Петр КОНОНЕНКО
Известный литературовед Юрий Бойко отметил: "Оксана Лятуринская есть поэтесса
Божьей милости, и только жалкие эмиграционные условия виноваты в том, что она до сих пор
не стала знаменитой и широко известной..." везде. Когда в 1983 году вышла самая полная
книга "Избранное" О. Лятуринской (с предисловием Ю. Шевелева), стало очевидным:
Лятуринская - одна из самых оригинальных фигур украинской поэзии
(духовной культуры в целом) и ее имя с достаточным основанием ставится между
именами Леси Украинки и Лины Костенко. При этом учитывается как весомый
творческое наследие, так и масштабы неординарной личности и тернистый жизненный
путь, что, как известно, является чуть ли не обязательным реальностью каждого талантливого
украинского художника-патриота.
Родилась Оксана Лятуринская 1 февраля 1902 г. на Волыни в волшебной
украинской благородной семьи. Это и определило ее судьбу, так и характер: в
детстве - очарование таинственно-безграничной природой родного края и
интеллигентностью среды, а юность и молодость совпали с наиболее значительными и
самыми трагическими одновременно процессами первой четверти XX века: сначала - когда
рождалась суверенная Украина и цвели надежды на счастье, а потом - когда
оголтелые орды врагов независимости Отечества уничтожали ее буйную свободу и
украинская интеллигенция или гибла в боях, или оказывалась в изгнании, и не
прославленная за свои муки и раны, за любовь к народу, а обпльована и проклята...
На изгнании можно было увянуть сердцем, или озлобиться и отречься от цели,
стать игрушкой слепых сил. И судьба свела Лятуринську с теми, для кого Украина
пожизненно оставалась Солнцем, что дает жизнь и небу, и земле, с теми, кто, погибая,
верил в нее: Юрием Дараганом и О. Ольжичем, Алексеем Стефановичем Юрием Липой,
Еленой Телигой и Евгением Маланюком, другими, кто входил в украинской
"польской" и "пражской" поэтических школ. Там и сформировалось гуманистическое и
поэтически-художественное кредо О. Лятуринской: как наивысшая цель - счастье свободной,
благородного, духовно богатой личности в суверенно-гордом государстве, а путь к
ней - любовь и красота, царство свободы и гармонии.
Главное для духовной элиты этого поколения заключался в возрождении украинской
нации, государства, культуры, языка. Однако, как отмечал Е. Маланюк, это были
представители "спізненого поколения", потому что "освободительная война для нас была окончена",
осмысление уроков прошлого приводило к горьким выводам, особенно при чтении
Д. Донцова и "Письма к братьям-хлеборобам" беспощадного своей логикой Липинского,
а главное, что они жили мечтой о деятельности на благо Отечества, но врата
плененной Родины были заперты. Поля для жизненной деятельности не хватало. А
избыток энергии властно звал как стой до национального творчества в сфере хотя бы
только духовной Украины. Таким образом возникали "Строгость" Липы "Зодиак"
Мосендза, "Рінь" Ольжича, "Княжа эмаль" Лятуринской... - книги, бесспорно,
литературно повновартісні, исторически важные, да и даже "історіотворчі".
Первая книга О. Лятуринской "Гусли" вышла только в 1938 г., но ее поздний
выход свидетельствовал лишь о чрезвычайной самовимогливість автора. Поэтесса не хотела
просто выпеть себя, а найти свой собственный и содержание, и стиль. Поэтому логично, что
второй сборник - "Княжа эмаль" (1941) - обнаружила рождения мастера. Выданные в
Праге, обе книги скоро стали раритетами. А трикнижжя О. Лятуринской -
"Княжа эмаль", "Гусли", "Радуга", выданное 1955 г. в Торонто, стало важной
вехой не только в творчестве поэтессы, но и во всей украинской поэзии.
