Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УЛАС САМЧУК
СОЗДАТЕЛЬ ОБРАЗОВ «ВРЕМЕНИ ФЕВРАЛЯ»

Улас Самчук

(20 февраля 1905 - 9 июля 1987)

Я не поэтому писатель украинского народа, что умею писать. Я поэтому писатель, что чувствую долг перед народом. Бог вложил в мои руки перо. Да будет позволено мне использовать его для хорошего, нужного.

Улас Самчук



Через скорби своего народа и своей родины он еще юношей оказался за пределами родного края. Но, оторвавшись физически от родины, он духовно находился с ней в всегдашнем неразрывной связи. В чужом мире он еще глубже, еще больнее чувствовал, видел и переживал судьбу и воления родного народа и родного края. Идея родины и родного народа взяла на себя до отказа его духовое существо, укрепляла и утверждала в чужом мире его писательский талант.



«Я ставил и сейчас ставлю себе достаточно, как на писателя, выразительное задание: хочу быть летописцем украинского пространства в эпоху, которую сам вижу, слышу, переживаю»,- писал как-то Улас Самчук.

«Хочу быть сознательным их бытия, чтобы их стопы не затерлись на этой земле, чтобы их дух не развеялся во времени и пространстве»,- писал он в другом месте и по другому поводу.



Таким летописцем своего времени и своего народа и является Улас Самчук, таким он и войдет в историю украинской литературы. Свою задачу он с честью выполнял и выполняет дальше. Об этом свидетельствует его тяжеловесная и многожанровая творчество.



* * *

Первые рассказы Уласа Самчука, что появление их датуємо 1925 и 1926 годами, позже были, хоть и не полностью, собранные в сборнике «Найденный рай». Они имели все обозначения еще молодого и неопытного автора. Но уже в них отчетливо можно было почувствовать вдумчивого автора, что хочет вникливо познать Я воспроизвести современный ему мир и место в нем русского человека. Характеры, переживания своих героев молодой автор уже умеет изображать на фоне социальных и бытовых конфликтов своей эпохи («Найденный рай», «По-справедливому», «Обида», «Собака в окне»). Эти первые его рассказы обозначены уже отчетливо глубокой влюбленностью в природу, наклоном к сдержанному, но сковуючого сюжет лиризма, конфликтными психологическими ситуациями и идейными монологами. Итак, перед нами уже тогда предстают основные идейные составляющие, художественные и стилевые приметы будущего автора «Волыни» и «ОСТ». Эти первые рассказы - это первые творческие тропы и нащупывание пути, это творческая лаборатория, закаливание пера и мысли молодого автора перед тем, как написать свою большую трехтомной эпопее «Волынь».

«Волынь» - это история жизни, роста сознания и начала общественно-культурной деятельности! Володьки, это собирательный образ украинской молодого человека конца 20-х и начале 30-х годов. Образ оригинальный и новый в тогдашней украинской литературе вообще. То ничего, что создатель его даже не жил уже тогда в Украине. Но собственные юношеские переживания на Волыни, бдительные студии, внимательное чтение всего того, что давала тогда литература и пресса всей соборной Украины, плюс творческое воображение художника создали живой, правдивый, синтетический образ тех бурных активно-романтических лет. Одаренный от природы активістичним характером, волей и умом пытливого мыслителя, искателя справедливого, доброго и нужного - этот образ Володьки выходит далеко за пределы родного ему села Телявки. Больше того, он выходит далеко за пределы его узкой родины - Волыни - и утверждается в нашей литературе и сознании как общеукраинский тип.

«Волынь» вышла в свет в начале 30-х годов. Когда сопоставить ее с величайшими осягами украинской литературы того времени, то, нам кажется, эта Самчукова трилогия будет занимать в ней ведущее и центральное место. Если учесть, что сутки Винниченкової «Соняшної машины» была уже в прошлом, то украинская литература того времени могла похвастаться лишь несколькими романами с более широким читательским и художественным эхом. Были то: «Людоловы» Зинаиды Тулуб, тема которого - историческая эпоха гетмана Сагайдачного, следовательно, давноминула эпоха украинской истории; «Четыре сабли» Юрия Яновского - эпоха революции 1917-1918 гг.; роман Андрея Головка «Мать» - предреволюционные времена украинской истории; «Роман межгорья» Ивана Ле - социально-психологическая тематика на фоне национального жизни Узбекистана; «Черное озеро» Владимира Гжицкого - национально-социальная проблематика на фоне Алтайского края.

Романы эти были исполнены многими интересными, актуальными и волнующими проблемами национальных и социальных взаимоотношений, но без широких історіософічних и государственно-хозяйственных, сугубо украинских вопросов с ведущей ролью русского человека. Найдражливіші и самые жгучие вопросы русского человека того времени в тех романах были либо спрятаны в глубокий подтекст («Четыре сабли», «Черное озеро»), или обойдены и спрятаны в дальний от украинской действительности тематику («Роман межгорья»).

