Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Творчество Ю.яновского


По типу мировоззрения он был романтиком. Мир видел безграничным, загадочным и изменчивым. С детства много болел, перенес шесть тяжелых операций - шесть раз был на грани смерти. Отсюда его страстное жизнелюбие, неудержимое влечение к красоте окружающего мира, умения ту красоту найти и передать - его романтика вітаїзму (от лат. vita - жизнь) созвучна распространенному в 20-е годы мировоззренческой позиции.
Итак, рос мечтательным, нежным, задумчивым. Очень увлекался морем. Всю жизнь ему будет противно „обыденная провінціальщина", которую он считает „извечным проклятием украинской нации", напівінтелігенщина (пренебрежение знанием и культурой, бездумное отношение к миру). Он не мог представить себя автором „зеленой, ползучей прозы". Он был поэтом, мыслил образно, действительность видел образно. И стихи писал всю жизнь, хоть все реже и реже.
На широту его мировоззрения влияли книги, прочитанные в юности, то культурно-художественное окружение, в которое посчастливилось попасть молодым. Р.Кіплінг, Д.Лондон, О.генри, М.Твен, Д.Конрад - вот неполный перечень „Обладателей романтического слова", которые зваблювали юного мечтателя в загадочные прерии, экзотические земли, еще неизведанные моря. Импонировали сильные, смелые герои, которые всегда побеждали и добивались цели.
Всю жизнь любил путешествовать. Был инициатором писательской команды, которая часто путешествовала Украиной на автомашине. Только дорогу в никуда воспринимало его сердце, а оно с течением лет все приближалось и, наконец, стала неизбежной реальностью. А. довженко записал в дневнике: „Несчастный мой друг. Сколько я помню, он все время мучился, страдал и физически и душевно. Всю жизнь его было скорбное. Даже писать перед смертью начал по-русски, очевидно из отвращения к обвинениям в национализме, из отвращения к дуракам бесспорных, злых гайдуков и карьеристов".
В него не стреляли в подвалах НКВД, не отправляли этапом на Колыму или Соловки. Его преследовали всю жизнь, последовательно, упорно вытравливали живой дух Художника, Поэта. Духовная смерть наступала значительно раньше физической. Смерть таланта, данного Богом, потерпело много украинских художников. Его критиковали за новаторский роман „Мастер корабля", дружно травили за „Четыре сабли". 1929 г. вслед за сфабрикованным процессом Союза освобождения Украины (СВУ) подвинется лавина репрессий. Его тоже могли „забрать". Идеологически правильные „Всадники" на какое-то время спасли его положение. Позорная, жестокая критика „Живой воды" заставит писать „Киевские рассказы", оптимистично фальшивые, пафосные.
Он оставил багатожанрову наследство. 70 новелл, рассказов, много стихов, повесть, романы, 7 пьес, киносценарий, публицистика. Не все интересное для нас, не все художественно стоимостным было и при жизни писателя. Ранние новеллы, рассказы, „Байгород", „Мастер корабля", „Четыре сабли", несколько глав „Всадников" - это все, что успел создать свободно Ю.яновский. Дальше истинное лицо художника закончилось. Превратить свободного писателя в красивую восковую куклу, вставить ей искусственное сердце, которое забилось в соответствии с партийных указаний - в этом заключалось „культурное строительство" в пролетарскому государству.
Ю.яновского справедливо называют новатором в украинской литературе ХХ ст. Он - представитель неоромантической течения, пытался отходить от устоявшихся схем, банальности, трафаретов.
Первые сборники новелл Ю.яновского „Мамонтовые бивни", „Кровь земли" подтвердили об уходе от народническо-просветительских традиций XIX века. - нач. ХХ.
Проблематика рассказов этих сборников связана с попыткой писателя осмыслить, понять специфику гражданской войны в Украине, обратить внимание на повстанческую стихию, отаманство, партизанскую вольницу. Его романтический герой, он стоит перед выбором, побеждает в котором революционный долг. Он - сильная, волевая натура, яркая личность, им в первую очередь руководит революционная идея. Личное отступает на второй план. Этот мотив ведущий в тогдашней прозе.
Влияние зарубежной романтической классики сказался на романах „Мастер корабля" и „Четыре сабли".