Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Оксана Лятуринская
КНЯГИНЯ УКРАИНСКОЙ ДУХОВНОСТИ (ОКСАНА ЛЯТУРИНСКАЯ)

Петр КОНОНЕНКО

Известный литературовед Юрий Бойко отметил: "Оксана Лятуринская есть поэтесса Божьей милости, и только жалкие эмиграционные условия виноваты в том, что она до сих пор не стала знаменитой и широко известной..." везде. Когда в 1983 году вышла самая полная книга "Избранное" О. Лятуринской (с предисловием Ю. Шевелева), стало очевидным: Лятуринская - одна из самых оригинальных фигур украинской поэзии (духовной культуры в целом) и ее имя с достаточным основанием ставится между именами Леси Украинки и Лины Костенко. При этом учитывается как весомый творческое наследие, так и масштабы неординарной личности и тернистый жизненный путь, что, как известно, является чуть ли не обязательным реальностью каждого талантливого украинского художника-патриота.

Родилась Оксана Лятуринская 1 февраля 1902 г. на Волыни в волшебной украинской благородной семьи. Это и определило ее судьбу, так и характер: в детстве - очарование таинственно-безграничной природой родного края и интеллигентностью среды, а юность и молодость совпали с наиболее значительными и самыми трагическими одновременно процессами первой четверти XX века: сначала - когда рождалась суверенная Украина и цвели надежды на счастье, а потом - когда оголтелые орды врагов независимости Отечества уничтожали ее буйную свободу и украинская интеллигенция или гибла в боях, или оказывалась в изгнании, и не прославленная за свои муки и раны, за любовь к народу, а обпльована и проклята...

На изгнании можно было увянуть сердцем, или озлобиться и отречься от цели, стать игрушкой слепых сил. И судьба свела Лятуринську с теми, для кого Украина пожизненно оставалась Солнцем, что дает жизнь и небу, и земле, с теми, кто, погибая, верил в нее: Юрием Дараганом и О. Ольжичем, Алексеем Стефановичем Юрием Липой, Еленой Телигой и Евгением Маланюком, другими, кто входил в украинской "польской" и "пражской" поэтических школ. Там и сформировалось гуманистическое и поэтически-художественное кредо О. Лятуринской: как наивысшая цель - счастье свободной, благородного, духовно богатой личности в суверенно-гордом государстве, а путь к ней - любовь и красота, царство свободы и гармонии.

Главное для духовной элиты этого поколения заключался в возрождении украинской нации, государства, культуры, языка. Однако, как отмечал Е. Маланюк, это были представители "спізненого поколения", потому что "освободительная война для нас была окончена", осмысление уроков прошлого приводило к горьким выводам, особенно при чтении Д. Донцова и "Письма к братьям-хлеборобам" беспощадного своей логикой Липинского, а главное, что они жили мечтой о деятельности на благо Отечества, но врата плененной Родины были заперты. Поля для жизненной деятельности не хватало. А избыток энергии властно звал как стой до национального творчества в сфере хотя бы только духовной Украины. Таким образом возникали "Строгость" Липы "Зодиак" Мосендза, "Рінь" Ольжича, "Княжа эмаль" Лятуринской... - книги, бесспорно, литературно повновартісні, исторически важные, да и даже "історіотворчі".

Первая книга О. Лятуринской "Гусли" вышла только в 1938 г., но ее поздний выход свидетельствовал лишь о чрезвычайной самовимогливість автора. Поэтесса не хотела просто выпеть себя, а найти свой собственный и содержание, и стиль. Поэтому логично, что второй сборник - "Княжа эмаль" (1941) - обнаружила рождения мастера. Выданные в Праге, обе книги скоро стали раритетами. А трикнижжя О. Лятуринской - "Княжа эмаль", "Гусли", "Радуга", выданное 1955 г. в Торонто, стало важной вехой не только в творчестве поэтессы, но и во всей украинской поэзии.

