Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-х годов XIX века

Иван Яковлевич Франко (1856-1916 гг.)

Повесть «Перекрестные тропы»

Особое место в творчестве Ивана Франко занимает социально-психологическая повесть «Перекрестные тропы» из жизни интеллигенции. Название произведения символизирует «перекрещенные» жизненные пути персонажей. Каждый из героев повести является носителем сформированного мировоззрения, имеет собственные планы, интересы, правила и нормы. Перед нами - герои разных полов, разных социальных слоев, профессий, наконец - разных национальностей. Жизненные перекрестки оставляют свой отпечаток на их внутреннем мире.

Проблематика повести чрезвычайно обширна. Это социальные проблемы добра и зла, личности и народа, бедности и богатства, человеческого достоинства и духовной низости, человека и закона.

В этом социально-обличительном произведении Франко раскрывает взаимосвязи украинского крестьянства и интеллигенции, отношения между различными общественными группами, проблемы власти и подчиненных, безверие и забитости крестьян, проблемы тогдашнего судопроизводства, проблемы супружеских отношений, бесправия женщины в обществе.

Автор пытается художественно решить проблемы служения демократической интеллигенции своему обездоленному народу.

Новым образом в украинской литературе был образ адвоката Евгения Рафаловича - представителя демократической интеллигенции. Он защищал права передового крестьянства, боролся против уездной администрации, помещиков, ростовщиков и прочих пиявок, жестоко эксплуатировали трудящихся-бедняков. Он выезжал в села, выступал на судебных процессах, организовывал крестьянские веча, на которых присутствующие рассказывали о несправедливости и притеснения со стороны господствующей верхушки. Главной своей задачей Рафалович считал пробуждение у крестьян сознания и политической активности.

Раскрывая тему борьбы справедливости с жестокостью и насилием, автор через образы Рафаловича и Стальского показывает необъективность утверждений отдельных самозамилуваних украинских патриотов о однородность национальной элиты.

Правдошукацтву народного адвоката Рафаловича противопоставляется циничность и моральный садизм Стальского, которому безразличны общественные интересы и который жестоко издевается над женой Региной. Объективная рассказ усиливается лирическими авторскими отступлениями, в которых ярко проявляется позиция писателя.

Прототипом Евгения Рафаловича послужил Евгений Олесницкий - адвокат и общественный деятель, который был прекрасным оратором. Все события в повести происходят вокруг главного героя.

Сюжет произведения разворачивается двумя линиями: первая - это показ тяжелой жизни обнищавшего галицкого крестьянства; вторая - изображение общественной деятельности адвоката Евгения Рафаловича, который предстает носителем главной проблемы произведения.

Обе линии связаны с молодым адвокатом Евгением Рафаловичем, который приезжает работать в один из городов Галичины. Он пробуждает сознательные чувства солидарности у крестьян, ищет улучшения судьбы народа, неутомимо разоблачает государственную бюрократию. Евгений пользуется в жизни девизом: «Кто то укажет тебе дорогу, кто подведет тебя, мой бедный народ?»

Вкладывая свои мысли в уста адвоката Рафаловича, автор пытался показать обездоленным людям пути защиты своих прав. И. Франко, создав новый образ восставшей крестьянской массы, которая борется за свои права, будто подталкивает народ к политической борьбе за социальные и национальные права. Писатель знакомит нас с крестьянами - героями произведения - не в идиллической сцене на фоне природы, а на скамье подсудимых в зале уголовного суда, где их привлекли к ответственности за аграрный бунт.

До жесточайшего противодействия со стороны власти Евгений готовил себя заранее, однако он не мог предположить, что « перекрестные тропы » жизнь сведут его с Региной - юношеской любовью, теперь - замужней женщиной, обреченной на унижение и бессрочную домашнюю тюрьму. Эта женщина олицетворяла его юношеский идеал, а теперь оказалась бледной копией того идеала. Такая завязка сюжета произведения Франко.

Развязок в нем две: любовная линия заканчивается трагическим финалом (смерть Регины); линия же борьбы имеет обнадеживающую перспективу. Рафаловичу удается в определенной степени повлиять на обстоятельства.

В повести автор подает правдивую, глубоко психологическую характеристику «русского», то есть украинского села, жители которого - люди темные, забитые, запуганные, бесправные. Необразованные, наивные и доверчивые крестьяне не умеют защитить себя, не знают, кому верить. Они так привыкли к своего господина, что не понимают, как сами могли бы управлять имуществом, доходами.

Впрочем, писатель не считает крестьян людьми низшего сорта. Глазами Рафаловича он видит их умные взгляды, слышит здравомыслящего и остроумную речь. Эти качества наиболее ярко раскрываются во время крестьянского вече. Для крестьян вече - школа политической жизни, самозащиты, возможность сплотить силы. Выступление Рафаловича перед крестьянами - свидетельство искреннего переживания за их интересы. «Братья крестьяне! - говорил Евгений. - Покажім, что мы не дети, не дадим водить себя за нос. Не дадим захватить своей кервавиці. Возведем грімкий голос против всего барского покушения на наше добро...»

Понятно, что в подобных эпизодах произведения устами

Евгения Рафаловича говорил читателей сам Иван Франко.



Образы произведения

Евгений Рафалович


В повести «Перекрестные тропы» писатель выписал образ интеллигента, главной целью которого было положить свою жизнь на алтарь счастья человеческого.

Именно с этой целью адвокат Евгений Рафалович после окончания Львовского университета приезжает в небольшой уездный городок работать на благо крестьян.

Молодой адвокат намеревался начать просветительскую работу, а дальше и создать политическую организацию в уезде, пригласить сюда понемногу интеллигенцию, учредить хоть небольшой, но энергичный центр национальной жизни. Эти намерения добавляли ему сил в тяжелой канцелярской работы и в общении с не очень приятными людьми, какими были его коллеги.

Сама повесть начинается сценой успешного окончания защиты адвокатом крестьян, которым грозила тюрьма за «аграрный бунт». Более того, Рафалович повел дело так, что у крестьян зародилась надежда отобрать у помещика через суд самовольно захваченные им пастбища. Сразу завязывается конфликт: борьба между крестьянами, на стороне которых стоит молодой адвокат, и землевладельцами.

Хоть представители власти намекали, что никаких беспорядков не нужно в уезде, однако адвокат повел свое дело решительно и бескомпромиссно.

Рафалович больно воспринимал контрасты, которые бросались в глаза при сравнении жизни людей в доме и в доме. Он видел причины страшного бедствия села, видел врагов деревни, которые питаются человеческим трудом. Адвокат во время работы часто бывал в селе, видел удручающие картины крестьянской жизни, и это заставляло его задуматься над путями помощи простым людям. Его мысли будто кристаллизовались в предложении-вздохе: «Ах, как много труда нужно!»

Эта работа стала для него делом жизни, ради которой он принес в жертву даже личное счастье.

Рафалович решил сначала улучшить экономическое положение крестьян, а потом учить их политического сознания. Евгений Рафалович агитирует крестьян браться за цели достижимы, понимая, что начинать приходится с нуля, что вся борьба, собственно, впереди.

Подачи жалоб в прокуратуру и отправка статей в газеты ничего не дали, и Рафалович решил организовать крестьян на массовые выступления против своих эксплуататоров. Разворачивая политическую деятельность на селе, адвокат «имел такое чувство, что подсаживает свои плечи под высокую и тяжелую каменную гору с намерением сдвинуть ее с места. Он знал, что это труд страшная, долгая и тяжелая, но сказал себе в душе: «Все равно! Должен двинуть!».

Евгений стремился развить в народе чувство солидарности. Но это ужасно трудно. Примером этому может служить встреча с крестьянином, который заблудился в лесу и не мог попасть в своего села. Эта встреча приобрела для Рафаловича символического значения: «это не символ всего нашего народа?» А слова адвоката: «Кто то укажет тебе дорогу, кто подведет тебя, мой бедный народ?» составляют идейную основу повести.

Существующая система почувствовала в лице адвоката. Рафаловича опасного соперника, способного всколыхнуть усыпленные в крестьянских массах силы. Наибольший успех Евгения - народное вече и тот резонанс, который оно имело в Галиции, одним (крестьянам) - вселив надежду и веру, вторых (власть имущих) - напугав.

Чтобы рельефнее, драматичнее изобразить деятельность главного героя, автор повести вводит в произведение любовную сюжетную линию. Оказывается, что уже десять лет Рафалович имеет в сердце «незаживающую рану». Произошло развода Евгения со своей любимой Региной Твардовською. Рафалович узнал о принудительном бракосочетания его любимой с каким-то мужчиной. После тяжких страданий Евгений поехал в небольшой город, где погрузился в работу. Он так и не женился.

Евгений не знал, что в городе, куда он переехал работать, и живет его бывшая возлюбленная, теперь уже женщина судебного чиновника Стальского.

Сцены встреч Евгения и Регины наполненные глубокими эмоциями и лиризмом. Рафалович хотел даже забрать Регину и клялся покинуть политическую деятельность. Регина повела себя достойно: она понимала, что этим он себе только навредит. И действительно, сам Евгений через мгновение раскаялся в сказанном.

Хоть Регина уже давно женщина другого мужчины, она все время помнила про свою большую любовь и в ответственный момент решила помочь адвокату: отдать саквояжик со своими драгоценностями для организации политической деятельности.

Несмотря на многочисленные преграды уездного начальства, Рафалович достиг цели - созвал вече. Но сразу был схвачен за якобы совершенное им преступление. Адвокат успокаивает всех присутствующих: «Не падайте духом! Делайте свое, чтобы наши враги не радовались с нашего упадка...»

Вскоре адвокат был на свободе благодаря опровержению преступных фактов, и он подал заявление на нового созыва веча.

На этом писатель заканчивает повесть, оставляя сюжет открытым, направленным на будущее. Потому что понятно: основные события будут разворачиваться за пределами этого произведения.