Объясняя причину захвата трикнижжям, критики отмечали: "Княжа эмаль" и
"Гусли" - "это б е с по с е р е д н является отношение к феномену красоты, то будет
природа, пейзаж, растение, будь то произведение художника", это - "неожиданный, незнакомый
перед тем... творческий мир" (Д. Виконська). Лятуринская это воплощенная в творчестве
историческая память народа и "органично связана с национально-народным творчеством"
(О. Ольжич). При этом примечательно, что она "ищет серъезных органической связи с
напівмістичною и религиозной символикой нашей народной песни" (В. Державин) и
даже "через мглу столетий большую колдует душу" (Коровицкий). Однако Лятуринская не
только и не нарочито в прошлом. Она "является как бы "региональное" скучено в
Волынской земли, начиная от неолита ("Пещерные рисунки") и вплоть до современности.
Хоть и на современность поэтесса смотрит "сквозь века"... Гремит в ее стихах варяжская
сталь Святослава, пронимает суровой нежностью тоска Ярославны. Но то - то не
"литературный средство" и не "маніра": если бы Ольга или Ярославна писали стихи, то
те стихи и были бы стихами Оксаны Лятуринской... одной из самых ярких "жон
русских" нашей поэзии" (Есть. Г.).
И ярких не только по тематически-идейной оригинальностью и глубиной.
Поэзия Лятуринской "глубокая, и, как прозрачны ее волны, не всегда легко
увидеть дно, так и поэзия - как строгая, так сказать, аскетичная, так и
бесконечно-разнообразная поэтикой, что поэтесса берет как от пластики архитектора, так и
от буйноти средств романтика и реалиста; поражает многозначностью образа,
свойственной символической поэзии",- отмечал Ю. Шевелев 1955 г. В предисловии к
"Собранных произведений" 1987 г. он не только подтвердил свои увлечения, но и распространил
на многогранное творчество А. Лятуринской.
И для этого были достаточные основания. "Лятуринская,- отмечал Ю. Шевелев,-
имеет не только свой стиль, но и свой мир. И больше: она имеет гармонию в своем
мире, и то гармонию, не купленную ценой игнорирования недогідного" ("Над кучкой
пепла, что была Оксаной Лятуринською"). А полученном интенсивной работой его духа: с
одной стороны, по познанию сущности (содержания и форм) большого мира природы и
людей, а с другой - по самопознанию, осмыслению своего места (5 роли, миссии) в
том мире. К тому же эстетическими средствами. Поэтому естественно, что дух познания не мог
обойти и явлений, которые воплощали идеал красоты и, так сказать, антиприроди,
антигуманизма, антидобра, а потому - антикрасоты.
Тем более что дух Лятуринской занимал тысячелетний пространство и время, а себя и
современников она видела через призму реалий и уроков Отечества от языческой
эпохи Киевской Руси и Гетманщины до XX века.
1986 года в Торонто вышла необычная книга О. Лятуринской - "Пасхальный
перезвон": книга "писанок и стихов". На особом месте в ней - чудесный
украинских писанок, которые были произведением Лятуринской. В ней автор отмечала:
"писанка - наш предковский сокровище, словно живая, обязательно должен говорить, как с
времен-давна, к каждому из нас о весне, о онову, о победе добра и
света". Поэтому на каждой из них - сюжет-символ, возвращает нас к тайне
рождение всего живого, то к символов жизни и смерти, добра или зла и
обязательно - бессмертие, добротворчестве человека. В "Пасхальные И" Лятуринская так
раскрывала назначение этого типа "произведений":
Щедрот своих не уменьшай ты!
Дай всем, Дажбоже, толком
и дары
водой освяти:
этот символ вечной жизни -
яичко писано, яйцо,
и
каравай наш, вон какой,
округлый, как твое лицо,
и такой, такой же
золотой!
Внимательный читатель не может не вспомнить могучей симфонии П. Тычины "Золотой
гомон", в которой поэт отражал "гомон веков и поколений от Киевской Руси до
национально-освободительной революции 1917-1918 гг. И не только по принципу
ассоциативности мышления и восприятия. О. Лятуринская, как практически все ее
поколения, также не обошла волшебства поэзии Тычины, потому что за ней стояли и стремление,
дух и судьба возрастов.