Объясняя причину захвата трикнижжям, критики отмечали: "Княжа эмаль" и "Гусли" - "это б е с по с е р е д н является отношение к феномену красоты, то будет природа, пейзаж, растение, будь то произведение художника", это - "неожиданный, незнакомый перед тем... творческий мир" (Д. Виконська). Лятуринская это воплощенная в творчестве историческая память народа и "органично связана с национально-народным творчеством" (О. Ольжич). При этом примечательно, что она "ищет серъезных органической связи с напівмістичною и религиозной символикой нашей народной песни" (В. Державин) и даже "через мглу столетий большую колдует душу" (Коровицкий). Однако Лятуринская не только и не нарочито в прошлом. Она "является как бы "региональное" скучено в Волынской земли, начиная от неолита ("Пещерные рисунки") и вплоть до современности. Хоть и на современность поэтесса смотрит "сквозь века"... Гремит в ее стихах варяжская сталь Святослава, пронимает суровой нежностью тоска Ярославны. Но то - то не "литературный средство" и не "маніра": если бы Ольга или Ярославна писали стихи, то те стихи и были бы стихами Оксаны Лятуринской... одной из самых ярких "жон русских" нашей поэзии" (Есть. Г.).

И ярких не только по тематически-идейной оригинальностью и глубиной. Поэзия Лятуринской "глубокая, и, как прозрачны ее волны, не всегда легко увидеть дно, так и поэзия - как строгая, так сказать, аскетичная, так и бесконечно-разнообразная поэтикой, что поэтесса берет как от пластики архитектора, так и от буйноти средств романтика и реалиста; поражает многозначностью образа, свойственной символической поэзии",- отмечал Ю. Шевелев 1955 г. В предисловии к "Собранных произведений" 1987 г. он не только подтвердил свои увлечения, но и распространил на многогранное творчество А. Лятуринской.

И для этого были достаточные основания. "Лятуринская,- отмечал Ю. Шевелев,- имеет не только свой стиль, но и свой мир. И больше: она имеет гармонию в своем мире, и то гармонию, не купленную ценой игнорирования недогідного" ("Над кучкой пепла, что была Оксаной Лятуринською"). А полученном интенсивной работой его духа: с одной стороны, по познанию сущности (содержания и форм) большого мира природы и людей, а с другой - по самопознанию, осмыслению своего места (5 роли, миссии) в том мире. К тому же эстетическими средствами. Поэтому естественно, что дух познания не мог обойти и явлений, которые воплощали идеал красоты и, так сказать, антиприроди, антигуманизма, антидобра, а потому - антикрасоты.

Тем более что дух Лятуринской занимал тысячелетний пространство и время, а себя и современников она видела через призму реалий и уроков Отечества от языческой эпохи Киевской Руси и Гетманщины до XX века.

1986 года в Торонто вышла необычная книга О. Лятуринской - "Пасхальный перезвон": книга "писанок и стихов". На особом месте в ней - чудесный украинских писанок, которые были произведением Лятуринской. В ней автор отмечала: "писанка - наш предковский сокровище, словно живая, обязательно должен говорить, как с времен-давна, к каждому из нас о весне, о онову, о победе добра и света". Поэтому на каждой из них - сюжет-символ, возвращает нас к тайне рождение всего живого, то к символов жизни и смерти, добра или зла и обязательно - бессмертие, добротворчестве человека. В "Пасхальные И" Лятуринская так раскрывала назначение этого типа "произведений":

Щедрот своих не уменьшай ты!
Дай всем, Дажбоже, толком
и дары водой освяти:
этот символ вечной жизни -
яичко писано, яйцо,
и каравай наш, вон какой,
округлый, как твое лицо,
и такой, такой же золотой!

Внимательный читатель не может не вспомнить могучей симфонии П. Тычины "Золотой гомон", в которой поэт отражал "гомон веков и поколений от Киевской Руси до национально-освободительной революции 1917-1918 гг. И не только по принципу ассоциативности мышления и восприятия. О. Лятуринская, как практически все ее поколения, также не обошла волшебства поэзии Тычины, потому что за ней стояли и стремление, дух и судьба возрастов.