Эти проблемы еще перед появлением вышеупомянутых романов нашли были свое широкое и отважное трактовки в романе М. Хвылевого «Вальдшнепы». Но, как известно, этот роман был запрещен и никогда полностью не увидел мира. Роман «Работные силы» М. Ивченко нарушил был также весомую и болезненную идею - селекции, отбора, самосовершенствования украинского человека в сутки ее культурного и государственного утверждения. Но и этот роман быстро понес запрета и исчез из обращения.

Поэтому, как видим, на фоне тогдашней литературной действительности роман Уласа Самчука «Волынь», учитывая свой екзильннй состояние, глибокомистецьку форму и широкую общеукраинскую проблематику, занял свое отдельное выдающееся место. Идеи и художественные средства «Волыни» не только углубляли идеи величайших произведений тогдашней украинской литературы, а и подавали свое оригинальное звучание, свою історіософічну концепцию Украины.

Поколение, которое его представляет Володьку, начинало формировать свое сознание из локальной проблемы: «Куда течет и река?», а накопив опыт,пришло к большой проблемы путей государственного и культурно-национального развития Украины в целом. Поставившії на начала свой боевой клич: «Вставай, село! Открой глаза и смотри! Познай себя и свою силу!.», оно, поколение Володьки, быстро поняло, что этот клич - лишь один этап до высшего и сложного задания. Потому что, кроме украинского села, есть еще украинский город, ею чужой силой. Проблема борьбы за украинский город как доконечного сообщника с украинским селом в дальнейшем соревновании за свое место в мире становится выше ступенью сознания поколения Володьки. Вся его деятельность и дальнейшее окончательный шаг - выход в более широкий европейский мир - лучше всего это подтверждает. Поколения Володьки поставило перед собой идею выхода Украины на мировую арену, идею ее большего и более глубокого духовного и хозяйственного контакта с миром. Чем больше и органичный будет этот контакт, то более мощные и незламніші будут ее общественно-национальные крылья. Итак, проблема ориентации, проблема места Украины во всемирной семьи народов как свободной среди свободных для поколения Володьки становится первоочередной боевым лозунгом суток.

Окончание трилогии «Волынь» - это глубокая історіософічна символика. Володьку отправляется на Запад с единственной целью: освоить глубоко западную цивилизацию, ее науку, культуру, искусство и, вернувшись, отдать это для добра украинского народа. Это, собственно, было логическим продолжением тех идей, что жили на східніх украинских землях во второй половине 20-х годов и нашли свое проявление в произведениях М. Кулиша, Ю. Яновского, М. Волнового и др. М. Волновой выразил эту идею так:



«Когда мы берем курс на західньоєвропейське писательство, то не с целью припрягти свое искусство до какого нового заднего воза, а с целью освежить его от удушающей атмосферы позадництва. В Европу мы поедем учиться, но с затаєною мнением - за несколько лет гореть особым светом».



Вот почему мы считаем главного героя трилогии «Волынь» собирательным типом общеукраинской человека конца 20-х и начале 30-х pp., а «Волынь» - одним из лучших произведений украинской литературы того времени. А если к этому добавить, что у «Волыни» имеем чрезвычайно очаровательные пейзажи украинской природы, лирические монологи, багатохарактерні образы наших людей, их красочный быт, высокую человеческую этику в отношениях, в труде, в борьбе за лучшую жизнь и что все это составляет гармоничную художественную единство, которое захватывает читателей разных слоев и разного возраста, то это только еще дополнительно подчеркивает исключительное значение этого произведения для нашей литературы.



* * *

Круг идей, намеченных в «Волыни», распространяется и углубляется в новых романах Уласа Самчука «Мария», «Кулак», «Горы говорят» и «Юность Василия Шереметы». Распространяются и углубляются испытаны художественные мотивы, и одновременно открываются новые стилевые и композиционные средства.

В этом аспекте на первое место выдвигается роман «Мария». «Мария» занимает особое место в нашей литературе. Это, кажется, первое художественное произведение, где воспроизведен голодову трагедию украинского народа 1933 года. И написан он того же страшного 1933-го. Автор не был свидетелем того бесчеловечного безумия, что происходило в те годы в Украине. Но его творческое воображение с невероятной правдивостью приблизила читателей к той беспрецедентной трагедийного события. Он дал произведение большой жизненной и художественной правды. Его посвящение книги: «Матерям, погибших голодной смертью на Украине в 1932-33 годах» - звучит и будет звучать вечно как мементо море, как вечное проклятие и обжалования тех, что довели людей до такого состояния.



