11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АННА АХМАТОВА
Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
1937 год. Страшная страница нашей истории. Вспоминаются имена: В. Шаламов, В. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбы, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвение.
Но память странно устроена. Она бережет найтаємніше, дорогое. И страшное... «белые одежды» В. Дудінцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «По праву памяти» А. Твардовского, «Проблема хлеба» В. Подмогильного, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына - эти и другие произведения о трагических ЗО-40-е pp. XX века стали достоянием нашего поколения, совсем недавно перевернули наше сознание, наше понимание истории и современности.
Поэма А. Ахматовой «Реквием» - особое произведение в этом ряду. Поэтесса смогла в нем талантливо и ярко отразить трагедию личности, семьи, народа. Сама она прошла через ужас сталинских репрессий: был арестован и семнадцать месяцев провел в сталинских тюрьмах сын Лев, под арестом находился и муж Н. Гумилев; погибли близкие и дорогие ей Бы. Пільняк, О. Мандельштам; с 1925 г. ни ахматовскому строки не было опубликовано, поэта словно вычеркнули из жизни. Эти события и легли в основу поэмы «Реквием».
Меня поражает глубина и яркость переживаний автора. Я забываю о том, что передо мной художественное произведение. Я вижу надломлену горем женщину, мать, жену, которая сама не верит в возможность пережить такое:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла...
Ведь когда-то была «насмешницей и любимицей всех друзей, царскосельской веселой грешницей...». Были любимый муж, сын, радость творчества. Была обычная человеческая жизнь с минутами счастья и огорчений.
А теперь... Разве те горести могут сравниться с тем, что происходит сейчас?!
Картины, одна страшнее другой, возникают, когда читаешь поэму. Вот «уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла...». А вот «трехсотая, с передачей, под Крестами» стояла, прожигая новогодний лед горячей слезой. Вот «бросалась в ноги палачу» и ждала казни. А когда «упало каменное слово», училась убивать в себе память, душу, училась жить снова.
Мотив смерти, окаменелого страдания звучит в стихах поэтессы.
Но, несмотря на личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и вобрать в себя горе других матерей, жен, трагедию целого поколения, перед которой «гнутся горы».
И снова страшные картины. Ленинград, слоняется «ненужным привіском», «осужденных полки», «песня разлуки». А «высокие звезды с душами милых» стали теперь звездами смерти, смотрят «ястребиным жарким оком». Поэтесса размышляет о любимой родине, о россии, которая безвинно корчилась в страданиях, о своих подругах по несчастью, которые седели и старішали в бесконечных чергах. ей хотелось всех вспомнить, назвать поименно. Даже в новом горе и накануне смерти не забудет она о них. И памятник себе она хотела бы иметь не у моря, где родилась, не в царскосельском саду, где подружилась с музой, а у той страшной стены, где стояла триста часов.
Устами лирической героини поэтесса обращается к нашей памяти, памяти своих современников и будущих поколений.
Поэма Анны Ахматовой «Реквием» - это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который базируется на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени страдающего многомиллионного народа.
Передать свою боль, выстраданные в несчастье мысли помогли Ахматовой ее многогранный талант художника слова, умение вести диалог с читателем, доносить до него самое сокровенное. Поэтому поэма «Реквием» волнует читателей, заставляет их задуматься о том, что происходит вокруг.
Это не только надгробный плач, но и строгое предостережение человечеству.