Однако она - не медиум. О. Лятуринская - это самодостаточный талант с собственным
мироощущением и миропониманием.
ее обращение к писанок - то ответ на зов души отбить народный дух
от его найпервісніших к наймодерніших форм, от нашего прадитинства, когда
царило таинственно-поэтическое восприятие мира, до возраста рационализма, когда поэзия
нередко сохраняется лишь в воспоминаниях, в подсознательном.
Другой формой ответа, но на тот же зов становится и поэзия.
Зуб, древко, копыто, коготь.
То муж шел на силу сотрясу.
Трубил здесь
мамут. Здесь медведь
пещерный вел лохматый следует.
Кружил ястреб здесь в
яснім небе,
по озеру плыл черный лебедь...-
таким одним из "Пещерных рисунков" начиналась "Княжа эмаль", в которой когда
формально, то действительно были только отпечатки надписей на пещерной стене. Без всякой
философии. Но в том и суть, что для Лятуринской знаки эпох и поколений - то и е
синтез высшего, как и вещей, философии! Для поэтессы прошлое - то знаки бытия и души
человека. Поэтому "пещера" язычника - это не только жилье, но и образ его жизни:
не только рационального, но и поэтического, ведь он заботится не только о бытовой, а и
о духовной сферы жизни.
Этот язычник не случайно от "пещерных рисунков"
придет к созиданию "княжеской эмали" - эстетических шедевров нового поколения, ведь в
него царит не только целесообразно-природный, но и философско-государственный подход к
окружение, себя и будучини.
И самое главное, что этот предок-государственник породит
как рыцарей Святослава (с их варяжского крицевістю натуры), так и борцов за
свободу суток Гетманщины с ее блестящей эпохой барокко и витвореними
Конституцией П. Орлика и Киево-Могилянской академией, а также XX вв.: и тех, что
погибли за свободу Отечества, и тех, что, как В. Ольжич, Ю. Дараган, В. Телига,
подхватили флаги родителей, чтобы напоминать миру: Украина - покоренная, она -
бессмертна, ибо она - государственная:
Не знаешь лозунги - боронись!
Освящен я держу копье.
Я пепел бороню
родителей,
героев славу, честь борцов.
Зухвальче, лбом, глазом ниц!
Здесь неприкосновенность гробниц,
костер, и
священный дуб,
и Владимиров трезубец.
(На страже)
А причина - в безсмерті духа народного, который черпает свою силу не только в
государствообразующей философии предков, но и в безсмерті не "одолженных" (византийских
или римских), а своих богов ("Ты еще не умер, ты еще не умер! Через взбудораженным
Днестр с Днепра и видибаєш, Боже! Упадут долов боги враждебные...").
"Радуга", "Бедрик", "Ягілка", "Тоска", "Чар-зелье", перепевы и переводы "С
книги жизни", сборник рассказов "Материнки" О. Лятуринской - то поэтический
летопись не только материального бытия, жизнедеятельности поколений, но и бытие Бога в
души человека. Безграничный мир и безграничное преломления его в сознании людей -
поэтому и формы и поэтика произведений А. Лятуринськоївідбивають и все разнообразие и
целостность той беспредельности, и вековечную обновляемость форм выражения ее.
Лирика и эпос, буйное торжество победителей - и глубинная печаль униженных,
безоблачность девичьих надежд - и лукавая ирония опытной женщины - все то
находит в произведениях поэтессы не только искусное, но и органично-художественное воплощение
в образах и картинах, что и дало основание Есть. Маланюку написать: "совершенство, эта
стилевая завершенность стихов Лятуринской словно даже затривожують... Но автор умеет
вдержатись на этой острій границы, и ее поэтические эмали переливаются, пульсируют и
шумують вечной жизнью настоящего искусства".
Умерла Оксана Лятуринская 13 июня 1970 года. И радостно, что ее судьба - то
судьба всех талантливых художников: ее произведения возвращаются к жизни и вместе с тем
начинается новая жизнь славной дочери Украины.