Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
„Всадники" Юрия Яновского


После появления в 1935 г. романа в новеллах „Всадники" писатель стал достаточно известным. Это произведение вообще долгое время считался вершинным достижением художника. „Всадники" были своеобразным компромиссом с самим собой, способом реабилитировать себя перед официальной критикой, „исправить" ошибки „Четырех сабель", за которые был распят писателя. Роман этот появился своевременно. Уже были арестованы н. кулиш, В.Підмогильний, Є.Плужник, М.Зеров, М.Драй-Облако, расстрелян Г.Косинка...
„Всадники" написаны идеологически правильно, есть в них и ведущая роль большевистский партий, и победа красного знамени, и воспевание „нерушимого" союза рабочих и крестьян, героизм коммунистов. Роман был данью своему времени, но в отличие от подобных произведений, все-таки талантливым. В лучших новеллах „Детство", „Двойной круг", „Шаланда в море" автор апеллирует к общечеловеческим ценностям. Он показывает трагедию украинского народа - распад рода, семьи ради каких-то новых ценностей. Все три новеллы связаны между собой этой болезненной и актуальной проблемой.
Главная тема романа - изображение гражданской войны, простого трудового народа - сталеваров, крестьян, шахтеров, интеллигенции.
Особенности построения: произведение состоит из восьми сюжетно завершенных новелл („Двойное кольцо", „Детство", „Шаланда в море", „Батальон Шведа", „Письмо в вечность", „Губенко, командир полка", „Путь армий", „Админка"). Каждая новелла - вполне самостоятельное художественное произведение и в то же время все восемь новелл-глав объединены в одно целое общностью темы, идеи, системой образов. В центре романа не история личной жизни героев, а события общественного характера. В своем произведении Яновский соединил признаки жанров народной думы, героической поэмы, новелістичного романа.
В романе воссоздана широкая картина гражданской войны в Украине: ожесточенные бои в степи под Компаніївкою („Двойное кольцо"), подпольная работа в Одессе среди французских, греческих и других войск интервентов, рейд рабочего шахтерского отряда („Губенко, командир полка"), бой под Херсоном („Батальон Шведа"), борьба с немцами, деникинцами („Письмо в вечность", „Админка"), решающее сражение на Перекопе („Путь армий"). Каждая из этих новелл изображает какую-то из сторон революционной героики. В целом в произведении разворачивается широкая панорама классовых битв времен гражданской войны в Украине. Автор не придерживается хронологической последовательности событий.
Роман начинается новеллой „Подвійне коло" (круг классовых интересов и родственных) - размышления художника о непростой истории своего народа, когда брат убивает брата. Бой в степи под Компании вкою символизирует всю сложную ситуацию в Украине во время гражданской войны. И хоть в конце концов побеждает интернациональный отряд Ивана Половца, но эмоциональный акцент совсем на другом - автор не поддерживает эту кровавую резню, хоть она и ради новой жизни.
Махновский отряд Панаса бьется с петлюровцами, которых возглавляет брат Оверко. Пуля Панаса „выбила Оверкові мозг на колесо, молния расколола облако, следом ударил гром" - символическая картина. И вот похороны. В его описании выделяется существенная деталь: „По лицу Панаса Половца бежали дождевые капли, со стороны казалось, что он слезно плачет возле готовой могилы. И всего отряда текли дождевые слезы, это была страшная вещь, чтобы так горько плакал целый военный отряд, а дождь не утихал".
И как будто не будет конца и краю дождя, ибо „железная жестокость" воцарилась людьми. Дождь на лице Панаса и всего отряда - то его целый упрек (автора), потому что вслух, откровенно он уже не мог выражать своих мнений и выражать свои истинные чувства.
После кипения чувств, смертельного свирепство сабель внезапно наступает тишина (раздел „Детство"). В „Детстве" Яновский изображает дореволюционное жизни, раскрывая социальное неравенство между трудящимися и эксплуататорами, что привело к революционному взрыву („Двойное кольцо"). Новелла „Детства" полна описаний степных пространств, народных обычаев, песен. Рассказ о Даниловой детство.
И в новелле „Шаланда в море" - образ старого Мусия Половца, который вызволяет из тюрьмы подпольщика Чубинка. Психологическая напряженность разделение передается через восприятие Половчини, стойкость и мужество которой ассоциируется с несокрушимой скалой. Через всю новеллу проходит образ ветра - трамонтану, что является олицетворением жизненных бурь, которые встречаются на пути супругов Половцев. Мусий олицетворяет лучшие черты народа - мудрость, человечность, трудолюбие, храбрость. Поединок с ледяным морем - характер героя. Заботливый председатель рыболовецкой артели, бесстрашный собрат Губенко (спасает его с плавучей французской тюрьме).
„Батальон Шведа" - связан с г. „Детство". Даниил - бывший чабанчук - теперь - комиссар. „Товарищ Даниил ведет батальон босых олешковских морячков, с которых понемногу и понемногу вырастает военная единица..."
„Письмо в вечность" - автор сопоставляет мгновение героизма борцов за свободу с вечностью. Образ почтальона перерастает в обобщающий образ бессмертия рядового бойца революции. Своим подвигом, своей несокрушимой верой в победу безымянный партизан передает письмо в вечность: „Письмо в вечность ушел вместе с жизнью, как свет от давно угасшей одинокой звезды".
Особое место в структуре романа новеллы „Детство". Она повествует о детские лета комиссара Данила Чабана, будущего писателя. Воспитатели Данилко - бескрайний южный степь, полный всевозможного зелья, цветов, благовоний, ветров, солнца, и прадед Даниил, престарелый „знатник, что знает все весенние тайны и тайны степи. И снова подчеркивает писатель силу семьи, силу единения поколений, силу связей внука и прадеда, сына и отца.
Этот раздел как справочник по народных обычаев, обрядов, заговоров, его источники, безусловно, глубоко фольклорные. Здесь великолепные описания народных обычаев и праздников: сорока святых, когда день сравнивается с ночью, теплого Олексы, вербного воскресенья, белого неделе, когда белят хаты, Пасхи, проводы и т.д.
Цитата С.
В язык произведения вплетены слова молитвы, народные афоризмы, заговоры, строки из песен, легенды и предания.
Некоторые исследователи (Юрий Лавриненко) считают, что прообразом Данила Чабана был писатель-драматург Николай Кулиш. Он же действует и в новелле „Батальон Шведа", боа именно Кулиш организовал полторы тысячи олешківців в „Первый Украинский Днепровский полк". И когда писались „Всадники" Кулиш уже мучился на Соловках, следовательно, полк в романе стал красным батальоном, в соответствии с ветра эпохи.