Александр Петрович Довженко родился 10 сентября 1894 г. на окраине городка Сосницы Черниговской области над рекой Десной в семье казака-хлебороба. Здесь пережил он «и первые радости, и переживания, и волшебство детских увлечений...» Сведения о детские годы будущего художника содержатся в автобиографической повести «Зачарованная Десна». Все, что рассказывает автор, - чистейшая правда, а не художественный вымысел. Писатель изображает мать и отца, деда и прабабушку, свой дом и огород. И даже невероятно трагическое событие, произошедшее в их семье, когда однажды от какой болезни умерли четыре брата Саши, - то также ужасная, но реальность. Когда отец привел Сашу в школу, учитель, задавая бессмысленные и глупые вопросы, да еще и на чужом языке, пришел к безапелляционному выводу: «Не развитый!»
В 1903-11-х pp. Александр Довженко учился сначала в начальной, а затем в высшей начальной школе м. Сосницы. Автор писал в «Автобиографии» в 1939 г.: «Учеба давалась мне легко. Я был то, что называется теперь отличником; это меня часто смущало. Мне казалось, что учителя сами что-то не совсем понимают и поэтому им кажется, что я отличник».
После окончания Сосницкой школы Александр Довженко, мечты которого «в выборе будущей профессии летали в сфере архитектуры, живописи, мореплавания дальнего плавания, разведения рыб», в 1911 г. поступил в Глуховский учительский институт. Там он учился три года, будучи самым молодым среди студентов, многие из которых «имели уже по тридцать или тридцать два года». Благодаря своим однокурсникам познакомился с украинскими книгами и журналами, которые, по словам Довженко, «издавались в Львове и читались тайком от педагогов как что-то родное, но запрещено». В институте студентам было запрещено даже разговаривать на украинском языке, это учебное заведение заманивал своих стен способную молодежь стипендию в 120 рублей и готовил учителей - «обрусителів» края. Студент Александр Довженко много читал, участвовал в любительских театральных спектаклях, рисовал, организовал украинский этнографический хор, то есть основательно готовил себя к просветительской педагогической деятельности.
За свое обучение в Глуховском учительском институте Довженко, как и каждый выпускник был обязан отработать четыре года на учительской должности. В Житомирском вищепочатковому училище он преподавал физику, естествознание, географию, даже гимнастику, а для одаренных учащихся организовал кружок рисования. В то же время Довженко серьезно думал о своей дальнейшей образовании: «В то время я мечтал стать художником, я рисовал дома и брал частные уроки рисования, мечтая когда-нибудь попасть в Академию искусств хоть вольным слушателем».
После исторических событий 1917 г. Александр Довженко переезжает в Киев, где с головой погружается в водоворот тогдашней бурной жизни. Эти годы для него напряженные и богатые на перипетии: преподавал, учился в Киевском коммерческом институте и Академии искусств, организовывал митинги и демонстрации, работал заведующим Житомирской партшколы, преподавателем школы при штабе дивизии М. Щорса, секретарем губернского отдела народного образования, комиссаром Киевского театра им. Т. Г. Шевченко, служил добровольцем в армии С. Петлюры. Попал в руки чекистов, был подвергнут условному расстрелу и чудом уцелел, был большевиком, из партии его исключили. С 1921 по 1923 год Александр Довженко работал с дипломатической миссией за рубежом: в Варшаве, а затем в Берлине. Уже в это время Александра Довженко надила одна нива - искусство. Но эта нива - безгранична, и на ней Довженко сослались аж три широкие пути - живопись, кино и литература.
Все, кто лично знал О. Довженко, с восторгом вспоминают, каким бесподобным рассказчиком-импровизатором он был. Его артистическими рассказами заслушивались друзья. То была своеобразная проба слова, которое впоследствии ляжет на бумагу и явит миру еще одну грань творческого гения Довженко - публициста, новеллиста, повістяра и драматурга. Как литератор О. Довженко свой первый шаг сделал в кино. Киносценарий «Вася-реформатор» был принят до съемок на Одесской кинофабрике еще тогда, когда Довженко работал в Харькове. Литературным творчеством Довженко начал заниматься в годы войны, хотя еще раньше печатал отрывки из своих сценариев. В то время было невозможно снимать фильмы. Довженко пришел к твердому убеждению, что слово - найтривкіший материал. Кинофильм существует в немногих копиях, которые изнашиваются во время проката, могут быть просто уничтоженными, и тогда от творчества не останется никакого следа. Поэтому вместо кисти и кинокамеры Довженко берет в руки вечное перо. Находясь на фронте в действующей армии, он исписывает страницы своих записных книжек жизненными наблюдениями, замыслами, планами, набросками. Рассказы и новеллы «Ночь перед боем», «Отступник», «Стой, смерть, остановись», «Незабываемое», «На колючей проволоке», «Мать» печатаются в прессе, выходят отдельными книжками, читаются с эстрады, передаются по радио. В это же время Довженко упорно работает над повестью «Украина в огне».
