Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
СТРЕНОЖЕНА ВСАДНИК (ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ)

«Революция есть война. Это единственная законная, правомерная, справедливая, действительно великая война из всех войн, какие знает история».

«Вот великие слова, - сказал Чубенко, - слова товарища Ленина».

Ю.яновский.
Роман «Всадники»

Причудливые и искореженные судьбы выдающихся украинцев. Мало кто из них удостоился благодарной памяти соотечественников. Одних порочили и преследовали при жизни, могилы других сравняли с землей по смерти. И лишь немногим судились хорошая память и гранитные надгробия. Остальные находятся в «исторической невесомости».

Кто теперь читает Юрия Яновского, по произведениям которого даже в прошлые времена не выстраивались читательские очереди?

Его книги не переиздаются, литературоведы, которые когда-то не пропускали любого случая куснуть писателя за «буржуазный национализм», теперь острастки косятся на «романтика классовой борьбы». А наше славное писательство даже не пошанувало достойно столетнего юбилея своего собрата...

Драматичным, не так событийно, как сущностно, было жизни Юрия Ивановича Яновского (1902-1954). Судьба выделила ему только 52 коротких года, полных не только творческих поисков, но и глобальных проработок и критических разносов. А был он писателем европейского закрою, изящным стилистом и гранословом, блестящим знатоком украинского языка (начинал на русском), классическим мастером романному жанру, экспрессивной новельної повествования, драматургом и журналистом (длительное время редактировал «Украинскую литературу» - теперь «Отечество»).

Он, сын степей (родился в с. Майєрове на Єлисаветградщині), начал в украинской литературе романтическое течение. Степняки, кажется, опасаются лесов, их таинственной и непредсказуемой черноты, зверского папороттєцвітного дыхания. А степь - как открытая и искренняя душа. Никто так, как Ю.яновский, не описывал степи (разве что Панас Мирный и степняк по крови Антон Чехов):

«Кому-то, не степовикові, непонятно, как живут люди на голой, пустой равнине, степь... как волшебная долина, на которой пахнет трава, благоухают цветы, даже солнце пахнет, как желтый воск (вот возьмите только подержите на солнце руку и понюхайте ее!). И сколько всевозможных лакомств растет в степи, которых можно покушать и потом приблукати к отцу, который пасет ватагу барских овец, словно войско, а отец даст корочку с хлеба и маленькую луковичку и соли к ней.

На степи растет много съедобных зелья, надо только знать, которое из него можно есть, чтобы, часом, белены не ухватить или лягушачьего мака, а разные там брандушки, или козельце, или молочайник (не тот, что по толоке растет), или паслен и дикий мак, - это все незаурядные лакомство, степные гостинцы. И степом можно идти без вести и лечь на землю, приложить ухо к земле - то только умей прислушиваться - шумит и шумит, а когда лечь навзничь и вглядеться в глубокое небо, где плывут облака на синем воздухе, тогда кажется, что сам летишь в небе, оторвавшись от земли, розсуваєш руками облака, растешь под синим воздухом и, вернувшись на землю, видишь - сколько живых друзей у тебя в степи.

И жаворонок, что потерялся в небе, распевая жайворонисі, и орел повис на ветру, едва шевеля кончиками крыльев, выглядит добычу, аист бродит по траве, как землемер, ящерица перебежала обніжок - зеленая, словно луковица, дикие пчелы гудят за медом, суслик свистит, цвіркунці - равно пилят в свои скрипки, словно сельский сапожник на свадьбе.

И хочется знать, куда падает солнце, хочется дойти равным степью до края земли и заглянуть в пропасть, где уже накопилось немало потухших солнц, как они лежат на дне пропасти - как решета, как сковороды или как желтые пятаки?»

Думаю, я не утомил читателя этой развесистой цитацією - а это только небольшой фрагмент огромного степного полотна, вытканного умелой рукой мастера-золототканника.

Так писал Юрий Яновский в романе «Всадники», ставший, по словам Павла Тычины, «словно патентом на получение зрелости украинской прозы». Этому сочинению предшествовали сборники новелл «Мамонтовые бивни», «Кровь земли», романы «Мастер корабля» (из жизни и творчества украинских киномастеров 20-х годов) и «Четыре сабли». Последний, как отмечает Михаил Наєнко, один из современных исследователей творчества ю. яновского, - одна из самых драматичных страниц в истории украинской послереволюционной литературы. Полвека после опубликования он оставался мишенью для самой бессмысленной критики (за упоминавшуюся уже «националистическую романтику») и вернулся к читателям только в 1983 году.

