Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ПЛУЖНИК ЕВГЕНИЙ
Лирика Евгения Плужника

Державин В.

Чем меньше слов, тем легче высказаться.

"Равновесие"

Если бы поэтический гений определялся (как это многие думают) индивидуальной неповторимостью стиля, отсутствием наследуемых литературных или песенных образцов и предшественников - лирика Є.Плужника бесспорно составляла бы наивысшее художественное достижение в целом украинском писательстве. Ибо не в одной только украинской, но и в мировой литературе вряд ли найдется непринужденнее, свободнее от всех видов риторики и "літературщини" высказывания найбезпосередніших i универсальных чувств - разочарования, усталости, скуки:

Четвертый день горячий суховей
звонит песком в помутневшие стекла, -
скучай! Скучай... И уже в моей руке
перегорнуть страницу труд будто...

Из угла в угол слоняюсь все дни,
и весь такой растерянный и чуткий...

("Ранняя осень")

Вот и все, что дня тебе оставили: усталость, морщины и старые письма. Ах, досвіде, розраднику немилый, даже запоздавший - всегда досрочный ты! ("Равновесие")

Одиночество, мелянхолія i резиґнація издавна присущи мислездатній человеку и неотделимы от самосознательного размышления, а до этического содержания стихотворных медитаций и сентенций Плужникових можно было бы привести неограниченное количество параллель с самых известных европейских моралистов i аферистов. Однако это вещь лишняя, потому что, во-первых, малоправдоподібно, чтобы Є.Плужник черпал главные мотивы своего творчества из любых литературных источников, а не из повседневного опыта собственного сознания, а во-вторых (и это главное), артистическая форма стихотворного афоризма, его художественная ценность все равно остается созданная самим поэтом совсем беспрецедентно, и ни от кого не зависимо. Это - небывалая еще в нашем писательстве иллюзия абсолютной природности:

И так приятно снова развернуть,
пурнувши весь в сигаретный дым,
какой-то роман, давно позабытая,
и не читать, мечтать над ним!

("Ранняя осень")

Поэтическое искусство Є.Плужника - это естественность актера, что играет на кону не литературную какую-то "действующее лицо", а себя самого. Это вне, настолько натуральная, что она уже почти не вне: однако целый шарм интимной поэзии сосредоточено в том "почти", в той воздушном i невловній эмоциональной интонации, что она превращает абстрактный и вполне рациональный (пусть остроумный) афоризм на индивидуальное и действительно неповторимое переживание:

Четкие линии и краски поспокойнее, -
благословляется на осень, на дожди...
Где-то журавли в похолоділій тишине:
- Живей! Живей!

Спешат к Индии озер северных дети,
брошенных на чужбине осадок...
Но скука какая, - вперед лететь,
чтобы вернуться обратно!

("Ранняя осень")

Это высокое и сложное искусство артистического оперирование одними лишь интонациями слов и нюансами образов называется в литературе - за дельным аналогии изобразительных искусств - импрессионизмом. В импрессионизме поэтический образ не есть ни имманентным данному произведению, ни трансцендентным ему; ибо он сам из себя такой семантическое субтильный, в такой степени построен на самих оттенках эмоций и присмаках восприятий, что нельзя объективно определить, значения его является имманентно присущим поэтике произведения, а требует для своего адекватного раскрытия обращение к позаестетичних факторов мировоззрения авторового:

Молчи! Я знаю. За всеми словами -
холодный смерк, опустошенные сады...
Это наша страсть стала между нами,
нас разводя назавсіди.

Шалій, шалій, от отчаяния опьяненный...
Что отчаяние то? Вещь бесполезная и пустая!
Как поздно мы сердца свои остановили!
Как разъединили рано мы уста!

О друг мой! Последние трачу силы,
в стране той воображаемой живя.
Где образ твой, утрачен и милый,
где голос твой?.. Молчи! молчи! молчи!

("Равновесие")

Полностью раскрывается из контекста этого стиха значінньова сторона антитезы:

Как поздно мы сердца свои остановили!
Как разъединили рано мы уста!

