11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСАНДР БЛОК
«Предчувствую Тебя...»
(за любовной лирикой А. О. Блока)
Александр Блок - известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Блока, его раннем творчестве. Возможно, потому, что мне наиболее близок именно этот период жизни поэта, ведь к этому периоду относятся самые замечательные, светлые и нежные его произведения. И я хочу сравнить свои представления о мире с представлениями поэта начинающего .
В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной Даме») все овеяно атмосферой мистической тайны и чуда, которое происходит. Все в этой лирике «робко и темно», невнятно и туманно, подчас неуловимо: только «намек» весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то блики, какие-то «клики»... И все это - знаки «нездешних надежд» на вселенское «непостижимое чудо», на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, «величавой Вечной Жены», «Девы - Зари - Купины», в образе которой для Блока (как и для Вол. Соловьева) воплощалось некое всеєдине божественное начало, которое должно «спасти мир» и возродить человечество к новой, идеально совершенной жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо.
И молча жду, - тоскуя и любя...
Кажется, что поэт смотрит на мир сквозь пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Так, она шаткая и туманная, но она хорошая, она отрывает от действительного и уносит куда-то на другую планету, планету Любви и Света.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там ждуыя Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад...
Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен - господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствует неясную тревогу, ловит ее «знаки», уже и тогда замечает, что вокруг него ширится и растет «буря жизни» (знаменательно в этом смысле стихотворение «Гамаюн, птица вещая»), но еще страшится этой бури и пытается укрыться от нее в идеальном мире своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, «улыбки, сказки и сны».
Даже свои земные, вполне реальные переживания и впечатления юный Блок пытался перетолковать в духе мистической веры, якщось «надреальне». Впрочем, живое чувство истинного поэта время сопротивлялись этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, міфологізованого мира, в котором он находился.
Поэзия часто побеждала в ранних стихах Блока метафизику. И тогда пейзажи и любовные сюжеты обретали художественную плоть, как, например, в рассказе о безмолвные встречи с любимой девушкой («Мы встречались с тобой на закате...»), где вечерний туман, ряботіння на воде, камыш и весло, которым вооружена героиня, создают эстетическое, эмоциональное впечатление без всяких мистических тлумаченнь, и даже «вечерние свечи», которые загораются на песчаной косе, теряют свой иносказательный смысл, оказываясь на самом деле соснами, освещенными вечереющим солнцем.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе -
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Александр Блок мечтал о том, что будущий его читатель увидит в его поэзии торжество добра, света и свободы, что он сумеет прочесть в его стихах о будущем, сумеет почерпнуть в них силы для жизни:
.. .есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.
Так и случилось. Как все истинно великое и прекрасное в искусстве, поэзия Блока с ее правдой, искренностью, тайным жаром и магической музыкой помогает и всегда будет помогать людям жить, любить, творить и бороться.