Роман разворачивается в двух планах: ч одной стороны в плане чисто человеческом, личном, психологическом. Человек изображен со всеми присущими им высокими и низкими инстинктами, сильными и слабыми чертами характера, хорошими и плохими поступками. С другой - в плане социальных, общественных отношений и событий, в рамках которых человек проводит свою личную жизнь. Подать в реальной художественной единстве эти два плана - это большая трудность для каждого автора. Улас Самчук, тогда еще совсем молодой автор, успешно победил эту трудность. Способствовали этому, по нашему мнению, три художественные компоненты:

1) Глубокая сыновняя любовь и уважение автора к своему народу, знание его характера, его жизни, его души, его вождения.

2) Неповторимо автору, страстно-животворные, мы бы сказали, рубенсівські, а кое-кто утверждает - довженковские, образы украинских людей, украинской природы.

3) Присущий только Самчукові творчески обнаружен стиль

лирического монолога, что, как электрический ток, пронизывает весь

сюжет повести и держит читателя в постоянном напряжении.

Сами эти три компонента создают высокохудожественную целостность сюжета, где человек, природа и социальная жизнь выступают как органические составляющие процесса. Повести, кончается большой трагедией. Мария, ее дочь, внуки, ее муж Корней, как и многие, много - миллионы! - их современников, в зловещий 1933 год умирают с голода. Эти кадры запечатлены с потрясаючою, непревзойденной силой. Последние минуты жизни Марии - это и последние строки повести.



«Ночь. Без начала и конца ночь. Ночь вычности. ... Остывают засохшие уста... Западают грудь... С напряжением рвется последний нерв... Сердце делает последний удар».



Мы закрываем книгу и думаем. Выразить те чувства, которые вызывает эта книга - нам невмоготу. Это мог сделать только автор посредством живых образов. Наша логика здесь бессильна. Все же мы думаем, что «ночь вечности» - это для тех, что не выдержали и рухнули. Но для тех, перетривали, для тех. которые только что родились,- есть жизнь. Они будут жить, бороться и продолжать вечное бытие украинского народа. Поэтому «Мария» - это не безнадежное отчаяние, пессимизм. Это трагедия, которая вызывает в нас гнев и зовет к решительной борьбе с тими. кто причинил и причиняет обиды миллионам Марий. Итак, «Мария» - это произведение трагедийно-оптпмістпчного жанра. Произведение, очищает нас от наших человеческих пороков, закаляет наше сознание и утверждает бытие нашего народа.

Следующий роман «Кулак», который вышел вслед за «Марией» [и одновременно с «Волынью», впервые дает цельный образ человека, «живет! Человека, что творит, вечно творит. Что действует, ищет и находит», как выразился позже сам автор, правда, по другому поводу. Идеи и характер образов этого романа своим корнями лежат в «Волыни», а их отчетливое эхо мы еще услышим в трилогии «ОСТ».

Роман «Горы говорят» посвящен украинскому Закарпатью. Здесь подчеркнуто с одной стороны идею духовой и национального единства розшматованої украинской земли, а с другой - большую притягательную силу и молодую воодушевление национального возрождения нашего Закарпатья.

Роман «Юность Василия Шереметы», написанный во время второй мировой войны (1943). изображает идеи, психологию, характеры и быт украинской гимназической молодежи 20-х годов. Это документ значимой художественной силы. Своеобразная действительность оккупированной поляками Волыни воспроизведена с многими волнующими деталями. Перетканий задушевными мечтами любознательного украинской молодежи, ее страстным исканием правды в вокруг несправедливом мире, ее зажигательными дискуссиями на общественные и культурные темы, первыми юношескими вспышками искренней любви, волшебными пейзажами волынской земли - этот роман принадлежит к лучшим достижениям нашей романистики. Образный и тематический потенциал романа Юрий Шорох в свое время определил так:



«Антеїстична, гармоничная, здоровая, самостоятельная - и за наличие всех этих черт потенциально великий человек - вот программа повести. Путь становления такого человека из обычного сельского парня - вот тема повести».



Идейная и художественная основа повести была главным основанием ее награды на закрытом конкурсе «Украинского издательства» в Львове 1944 года.

Первое послевоенное десятилетие, кроме большой организационной и руководящей работы над созданием и деятельностью первой в эмиграции писательского союза Мистецький український рух - МУР, Улас Самчук посвятил реализации своего нового великого замысла трилогии «ОСТ». Как видно из двух до сих пор опубликованных томов трилогии: том первый - «Морозов хутор» (1948, 584 стр.) и том второй - «Темнота» (1957, 494 стр.), автор поставил себе целью воспроизвести в образах сутки и людей нашей родины за последнее пятидесятилетие нашей Истории. Задача нелегкая. Более того - огромное. Сутки - удивительная и неповторимая. Люди и судьба их - исключительные. Но автор, верный своему назначению летописца «времени февраля», не мог не сказать свое слово об этой сутки.



«Нам суждено видеть, слышать и переживать больше, чем можно было надеяться в течение одной жизни человека,- писал он во вступительном слове к роману «Юность Василия Шереметы».- Мы были свидетелями исключительных людей... Уникальный не только для нашего времени, но и для времени писаной истории вообще. Не повредит также осознавать, что в сумме причин, обусловивших возникновение этих великанських событий, большое место занимает наличие такого простого факта, как появление на кону исторической сцены нас, украинцев. Нас, как отдельной исторически действующей духовости, и всего, что с этим понятием связывается».



Пуская в люди «Юность Василия Шереметы», автор этими словами фактически наметил основные направляющие своего нового творческого замысла.

Революция 1917 года. Распад Российской империи. Возникновение и постепенное утверждение Украины как государства, как культурно-исторической цілости. Нарастание девятого вала революционной бури, формирование нового типа русского человека и ее роль в тех феноменальных обстоятельствах. Это тема первого тома трилогии - «Морозов хутор».

Следствие всех этих событий и фактов - появление новой формы государственного сожительства на руинах Российской империи, что ее начали определять аббревиатурой СССР. С этим наступила темная эпоха произвола и террора. Место и роль в этих макабричних обстоятельствах украинского человека. Это тема второго тома «ОСТ» - «Темнота».

Мы не знаем еще содержания третьего тома. Предполагаем, что это будет попытка разгадки ii синтезы эпохи революции и террора и наскреслення идей и путей выхода из трагической эпохи «Темноты».

«Морозов хутор» начинается таким символическим образом: городская двокласова школа в Каневе весной 1917 года. Первые месяцы революции здесь еще ничего не изменили. Как и много лет перед тем, старшая класса ждет Афогена Васильевича, учителя истории и географии великой Российской империи. На стене висит ценная маєстатична имела Европейской России как символ величия и незыблемости! империи. И вдруг случай: Василий, сын Ивана Мороза, раздраженный збиточником Андреем, хватает чернильницу, швыряет в Андрея. Тот ловко уклоняется, а чернильница попадает прямо в центр карты Европейской России.



«Удар был крепкий и искренний. Чернильница рассыпается на кусочки, карта украшается несколькими, полными экспрессии, черными местами, и больше всего из них напрочь смазывает Центральный край...»



Не знаем, автор сознательно ввел этот эпизод как символ, как предвидение недалекого будущего Российской империи, или это случай. Но независимо от этого это образ необычайной глубины и внушаемости!. Это звучит как увертюра к великой трагедийной драмы: 1917 год. Ним кончалась старая Российская империя, на карте которой ни места, ни названия Украины не значилось. Теперь на этой карте лишь черное пятно с выразительными разводами в разные стороны. Малую надо теперь нарисовать и перерисовать по-новому. Как? Это зависит от соотношения тех сил, которые пришли к жизни и деятельности! в этот буревійний 1917 год.

Или же в этой акции нарисуйте новой мате на руинах старой Российской империи примет участие и сила, что с первых революционных дней 1917 года назвала себя Украиной? Эти все вопросы и является центральной темой «Морозового хутора». Разбуженные революцией и призваны к творческой жизни, порабощенные народы России начали-таки перекраювати по-новому имперскую карту. Заявил свое право на отдельное место на малые и украинский народ. Вопреки єдинонеділимській имперского сознания, рождался образ независимого Украинского государства. И этот мотив становится одним из основных в сюжетной линии трилогии «ОСТ». Уже в начальных разделах «Морозового хутора» он дерзко врывается в застоявшуюся имперскую атмосферу украинской провинции и властно заявляет о себе. Выразителем этого мотива, этой идеи становится самый младший из братьев Морозов - Андрей, тогда еще скромный ученик последнего гимназического класса, а позже - один из самых действенных персонажей романа. Спровоцирован имперским сознанием окружения (князь Демидов, учитель русской истории Афоген Васильевич и даже старший брат Иван), Андреи! произносит такой полемический монолог:



«Когда послушаешь политиков нашего времени, кажется, что достаточно сжечь несколько портретов Шевченко или книжечек, изданных Просвещением, и дело решено. Ошибаетесь вы все трагично и безоговорочно, когда думаете, что наше дело управляемая такими вот бумажными знаками. Наши люди, и те самые комичные, есть гонимые одним и тем же чертом, которым в свое время были гонимые люди Святослава Завоевателя, Владимира Святого или Ярослава Мудрого. Вы думаете, что зря воскрес трезубец Владимира или идея восстановить в Киеве большой стол нашего государственного первопочатку? Вы думаете, что немцы создали Брест-Литовськ? Вы думаете, что Россия - забрало перед германами... Вы, наконец, думаете, что стоит спугнуть меня, что написанные на языке моей книги не читают в мире, и я перестану их писать. Что Шевченко был выслан за Урал случайно, что русские говорят «никогда», что мои братья их поддерживают своими п'ястуками, что Европа нас не знает, что мир нас не хочет... Ошибаетесь все, что так думаете, потому что природа, в которой суждено нам жить, диктует нам свои законы И мы только ее слепыми исполнителями... Возразить нас нет возможности. Мы в пульсе и ритме земли, в ее космическом круговороте, и выгнать нас оттуда нет пока силы. Мы будем, и только тогда, как мы будем, начнется новая эра культурного завершения этого моста между Европой и Азией».