Или, может, она раскрывается с образного контекста целого сборника "Равновесие"? В частности, связана ли она семантически с наружно будто подобной антитезой в "посвящении" авторовій:

Потомки нелицеприятные
простят мне и ошибки, и сомнения,
i поздний печаль, и радость преждевременную...

("Равновесие")

Эти вопросы не предоставляются к однозначному решению, ибо поэтический образ в первой из приведенных двух антитез (а вторая из них является позаобразна) построен именно так, чтобы граница его имманентного и трансцендентного значения осталась принципиально неверной из-за крайне изящный, сказать бы, інфінітезимальний характер его семантической специфики. О сложность и трудность этого основанного на інфінітезимальному характере эстетической образности стиля свидетельствует тот факт, что и Є.Плужник - далеко выдающийся мастер импрессионистической поэзии 20-го века - не сразу овладел его видимую "естественность" и "непосредственность". Первый сборник лирики Плужникової - "Дни" (1926) - находилась еще в значительной мере под властью претенсійної и сентиментальной мельодеклямації, культивируемой тех лет Д.Фальківським, а позже - О.Влизьком:

Поем, посплю... Счастливый как будто.
Раздобыл себе штаны новые!
Только глаза так, словно у рыбы,
и на в'язах мулько голове.

Дотягнусь, пурну, и будет тихо!
Мудрецы!
Через веще сердце, будто тряпку
в чужой невимитій руке?

("Дни")

В "Днях" органическое тяготение поетове к рафинированно-приглушенного импрессионизма раз перекрещивается эстетическое меншевартісними посягательствами на внешнюю ефектовність:

Что я могу о себе сказать еще?
- Быть искренним - не всем суметь! -
Разве то, что под серым вечерним дождем
где-то на углу бы выть и выть.

Так, как воет на луну голодный волк,
сильный предок собаки!
Не замолчал, не замолчал, не замолчал
голос воспоминаний всяких!

("Дни", поэма "Галилей")

Те квазіекспресіоністичні тенденции заступает во втором сборнике стихов - "Ранняя осень" (1927) - заметный стилистический влияние неоклясиків, в частности м. рыльского. Это сказывается на плястичній строении отдельного изолированного образа, на ритмичное синтактичній гармонии отдельной закругленной строфы -

Над морем высоко, на незыблемой скале,
квит волшебный на мертвом стебле,
горит огонь, - чтобы в морской пустыне
находили дорогу корабли.

("Ранняя осень")

Иногда и целый стих разворачивается на основе выражении клясицистичного уосібнення:

Падает с деревьев пожелтевшие листья,
день уже в обеды догорел, -
говорят, что ночью на пригород
осень приблукала с хуторов.

В центре она будет завтра утром,
медленно вступая туда...
Что же! приходи, задумчивая селянко, -
я тебя увидеть рад.

("Ранняя осень")

Но ведь это только внешние аксессуары лирики Плужникової, слабо связанные с ее творческой сущности; а эта последняя заключается в таком крайнем приближении к разговорной прозы, чтобы только вторичная какая-то, тонкая и изысканная черта отделяет поэзию от прозы, однако отделяла так поразительно и индивидуально, с таким непритворным тоном сугубо личной дикции (в основном в форме епіграматичного "пуанту" в конце), что целый стих кажется, по закону контраста, тем поетичнішим, что более прозаичной есть большая часть изложения, и тем персональнішим, что более привычным, то есть - поставим точки над i - что банальнее есть общий фон мысли:

Косивши дядя на опушке рожь,
в желтый череп косу зазубив...
Кого и за что здесь было забито,
кто и для кого возраст свой потерял,
ему безразлично...
Здесь, на месте боя,
такое дородные рожь и густое;
а что на навоз кто-то жертвовал собой, -
пустое...
Косарь схиливсь на дорогой вещью -
косой серебряной, что череп пощербив,
i, череп тот отбросив ногой -
Разбросало вас! - проговорил.

