известно, кем или чем зіслане и открытое сверху...

Кто помине мистический момент в творчестве Елены Телиги, тот не поймет ее существа поэзии, ни ее натуры. Потому что имела она в высоком степени заостренный зрение поэтов Божьей милостью. Видела духовными глазами, по доступным телесному глазу миром с его видимыми змислами контурами - укрытую, невидимую суть явлений. Видела за ними невидимые действующие силы, связанные с такими же силами вселенной. Видела акцию в нашем мире - высшей Божественной силы, господства ее извечных законов. Прочувала наперед, как уже указано, грядучу пожар, в котором сгорела сама.

Откуда эта интуиция, этот мистический чар, веет почти от каждого из ее стихов? Откуда эта уверенность полярности жизни? Откуда понимание нерозірвальної воссоединения позитива и негатива, боли и радости? Откуда эти таинственные символы, которые беспрестанно встречаем в нее, как предел, огонь, вино, берег, корабль, брама? Откуда эта радость ожидаемой смерти, эта безумная вера и любовь? И вера, что не спрашивала, а знала?

Эти вопросы тем более оправданны, что наша поэтесса, подобно как и Леся Украинка, ее она так напоминает, сформировалась такой, какой ее знаем, - вопреки совершенно иначе настроенном ее окружению. Каким-то неведомым чудом вырвался из ее души огонь древней нашей национальной мистики, совсем чужой ее сутках, равнодушного к тайнам жизни. Я не знаю ни одного после Шевченко поэта, которого поэзия была бы так насыщена идеей Божьего Провидения. Но такие з'явища бывают, и, когда мы хотим збагнутії этот характер ее поэзии, должны заглянуть в мистику старого Киева, христианскую и предхристианскую, занесенную на Украину вместе с культурой старой Эллады, когда такой распространенной в нашей Понтиді и на Днепре. Ибо, как говорит Св. Августин, - «все религии имеют в себе что-то из Правды, и элементы Правды во всех религиях - есть собственно христианские элементы в них».



* * *

Что такое экстаза? - Это увлечение, очарование чем-то, и одновременно - атрофия, обезболивания всех физических чувств через напряженную контемпляцію, видение, осматривание, удивление, адорация чего-то необычного, сверхъестественного, что сотрясает всю душу. Такое встретил Савла на пути в Дамаск. В Телиги это было ослепительное сияние, к которому рвалась хотя бы за цену разлуки с физической жизнью: сжечь пристань, погубить рулю, плыть на волнах экстазы, гореть и сгореть. Вся философия "ее маленькой размером сборника поэзии, но такой глубокой содержанию - это чувство органической зв'язаности с космосом, с его законами и повелениями; связанности! и ее самой как существа из тела и души, и ее страны. Солнце, ветер - ее стихия. Кланяется просторам за светлую радость жить. От солнца радость жизни и плотской, и духовной. Пьяная тем духовым, словно каким-то живительным, искрящимся вином, которое питает душу. К нему слетает ее душа, как будто - «в воздух цвет деревьев». С солнца черпает кровь, которой наливаются ее жилы и мозг, и сердце - «через край вино». Этот дар ниспосылается на нее, на человека, какая-то высшая сила - «неизвестное Нечто», которое приносит нам все наши устремления и порывы. Это что-То льет огонь в наши мысли. Это что-То наливает в наше сердце - «найхмільніший течение», эликсир жизни. Это что-То, в других стихах - Кто-то зовет нас в неведомую путь - «без подписи и адреса» на чей-то далекий прекрасный берег, зовет «воскресшую душу в светлую путь». Кто-то!

* * *

Откуда у нее бралась и вера и любовь? То неугасимое горение души? Где был источник ее мудрости, ее пророческого безумия? Откуда знала много из тайных вещей она, которая никогда не познавал и не училась тех тайн? Которая никогда не читала ни Сковороды, ни других мистиков наших и не наших? Которая родилась и формировалась среди интеллигентского окружения начала XX века, которое почти никогда в Евангелии не заглядывало?

Я уже говорил о ее самоініціяцію, самовтаємничення в вещи, не известные многим, а когда некоторым и доступны, то только путем долгих и больших усилий и медитаций. Дать ответ на эти вопросы, или - лучше сказать - спрецизувати тезис ее самостоятельного искания и обретения мистерий бытия сможем, когда представим себе ту стихию, в которой жила и горела сепарована от равнодушного окружения ее душа.

Это была стихия огня, и сейчас увидите, для чего это подчеркиваю. Уже из цитируемых стихов ее видно это. Непрестанно в нее выражения, как - раздутые огне, огонь пределы, пламя огненных блесков, сердце в огне, зови дымящихся огней, огненные молнии, пламенные пределы, огненные блески и т. д. Не надо здесь повторять, как часто приходит в нее слово «солнце». Или это чисто случайно?

Вторая стихия, которой овеяна ее поэзия, это ветер. Вновь вспомню некоторые упомянутые выражения: ее душа - полевой буйный ветер. Масса таких выражений, как весенний ветер, весенний пожар, весенняя бурная метель, раздута ветром пожар. Наконец как формальная деклярація рідности с теми двумя стихиями:



Ветрами и солнцем Бог мой путь наметил,

............................................................

Я - огонь, я - вихрь,

А они останавливаться не привыкли.



Вихрь, огонь, - какое значение имеют эти символы?

Знаем хорошо символические значения этих выражений, этих стихий в мистике христианства. Там можем найти глубокий смысл элементарных сил, в которых купалась, которыми жила и созревала, трепетала, рвалась в высоту, в экстазе радостном боролся и умирал Елена Телига.

Когда сошлись Апостолы, - читаем в Деяниях, - «как наступило праздник Пятидесятницы, неожиданно произошел шум с неба, как будто от віючого сильного вихря, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделены языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого».