Киноповесть - новый жанр художественной литературы, который возник и развился в XX веке как симбиоз художественной литературы и кино. Так же, как драматические произведения предполагают воплощение на театральной сцене, киноповесть, как правило, легко может быть экранизирована, потому что в ее основе заложено много приемов киноискусства (измельчения действия на короткие эпизоды, лаконичность диалога и авторских объяснений, монтажный характер эпизодов и т.д.). Но и кино взяло много от литературы. Выдающиеся мастера слова еще до рождения кино писали произведения, композиционно выглядят как монтаж кинокадров. Например, стихотворение Т. Г. Шевченко «Садок вишневый коло хаты» - это готовые к съемке кадры фильма. Выдающимся мастером и первооткрывателем жанра киноповести по праву считают Александра Довженко.
Повесть «Украина в огне», творена по горячим следам исторических событий, поражает своим эпическим размахом, неподдельной искренностью и неподкупной правдой. Сосредоточив основное внимание на судьбе семьи Запорожцев, Александр Довженко сумел в ярко художественной форме воссоздать трагизм «невдатної истории» всего украинского народа. Автор рисует апокалиптические картины начала войны, беспорядочное отступление войск и его причины, тупоголовых карьеристов и шкурников, фашистскую оккупацию, вывоз молодежи в немецкое рабство, партизанскую борьбу против оккупантов и, наконец, панорамную батальную картину перелома в ходе войны и освобождения Тополівки. Заключительный аккорд киноповести, где в разоренной врагом родной Тополівці собрались Запорожцы, несмотря на все трагические обстоятельства, проникнутый светлой мыслью, что казацкому роду нет и не будет переводу. Издание повести на русском и украинском языках уже были готовы к печати, когда поступил донос Сталину, которому крайне не понравилось произведение. Но это было только начало грозы, и Довженко чувствовал это. 31 января 1944 г. Довженковій киноповести было посвящено специальное заседание Полїтбюро ЦК, на котором с докладом выступил Сталин. Шла мировая война, до окончания которой еще больше года, а государственные мужи наравне с военной стратегией обсуждают литературное произведение - это был страх перед великой правдой, которую отчаянно осмелился сказать писатель.
Запрет «Украины в огне» потрясла автора. Довженко не терял веры в то, что повесть будет прочитана: «Но я верю, что, не смотря ни на что, не смотря на общественную смерть, «Украина в огне» прочитана, и будет на Украине через вот именно где-то как-то недозгублено не одну сотню людей. Я верю в это, и ничто не собьет меня с этой веры. Я написал рассказ честно, так, как оно есть и как я вижу жизнь и страдания моего народа». В этом произведении Александр Довженко «вступился за народ свой, что несет тяжелые потери на войне. Кому же, как не мне, было сказать слово в защиту, когда такая большая угроза нависла над несчастной моей землей. Украину знает лишь тот, кто был на ней, на ее пожарах сегодня, а не по газетам или салютах вычисляет ее победы, вонзая бумажные флажки в мертвую географическую карту».
Повесть была столь обличительной и страшной для господствующей тогда тоталитарной системы, с большим трудом пробивалась на печатные полосы и в последующие десятилетия, впервые более-менее полно (правда, с купюрами) была опубликована только в 1995 г. Несмотря на запрет киноповести «Украина в огне», на то, что даже уже опубликованы новеллы рассказы было изъято из литературного процесса, а имя автора предан анафеме, Александр Довженко не прекращал своего писательского творчества. Осенью 1945 г. он завершает «Повесть пламенных лет», в которой, желая хоть что-нибудь сказать, пошел на определенный компромисс с системой: «Разве такое писать повесть о смертельную рану народа? Трагедию надо писать, новый Апокалипсис, новое «Дантов ад». й не чернилами в Москве, а кровью и слезами, странствуя по Украине, в убогих домах, под окнами сирот, в пустошах и на пожариші Матери-Вдовицы. И что же поделаешь, когда... «нужна правда возвышенная».
