Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР КУПРИН

Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна

И сердце вновь горит

и любит - оттого, что

не любит оно не может.

О. Пушкин

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено в следующей фразе: «Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлилися, а о торжестве человека, о силе и власти его».

Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он касается ее целомудренно и благочестиво. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.

Настоящей силой человека, способной противостоять подразливій действия лжецивілізації, для Куприна всегда была самоотверженной и чистой любви. В одной из работ писатель освещает три проявления любви: овеяно «нежными целомудренными благовониями», «могучий призыв тела» и «роскошные сады, где растут таинственные, наглые грибы», Куприн не отрицает возможность существования одной из форм, но подчеркивает ничтожность и порочность «всех усилий опутать его (любовь) цепями условности». Однако художник не прекращает поиска гармоничного чувства. На этом пути и была создана повесть «Суламіфь».

Писатель блестяще воспевает не столько силу тела, сколько духовное единение влюбленных, которое такое большое, что каждый готов на самопожертвование ради другого. Поэтому обученный и мудрый Соломон и юная пастушка Суламіфь одинаково величні. им, способным на такое редкое и гармоничное чувство, дарится возможность морального подъема.

Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жизни, однако писатель так и не увидел тріумфуючої любви, «крепкой, как смерть». Даже Олеся из одноименной повести, которая принесла себя в жертву во имя своего чувства к Ивана Тимофеевича, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна заключается именно в преобразовании души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека «доброго, но только слабого».

От любви не утаишь ничего: либо оно высвечивает истинную благородство души человеческой, либо пороки и низкие желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувства любви. Словам одного из них Куприн выражает свою точку зрения: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Для писателя оно - дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны преодолеть единицы из миллиона. Конкретным примером служит Желтков из повести «Гранатовый браслет». Образ Желткова раскрыт в самой высокой точке внутреннего подъема. Однако этому состоянию способствовал внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски точки зрения Веры Шеїної на балах и в театре, а потом - молчаливое «преклонение», но и уверенность, что «семь лет безнадежной вежливой любви дают право» хоть раз в год напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что его подарка коснутся руки его богини.

Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после того, как Желтков ушел из жизни, оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Взаимное чувство произошло, пусть «одно мгновение, но навеки».

Любовь, как сила, способная изменить мир, всегда привлекало Куприна. Но он был слишком чувствителен и к страшным процессов мельчанию, искажения, гибели этого природного дара. Такая трагедия, показанная в повести «Яма». Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее душе ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн доказывает, что душа в жительниц дома живая, и она, несомненно, более чистая, чем у тех, кто сюда приходит.

В любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении - свою печаль, свой излом, свои благовония. Даже несмотря на трагическую развязку, герои счастливы, потому что считают, что любовь, которая осветила их жизнь, - это настоящее, прекрасное почугтя.

Александр Иванович Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал благословение всему существующему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям и вечной красоте женщины.

Большинство произведений этого выдающегося писателя, посвященных этой теме, - песня любви и одновременно - это вечная молитва о любви к женщине: «Да святится имя Твое!».