Это типично романтический монолог того молодого поколения, которое только спиналося на ноги и юным инстинктом своим остро вичувало великую идею Украины. Андрей далее запальчиво доказывал, что россияне должны начать думать «категориями живых людей», должны понять логику истории и понять нас. Потому что иначе,- предсказал он,- «в нашем пространственные грозит смерть. Его зальют не германии, а Азия, драконы, и тогда родится Чингисхан московского изделия, и кто знает, германии найдут действующее оружие против того... Поход Азии начался. Украина в рождении. Европа в отступлении».

Мы сознательно так подробно процитировали эти рассуждения молодого Андрея Мороза, потому что в них есть не только обоснования железной логикой истории появления Украины на арене современности!, но и вникливе предвидения возможного будущего. Прошло каких-то десять лет со времени этих Андрієвих предсказаний, как на просторах бывшей Российской империи, даже теперь по-новому перекраяної за национальными принципами, воцарился Чингисхан московского изделия. Вместо ожидаемых равенства, братства и свободы наступила ужасающая эпоха темноты. Именно этой эпохе под этим же названием посвящен второй том трилогии «ОСТ».

Если первый том трилогии «Морозов хутор» воссоздает в живых образах предельно сложную ситуацию (в психологическом, социальном и национальном аспектах) на всех просторах бывшей Российской империи, но еще в неозначеному состоянии, полном больших надежд на что-то доброе и справедливое, то второй том, «Темнота», - это уже перейден этап всех романтических, национальных чаяний. Это уже сутки зловещих экспериментов, безоглядной диктатуры, строгой регламентации жизни общественной іі личного. Это грандиозная панорама человеческого существования в Украине и в целом Союзе трагических тридцатых годов. Перед читателями проходят кадр за кадром картины и характеры людей села, города, коллективизации, голода, репрессий, тюрем, концентраків, допросов. В этом ряду люди разных сословий и профессий: бывшие привилегированные слои (граф Демидов, княгиня В'яземська), выдающиеся ученые, священники, инженеры, писатели, врачи, крестьяне. Отдельный мир беспризорных и преступных элементов; разнообразный и енкаведистськнй типаж - от ослепленных фанатиків. что где-то в чем-то случайно промахнулись, до самых принципиальных разочарованных, оппозиционеров и либералов. Это бескрайний мир определяя сроком Солженицына. Архипелага ГУЛаг.

Параллельно к нему красочно изображен и мир будто свободного советского общества: и крестьян, и рабочих, и интеллигенции, и ученых, и писателей, и служащих высокого ранга, и партийных, и беспартийных, и министров, и даже членов всемогущего ЦК партии. Знакомясь поближе с их жизнью, деятельностью, с думанням, с официальным и неофициальным проявлением чувства и настроений (в талантливом изображении автора), видим, как все духовое и личную жизнь этих людей, граждан великанського государственного скопления, органично зависящее от Гулага. Царит постоянно всеобщий страх и недоверие. Никто, даже каждый член ЦК, даже грозный руководитель Гулага, не определенный за свое завтра. Информаторами, донощиками прошито не только все учреждения, общественные и культурные организации, но и каждую отдельную семью.

Такой идейно и духовно, национально и социально многолик и багатохарактерний типаж в самых сложных и драматических ситуациях, часто на грани жизни и смерти, выполняющие основной сюжет романа. Автор, а с ним и его читатель, заглядывает во все потаенные уголки жизни того восточноевропейского пространства, на котором раскинулась и украинская земля и на котором живут и украинские люди. И заглядывает он туда как объективный, пытливый исследователь и психолог, что хочет понять и рассказать миру, почему именно так, а не иначе произошло. Почему миллионы людей разных национальностей попали в такое трагическое безысходности? Кто, какая дьявольская ли человеческая сила виновато в этом? И где, на каких путях: духовых, общественных, хозяйственных или моральных можно найти выход? Это основное идейно-художественное звучание романа.

Итак, как видим, тома трилогии «ОСТ» - и «Морозов хутор» и «Темнота» - это произведения широкомасштабные, это произведения глубокого художественного и идейно-философского дыхания. Это сложная, сказать бы, многоплановая психологическая и социальная студия в художественных образах, которая безусловно заслуживает на отдельное, компетентное исследование.



* * *

Улас Алексеевич теперь интенсивно прорабатывает третий том трилогии «ОСТ». А тем временем, в интервале между вторым и третьим томами, он написал и опубликовал два романа: «Чего не лечит огонь» и «На твердой земле» и три книги прецінних воспоминаний: «Пять по двенадцать», «На белом коне» и «На коне вороном».