("Ранняя осень")

За фон мысли везде правит в Є.Плужника пессимистически окрашенный скептицизм - ничем другим не примечателен, кроме того рафинированного искусства, которое придает ему безоговорочно искренней личной тональности. Разве есть что-то упертіше по мнению о зависимости настроения от состояния здоровья? Но, наверное, никто еще не довел того трюїзму до такого предельно индивидуального выражения:

Окно в сад, поэтому благоухание зелени
сдабривают мне пригірклість лекарств...
Скажи, недуго, где ты сил взяла
маленькие радости раздуть в большие?

Закрывает ли твой упрямый жар
одну из химер прехитрої натуры, -
i полнота жизни лишь общий дар
фармакопеи i температуры?

("Равновесие")

Российские литературоведы-формалисты (Б.Ейхенбаум, В.Шкловський, Ю.Тинянов) отчасти ошибались, отстаивая тезис о так называемый писательский мировоззрение как явление стиля: мировоззрение писателя далеко чаще и глубже определяется не литературным стилем, а литературным жанром. Так и в Є.Плужника пессимистическая оценка той пошлой рутины, что ее почему-то именуют "реальной действительностью", и вместе с тем скептическое отношение ко всякой мечты как таковой - вытекает не столько из импрессионизма в целом, сколько с афористично-сентенційного лирического жанра, что принципиально не связующим с притворной или и простодушной наивностью оптимистичных світосприймань. Поэзия интеллектуальной игры на оттенках эмоций не терпит простакуватости, не терпит романтических и неоромантичних иллюзий; ибо малейшая уступка в этом направлении лишила бы дикцию Плужникову ее абсолютной щирости и цілости. Однако отречение иллюзий не является поворотом к так называемой реальности, - хоть оно именно так, через стилизованную сдержанность изложения, иногда и кажется:

Пусть чужбина кому впитывает глаза,
пусть о ней даже мечтает кто-то
(к перемене мест такие желающие
все те, кому в жизни не повелось), -

для меня же достаточно - видимо, до загиба -
нескольких губерень или округ теперь,
что на земле составляют Украину -
УССР.

Потому что мне и слава шумная
о все чудеса за тридевять морей,
когда я до сих пор и малого чуда - <
земли своей еще не понял?

("Ранняя осень")

Ведь это действительно небольшое утешение, ибо "малое" чудо никак не легче понять, чем большое, и совсем еще неопределенная вещь - предоставляется ли что-то до подлинного понимания, а радости с того понимания и подавно не предвидится:

Мудрость мудрых... За грех
тщетность всю ее должен знать?
О, проклятая привычка руки
страницу перелистывать!

("Ранняя осень")

В чем же выход? В покое решительностью - и кое в чем еще:

Предчувствием покоя и скуки
меня волнует мертвое листья судьбы...
Время войти в надежные берега
мыслям и мечтам...
Как голые дубравы
глазам відслонять даль немую
и солнце льется скупо и нечасто,
поступает спокойствие, дано-потому что ему
во владение неделимое время то,
что зовется осень...
Сны i потребляй
то, что приобрело лето. Сны i вспоминай...
И, как воображение у тебя еще живая,
умей в скуке находить утешение.

("Ранняя осень")

Итак - искусство как утешение, а в частности - как составление стихов на відвічну тему о бесполезности виршоскладання. Правда, нигде еще эта тема не трактовалась так виртуозно:

Смотрю на все спокойными глазами
(давно спокоен быть я хотел) -
и уже не радует изысканная рифма,
а боль ее искать - и подавно!

Когда дошел заранній боль расплаты -
понял всю непобедимость дней -
или нуждаешься время твое тратить
на лад окончаний, суффиксов и пней?

Нет, на уста улыбкой горькой
лягались молчание мудрого печать...
Дар ваш нелегкий, досвіде и покоя,
дар понимать, знать и молчат!

("Ранняя осень")

Прочитав это когда - то по ранней молодости моей - впервые, я немного испугался: а что, как поэт и действительно замолчит? Несколько позже я понял, что тема о мудрое молчание - прекрасная и благородная тема и что великий поэт способен варьировать ее с неиссякаемым i непревзойденным сарказмом:

Какая скука мережити строки...
Зря, что жар мыслей в них разлит!
Поэтов дар (как все дары, горький) -
Всю нецелесообразность стихов понимать.

Возьмись огнем - и вдруг прохолонь,
Засхни чернилами на каком-то стихи...
Чудной огонь! -
Чтобы не сказать хуже...

("Ранняя осень")

Между тем в консеквентному импрессионизме Плужниковому не всякая тема превращается в рефлексию авторового отношение к той теме, то есть на тему художественного творчества:

Гладкого Панчо (прошу вас, не Панча!)
костлявого тень, видимая и ночью,
он ошибся тяжело, дон с Ламанча,
воображаемое за реальность принимая;

но доказал, увы, на собственной шкуре,
из множества возможных истин ту,
что ошибки - хотя бы в литературе -
прекраснее любой правоту!

("Равновесие")

А смысл художественного творчества - это и есть та найглибинніша реальность, что подпадает под радикальный скепсис авторов:

Однообразно и конечно
кончалось лето. Рад, не рад -
что это меняет? Встречай-ка
переходовий ноябрь.

И потихоньку начинай про весну
какую-то віршову канітіль,
может, такую же неінтересну,
не стоит времени и усилий,
как и закончено намедни
пустое лето... Рад, не рад -
на весенний лад строит лиру
предзимний ноябрь...

("Равновесие")

Вывод: художественное творчество, может, и лишена сенсу. и, во всяком случае, не лишена наслаждения (так же утешение!), i наслаждение эта искренняя и чистая, вполне свободная всех иллюзий и идеологий, и ни от кого не зависима. Так последовательная переоценка ценностей под углом зрения индивидуальной щирости закономерно приводит к чистого эстетизма, к признанию автономной i самовистачальної стоимость искусства:

Их становится меньше - я знаю только двух -
любителей, кому интересно и до сих пор,
чем и когда уславивсь Архилох,
кого Алкей прославил на Лесбосе...

Такие наивные, утешительные чудаки,
арбитры метра и эллинского таланта, -
для них поэзия только там, где уже века в
клясичній форме не оставили содержания!

И сам поэт - даром что молодой -
укором злым не задену никого:
в поэзии разве изредка
какого содержания набіжиш малого.

("Ранняя осень")

Это очень скромно и непретенсійно сформулирована отмена известной, однако немного кому понятной концепции искусства для искусства - поэт ни в коей мере не претендует на то, чтобы его читали и почитали:

Критики, обучая поэта,
охотно твердят о том,
как писать должен он, чтобы Лета
лет пять лучей золотое
на гробу у него не смывала...

("Ранняя осень")

Это его, как артистическую индивидуальность, вообще не волнует и волновать не должно; как сказал когда-то знаменитый Монтень:

"Мне не надо многочисленных читателей; мне достаточно нескольких; мне достаточно одного; мне даже достаточно ни одного". Ведь чистое искусство - только то, что художник творит для себя, никакого читателя или зрителя за собой самим не узгляднюючи. Иначе-в чем его искренность?

А впрочем, сам поэт вовсе не уполномочен судить о том, как и кем художественное произведение воспринимается. То произведение - не то, что должно предстать по его собственному замыслу:

Напишешь, рвешь... и пишешь снова!
И опять не так... и опять не то...
Пока слов заплесневелую солому
усталость из памяти сметет!

И задрожат в уголках губ...
А истина такая скучная:
все слова собери, мой дорогой, -
души не вичерпать до дна!

Пусть нервы возбужденно, пусть скован
ты все вдохновение холодком, -
умей спокойно зевнуть
над недокінченим строкой.

("Ранняя осень")

И это очень хорошо, что оно так есть - что выражение не равно замыслу авторовому, иначе не стоит было бы высказываться:

Что выскажешь? Чужой головы
о человеческом сердце домыслы готовы?
Сумм мировой
в масштабе уездным?

