Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Жизненный путь Юрия Яновского

Родился 27 августа 1902 г. в с. Майєровому на Єлисаветградщині в зажиточной крестьянской семье. До 5 лет жил у деда Николая, который имел 180 десятин земли, большой дом, роскошный вишневый сад. Там познавал нехитрую науку жить на этой земле. Дед любил внука чрезвычайно. Еще первым учителем был деревенский кузнец и плотник, который „рассказывал немало приключений - собственных и чужих", „знал множество сказок", научил „любить дерево и человеческие руки у него", - как запишет Яновский в своих „Комментариях к книгам".
Когда подрос, отдали в монастырскую школу, затем в земской в с.Нечаївка. Хорошее образование получил в Елисаветградской реальной школе. На то время это был достаточно солидный среднее учебное заведение в уездном городе. Его закончили Садовский, П.саксаганский, г. юра, Є.Маланюк, Винниченко...
Жил у родственников Вильчинский, пока после возвращения с фронта отец купил в Елисаветграде домик. То были времена революционных потрясений в Украине. Перед глазами Юрия произошло немало событий: митинги на майдане, тачанки батьки Махно, отряды Шкуро, Григорьева, Маруси Никифоровой, красные флаги, свист пуль, залитая кровью мостовая. Даже пришлось участвовать в санитарной дружине, организованной в классе. Эти события навечно врезались в память, живут в повести „Байгород".
С 10 лет начал писать стихи на русском языке. Знала эту Юрину „тайну" мама, которой так и не удалось уберечь его первые детские рукописи.
После окончания с золотой медалью „реалы" служил в разных учреждениях Елисаветграда: статистическом бюро, рабоче-крестьянской инспекции, управлении народного образования. То было не очень интересно. Но с этим городом связана и приятное событие: первое юноша любви.
С 1922 г. Ю.яновский в Киеве. Два года проучился на электромеханическом факультете Политехнического института. Хотел быть морским инженером, строить корабли и пароходы. Подрабатывал себе тем, что с Подола до Еврейского базара возил на себе дрова. Жил бедно: в те годы не было у него белья и простыни, укрывался драним кожухом, ни разу в комнате не топил. Однако был очень гордым: „Я входил в жизнь в драных австрийских ботинках, в которых зимой бывало полно снега, крепко зажав карандаш в руке, широко раскрыв глаза на все чудеса света, которые рисовало мне мое глупое воображение".
Инженером не суждено стать. Зато уже там, в Политехническом, начался его путь в большую литературу.
1 мая 1922 года в газете „Пролетарская правда" напечатано первое стихотворение „Море" (на русском языке за подписью Георгий Нэй). Радости не было предела. Михаил Семенко, известный киевский поэт, лидер футуристов, заведующий лит части журнала „Большевик" заметил новое имя, захотел познакомиться... Так и был Ю.яновский привлечен к литературе. 1924 г. газета „Большевик" напечатает его украинскую поэзию „Колокол", автор станет внештатным корреспондентом этой газеты. Там будут появляться очерки писателя.
Конечно же, участвует в футуристическом движении, как член „Коммун культа" и „Октября" посещает различные собрания и диспуты. Именно тогда учился избавляться от стереотипов и шаблонов, искать собственной тропы, вносить в рассказы и стихи свежий дух, фантазировать, мечтать - вечный беспокойство передалось ему от патрона Михаила Семенко. В те годы подружился с Николаем Бажаном - вместе работали репортерами.
Вскоре М.Семенко уехал в Харьков, возглавил там сценарный отдел Всеукраинского фото кіноуправління (ВУФК). Как и обещал, „перетащил" туда Бажана и ю. яновского. Именно в Харькове, тогдашней столице кипела литературно-художественная жизнь... Там были В.Еллан-Голубой, О.Вишня, п. тычина, н. кулиш... там близко сошелся с О.Довженком, почувствовал в нем родственную душу. 1925 г. появляется первая книжка рассказов Ю.яновского „Мамонтовые бивни. Он становится редактором ВУФКу. Искусство кино, которое только зарождалось в Украине, манит многих писателей. Сценарии пишут и Яновский с Бажаном. 1926 г. по сценарию Юрия Ивановича даже относится фильм „Гамбург".
Того же года он уже в Одессе, на посту главного редактора кинофабрики. Через его редакторский портфель прошли фильмы „Тарас Шевченко" и „Тарас Трясило" П.Чардиніна, „Борислав смеется" Й.Рони, „Вася-реформатор", „Сумка дипкурьера" А.довженко. По сути, Ю.яновский был художественным руководителем Одесского „Голливуда". На фоне общей массы это была личность яркая, неординарная. Это стало одной из причин увольнения его с должности в августе 1927 г.
Юрий Иванович едет в Харьков. Журнал „Ваплите" печатает его повесть „Байгород". в 1928 г. появляется книга стихов „Прекрасная УТ" (трудовая Украина", роман „Мастер корабля", который наделал немало шума среди тогдашней критики, особенно официальной, партийной. Это произведение, а также цикл очерков „Голливуд на берегу Черного моря" создана на основе опыта работы редактором кинофабрики.
Тогда вошла в его жизнь Тамара Шевченко, актриса театра „Березиль" Леся Курбаса. Через нелегкие испытания судьбы они пронесли чистоту и нежность первых встреч, оберегая от посторонних глаз под внешней сдержанностью и немного странным обращением на „Вы". И кто знает, когда бы остановилось сердце Юрия Яновского, если бы рядом много лет не было Тамары Юрьевны...