«Чего не лечит огонь» - роман о распятии Украины между двумя хищниками, о трагедии людей (украинцев, жидов) под железной пятой завоевателей, о стихийный рост украинского движения сопротивления против всех оккупантов земли украинской (УПА). Автор еще раз показал себя магистром остросюжетного произведения, полного динамики, разнообразного ii многоликого типажа, чрезвычайных происшествий, критических жизненных ситуаций, хороших батальных сцен, оригинальных мыслей, интересных діялогів и очаровательных пейзажей украинской земли.

Как не странно, но про украинский багатокорінннй движение сопротивления во время второй мировой войны, популярно известный как акция Украинской Повстанческой Армии, в нашей художественной литературе до появления романа «Чего не лечит огонь» не было почти ничего. Роман Уласа Самчука сдвинул эту тему с мертвой точки. И в этом его большое значение в нашей литературе вообще. Мы выше уже указывали, что сюжет романа гостродннамічний и разворачивается в романтическом героически-приключенческом плане.

Кажется, кто-то из критиков писал в свое время, что для украинской дидактически-патриотической лектуры это не подходит.

Таким критикам казалось, что приключенческо-детективный элемент не воспитывает, а только развлекает. Это обычное наше провинциальное недоразумение. После Винниченкової повесить «На ту сторону» (1924) этот элемент, этот сюжетный средство стал нашей национальной собственностью. Заслуга Уласа Самчука в том, что он это средство умеет по-своему использовать для своих гуманных С общественно-патриотических произведений.

Монологи политические, философские, лирически-личные відограють большую композиционно-идейную роль в этом романе. Вот для примера взволнованный монолог семнадцатилетней девушки-жидовки, что оказалась в трагической ситуации. Она ищет у Иакова (главного героя романа) защиты, совета, помощи.



«Я хочу просить у вас помощи... Вы мужчина. Вы сильный. Вы знаете... И вы понимаете, что произошло... Вы хорошо понимаете, больше, чем я, больше, чем мой отец. Больше, чем мы все... Я знаю, что вам сказала Ольга... нет, Нет... Я не підслухувала - не бойтесь, но я знаю. Она нас не любит, и вы знаете почему... Это старая история. Но представьте себе: вот война, вот люди идут куда-то... Одни иуды, другие туда. их так много. И все они что-то в себе несут... Я не могу этого сказать так, чтобы вы сразу меня поняли, но я хочу вам сказать, что все они несут в себе самих себя. И каждый живет сам по себе... И каждый думает, что только он есть, а других нет. И каждому болит, что он такой я одинок и никто не сочувствует ему - никто и нигде. А знаете, почему это так? Ибо никто из нас не может быть сильнее других, чтобы помочь тем, которые идут вместе с ним. Кажется, все люди сделались слабыми. Нет между ними больше героев и святых. Все смешались в одну массу, как песок пустыни... И только ветры гонят нас куда-то... И никто не знает куда...»



Талантливый монолог. Не каждому автору удается схватить так вникливо чувства героя. А Улас Самчук - может. А таких добрых образов у него много. Туг и жалоба, и мольбы, и философское размышление о сутки и массу людей, и фаталистическая обреченность.

Тонкий и гострословий диалог, рассыпанный на многих страницах романа,- второй оригинальный и весьма весомый компонент романа. Мы не можем здесь представить образцов. Заинтересованных отсылаем хотя бы до страниц: 13, 47, 60, 83, 181 и много других. На диалоги Улас Самчук первостепенный мастер. Найти ему аналога в нашей современной литературе трудно.

Пейзажи, человеческие портреты и портреты-образы эпохи и человеческих збірнот - третья художественная особенность романа. Вот Яков Балаба встречает впервые вторую центральную фигуру романа Веру Ясную.



«Карие, большие, ясные, глубокие, напряженные и вместе своевольно-агрессивные глаза. залиты, как ему показалось, трагическим грустью. Таких женских глаз Яков еще не видел, они показались ему очень сознательными и очень умными».



В этом первом остром поражении схвачены все основные черты героини, которые постепенно, с развитием сюжета, мастерски раскрывает читателям автор А вот образ дома (а может, и суток), где среди окружающей мировой трагедии пьянствуют и развлекаются немецкие офицеры с желающими до такого дамами.



«До конца вечера, то есть до трех ночи, только пили и кричали, думая что поют. Военные униформы вперемешку с женскими платьями. Небольшой деревянный дом со своими большими затемненными окнами напоминал корабль сумасшедших, что несется на* волнах какого-то дикого порывистого водопада».



Итак, роман «Чего не лечит огонь» принадлежит к числу тех лучших произведений, что ими гордится наша литература. Еще побрих пятнадцать лет назад один. может, не совсем привержен но вдумчивый критик писал об этом романе



«...должны признать: это один из лучших романов. - Г. К.) в нашем эмиграционном среде, так же искусно достаточно ровный, и исторически - сутки и психология ее носителей - достаточно верно представлены». (Александр Мох).