Не смотря на то, что молодой адвокат находит счастье в борьбе, в его образе немало трагического. Трагизм героя Франко имеет несколько оттенков. Он - и в одиночестве Евгения, не всегда понятного тому народу, которого хочет вывести из неволи; и в ограниченности этого самого народа; и в нужде немалых усилий для достижения цели; и, конечно, в полной разрушенности личной жизни.



Другие образы

Наряду с положительными образами выведен целый ряд негативных персонажей, которые восстали против действий Рафаловича: ненасытный шляхтич, пан маршалок Брикольський, староста, судья Страхотський, Шнадельский и целая стая других людишек, которые жили за счет крестьянства.

Чтобы убить зародыши общественного движения, староста арестовывает Рафаловича на глазах у крестьян, которые собрались на многолюдное вече. Вернувшись из тюрьмы через два месяца, Рафалович снова пришел к правителю за разрешением созвать крестьянское вече. В раздумьях Рафаловича автор выражает свои тревожные мысли и заботы о народе.

Повесть «Перекрестные тропы» отмечена стремлением Франко-психолога заглянуть за границы типичного, проникнуть в тайны необычных психологических явлений. Автор «Перекрестных троп» с глубоким психологизмом раскрыл образы Рафаловича, Регины, Стальского, Варана и других персонажей.

Стальский был интересный Франко возможностью раскрыть психологию садизма - крайней жестокости, которая приносит этому изуверу удовольствие.

Баран с его навязчивой идеей спасения людей от антихриста - это художественно-научная студия помраченного психики, собственно психопатологии.

С болезненным помрачением подсознания встречаемся в сценах произведения, где появляется Регина Стальська.

Письменниктакожцікавитьсясферою иррационального: по этому поводу стоит вспомнить вещий сон Рафаловича накануне гибели Регины. Ему привиделось «утоплена несчастливая женщина» - и сон сбылся, Регина трагически погибла.

Самая загадочная фигура в повести Франко «Перекрестные тропы» - «необычный ростовщик» Вагман. С момента первого своего появления этот «высокий жид в длинном кафтане, с черной бородой и длинными пейсами» привлекает внимание читателей.

Сам Вагман в разговоре с Рафаловичем называет себя «господином господ». Это означает, что он держит в зависимости не простых людей, а богачей.

Неожиданным для адвоката было предложение помочь.

Вагман никого не боится: «Законами мне ничего не сделают, - объясняет Вагман свою неуязвимость. - Они знают один закон, а я знаю 10 способов, чтобы обойти закон».

Целью «необычного ростовщика» было желание «повикурювати тех панков из сел». Сказав эти слова Евгению, Вагман отдает ему векселя и долговые записи своих противников.

Печальная история, поведанная Евгению отцом Зварычем, проливает свет на поведение Вагмана: староста добился, чтобы лихваревого сына забрали в армию, где его и замучили. Личное несчастье превратило Вагмана с «хлопської пиявки» в «господина господ».

Образом Вагмана Иван Франко пытался найти способы решения существующих противоречий.

Вагман и Рафалович понимают друг друга. Понимая, что власть что-сорвет собрание крестьян украинцев, ростовщик назначает на то же время (и совсем рядом) параллельное еврейское вече, чтобы в нужный момент предоставить Рафаловичу трибуну, а крестьянам - «площадка».

Интересными в повести есть отношения двух евреев - бурмистра и Вагмана. Они дискутируют по поводу проблемы самоопределения галицкого еврейства и его отношений с украинцами. Если бурмистр тяготел к «немецких жидов», то Вагман принадлежал к иудеям-староверов. Речь шла о еврейских погромах в России (как вполне справедливо замечает бургомистр, инспирированные российским правительством). Вагман предполагает возможность таких. Боясь еврейских погромов в Галичине (такие погромы были в России), бурмистр стремится отречься от своей национальности, чтобы найти другую родину.

Как видим, острую проблему сосуществования коренных и некоренных наций Вагман рассматривает с позиций здравого смысла. Его идеалом является собственное еврейское государство. Он считает, что «можно быть евреем и любить тот край, где родился, и быть пожиточним, или хотя бы безвредным для того народа, что, хоть неродной нам, все-таки тесно связан со всеми воспоминаниями нашей жизни».

Дело, следовательно, не только в личных мотивах поведения Вагмана, но и в его глубинных убеждениях, которые делают этого ростовщика сообщником Рафаловича.

Общего языка они не находят разве что в некоторых вопросах тактики. Вагман предлагает адвокату самому купить имение, а тот отказывается, объясняя это тем, что он хочет помогать бедным. По мнению ростовщика, имея поместье, можно помогать лучше.

Интересным для читателя образ крестьянина Демка Вышнего, который заблудился в лесу. Этим образом Франко раскрывает судьбу своего народа, что не знает, куда ему идти.

В этом вболіванні за народную судьбу - весь пафос повести «Перекрестные тропы».