11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АННА АХМАТОВА
Лирический мир А. А. Ахматовой
И все-таки узнают голос мой.
И все-таки ему опять поверят.
А. Ахматова
Имя Анны Ахматовой по силе своего дарования, мастерства и таланта стоит рядом с именами гениальных поэтов XX века. Читателю импонирует афористичная краткость, выпуклая промовистість лирики Ахматовой, которые убедительно раскрывают в ее лишенных тени украшательства стихах великий поэтический талант и сильный лирический характер.
На рубеже двух веков родилась великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова. Вернее, великий русский поэт, ибо сама Ахматова слово «поэтесса» не любила и называла себя только поэтом...
Большое влияние, может быть, на ее поэтическое становление имело то, что Ахматова детские годы провела в Царском Селе, где сам воздух был пропитан поэзией. Это место стало для нее самым дорогим из всех мест на земле на всю жизнь. И потому, что «здесь лежала его (Пушкина) треуголка и растрепанный томик Парни, и потому, что для нее, семнадцатилетней, а именно там «заря была самой себя алее, в апреле запах прели и земли, и первый поцелуй...», и потому, что там, в парке, были свидания с Николаем Гумилевым, другим трагическим поэтом эпохи, который стал судьбой Ахматовой, о котором она потом напишет в страшных по своему трагическому звучанию строчках:
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне...
Поэзия Ахматовой - поэзия женской души. И хотя литература общечеловеческая, Ахматова имела полное право сказать о свои стихи:
Могла ли Биче словно Дант творит,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорит.
Первые стихи Ахматовой - это любовная лирика. В них любовь не всегда светлая, зачастую она несет горе. Часто стихи Ахматовой - это психологические драмы с острыми сюжетами, основанными на трагических переживаниях. Лирическую героиню Ахматовой отвергли, не поняли, разлюбили. Но переживает это достойно, с гордым смирением, не унижая ни себя, ни избранника.
В пушистой муфте руки холодели
Мне стало страшно, стало как-то грустно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной!
Герой ахматовской поэзии сложен и многолик. Он - любовник, брат, друг, который предстает в различных ситуациях. То между Ахматовой и ее возлюбленным возникает стена непонимания и он уходит от нее-то они расстаются оттого, что им нельзя видеться, то она оплакивает свою любовь и болеет, но всегда Ахматова любит.
Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.
Но поэзия Ахматовой - это не только исповедь влюбленной женской души; это и исповедь человека, живущего всеми бедами и страстями XX века. А еще, по словам О. Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XX века»:
Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово -
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
Самой главной любовью в жизни А. Ахматовой была любовь к родной земле, о которой она напишет позже, что «ложимся в нее и становимся ей, оттого и зовем так свободно своею».
В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из России за границу. Очень тяжело было Ахматовой, но она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда».
Но Ахматова «равнодушно и спокойно руками замкнула слух», чтобы «этой речью недостойной не осквернился скорбный дух».
Любовь к родине у Ахматовой не предмет анализа, размышлений. Будет Родина - будут жизнь, дети, стихи. Нет ее - нет ничего. Ахматова была честным и искренним выразителем бед, несчастий своего века, от которого она была старше на десять лет.
За времена сталинщины Ахматова не была подвергнута репрессиям, но для нее это были тяжелые годы. Ее единственный сын был арестован, и она решила оставить памятник ему и всем людям, которые пострадали в это время. Так родился знаменитый «Реквием». В нем Ахматова рассказывает о тяжелых годах, о несчастьях и страданиях людей:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Несмотря на тяжелое и трагическое жизни, ужас и унижения, пережитые ею во время войны и после нее, отчаяния и растерянности у Ахматовой не было. Никто никогда не видел ее с опущенной головой. Всегда прямая и строгая, она была человеком, которая отличается большим мужеством. В своей жизни Ахматова знала славу, бесславие и снова славу.
Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица.
Таков лирический мир Ахматовой: от исповеди женского сердца, оскорбленного, негодующего, но любящего, до «Реквиема», что потрясает душу и которым кричит «стомиллионный народ».
Когда-то в юности, явно предчувствуя свою поэтическую судьбу, Ахматова произнесла, обращаясь к царскосельской статуе А. С. Пушкина:
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
И, наверное, там, где она хотела - напротив ленинградской тюрьме должен стоять памятник женщине с седыми волосами, которая держит в руках узелок с передачей для единственного сына, вся вина которого была только в том, что он был сыном Николая Гумилева и Анны Ахматовой - двух великих поэтов, которые не угодили властям.
А возможно, вовсе и не нужно мраморных изваяний, ведь есть нерукотворный памятник, который она воздвигла себе вслед за своим царскосельским предшественником, - это ее стихи.