С этим нельзя не согласиться.

«На твердой земле» это пока что последний (из опубликованных на сегодня) роман Уласа Самчука. Это оптимистическая, иногда игриво-ироничный с душевной сатирической улыбкой, а иногда полна гражданского возмущения и трагических воспоминаний рассказ о спасенных людей, «времени февраля». Повесть о людях долго когда преследуемых и гонимых бедствием нашего времени, людей, что знали горькие Сиротские детские годы, что помнят о невинно погибших родителей, и сами побывали в тюрьмах, концентраках советських, немецких, польских, венгерских, что пробовали труда «остарбайтеров», прошли Дипи лагеря и, наконец, оказались на свободной канадской земле.

Автор средствами образного показа жизни, деятельности!, мыслей и мечтаний своих героев подчеркивает, что тяжелый жизненный путь этих людей произвел в них особые характеры и особые таланты: организационные, производственные, деловые и художественные. Эти люди после лет скитаний, оказавшись наконец на твердой земле, почувствовав право и возможность жить, вдруг обнаружили все свои многообразные способности.

Это не значит, что різнохарактерний проявление этих способностей сразу набрал совершенных, привлекательных форм и сразу дал богатые материальные достижения. Нет. этот процесс оседания «на твердой земле» - затяжной. Он заполнен до отказа как мелким, так И крупным. Как благородными планами, разумными объемами, так и различным бытовым мелочью, мещанскими предрассудками, амбициозными хвастовством новейших доробкевичів.

Эти частые баллы инженеров или бизнесменов, что их описывает автор преимущественно в гротескно-шутливом тоне, это же не что иное, как проявление детского возраста утверждения на новой земле этого способного прослойки нашего сообщества. И ничего удивительного и возмутительного нет в том, что им порой хочется показать всем свои лучше виглянсовані ботинки. Но все эти вроде бы мелкие и второстепенные детали творят такой красочный „кульор льокаль", что без них нельзя себе представить живой образ новейших поселенцев Канады. Но в целой сюжетной канве романа эти детали, эти преднамеренные человеческие слабощі играют вспомогательную, контрастово-теневую роль в основном идейно-художественном звучании романа. А этот аспект основного звучания разворачиваются в романе в трех параллельных планах.

Первый - чувство глубокой раны, неправедную и трагизма в прошлом, что его несут в себе почти все, по крайней мере главные, герои романа.

Второй - план мужественного життетворчого утверждение бытия, проявление строительной силу и рост сознания и культуры в современном.

Третий - проявления „мементо море" прошлого трагического времени - просмики агентурных субъектов коммунистической деспотии среди украинских поселенцев в Канаде.

Несколько примеров к этой якобы абстрактной схемы. Придивімся до центрального героя романа Павла, сына учителя из Харькова. Тяжелые дороги привели этого способного молодой мужа на твердую землю Канады. Он прежде всего любит полезную, творческую работу. Но не чурается и баллов, и искусства причудливой землячки Лены, и романтических любовных приключений, и веселых друзей, и прелюбопытнейший автохтонов. Одно слово, он живой человек со всеми положительными и отрицательными человеческими чертами. Судьба судила ему быть соседом старой богатой, но очень культурной дивачки госпожа Сомерсет. Этот образ англосаксонского мира автор изобразил очень талантливо. И это ли не впервые такой выпуклый образ появляется в украинской романистике. Павел часто разговаривает с миссис Сомерсет. Это два противоположные миры. После одной из очередных разговоров он думает:



«Я не желал ничего о себе сказать, потому что наши истории были бы для нее совсем не понятны. Что я мог сказать про своего отца, которого за что-то и почему-то вывезли, за мать, которая погибла с голода? Кто в это поверит? Что такое революция, коммунизм, фашизм, во имя их еще можно уничтожать миллионы совершенно невинных людей?»



Трагедию своего детства, преступления системы, что убила его родителей и миллионы таких же невинных людей, он вспоминает при разных случаях, потому что это в его сердце огонь Клауса, постоянно зовет к мести.

А какой красочный, оригинальный и одновременно трагический образ художницы Лены. Она дочь репрессированного харьковского инженера, которого осудили и уничтожили только за то, что имел нерусское прізвище. ее с матерью выкинули на улицу, и они были обречены на смерть. Лишь чудом мама с маленькой Леной добралась до Одессы, где случайно, как большое счастье, устроилась кондуктором трамвая. Это интеллигентная женщина со знанием нескольких языков, воспитанница Института благородных девиц. Это только один эпизод израненной души теперь этой талантливой художницы-модерністки, что делает головокрутну карьеру.

А скромная, трудолюбивая красавица Екатерина, дочь учителя нашего Закарпатья, деятельного, честного и преданного народу..