("Равновесие")

Нет, наколи произведение действительно содержит ту непостижимую эссенцию артизму - он везде и при всех обстоятельствах сам достойно будет говорить с достойной его чар эстетического сознания - словно тот примитивный амулет, в Вест-Индии неким конкистадором полученном:

По давности какой-то неведомый дикарь,
жрец и охотник, воин и поэт,
когда сделал себе из копытца лани
от чар ночных надежный амулет.

А то еспанець, взяв в карман
изнемог наследие веры дикаря,
или полагал, что в нем первобытный гений
на все века грядущие залуна?

Что уже внук его в Кастильи родной,
забыв славу славлених событий,
не раз забудет и государственные нищета,
в тот амулет утопив свой взгляд...

А дальше пройдет тот дикарский произведение:
десятки рук, кильки стран и городов, -
такой содержательный в резьбе незамысловатой,
такой бессмертный, как и творческий талант!

("Ранняя осень")

Итак, по окончательным коптом, под взглядом вечности весит не творчество и не творец вовсе, а сам только произведение как объективная и конкретная, а вместе с тем иррациональная красота, сочетающая в себе бытие идеальное и реальное:

Проходят дни... Проходят года...
Время i горами двига!
I сумм не такой, и радость не та...
И только неизменная книга.

("Равновесие")

Соотношение между творением и творцом может быть только соотношением трагической иронии:

День отшумел. Померкли вдали
гор снежных бледно-розовые перса...
Базар безлюдіє. Пора и мне
с лавочки затхлой старого перса,
от очарования этих побляклих ковров...
Что, когда бы я или другой кто сумел
i простоты, i пишности такой
в строках своих стихотворных достичь? -
Много бы ты
чудес тогда... натворил!

("Равновесие")

Именно "Равновесие" - третий и последний сборник стихов Есть. Плужника (датировано 1933-1934 годом, однако опубликовано лишь в 1943 г. в 4-м томе "Украинского Посева") - ближе всего подступает к художественного восприятия метафизической равновесия - то есть фундаментального единства пространства и сознания, тела и души:

Камня один придел - лежать!
Ветровые один закон - лети!
Только я поставлен спрашивать
как не цели, то хотя бы цели...

И хоть как - в лица своего поте -
взвешу меру явлений и событий, -
камень тот будет лежать и потом,
ветер то полетит и тогда.

("Равновесие")

Принципиальную независимость искусства - на самых высоких его высотах - от жизни и социального окружения Є.Плужник словно нарочно подтвердил личной и литературной биографией своей, что с поэтическим его творчеством связана разве что негативно, то есть в пляні життьової иронии. Никакого отношения к геніяльної лирики не имеет ни крестьянское происхождение с Богучарського уезда на Вороніжчині (год рождения - 1898), ни закончена гимназия в Бобровые, ни незаконченный Киевский ветеринарно-зоотехнический институт, ни сестер на Полтавщине. Не слишком больше весит и принадлежность к литературных организаций - к "Звена" 1924-1926 гг. и до посталого из нее "Марса" ("Мастерская революционного слова", 1926-1928) - поэт держался в основном, видимо, потому, что там ему меньше мешали творить, чем это было бы где-нибудь. Ведь никогда Є.Плужник не чувствовал себя - противоположно других членов "Звена" и "Марса" - выдвиженцем так называемой соцїяльної революции, и не знать, чем бы он той революции симпатизировать имел. Правда, нетрудно связать с литературной деятельностью Б.Антоненка-Давидовича, в. Пидмогильного, г. косынки и других белетристичну прозу Плужникову - повесть "Болезнь", несколько прозаических драм и даже еще не напечатанную стихотворную драму начала 30 лет (условное название - "Вредители"); однако связать эти беллетристические и напівагітаційні произведения Є.Плужника с его же лирикой - представилось бы разве что чисто механически, в порядке внешней биографии писательскую; художественного связи между ними нет, как нет и самого искусства в Плужниковой беллетристике, а является лишь умеренно умелое и культурное выполнения пресловутого "социального заказ" (правда, с дискретными оговорками в плоскости национального вопроса). Это - квалифицированная белетристична продукция второго сорта, обусловлена, собственно говоря, тяжелым матеріяльним положением письменниковим (Є.Плужник, вне всем остальным, тяжело болел туберкулезом в течение всей своей литературной деятельности) i приличная той мере, в какой это вообще возможно для повістяра и драматурга, который обязательно должен демонстрировать свою принадлежность к "общественной плятформи", однако бесперспективно ремесленная i замыслу и технике исполнения. На сегодня она имеет лишь исторически-документальный интерес, да и никогда, по правде говоря, не могла претендовать на какой-то другой.

Было ли то внешнее приема местной "общественной плятформи" (хотя бы в рамках нэпа) в какой-то степени истинным? Оно могло ли так отвечать временным настроениям писателя; но сути своей творчество Плужникова найконсеквентніше соблюдает той линии, что ее за 20 лет злонавмисне определяли как "внутреннюю эмиграцию". Она не противопоставит себя этому "соціялістичній действительности", потому и не требует того; она-потому способна подряд игнорировать ее (а это и составляет самую достойную реакцию на безобразия революционной ментальности i):

Нет сомнения: мне все скучнее
в обществе друзей-юношей;
их остроты могли бы звучать тише
и даже темы быть не такие...

("Ранняя осень")

Читаю Синклера и хожу на Биржу Труда.
А вырос мечтателем среди рощ на Псле...
И от прошлого только школьный Гораций,
а о будущем - несколько тысяч слов.
Когда решусь - закрою сердце и уши!
Цель одинакова - или эта, или та...

("Дни")

Конечно же, радикальный скепсис Є.Плужника предоставлял ему полного иммунитета против какой угодно демагогии и пропаганды - в том числе и "социалистической":

Туман стеной. Порой загудит
яростней ветер, смоет лошадям гривы, -
тогда кольцо наметится рыжие
там, где пурнуло солнце в мрак седой...

И опять моросит. Тяжелеет зипун,
в сон склоняет голову капюшон...
И кони под горку не идут никак, -
такая тяжелая, такая вязкая дорога!

Такое безлюдье! Сколько не гукай, -
лишь под ногами стонет мокрая глина...
А что, как действительно вся она такая -
влюблена в электричество страна?

("Ранняя осень")

Острее реагировать на соціялізовану действительность было, по цензурным причинам, нецелесообразно, да и вряд ли это поэта серьезно интересовало; ведь единственная реальная жизненная действительность это - реальное страдание реальной, то есть одинокой, сознания человеческого, а остальные - лишь "слов цвела мякина", пустые и проблематичные этикетки:

Какой-то старичок скучный напишет:
война и рабочее движение...
О, тише! -
Боль не утихла!

("Дни")

Ни одна тюрьма народов не импонирует сознания, что сквозит ілюзійність движения и пространства и сами "стороны" мира воспринимает как стенки тюремной камеры:

Под ветром сгибая линии простые,
повис неподвижный за окнами дождь...
Комната... который неограниченный простор!
Квадраты паркета - либо еще площадей?..

Вглядись в эту сумрак, вокруг разлитую;
воображение, как брови, вместе взыщи, -
четыре края неизвестного мира -
это только четыре стены комнаты.

Поэтому странствиям души не давайсь на растерзание! -
i экономь время, и движение эконом! ...
Понемногу
зарождается дождь за окном...

("Равновесие")

Это не какой-то временной конъюнктурой вызван, а вполне органичный и, в конце концов, естественный для великого поэта - котором говорится о наивысшем - аполітизм в искусстве не мешал Є.Плужникові лично чувствовать себя и действительно быть достойным сыном украинского народа, верным его национально-государственной идеи. Партийные и попутницькі литературные сферы везде чувствовали его поэзию и саму его личность как наглядно инородное тело в "соціялістичному" писательстве; и не удивительно, что в эпоху тотального уничтожения украинских культурных сил Є.Плужник не попал в число исключений, которых надеялись вскоре превратить угрозами или подкупом на послушные рупоры соответствующей агитации, а стал жертвой очередной гекатомби: арестован в 1934 г. вместе с В.Підмогильним, В.Поліщуком и многочисленными другими украинскими писателями, он потерпел в марте 1935 г. смертного приговора, замененного на десятилетнюю ссылку в каторжного труда, i, следствием той милости, умер на Соловках 2 февраля 1936 г. от чахотки. Юридические основания приговора были сплошным надругательством из всякой истины и правдоподобности, но сути речь шла не о них, а о действительно несомненную несовместимость лирики Плужникової с каким угодно тоталитаризмом.