Вихрь и огонь - образы Сявтого Духа. Они же бушуют и горят над лбом поэтессы огненных границ, что носит - «в сердце огненную печать», вот была та сила, которая открыла ей таинственные законы вселенной, законы колобігу жизни; которая подняла край завесы перед ее глазами на то тайное Невидимое, которое управляет миром, позволила ей заглянуть бесстрашными глазами в лицо смерти; которая указала ей путь жизни, породила ее великую веру и великую любовь, наконец - одарила ее теми блестящими дарами, которыми светилась ее поэзия, и теми ударами, которые постигли ее в жизни, а которые принимала радостно и достойно.

Что я хочу этим сказать? То же, что сказал Кулиш под первым влиянием того душераздирающего впечатления, которое произвело на него и других кирилло-методіївців чтения в Киеве Шевченко его огненных стихов: «Когда говорили когда-нибудь, по правде, что сердце ожило, глаза загорелись, что над челом мужа засветился пламенный язык, то это было тогда, в Киеве...» Тогда, когда собран кружок молодежи с задержанным дракона прислушался лектурі Шевченко. Кулиш пишет: »Он был светильник, горящий и светил - посреди нас - как видимое развитие нашего вдохновение звищ». «И страшно, и больно, и упоююче было заглянуть туда!» - в ту, надхнуту тайной силой, поэзию, - отчитывается Костомаров...

И еще один, интересный в этом сопоставлении, символ повторяется часто у Елены Телиги. Часто встречаем у нее такие выражения, как пьяная душа, сердце пьяное, огонь яда или вина, день, который опьянел и разливает недопитое солнце, гроздья доп'янілі, тело, налитое пьяным солнцем, вино рубиновое ее сердца, счастье, которое выпивает бокалом, упоєния в п'янім вихре, в танце над пропастью, темная отчаяние, худший напиток, который пьет одиноко вплоть до рана; день, который льется на землю вином горячим, взгляд чей-то сравнивает с дорогим напитком, что переплескується самым светлым течением, впиває в себя некую «тайную мощь, хмельнішу от вина», которую ей війнули на уста и глаза и т. д.

Этим хмельным вином одержима, говорила, словно пьяная, и язык ее не всегда могли понять трезвые люди. Что опять это за символ? В том же рассказе о сошествии Святого Духа на Апостолов читаем: - Когда Апостолы сказали, - «все удивлялись, сомневались и, не понимая, говорили друг другу: что это значит? А другие смеялись: они впившимися молодым вином».

Вот каким вином впилась и Елена Телига! Когда Апостол Петр услышал эти насмешки «трезвых» слушателей - «возвысил голос свой и заговорил с ним: считайте на мои слова! Они не пьяны, как вы думаете!» Не хмель говорил с ним, а что-то другое говорило их устами. Они пришли вспомнить равнодушным людям приближение страшного времени, о котором давно говорили пророки, о том, что появятся - «знамения на земли, кровь и огонь, и дымное куряво»; о том, что «каждый, кто примет имя Господне, спасется»; о том, что в этот день гнева - «Бог изольет Духа Своего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши».

Такое объяснение давал этим трезвым Апостол Петр. Говорил он о хмель экстазы, которой в тот день исполнились Апостолы. Эта экстаза известная была Шевченко - смотри его мотто из Евангелия о духе Святом, которого не принимали его трезвые земляки, потому что не видели его плотскими глазами (мотто поэмы «Сон»). Именно эта экстаза огнем горит в стихах. Елены Телиги. Не была она, как говорил Ап. Петр, из «дочек наших», которые предсказывали - в мирные времена между двумя войнами - приход эпохи крови и огня, и дымного пыль? Не призвала не бояться «бича безжалостных пожаров», которым шмагатиме здурнілу человечность Господь? Не звала отважных и сильных, тех, что верили в «вечные истины и ценности», идти бесстрашно сквозь дым и сквозь «огонь пределы - на наш мрачный и прекрасный берег»? Или не призывала - вопреки очевидности - идти туда, ведомая лишь своей верой? Не могла сказать о себе и о таких, как она, известными словами: «Мы ходим верою, а не видением» (II. Коринтом., 5). Не была она пьяная тем самым хмелем экстазы, что все одержимы духом?

* * *

Появление ее, ворвалась в наш «серый толпа» межидіб'я со своей горіючою «душой в красной амазонке» есть проречистий знак, что скрытыми, тайными путями на руинах и пожарищах былой славы растет и формируется заново из старого корни володарно-барский дух новой ведущей слои новой Украины!

С теми кличами - бороться против мирового зла, которое увидела впервые в зневоленім, підбитім Киеве, - она выходит на арену не только национальной, а более широкой борьбы. В ней, в этой последней, роль авангарда имела переняти ее страна - чувствовала это и знала вещим даром поэтессы и пророчицы. Должна была исполнить Божий приказ. Ветрами и солнцем Бог ей путь назначил. Шла по ним в экстазе своего пьяного и задорного, горіючого сердца. Бесстрашная, не страшась новой потопы, какой имела в новые времена очиститься земля. Знал, что входила в свою родную стихию, потому что - «теперь земля не водой, а огнем очистится» (II. Петра, 3).

Будет стоять на своем высоком кам'янистім верху как ведущий маяк. Чтобы в огонь ее сердца зажигались тысячи сердец нового поколения. Чтобы - «по следам ее скошенных шагов» шли тысячи ног. Путем неизбежным для нации с большим будущим. Путем соревнований, страданий, воскресения. Путем великанов. С горіючою оріфлямою в твердой руке. С горячим призывом:



Чтобы зови ее сорвался ввысь!

Чтобы, как флаг, затрепетал в солнце!



Дмитрий ДОНЦОВ