Но даже этой ущемленной и ущербленої правды боялись высшие чины. Это произведение Александру Довженко не позволили ни экранизировать, ни опубликовать. Впервые в печати он появился в 1957 p., по смерти автора. В 1960 г. жена Довженко Юлия Солнцева сняла широкоформатный фильм по этому произведению. Фильм получил мировую славу, а на Каннском фестивале 1961 г. был отмечен премией за лучшую режиссуру.
За создание правдивых повестей Довженко не сослали в Сибирь, но ему запретили выезжать после войны из Москвы до Украины. Это, по сути, означало московский плен, пребывание под недріманним глазом режима. В самом центре Москвы находится фешенебельный и престижный Кутузовский проспект, на котором в послевоенные годы жил В. Довженко. Всемирно известному кинорежиссеру после войны разрешили снять только один фильм и то, конечно, не о выдающегося украинского селекционера-помолога Владимира Симиренко, которого замучили большевистские палачи, а о российского садовода Ивана Мичурина. Не имея возможности в полной мере реализовать себя как киномастер, О. Довженко занимается литературным творчеством, пишет киноповести, пьесы, ведет свой знаменитый «Дневник» с тайной надеждой, что когда все будет опубликовано и «притчей станет».
Писательские дневники - это по-особенному интересный жанр литературы. Они, как правило, вводят читателей в творческую лабораторию художника, объясняют отдельные эпизоды его биографии, рождения и процесс реализации замыслов и т.д. «Дневник» Александра Довженко - не исключение, но имеет свои отличия. Живя и творя в страшную эпоху тоталитарного режима, когда запрещалось свободное правдивое слово, не имея возможности сказать открыто о своих мыслях и переживаниях, Александр Довженко доверял своим записным книжкам сокровенные думы, надеясь, что когда-нибудь они станут достоянием общественности. Со страниц «Дневника» перед нами предстает личность самого автора, гражданина-патриота, который в совершенстве знает историю своего народа, придирчиво всматривается в настоящее и пытается заглянуть в будущее. «Дневник» - страшный документ душевных страданий Довженко, он воспринимается как исповедь художника, оплатил ценой жизни тот жуткий мир, который воспевал вопреки исторической правде, стремясь сохранить при этом свою художественную неповторимость и самобытность.
Как настоящего эрудита, художника с государственным аналитическим мышлением, Довженко волнуют самые разнообразные проблемы бытия украинского народа: история Украины, судьбы удовиних детей, их образование и воспитание, национальное сознание и достоинство, сохранение историко-культурных памятников, родного языка, развитие экономики и защиту природы. Читая «Дневник», мы убеждаемся, как много знал Довженко с того, что для нашего рядового гражданства стало известным лишь после того, как Украина стала независимым государством: о воссоединении Украины в 1939 г. и что из этого вышло, кто уничтожил во время войны святыни древнего Киева, о миллионных жертвах голодомора, о судьбе народного учителя, с которого «сделали бесправного попихача любого председателя колхоза, любого дядю». Глубоко переживая собственное горе и трагедию своего родного народа, А. Довженко не обходит в своих размышлениях и общечеловеческим проблемам. Особенно его волнует будущее мировой цивилизации в связи с появлением и первым применением атомного оружия. После бомбардировки японских городов Нагасаки и Хиросима писатель записывает в своем «Дневнике»: «Что есть атомная бомба? - спрашивают сегодня тысячи людей. Сколько несчастья принесет она? Сколько бед причинит?.. Какие страшные возможности индивидуального террора может нести в себе отсей недобрый изобретение». Оперируя конкретными фактами, Александр Довженко глубоко анализирует их, делает обобщения и приходит к выводам.
В годы войны Довженко открывается страшная реальность геополи-тического положения Украины. Судьба художника и судьба его родной страны туго сплетаются в один узел. Автор пишет в «Дневнике»: «Свет мой убогий! Покажи мне, где на тебе пролилось столько крови, как у нас на Украине! Нет другой Украины. Нет». Писатель очищается в горниле собственных страданий, через страдания народа, кровавые сражения, личные потери. Довженко становится самим собой - его биография сливается с его творчеством: «Я решил как-то тоже воевать... Я собираю народные слезы и народный гнев, чтобы он остался в литературе на долгие времена будущим поколениям». Довженко желает творить, жить одной жизнью с Украиной.