Однако она - не медиум. О. Лятуринская - это самодостаточный талант с собственным мироощущением и миропониманием.

ее обращение к писанок - то ответ на зов души отбить народный дух от его найпервісніших к наймодерніших форм, от нашего прадитинства, когда царило таинственно-поэтическое восприятие мира, до возраста рационализма, когда поэзия нередко сохраняется лишь в воспоминаниях, в подсознательном.

Другой формой ответа, но на тот же зов становится и поэзия.

Зуб, древко, копыто, коготь.
То муж шел на силу сотрясу.
Трубил здесь мамут. Здесь медведь
пещерный вел лохматый следует.
Кружил ястреб здесь в яснім небе,
по озеру плыл черный лебедь...-

таким одним из "Пещерных рисунков" начиналась "Княжа эмаль", в которой когда формально, то действительно были только отпечатки надписей на пещерной стене. Без всякой философии. Но в том и суть, что для Лятуринской знаки эпох и поколений - то и е синтез высшего, как и вещей, философии! Для поэтессы прошлое - то знаки бытия и души человека. Поэтому "пещера" язычника - это не только жилье, но и образ его жизни: не только рационального, но и поэтического, ведь он заботится не только о бытовой, а и о духовной сферы жизни.
Этот язычник не случайно от "пещерных рисунков" придет к созиданию "княжеской эмали" - эстетических шедевров нового поколения, ведь в него царит не только целесообразно-природный, но и философско-государственный подход к окружение, себя и будучини.
И самое главное, что этот предок-государственник породит как рыцарей Святослава (с их варяжского крицевістю натуры), так и борцов за свободу суток Гетманщины с ее блестящей эпохой барокко и витвореними Конституцией П. Орлика и Киево-Могилянской академией, а также XX вв.: и тех, что погибли за свободу Отечества, и тех, что, как В. Ольжич, Ю. Дараган, В. Телига, подхватили флаги родителей, чтобы напоминать миру: Украина - покоренная, она - бессмертна, ибо она - государственная:

Не знаешь лозунги - боронись!
Освящен я держу копье.
Я пепел бороню родителей,
героев славу, честь борцов.

Зухвальче, лбом, глазом ниц!
Здесь неприкосновенность гробниц,
костер, и священный дуб,
и Владимиров трезубец.

(На страже)

А причина - в безсмерті духа народного, который черпает свою силу не только в государствообразующей философии предков, но и в безсмерті не "одолженных" (византийских или римских), а своих богов ("Ты еще не умер, ты еще не умер! Через взбудораженным Днестр с Днепра и видибаєш, Боже! Упадут долов боги враждебные...").

"Радуга", "Бедрик", "Ягілка", "Тоска", "Чар-зелье", перепевы и переводы "С книги жизни", сборник рассказов "Материнки" О. Лятуринской - то поэтический летопись не только материального бытия, жизнедеятельности поколений, но и бытие Бога в души человека. Безграничный мир и безграничное преломления его в сознании людей - поэтому и формы и поэтика произведений А. Лятуринськоївідбивають и все разнообразие и целостность той беспредельности, и вековечную обновляемость форм выражения ее.
Лирика и эпос, буйное торжество победителей - и глубинная печаль униженных, безоблачность девичьих надежд - и лукавая ирония опытной женщины - все то находит в произведениях поэтессы не только искусное, но и органично-художественное воплощение в образах и картинах, что и дало основание Есть. Маланюку написать: "совершенство, эта стилевая завершенность стихов Лятуринской словно даже затривожують... Но автор умеет вдержатись на этой острій границы, и ее поэтические эмали переливаются, пульсируют и шумують вечной жизнью настоящего искусства".

Умерла Оксана Лятуринская 13 июня 1970 года. И радостно, что ее судьба - то судьба всех талантливых художников: ее произведения возвращаются к жизни и вместе с тем начинается новая жизнь славной дочери Украины.