Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР КУПРИН

Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб (по повестям А. И. Куприна)

Жить - так жить,

любит - так уж влюбляться.

В лунном золоте целуйся и гуляй,

Если ж хочешь мертвым

поклонятся,

То живых тем сном не отравляй.

С. Есенин

Открываешь сборник произведений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть нечто, что заставляет сопереживать им, радоваться и грустить вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в его произведениях жизнь бьет ключом. Его герои - люди с открытой душой и чистым сердцем, которые восстают против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Наивысшей ценностью в жизни О. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» он затрагивает этой животрепещущей во все времена темы. Эти произведения имеют общие черты, самая главная из которых - трагичность судеб главных героев. Кажется, что в одном из литературных произведений, которые я прочитал, тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстное, самоотверженное, оно не жаждет награды, для него совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь пришло к полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено быть вместе. Такую развязку обусловили много причин, которые зависят как от самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть была написана в 1898 году. Главный герой Иван Тимофеевич - господин, которого судьба забросила в глухую деревушку Волынской губернии, где он жил в старом барском доме вместе со слугой. Именно после его рассказа про местную ведьму Мануйлиху герой знакомится с Олесей - ее внучкой, Куприн не вдавался в описание главного героя, поэтому о нем мы знаем мало.

Зато образ главной героини, автор показал прекрасно.

Олеся - красавица-дикарка, она выросла в глуши лесов, в избушке на болотах, после того, как ее бабушку вместе с ней выгнали из деревни за колдовство. По словам Куприна, девушка не была похожа на местных девушек. Олеся отличалась добротой, свежестью ума, способность на глубокое чувство.

Сразу же после знакомства между ней и Иваном Тимофеевичем завязывается дружба. Девушка все больше проникалась доверием к частого гостя, а он много узнает о Олесю. Она рассказала ему, что гадала на него, но не хотела открывать, что выпало: «пожалуйста, не просите... вам Нехорошо получилось». Гость не поверил, а Олеся сказала: «Вот когда мои слова сбудутся, вы меня тогда вспомните». Ведь не знал он, в отличие от девушки, что предсказание сбудется.

Итак, герой стал частым гостем в избушке. У него с Олесей вошло в обычай, что она провожала его до Іринівського пути. По дороге у них завязывалась интересная беседа. Именно по тому, о чем они говорили, можно судить о богатство их духовного мира. Олеся расспрашивала обо всем, что ее волновало, она имела свежую воображение. Многое ей казалось необычайным, сказочным, неправдоподобным, но девушка охотно воспринимала все, что говорил гость, которого поражали способности Олеси: «Знаешь, что меня удивляет в тебе, Олеся? Вот ты выросла в лесу, никого не видя. Читать ты, конечно, тоже много не могла... А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни». «О любви между нами не было сказано ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью». Но как-то отношения между ними изменились. Олеся больше не провожала гостя, они ни о чем не говорили. Несколько дней Иван Тимофеевич не был в избушке за болезни, но когда он пришел, Олеся очень обрадовалась. «На этом прелестном, новом для меня лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и такая сияющая улыбка любви...». В этот день Олеся призналась в любви, предсказание стало сбываться. Девушка знала, что будет несчастливой, как все обернется, но пошла на это: «Я думала, что можно убежать от судьбы. Теперь мне все равно, все равно... Потому что я люблю тебя». А слова: «Я никогда не дорікну тебе, ни к кому ревновать не стану...». В этом выражается глубокое, бескорыстное чувство девушки. Каким же сильным должно быть это чувство, чтобы ради него потом быть несчастливой: «...Кажется, все бы на свете отдала, чтобы с тобой хоть минуточку еще быть. Пусть, думаю, что будет, то будет, а я своей радости никому не отдам». Иван, так она его называла, тоже боялся, но он любил ее. Почти целый месяц продолжались их встречи, но приближалось время отъезда. Иван не мог сказать любимому это, поэтому оттягивал время. Тогда Иван Тимофеевич предложил ей выйти за него замуж. Ему было все равно, что она незаконная, простая, необразованная девушка. Между ними состоялся разговор о церкви. Дело в том, что Олеся не был крещен и в церковь нельзя ей было ходить, потому что ее признавали за ведьму. Девушка не соглашалась, но вслед ему сказала: «...Знаешь, мне очень хочется сделать тебе что-нибудь приятное... ты бы очень был доволен, если бы я когда-нибудь пошла в церковь?» На это она шла ради него! У Ивана был неясен влечение сердца отговорить ее, но он не послушался его. С этого момента их отношения неумолимо приближались к трагической развязке. «Олеся переломила свою боязнь и пришла в церковь. Иван Тимофеевич узнал от какого-то человека, что на площади перебродські девушки поймали ведьму, окружили ее, хотели вымазать дегтем, избили, но ей чудом удалось сбежать. Когда бежала, то воскликнула угрозу. Иван примчался в избушку, где сидела старая Мануйлиха у постели больного Олеси. Он заплакал, а она успокаивала его: «Не будем же плакать, пока мы вместе, давай хоть последние дни проведем весело». Девушка сказала, что им с бабушкой надо поехать, потому что она погрозилась людям: «А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут... все мы будем виноваты...», потому что были уже такие случаи. Олеся послушалась судьбы: «Выходит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы?» Они простились. Опасения героини оправдались. Ночью пошел сильный град, который побил жито у крестьян. Иван поехал предупредить женщин об опасности, но когда он приехал, их уже не было. Герою самому нужно было уезжать, потому что о нем община кричала плохо.

Итак, мы видим, чем закончилось любви героев. Но все-таки, какие же причины обусловили трагичность их судьбы?

Во-первых, герой сам виноват. Он оказался слабым, не нужно было ему вообще идти в эту избушку, не надо было встречаться с Олесей. Послушался бы он того, что сказали карты. Но, в конце концов, он мог забрать ее с собой туда, где бы их не знали. Может, если бы Иван послушал сердца и не позволил Олесе пойти в церковь, никто бы ее не занимал. Олеся тоже знала, к чему могут привести их отношения, но продолжала встречаться с ним. Еще в этой трагедии виноваты люди, их темнота, забитость, страх перед ведьмами и колдунами.

А как захватывает нас сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, которое поглотило все его существо! Любовь чистое, безмолвное, бескорыстное, «сильная как смерть». Никакие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Для Желткове жизни - это любовь. Вмешались в его чувства, оскорбили их - получается, унизили его достоинство. Князь Шеин, муж Веры Николаевны, - добрый и справедливый человек. Он с сочувствием относится к почтового чиновника Желткова, пылко влюбленного в его жену. Он понимает, что на его глазах развернулась «огромная трагедия душ и», и, отбросив предрассудки, проявляет глубокое уважение к чувствам маленького человека. Но грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убило Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Так описывает любовь В. Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.

Книги Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда привлекают к себе внимание читателей. Много чему можно научиться молодым людям у этого писателя: гуманизма, доброты, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь.