|
Державин В.
Чем меньше слов, тем легче высказаться.
"Равновесие"
Если бы поэтический гений определялся (как это многие думают) индивидуальной неповторимостью стиля, отсутствием наследуемых литературных или песенных образцов и предшественников - лирика Є.Плужника бесспорно составляла бы наивысшее художественное достижение в целом украинском писательстве. Ибо не в одной только украинской, но и в мировой литературе вряд ли найдется непринужденнее, свободнее от всех видов риторики и "літературщини" высказывания найбезпосередніших i универсальных чувств - разочарования, усталости, скуки:
Четвертый день горячий суховей звонит песком в помутневшие стекла, - скучай! Скучай... И уже в моей руке перегорнуть страницу труд будто...
Из угла в угол слоняюсь все дни, и весь такой растерянный и чуткий...
("Ранняя осень")
Вот и все, что дня тебе оставили: усталость, морщины и старые письма. Ах, досвіде, розраднику немилый, даже запоздавший - всегда досрочный ты! ("Равновесие")
Одиночество, мелянхолія i резиґнація издавна присущи мислездатній человеку и неотделимы от самосознательного размышления, а до этического содержания стихотворных медитаций и сентенций Плужникових можно было бы привести неограниченное количество параллель с самых известных европейских моралистов i аферистов. Однако это вещь лишняя, потому что, во-первых, малоправдоподібно, чтобы Є.Плужник черпал главные мотивы своего творчества из любых литературных источников, а не из повседневного опыта собственного сознания, а во-вторых (и это главное), артистическая форма стихотворного афоризма, его художественная ценность все равно остается созданная самим поэтом совсем беспрецедентно, и ни от кого не зависимо. Это - небывалая еще в нашем писательстве иллюзия абсолютной природности:
И так приятно снова развернуть, пурнувши весь в сигаретный дым, какой-то роман, давно позабытая, и не читать, мечтать над ним!
("Ранняя осень")
Поэтическое искусство Є.Плужника - это естественность актера, что играет на кону не литературную какую-то "действующее лицо", а себя самого. Это вне, настолько натуральная, что она уже почти не вне: однако целый шарм интимной поэзии сосредоточено в том "почти", в той воздушном i невловній эмоциональной интонации, что она превращает абстрактный и вполне рациональный (пусть остроумный) афоризм на индивидуальное и действительно неповторимое переживание:
Четкие линии и краски поспокойнее, - благословляется на осень, на дожди... Где-то журавли в похолоділій тишине: - Живей! Живей!
Спешат к Индии озер северных дети, брошенных на чужбине осадок... Но скука какая, - вперед лететь,
чтобы вернуться обратно!
("Ранняя осень")
Это высокое и сложное искусство артистического оперирование одними лишь интонациями слов и нюансами образов называется в литературе - за дельным аналогии изобразительных искусств - импрессионизмом. В импрессионизме поэтический образ не есть ни имманентным данному произведению, ни трансцендентным ему; ибо он сам из себя такой семантическое субтильный, в такой степени построен на самих оттенках эмоций и присмаках восприятий, что нельзя объективно определить, значения его является имманентно присущим поэтике произведения, а требует для своего адекватного раскрытия обращение к позаестетичних факторов мировоззрения авторового:
Молчи! Я знаю. За всеми словами - холодный смерк, опустошенные сады... Это наша страсть стала между нами, нас разводя назавсіди.
Шалій, шалій, от отчаяния опьяненный... Что отчаяние то? Вещь бесполезная и пустая!
Как поздно мы сердца свои остановили! Как разъединили рано мы уста!
О друг мой! Последние трачу силы, в стране той воображаемой живя. Где образ твой, утрачен и милый, где голос твой?.. Молчи! молчи! молчи!
("Равновесие")
Полностью раскрывается из контекста этого стиха значінньова сторона антитезы:
Как поздно мы сердца свои остановили! Как разъединили рано мы уста!
Или, может, она раскрывается с образного контекста целого сборника "Равновесие"? В частности, связана ли она семантически с наружно будто подобной антитезой в "посвящении" авторовій:
Потомки нелицеприятные простят мне и ошибки, и сомнения, i поздний печаль, и радость преждевременную...
("Равновесие")
Эти вопросы не предоставляются к однозначному решению, ибо поэтический образ в первой из приведенных двух антитез (а вторая из них является позаобразна) построен именно так, чтобы граница его имманентного и трансцендентного значения осталась принципиально неверной из-за крайне изящный, сказать бы, інфінітезимальний характер его семантической специфики. О сложность и трудность этого основанного на інфінітезимальному характере эстетической образности стиля свидетельствует тот факт, что и Є.Плужник - далеко выдающийся мастер импрессионистической поэзии 20-го века - не сразу овладел его видимую "естественность" и "непосредственность". Первый сборник лирики Плужникової - "Дни" (1926) - находилась еще в значительной мере под властью претенсійної и сентиментальной мельодеклямації, культивируемой тех лет Д.Фальківським, а позже - О.Влизьком:
Поем, посплю... Счастливый как будто. Раздобыл себе штаны новые! Только глаза так, словно у рыбы, и на в'язах мулько голове.
Дотягнусь, пурну, и будет тихо! Мудрецы! Через веще сердце, будто тряпку в чужой невимитій руке?
("Дни")
В "Днях" органическое тяготение поетове к рафинированно-приглушенного импрессионизма раз перекрещивается эстетическое меншевартісними посягательствами на внешнюю ефектовність:
Что я могу о себе сказать еще?
- Быть искренним - не всем суметь! - Разве то, что под серым вечерним дождем где-то на углу бы выть и выть.
Так, как воет на луну голодный волк, сильный предок собаки! Не замолчал, не замолчал, не замолчал голос воспоминаний всяких!
("Дни", поэма "Галилей")
Те квазіекспресіоністичні тенденции заступает во втором сборнике стихов - "Ранняя осень" (1927) - заметный стилистический влияние неоклясиків, в частности м. рыльского. Это сказывается на плястичній строении отдельного изолированного образа, на ритмичное синтактичній гармонии отдельной закругленной строфы -
Над морем высоко, на незыблемой скале, квит волшебный на мертвом стебле, горит огонь, - чтобы в морской пустыне находили дорогу корабли.
("Ранняя осень")
Иногда и целый стих разворачивается на основе выражении клясицистичного уосібнення:
Падает с деревьев пожелтевшие листья, день уже в обеды догорел, - говорят, что ночью на пригород осень приблукала с хуторов.
В центре она будет завтра утром, медленно вступая туда... Что же! приходи, задумчивая селянко, -
я тебя увидеть рад.
("Ранняя осень")
Но ведь это только внешние аксессуары лирики Плужникової, слабо связанные с ее творческой сущности; а эта последняя заключается в таком крайнем приближении к разговорной прозы, чтобы только вторичная какая-то, тонкая и изысканная черта отделяет поэзию от прозы, однако отделяла так поразительно и индивидуально, с таким непритворным тоном сугубо личной дикции (в основном в форме епіграматичного "пуанту" в конце), что целый стих кажется, по закону контраста, тем поетичнішим, что более прозаичной есть большая часть изложения, и тем персональнішим, что более привычным, то есть - поставим точки над i - что банальнее есть общий фон мысли:
Косивши дядя на опушке рожь, в желтый череп косу зазубив... Кого и за что здесь было забито, кто и для кого возраст свой потерял, ему безразлично... Здесь, на месте боя, такое дородные рожь и густое; а что на навоз кто-то жертвовал собой, -
пустое... Косарь схиливсь на дорогой вещью - косой серебряной, что череп пощербив, i, череп тот отбросив ногой - Разбросало вас! - проговорил.
("Ранняя осень")
За фон мысли везде правит в Є.Плужника пессимистически окрашенный скептицизм - ничем другим не примечателен, кроме того рафинированного искусства, которое придает ему безоговорочно искренней личной тональности. Разве есть что-то упертіше по мнению о зависимости настроения от состояния здоровья? Но, наверное, никто еще не довел того трюїзму до такого предельно индивидуального выражения:
Окно в сад, поэтому благоухание зелени сдабривают мне пригірклість лекарств... Скажи, недуго, где ты сил взяла маленькие радости раздуть в большие?
Закрывает ли твой упрямый жар одну из химер прехитрої натуры, -
i полнота жизни лишь общий дар фармакопеи i температуры?
("Равновесие")
Российские литературоведы-формалисты (Б.Ейхенбаум, В.Шкловський, Ю.Тинянов) отчасти ошибались, отстаивая тезис о так называемый писательский мировоззрение как явление стиля: мировоззрение писателя далеко чаще и глубже определяется не литературным стилем, а литературным жанром. Так и в Є.Плужника пессимистическая оценка той пошлой рутины, что ее почему-то именуют "реальной действительностью", и вместе с тем скептическое отношение ко всякой мечты как таковой - вытекает не столько из импрессионизма в целом, сколько с афористично-сентенційного лирического жанра, что принципиально не связующим с притворной или и простодушной наивностью оптимистичных світосприймань. Поэзия интеллектуальной игры на оттенках эмоций не терпит простакуватости, не терпит романтических и неоромантичних иллюзий; ибо малейшая уступка в этом направлении лишила бы дикцию Плужникову ее абсолютной щирости и цілости. Однако отречение иллюзий не является поворотом к так называемой реальности, - хоть оно именно так, через стилизованную сдержанность изложения, иногда и кажется:
Пусть чужбина кому впитывает глаза, пусть о ней даже мечтает кто-то (к перемене мест такие желающие все те, кому в жизни не повелось), -
для меня же достаточно - видимо, до загиба - нескольких губерень или округ теперь,
что на земле составляют Украину - УССР.
Потому что мне и слава шумная о все чудеса за тридевять морей, когда я до сих пор и малого чуда - < земли своей еще не понял?
("Ранняя осень")
Ведь это действительно небольшое утешение, ибо "малое" чудо никак не легче понять, чем большое, и совсем еще неопределенная вещь - предоставляется ли что-то до подлинного понимания, а радости с того понимания и подавно не предвидится:
Мудрость мудрых... За грех тщетность всю ее должен знать? О, проклятая привычка руки страницу перелистывать!
("Ранняя осень")
В чем же выход? В покое решительностью - и кое в чем еще:
Предчувствием покоя и скуки
меня волнует мертвое листья судьбы... Время войти в надежные берега мыслям и мечтам... Как голые дубравы глазам відслонять даль немую и солнце льется скупо и нечасто, поступает спокойствие, дано-потому что ему во владение неделимое время то,
что зовется осень... Сны i потребляй то, что приобрело лето. Сны i вспоминай... И, как воображение у тебя еще живая, умей в скуке находить утешение.
("Ранняя осень")
Итак - искусство как утешение, а в частности - как составление стихов на відвічну тему о бесполезности виршоскладання. Правда, нигде еще эта тема не трактовалась так виртуозно:
Смотрю на все спокойными глазами (давно спокоен быть я хотел) - и уже не радует изысканная рифма, а боль ее искать - и подавно!
Когда дошел заранній боль расплаты - понял всю непобедимость дней -
или нуждаешься время твое тратить на лад окончаний, суффиксов и пней?
Нет, на уста улыбкой горькой лягались молчание мудрого печать... Дар ваш нелегкий, досвіде и покоя, дар понимать, знать и молчат!
("Ранняя осень")
Прочитав это когда - то по ранней молодости моей - впервые, я немного испугался: а что, как поэт и действительно замолчит? Несколько позже я понял, что тема о мудрое молчание - прекрасная и благородная тема и что великий поэт способен варьировать ее с неиссякаемым i непревзойденным сарказмом:
Какая скука мережити строки... Зря, что жар мыслей в них разлит! Поэтов дар (как все дары, горький) - Всю нецелесообразность стихов понимать.
Возьмись огнем - и вдруг прохолонь, Засхни чернилами на каком-то стихи...
Чудной огонь! - Чтобы не сказать хуже...
("Ранняя осень")
Между тем в консеквентному импрессионизме Плужниковому не всякая тема превращается в рефлексию авторового отношение к той теме, то есть на тему художественного творчества:
Гладкого Панчо (прошу вас, не Панча!) костлявого тень, видимая и ночью, он ошибся тяжело, дон с Ламанча, воображаемое за реальность принимая;
но доказал, увы, на собственной шкуре, из множества возможных истин ту,
что ошибки - хотя бы в литературе - прекраснее любой правоту!
("Равновесие")
А смысл художественного творчества - это и есть та найглибинніша реальность, что подпадает под радикальный скепсис авторов:
Однообразно и конечно кончалось лето. Рад, не рад - что это меняет? Встречай-ка переходовий ноябрь.
И потихоньку начинай про весну какую-то віршову канітіль, может, такую же неінтересну, не стоит времени и усилий,
как и закончено намедни пустое лето... Рад, не рад - на весенний лад строит лиру предзимний ноябрь...
("Равновесие")
Вывод: художественное творчество, может, и лишена сенсу. и, во всяком случае, не лишена наслаждения (так же утешение!), i наслаждение эта искренняя и чистая, вполне свободная всех иллюзий и идеологий, и ни от кого не зависима. Так последовательная переоценка ценностей под углом зрения индивидуальной щирости закономерно приводит к чистого эстетизма, к признанию автономной i самовистачальної стоимость искусства:
Их становится меньше - я знаю только двух - любителей, кому интересно и до сих пор, чем и когда уславивсь Архилох, кого Алкей прославил на Лесбосе...
Такие наивные, утешительные чудаки, арбитры метра и эллинского таланта, - для них поэзия только там, где уже века в
клясичній форме не оставили содержания!
И сам поэт - даром что молодой - укором злым не задену никого: в поэзии разве изредка какого содержания набіжиш малого.
("Ранняя осень")
Это очень скромно и непретенсійно сформулирована отмена известной, однако немного кому понятной концепции искусства для искусства - поэт ни в коей мере не претендует на то, чтобы его читали и почитали:
Критики, обучая поэта, охотно твердят о том, как писать должен он, чтобы Лета лет пять лучей золотое на гробу у него не смывала...
("Ранняя осень")
Это его, как артистическую индивидуальность, вообще не волнует и волновать не должно; как сказал когда-то знаменитый Монтень:
"Мне не надо многочисленных читателей; мне достаточно нескольких; мне достаточно одного; мне даже достаточно ни одного". Ведь чистое искусство - только то, что художник творит для себя, никакого читателя или зрителя за собой самим не узгляднюючи. Иначе-в чем его искренность?
А впрочем, сам поэт вовсе не уполномочен судить о том, как и кем художественное произведение воспринимается. То произведение - не то, что должно предстать по его собственному замыслу:
Напишешь, рвешь... и пишешь снова! И опять не так... и опять не то...
Пока слов заплесневелую солому усталость из памяти сметет!
И задрожат в уголках губ... А истина такая скучная: все слова собери, мой дорогой, - души не вичерпать до дна!
Пусть нервы возбужденно, пусть скован
ты все вдохновение холодком, - умей спокойно зевнуть над недокінченим строкой.
("Ранняя осень")
И это очень хорошо, что оно так есть - что выражение не равно замыслу авторовому, иначе не стоит было бы высказываться:
Что выскажешь? Чужой головы о человеческом сердце домыслы готовы? Сумм мировой в масштабе уездным?
("Равновесие")
Нет, наколи произведение действительно содержит ту непостижимую эссенцию артизму - он везде и при всех обстоятельствах сам достойно будет говорить с достойной его чар эстетического сознания - словно тот примитивный амулет, в Вест-Индии неким конкистадором полученном:
По давности какой-то неведомый дикарь, жрец и охотник, воин и поэт, когда сделал себе из копытца лани от чар ночных надежный амулет.
А то еспанець, взяв в карман изнемог наследие веры дикаря,
или полагал, что в нем первобытный гений на все века грядущие залуна?
Что уже внук его в Кастильи родной, забыв славу славлених событий, не раз забудет и государственные нищета, в тот амулет утопив свой взгляд...
А дальше пройдет тот дикарский произведение: десятки рук, кильки стран и городов, - такой содержательный в резьбе незамысловатой, такой бессмертный, как и творческий талант!
("Ранняя осень")
Итак, по окончательным коптом, под взглядом вечности весит не творчество и не творец вовсе, а сам только произведение как объективная и конкретная, а вместе с тем иррациональная красота, сочетающая в себе бытие идеальное и реальное:
Проходят дни... Проходят года... Время i горами двига! I сумм не такой, и радость не та... И только неизменная книга.
("Равновесие")
Соотношение между творением и творцом может быть только соотношением трагической иронии:
День отшумел. Померкли вдали гор снежных бледно-розовые перса... Базар безлюдіє. Пора и мне с лавочки затхлой старого перса, от очарования этих побляклих ковров... Что, когда бы я или другой кто сумел i простоты, i пишности такой
в строках своих стихотворных достичь? - Много бы ты чудес тогда... натворил!
("Равновесие")
Именно "Равновесие" - третий и последний сборник стихов Есть. Плужника (датировано 1933-1934 годом, однако опубликовано лишь в 1943 г. в 4-м томе "Украинского Посева") - ближе всего подступает к художественного восприятия метафизической равновесия - то есть фундаментального единства пространства и сознания, тела и души:
Камня один придел - лежать! Ветровые один закон - лети! Только я поставлен спрашивать как не цели, то хотя бы цели...
И хоть как - в лица своего поте - взвешу меру явлений и событий, - камень тот будет лежать и потом,
ветер то полетит и тогда.
("Равновесие")
Принципиальную независимость искусства - на самых высоких его высотах - от жизни и социального окружения Є.Плужник словно нарочно подтвердил личной и литературной биографией своей, что с поэтическим его творчеством связана разве что негативно, то есть в пляні життьової иронии. Никакого отношения к геніяльної лирики не имеет ни крестьянское происхождение с Богучарського уезда на Вороніжчині (год рождения - 1898), ни закончена гимназия в Бобровые, ни незаконченный Киевский ветеринарно-зоотехнический институт, ни сестер на Полтавщине. Не слишком больше весит и принадлежность к литературных организаций - к "Звена" 1924-1926 гг. и до посталого из нее "Марса" ("Мастерская революционного слова", 1926-1928) - поэт держался в основном, видимо, потому, что там ему меньше мешали творить, чем это было бы где-нибудь. Ведь никогда Є.Плужник не чувствовал себя - противоположно других членов "Звена" и "Марса" - выдвиженцем так называемой соцїяльної революции, и не знать, чем бы он той революции симпатизировать имел. Правда, нетрудно связать с литературной деятельностью Б.Антоненка-Давидовича, в. Пидмогильного, г. косынки и других белетристичну прозу Плужникову - повесть "Болезнь", несколько прозаических драм и даже еще не напечатанную стихотворную драму начала 30 лет (условное название - "Вредители"); однако связать эти беллетристические и напівагітаційні произведения Є.Плужника с его же лирикой - представилось бы разве что чисто механически, в порядке внешней биографии писательскую; художественного связи между ними нет, как нет и самого искусства в Плужниковой беллетристике, а является лишь умеренно умелое и культурное выполнения пресловутого "социального заказ" (правда, с дискретными оговорками в плоскости национального вопроса). Это - квалифицированная белетристична продукция второго сорта, обусловлена, собственно говоря, тяжелым матеріяльним положением письменниковим (Є.Плужник, вне всем остальным, тяжело болел туберкулезом в течение всей своей литературной деятельности) i приличная той мере, в какой это вообще возможно для повістяра и драматурга, который обязательно должен демонстрировать свою принадлежность к "общественной плятформи", однако бесперспективно ремесленная i замыслу и технике исполнения. На сегодня она имеет лишь исторически-документальный интерес, да и никогда, по правде говоря, не могла претендовать на какой-то другой.
Было ли то внешнее приема местной "общественной плятформи" (хотя бы в рамках нэпа) в какой-то степени истинным? Оно могло ли так отвечать временным настроениям писателя; но сути своей творчество Плужникова найконсеквентніше соблюдает той линии, что ее за 20 лет злонавмисне определяли как "внутреннюю эмиграцию". Она не противопоставит себя этому "соціялістичній действительности", потому и не требует того; она-потому способна подряд игнорировать ее (а это и составляет самую достойную реакцию на безобразия революционной ментальности i):
Нет сомнения: мне все скучнее в обществе друзей-юношей; их остроты могли бы звучать тише и даже темы быть не такие...
("Ранняя осень")
Читаю Синклера и хожу на Биржу Труда. А вырос мечтателем среди рощ на Псле...
И от прошлого только школьный Гораций, а о будущем - несколько тысяч слов. Когда решусь - закрою сердце и уши! Цель одинакова - или эта, или та...
("Дни")
Конечно же, радикальный скепсис Є.Плужника предоставлял ему полного иммунитета против какой угодно демагогии и пропаганды - в том числе и "социалистической":
Туман стеной. Порой загудит яростней ветер, смоет лошадям гривы, - тогда кольцо наметится рыжие там, где пурнуло солнце в мрак седой...
И опять моросит. Тяжелеет зипун, в сон склоняет голову капюшон... И кони под горку не идут никак, -
такая тяжелая, такая вязкая дорога!
Такое безлюдье! Сколько не гукай, - лишь под ногами стонет мокрая глина... А что, как действительно вся она такая - влюблена в электричество страна?
("Ранняя осень")
Острее реагировать на соціялізовану действительность было, по цензурным причинам, нецелесообразно, да и вряд ли это поэта серьезно интересовало; ведь единственная реальная жизненная действительность это - реальное страдание реальной, то есть одинокой, сознания человеческого, а остальные - лишь "слов цвела мякина", пустые и проблематичные этикетки:
Какой-то старичок скучный напишет: война и рабочее движение... О, тише! - Боль не утихла!
("Дни")
Ни одна тюрьма народов не импонирует сознания, что сквозит ілюзійність движения и пространства и сами "стороны" мира воспринимает как стенки тюремной камеры:
Под ветром сгибая линии простые, повис неподвижный за окнами дождь... Комната... который неограниченный простор! Квадраты паркета - либо еще площадей?..
Вглядись в эту сумрак, вокруг разлитую; воображение, как брови, вместе взыщи, -
четыре края неизвестного мира - это только четыре стены комнаты.
Поэтому странствиям души не давайсь на растерзание! - i экономь время, и движение эконом! ... Понемногу зарождается дождь за окном...
("Равновесие")
Это не какой-то временной конъюнктурой вызван, а вполне органичный и, в конце концов, естественный для великого поэта - котором говорится о наивысшем - аполітизм в искусстве не мешал Є.Плужникові лично чувствовать себя и действительно быть достойным сыном украинского народа, верным его национально-государственной идеи. Партийные и попутницькі литературные сферы везде чувствовали его поэзию и саму его личность как наглядно инородное тело в "соціялістичному" писательстве; и не удивительно, что в эпоху тотального уничтожения украинских культурных сил Є.Плужник не попал в число исключений, которых надеялись вскоре превратить угрозами или подкупом на послушные рупоры соответствующей агитации, а стал жертвой очередной гекатомби: арестован в 1934 г. вместе с В.Підмогильним, В.Поліщуком и многочисленными другими украинскими писателями, он потерпел в марте 1935 г. смертного приговора, замененного на десятилетнюю ссылку в каторжного труда, i, следствием той милости, умер на Соловках 2 февраля 1936 г. от чахотки. Юридические основания приговора были сплошным надругательством из всякой истины и правдоподобности, но сути речь шла не о них, а о действительно несомненную несовместимость лирики Плужникової с каким угодно тоталитаризмом.