Нет сомнения, что и среди нашей национальной эмиграции немало кто считает пессимизм и скептицизм Плужников за явление идеологически вредное и нежелательное. Один из самых известных наших поэтов сказал как-то, что несмотря на всю свою глубокое уважение к художественного совершенства Є.Плужника он, видимо, запретил бы юношеству читать его поэзию. Я тоже охотно запретил бы, потому что уверен, что юношество в таком случае читать ее три раза больше. Есть в лирике Плужниковой непревзойденное благородство идеализма, что уже само по себе имеет высокое воспитательное значения:

Не слыша, ты перебирала
пожелтевшие клавиши, задуманная и тревожная;
казалось, гукни тебе, - Лети! -
И вернуть уже нельзя!

И по тому, как вздрагивала рука,
как иногда стеналась вся ты,
я понял, что сколько не гукай -
ты разучилась летать!

("Равновесие")

Кому действительно ничего не говорит в моральной плоскости ни идеалистическое мировосприятие, ни сама уже безупречность артистического стиля, пусть вспомнит по крайней мере о той "спокойную искренность" поетову:

Суди меня судом твоим строгим,
современнику. - Потомки нелицеприятные
простят мне и ошибки, и сомнения,
i поздний сумм, i преждевременную радость, -
им будет говорить моя спокойная искренность.

("Равновесие")

Эта безпретенсійна героическая искренность мысли за лучшую противотруту - прежде всего именно для молодежи - против искусственных эксцессов силуваного волюнтаризма, против корчійного и гістеричного поезда до "оптимистического мировоззрения" огромной цене, а прежде всего ценой собственной щирости. За нашей больной на всякую коллективность и коллективизацию суток поэзия Є.Плужника составляет героический образец несгибаемой личности:

Цветут мысли, а на слова скупее...
Я знаю сам, - роста. Меняю лист.
А там пусть, кому не лень, пишет,
что вот, мол, заядлый пессимист...
Я же чувствую так, скажу - потому что должен! -
Хоть что-то свое, не сказанное никем;
когда строкам каким-то сверять душу, -
только таким!

("Ранняя осень")

Правда, всякий пессимизм неизбежно вызывает подозрение ; затаєного недоброхітства, ведь для человека, увы, более чем натурально держаться той стороны, в которой она предполагает больше шансов на успех; однако силой тех самых оснований единый лишь пессимизм окончательно скрепляет репутацию полнейшей непідкупности. Следовательно, не спрашивать имеем - много украинской нации пользы из пессимистической поэзии Плужникової? - а говорить: как много ей чести с той поэзии! Ибо честь нации - это искренность ее художественного гения.

В конце концов, сложный вопрос о принципиальной ответственности или безответственности писателя за эвентуальные, этически негативные последствия его высказываний - уже в "Лягушках" Аристофанових дискутируется и, наверное, не за нас до окончательного решения предоставится. Сам поэт соблюдал относительно этого весьма своеобразной позиции, как свидетельствует его интересная притча о премудрого Зороаба:

Он был мудрец всем мудрецам на чудо,
учил-потому что счастье и учить умел, -
кто в ту науку прибегнуть насмів,
поэтому велось произвольно и счастливо.

И раз, когда, устав терпеть убытки излишне,
он покоился где-то с учениками в группе, -
сквозь сон услышал, как, не поснувши,
те вели себе разговор искреннюю

о том, то, наверное, он счастлив,
когда учит счастью, - не зря
от слов его щасливіє толпа,
языков воды Гангові повнішають от ливня!

Тогда, зидхнувши, он сказал: дураки вы!
Где же вы видели таких учителей,
какие бы того учили, что для них
известно хорошо?

("Ранняя осень")