Украинская культура богата на таланты. Однако далеко не все они смогли реализоваться: одни вынуждены были отказаться от себя, деградировали, другие - эмигрировали, либо были репрессированы - это общеизвестные факты. Александр Довженко - единственный, кто при таких условиях на самом деле стал художником мирового масштаба, имя которого входит во все энциклопедии, антологии мирового киноискусства - прожил нетипичное творческую жизнь. Например, он был вынужден под давлением «аргументов» ЧК отказаться от себя, петлюровские вояки, от своих политических убеждений. Его заставляли создавать антиисторические произведения. Это для Довженко было и просто, и одновременно сложно.
Почему просто? Потому что Довженко создал собственную поэтику кино, что дало ему возможность почти в каждом фильме через поэтические тропы, метафорическое язык кино прививать украинскому зрителю национальное мироощущение. Ему удалось благодаря новой кіномові развернуть перед всем миром панораму национальной истории, культуры, духовности. Это было открытие Украины и ее чувство тревожного самосознания в стране национальной культуры. Кино Александра Довженко - прорыв в мировое культурное пространство.
Почему сложно? Коммунистическая пропаганда имела два неоспоримых действующие рычаги влияния - террор («Если враг не капитулирует - его уничтожают») и коллективное воспитание («Один за всех и все за одного»). И плохо было тому, кто не сдавался на милость победителя и противопоставлял ничтожное «я» железобетонной единства коллектива. Сотни миллионов простых людей - «колесиков» - прятались в системе единой государственной трансмиссии. Довженко был таким большим художником, не мог спрятаться, даже когда хотел. Его заставляли снимать антиисторические фильмы, приучали к существованию в стране кривых зеркал, и он вынужден был раз засвидетельствовать свою лояльность к тоталитарному режиму, к Сталину лично, и в то же время всеми возможными и невозможными средствами защищал свой язык, культуру от социально ангажированных дикарей, доносчиков, фарисеев. Довженко писал вполне ложные «Автобиографии», каждый раз меняя факты своего становления, замалчивая факты собственной трагедии - плен в ЧК, первые шаги службы в совдеповских учреждениях, особенности дипломатической карьеры в Польше, Германии. Политическая графика художника Довженко того же самого времени полна полного плена и принуждения. В то же время он писал «Ежедневник», который сохранился только частично.
Но на гребне своего наивысшего творческого взлета Довженко подвергается разгрому: 31 января 1944 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) оказывается, что он «кулацкий підспівувач», «откровенный националист», а его «Украина в огне» - платформа «узкого, ограниченного украинского национализма, враждебного ленінізмові, враждебной политике нашей партии и интересам украинского и всего советского народа». Довженко не расстреляли, удар он перенес, не теряя достоинства. Почти до конца жизни художник был лишен права вернуться в родной страны, права свободно творить. От этого партийного удара Довженко не смог встать, душевно выздороветь вплоть до смерти. Более того, он стал в полном смысле пленным - возврата назад не было. Довженко твердо знал, что надо быть крайне осторожным: самые страшные гонения могут постигнуть творца, который искренне любит край своего детства.
От пережитых потрясений войны Довженко, как и положено настоящему художнику, погружается в творчество. Его душа и воображение несутся к предковічної земле, к истокам его рода, семейного гнезда и памяти детства: «Боже мой, сколько же прекрасного и дорогого было в моей жизни, что никогда-никогда уже не вернется! Сколько красоты на Десне, на сенокосе и везде - всюду, куда только не глянет мое душевное око...» «Дневник», «Украина в огне» и «Зачарованная Десна» создавались одновременно. Именно они наравне с рассказами военной поры является самым ценным наследием писателя.
Повесть «Зачарованная Десна» стала классикой мировой культуры, должна бы стать настольной книгой каждого украинца, поскольку это целостная школа воспитания украинского человека, наука о душе, наука любви к Родине. Киноповесть «Зачарованная Десна» писалась «в стол», не для издательства - для ближайшего круга друзей. После всех провалов, драм, трагедий, после взлета, страха и обязательного для гения падение дорога Довженко непременно должна вернуть его в детство, в чьи бесхитростные воспоминания он погружался в течение многих лет.