Нет сомнения, что и среди нашей национальной эмиграции немало кто считает пессимизм и скептицизм Плужников за явление идеологически вредное и нежелательное. Один из самых известных наших поэтов сказал как-то, что несмотря на всю свою глубокое уважение к художественного совершенства Є.Плужника он, видимо, запретил бы юношеству читать его поэзию. Я тоже охотно запретил бы, потому что уверен, что юношество в таком случае читать ее три раза больше. Есть в лирике Плужниковой непревзойденное благородство идеализма, что уже само по себе имеет высокое воспитательное значения:
Не слыша, ты перебирала пожелтевшие клавиши, задуманная и тревожная; казалось, гукни тебе, - Лети! - И вернуть уже нельзя!
И по тому, как вздрагивала рука, как иногда стеналась вся ты, я понял, что сколько не гукай -
ты разучилась летать!
("Равновесие")
Кому действительно ничего не говорит в моральной плоскости ни идеалистическое мировосприятие, ни сама уже безупречность артистического стиля, пусть вспомнит по крайней мере о той "спокойную искренность" поетову:
Суди меня судом твоим строгим, современнику. - Потомки нелицеприятные простят мне и ошибки, и сомнения, i поздний сумм, i преждевременную радость, - им будет говорить моя спокойная искренность.
("Равновесие")
Эта безпретенсійна героическая искренность мысли за лучшую противотруту - прежде всего именно для молодежи - против искусственных эксцессов силуваного волюнтаризма, против корчійного и гістеричного поезда до "оптимистического мировоззрения" огромной цене, а прежде всего ценой собственной щирости. За нашей больной на всякую коллективность и коллективизацию суток поэзия Є.Плужника составляет героический образец несгибаемой личности:
Цветут мысли, а на слова скупее... Я знаю сам, - роста. Меняю лист. А там пусть, кому не лень, пишет, что вот, мол, заядлый пессимист... Я же чувствую так, скажу - потому что должен! - Хоть что-то свое, не сказанное никем;
когда строкам каким-то сверять душу, - только таким!
("Ранняя осень")
Правда, всякий пессимизм неизбежно вызывает подозрение ; затаєного недоброхітства, ведь для человека, увы, более чем натурально держаться той стороны, в которой она предполагает больше шансов на успех; однако силой тех самых оснований единый лишь пессимизм окончательно скрепляет репутацию полнейшей непідкупности. Следовательно, не спрашивать имеем - много украинской нации пользы из пессимистической поэзии Плужникової? - а говорить: как много ей чести с той поэзии! Ибо честь нации - это искренность ее художественного гения.
В конце концов, сложный вопрос о принципиальной ответственности или безответственности писателя за эвентуальные, этически негативные последствия его высказываний - уже в "Лягушках" Аристофанових дискутируется и, наверное, не за нас до окончательного решения предоставится. Сам поэт соблюдал относительно этого весьма своеобразной позиции, как свидетельствует его интересная притча о премудрого Зороаба:
Он был мудрец всем мудрецам на чудо, учил-потому что счастье и учить умел, - кто в ту науку прибегнуть насмів, поэтому велось произвольно и счастливо.
И раз, когда, устав терпеть убытки излишне, он покоился где-то с учениками в группе, -
сквозь сон услышал, как, не поснувши, те вели себе разговор искреннюю
о том, то, наверное, он счастлив, когда учит счастью, - не зря от слов его щасливіє толпа, языков воды Гангові повнішають от ливня!
Тогда, зидхнувши, он сказал: дураки вы! Где же вы видели таких учителей, какие бы того учили, что для них известно хорошо?
("Ранняя осень")
|
|
|