Но Яновскому самой судьбой и каким-то закодированным в душе чувством национальной гордости предначертано было еще не раз страдать за «украинскую идею».

С этой точки зрения особенно показателен роман «Всадники» - классическое произведение украинской литературы, ее гордость и украшение, кто бы там что не говорил и несмотря на всевозможные политические инвективы и ситуативное ворохобство, которых в наши времена хватает. Тема романа древняя как мир - братоубийство. Можно вспомнить библейский сюжет о Каине и Авеле, или еще более ранний, дохристианский, по которым пятна на Луне - это изображение того, как «брат брата на вилах держит».

Роман и начинается «библейским» запевом - новеллой «Двойной круг». Четыре брата служат четырем «богам». Кучу конного казачества главного атамана Симона Петлюры ведет Оверко Половец, отрядом Добровольческой армии генерала Антона Деникина командует Андрей Половец, махновскую сотню возглавляет Панас Половец, во главе конного отряда интернационального полка стоит Иван Половец с политическим надзирателем - комиссаром Гертом.

«Свирепствовали сабли, и кони бегали без всадников, и Половцы не узнавали друг друга... Был август неслыханного тембра», - словно бы под рокот бандуры звучит речитатив автора, и по очереди кровь братьев орошает роскошное степное зело. Денікінець Андрей погибает от руки петлюровца Оверка, в следующей схватке смерть «вылетела из Панасового маузера, выбила Оверкові мозг на колесо». А Панас, взятый в плен красноармейцем Иваном, «выхватил из-под френча маленький браунинг и пустил себе в рот пулю, немного постоял неподвижно, стал качаться и сататься, скрутился, грохнул о землю и разлетелась из-под него мокрая земля».

Мудрый политический наставник Герт сказал красному командиру Ивану Половцю, который потерял трех своих братьев, - «одного рода, и не одного с тобой класса». Вон оно как!

Но «Всадники», в которых, казалось бы, восторжествовала идея пролетарской революции - «единственно законной, правомерной, справедливой», - в Украине отказались печатать. Роман вышел в Киеве только после появления в московской «Роман-газете». Не знаком сюжет?

Взгляды Юрия Яновского трудно судить, какими они были на самом деле. Ибо все и всех опосідав Большой Страх. Страх перед арестом и расстрелом, в лучшем случае - полным умолчанию. Уже никогда после «Всадников» Яновский не смог стать вровень со своей «железной розой». И он ступил на путь, которым шла тогда подавляющее большинство писателей, по тем или иным причинам, а часто - волей случая, не убитых или сосланных. Писались вещи проходные, конъюнктурные, прямолинейные, как извилина динозавра юрского периода. Даже в произведениях на военную тематику («Дед Данило из «Социализма», «Киевская соната», «Путь во Францию» и др.) прослеживаются схематизм, деланный пафос, искусственность. А в послевоенной «Новой книге» можно наткнуться на откровенную политическую ангажированность. Рассказ «На ярмарке», вышедшее в 1950 году, в тяжелые и голодные времена, можно считать одним из братьев-близнецов лакувального фильма «Кубанские казаки». Автор, сказано во вступительном слове, «показывает, как изменились, выросли, расцвели люди под звездой Советской Украины - неотъемлемой составной части СССР».

Яновскому кажется, что он еще способен написать высокохудожественное произведение. И берется за «колхозную тему» - роман «Живая вода». И сразу же после публикации в журнале «Днепр» на автора снова бросилась стая литературных головорезов под руководством а. корнейчука. «Похоронили «Живую воду» метров на 10 под землю, - печально писатель записывает в дневнике. Похоронили, завалив чугунными клише вроде: «искажение советской действительности», «сгущение темных красок», «отрицание преобразующей роли социалистического сознания и большевистской идейности».

Сталинская репрессивно-карательная система, впрочем, блестяще владела методом «кнута и пряника». Итак 1949 года Ю.Яновському вдруг присуждают Сталинскую премию за цикл «Киевские рассказы» - далеко не лучшее произведение писателя. Хоть и не абсолютная, но - индульгенция. Автор «Всадников», эпопеи о украинский апокалипсис, братоубийственную гражданскую войну, приобретает некоторую передышку. Его последним триумфом стала драма «Дочь прокурора», хотя и ее не обошли сторожевые псы из критического хлева - посыпались обвинения в «подкопе» под советский строй, «мрачности» и идейной порочности.

Через восемь лет после премьеры «Дочери прокурора» в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки - великой радости успеха - Юрий Иванович Яновский внезапно умер.

Автор: Владимир БУРБАН