Река детства Александра Петровича Довженко не волшебная, а зачарована. ее очаровал сам автор, который безгранично любил родной край, его людей и природу. Очаровал так, что вот уже полвека она очаровывает читателей многих стран мира и чаруватиме будущие поколения. Вся повесть проникнута необыкновенной добротой, человечностью, христианской сердечностью, искренностью и задушевностью. Виденное и прочувствованное малым Сашей, который только начинает познавать окружающий мир, чередуется с философскими размышлениями опытного художника-патриота. Для маленького Саши родные люди являются святыми. Он даже воспринимает их как образы святых: «У нас был дед очень похож на Бога», «Образ святого Николая также был похож на деда», «Святой Федосій больше походил на отца».
Писатель создал апологию родного края - Земли Обетованной. Он подал собственную версию Библии, где в народных понятиях твердь, космос и хаос изобретали сложное, но гармоничное решение через воображение мальчика, который в зрелом возрасте вспоминал детство как рай. В том раю все было для счастья, кроме... самого счастья. Счастье в Украине - вечный недород. Однако волна воспоминаний убеждала, что жить в таком крае, видеть его заветную красоту и является счастливой миссией человека, которая родилась на свет, чтобы постичь и передать потомкам ту красоту.
«Извечная моя пленница» - Украина, что так трагически воспринималась Довженко во время войны, в «Зачарованной Десне» встает образу библейской первичности. А речь идет все про тот самый край. То, что в «Украине в огне» находило себя как историко-философские констатации, в «Зачарованной Десне» звучало всеобъемлющим гимном природе, укладу жизни предков и древним народным обычаям, традициям. Высокая философия «сродности души» с миром буколічного постижения, Богом созданного, проникает в поры каждого человека, которая способна заново увидеть, заново встретиться со своей землей, которую мы разучились узнавать. Взгляд с высоты, взгляд из вечности придал новое значение скудным понятиям, были устоявшиеся во времена написания произведения. Под этим обзором, сквозь опыт собственных блужданий по проселочным дорогам и надежд, искренних надежд и задержанных комплексов, честолюбивых мечтаний, сквозь правдивые страдания и ясное осознание трагедии Украины гибнет в пламени военного лихолетья, сквозь пустыню духовной пустоты, в которой постоянно находился Довженко, он нес свой крест с единственной целью, единственной надеждой помочь украинскому народу обрести духовную опору в собственных силах.
Довженко очень хотел вернуться на родную Украину. Вот крик души, который распространялся только в самиздате: «хочу Возвращаться на Украину. Президіє! Помоги мне жильем: давно когда его отобраны в меня. Большой квартиры мне не надо. Только мне надо, чтобы с одного хотя бы окна было видно далеко. Чтобы мог я видеть Днепр и Десну где-то под горизонтом и родные черниговские земли, что так настойчиво ночам начали маритись мне». Это было написано Довженко 10 октября 1956 p., когда гениальному художнику оставалось находиться в плену сорок пять дней, далее - освобождение, свобода, смерть.
Александра Довженко захватывает, что русский человек не змаліла, а выросла в неописуемых трагедиях террора тридцатых годов и войны сороковых годов: «Вырос народ умственно, политически, морально, особенно после войны и, конечно, за войну так, как ни один народ в мире». И прямо в ответ на тогдашнюю активную пропаганду расового и культурного превосходства русского народа Довженко, далек от шовинизма, пишет: «Мы первый народ в мире, первый, и лучше, и достойнее».
Жизнь и творчество Александра Довженко - это сюжет Шекспірової трагедии, когда герой был вынужден пойти против своих убеждений, идеалов, против своего народа, кровной частью которого всегда себя чувствовал. Он создал мир образов, поразившие специалистов всех континентов в первой половине XX в. В конце XX в. стало возможным узнать о скрытом жизнеописание Довженко и «освободить его из плена».
Довженко не суждено быть в творчестве целостной, внутренне свободным человеком. Сама эпоха не позволяла этого. Поэтому оставался дневник, где он мог размышлять, страдать, плакать, молиться, чтобы не сойти с ума. Автор слишком хорошо знал: искусно воспроизвести, изобразить подобное мироощущение, выявить оппозиционный относительно государственных стереотипов интеллектуальный уровень означало войти в роковой конфликт с тиранией.
Большим художникам свойственно государственное мышление, масштабное, как и способность воспринимать и осмысливать свое время сразу, в конкретный момент жизни, а не с далекого расстояния, когда оно становится историей. Более того, Довженко открывалось и то, чему свидетелями мы становимся сегодня. Об этом также можно узнать со страниц книг знаменитого художника и мыслителя, создателя «Дневника». Александр Довженко принадлежит к тому ряду создателей, день рождения которых следовало бы отмечать ежегодно и на всенародном уровне.