«За короткое время Украины он был высоким чиновником, школ, за мадьяр был арестован, но вскоре выпущен на свободу, и он снова учительствовал. При советах его еще раз арестован и вывезен в Сибирь... Оттуда он не вернулся».



ее дальнейшая история с мамой и младшим братом - трагическая. Она их потеряла и осталась одна. Пройдя тяжкий путь последних лет войны, она оказалась в Канаде в роли домработницы госпожа Сомерсет. Здесь она, утвердившись, расцвела. Но чувство большой обиды за отца, мать, брата и многих им подобных не покидает ее никогда.

К аспекту второго звучания в романе есть сила прелюбопытнейший рассуждений об обязанностях человека перед своим народом, о патос созидания добра, о современном искусстве. Мы не имеем возможности проиллюстрировать это соответствующими цитатами. Но нас искушает-таки одна цитата из размышлений об искусстве. Это монолог Лены в ее дискуссии с Павлом.



«Мой милый! То, что мы называем «современное искусство», не обязательно модерное в наших просторах времени, оно модерное в неолите, палеолите, вообще речь инстинктов, відрухів, пещерных фресок, каменно-возрастных людей. Сегодня мы повернулись лицом назад, любуемся прошлым; каждому хочется быть как не .новогвінейським дикарем с свиным кликом в носу, то в каждом случае современником пирамид, мумий. Что там Толстой, Сартр. Это лишь намеки. Опрощення нигде за все пределы возможного, и однажды, еще при нашей жизни, Диор покажет моду с каменного века, а на троне Франции будет сидеть король без штанов с кольцом в носу. Это протест, это контра-прогресс, это сознательное противопоставление Америке. Длинноволосые девушки и бородатые школьники это лишь ходячая символика, это транспаранты где-революции. Или ты не видел людей в сандалиях, что идут походом двести миль и протестуют против атомової бомбы? Или им так, думаешь, жаль «современной цивилизации?» Или жизнь «миллионов граждан»? им ничего, абсолютно ничего не жаль. Когда они протестуют, то делают это с искусства для искусства, им приятно чувствовать себя в шкуре святых Антониев... Старый, древний, ходячая мумия философ, подвергнутый экс-брітійської империи викторианской эпохи, лорд Бертранд Артур Уильям Рассел величественно и маєстатично возглавляет цепь процессионный сандально-босой поход изобретателей древности».



Цитата длинная, может, даже слишком. Но как же ярко она раскрывает остроту, актуальность и вникливість мышления героев романа «На твердой земле» и как много дает она к размышления для читателя и социолога.

Третий аспект романа - это вражеские просмики среди украинско-канадской суспільности, попытка навязать агентурную сетку среди нее. Но эта сюжетная линия решающей роли не играет. Она лишь является возбудителем пильности и обережности для других героев романа и его читателей, острой напоминанием для них о пережитом и выстраданном.

Указав на эти три идейно-художественные аспекты романа, нельзя не выразить удивление, что некоторые критики в прошлом даже не обратили на них внимания. Они в романе почему-то вычитали были только дрібноміщанські выходки, гедонизм (личное наслаждение), «любовь в постели», всесильный доллар доробкевичів и больше ничего. А роман «На твердом земли», кроме указанных нами внятных общественных мотивов, имеет ряд привлекательных пейзажей, добрую диалогическую форму, тонкую психологическую мотивацию интимных отношений героев, волнующие романтические приключения людей и новую черту живой авторової рассказа, Проникнутого насквозь лирично-сатирическим окраской.



* * *

Таким представляется нам Улас Самчук в 70-летие своей жизни ее 50-летия литературной деятельности. Мы осознаем, что наш обзор далеко не полный. Подробно посмотреть все, что дал нам автор «Волыни», а даже в длинной статье, трудно. Но мы надеемся, что и то, что нам удалось схватить в этих заметках, пригодится читателям Самчукових романов.

Улас Самчук жил и живет, творил и творит в большие героические ее одновременно в ярости и трагические времена нашей истории. Он жил и живет в решающую сутки нового выхода на кон истории нашей нации и нашей государственности. Он был не только свидетелем, но и активным соучастником этого большого и болезненного украинского национально-освободительного процесса.

Сам писатель как-то утверждал, что ему судьба судила «видеть, слышать и переживать больше, чем можно было надеяться в течение жизни одного человека». Это большое счастье не только его, но всей нашей литературы. Ибо все то бурное, героически и трагічне. с победами и поражениями жизни нашего народа за последнее пятидесятилетие нашло свое отражение во многих его произведениях. И самая большая художественная и общественная вес этих произведений Уласа Самчука в том, что их идеи органически вырастали из самых актуальных и болезненных проблем нашей эпохи, что их пронизывают насквозь искренняя авторская любовь и чувство долга перед своим народом и своей родиной и, наконец, что написано их. выражаясь метафорически, кровью сердца письменникового. В этом сила и непреходящесть творческого стяжания Власа Алексеевича Самчука.



Григорий Костюк