В 20-е годы Ю.яновский принадлежал к той харьковской молодежи, которая группировалась вокруг Хвылевого, поддерживала его смелые призывы ориентироваться на „психологическую Европу", прокладывать самостоятельный путь новой пролетарской литературе, лелеять в себе творцов, превыше всего ценить художественные качества. Тем временем журналы печатают его новеллы - постепенно к нему „приклеивается" клеймо попутчика, националиста, „хвильовіста". К Вуспп (Всеукраинский Союз пролетарских писателей) его не принимают, на первый съезд он попадет только с гостевым билетом.
Бесспорно, все это болезненно воспринималось и было основой для подавления в себе собственного „я". Особенно удручала резкая, засудлива критика романа „Четыре сабли". „Учусь писать под Кириленко, то наука очень тяжелая. До тошноты. Попробуйте писать примитивно, быстро, не беспокоясь глубиной психологических и духовных мотиваций поступков героев, и увидите, как то тяжело. Конечно, когда вы писали когда-то иначе...". Он говорил о „безстилля времени", господство агитки, потерю истинных ценностей.
Ю.яновский работает над новым роман - будущими „Всадниками". А на Украине тем временем свирепствует голод. В июне-июле 1933 г. путешествует на учебном паруснике „Товарищ" по Черному морю. Но невеселая и путешествие, его сопровождают „боль неизбежности и творческая тоска", мучасть воспоминания о самоубийстве М.Хвильвоого, которое произошло 13 мая.
1935 г. роман „Всадники" завершен, но его игнорируют в Украине: он же написан „попутчиком", националистом Яновским, даром, что уже были попытки реабилитации - к 15-летию Октябрьской революции выдано пьесу „Завоеватели".
„Всадники" печатаются урывками в переводе П.Зенкевича русском языке в Москве, а уже затем и в Украине. В столице СССР устраивается специальный вечер для обсуждения романа. Писателя признают наконец-то „своим", приходит слава.
Вскоре создает пьесу „Дума о Британке", тоже приуроченную к 20-летию Октябрьской революции. Она даже с успехом идет на сценах московских, ленинградских, харьковских и других театров. Много путешествует Украиной - в результате наблюдений предвоенного села, но в рамках дозволенного идеологического контекста появляется сборник новелл „Короткие истории" (1940).
В 1939 г. Ю.яновский переезжает в Киев, поселяется в писательском доме, получает орден Трудового Красного Знамени. Официально признанному писателю доверяют должность главного редактора журнала „Украинская литература" (с 1946 г. „Отчизна"), который во время войны издавался в Уфе. Привлекает к сотрудничеству лучшую творческую интеллигенцию, печатает новые произведения п. тычины, м. рыльского, а. Довженко, и. Кочерги, свои.
В 1947 г. ЦК КП(б)У примет постановление „О журнале „Отчизна" - Яновского уволен с должности за национализм, мещанско-обывательские взгляды, аполитичность, печать ошибочных и порочных произведений". Не угодил. Перед этим, 1946 г., как корреспондент „Правды Украины" принимает участие в Нюрнбергском процессе - тогда еще его поддерживала „добрая рука тогдашнего „хозяина" в Украине - первого секретаря Хрущева, но то было в последний раз...
Отгремели бои. На опустошенной украинской земле воцарился мир. Люди тяжелым трудом возрождают жизнь, на их долю выпадает слишком трудностей и испытаний, но надежда на лучше добавляет им сил. Такой была тема нового романа ю. яновского „Живая вода".
в 1947 г. журнал „Днепр" печатает роман, полный его текст передается по радио. Но вскоре партийные рецензенты находят в нем немало изъянов и недостатков. Собирается пленум Союза писателей. В заседании принимает участие первый секретарь ЦК Л.Каганович... На нем, как Яновский писал в дневнике, „похоронили „Живую воду" метров на десять под землю" - произведение осужден как „идейно порочный", националистический, клеветнический.
Сделал „по совету товарищей" к 200 исправлений - и от романа ничего не осталось. Только после смерти автора его напечатано под названием „Мир". А пока что Яновский испытывает морального и материального давления (лишенный всяких средств к существованию, вынужден продать вещи, книги, чтобы не голодать).
Однако после этого находит в себе силы, пишет цикл „Киевские рассказы", которые снова, как когда „Всадники" сначала печатаются в Москве. В них воспет героизм и мужество советских людей во время войны, который вселяла в них коммунистическая партия во главе со Сталиным... За „Киевские рассказы" Яновскому 1948 г. дали Государственную премию СССР.
Художник давно стал рабом системы, правящей идеологии, им руководили по принципу „кнута и пряника". Так бесконечно продолжаться не могло...
16 февраля 1956 г. на сцене Киевской русской драмы им. Л.украинки премьера пьесы ю. яновского „Дочь прокурора". Нестандартная трактова проблемы воспитания, морально-этические коллизии - это обеспечило успех на сценах многих театров.
Скоро после премьеры шли они вдвоем с Тамарой Юрьевной до главного режиссера театра Романова в гости. По дороге Юрию Ивановичу стало плохо. Несколько дней врачи боролись за его жизнь. Умер в тяжелых муках 25 февраля 1954 г.