Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ ИТОГЕ (Евгений Маланюк)

16 февраля 1968 Евгений Маланюк умер на удар сердца в своем одиноком доме в Нью-Йорке. Его нашли днем позже на полу в его комнате в позе молитвы. В кармане его был билет до оперы как раз на вечер его смерти. Умер на ходу. Поэтому можем закончить эти наши текущие отзывы на его творчество энциклопедическим итогом, что был составлен нами еще при жизни поэта.

Маланюк Евгений (1897), поэт и эссеист родом с Херсонщины. Окончил реальную школу в Елисаветграде, затем учился в Петербургском политехническом ин-те; мобилизованный во время войны, окончил Киев, войск, школу. С восстановлением рус. государства в 1917 году - старшина Армии УНР, с которой в 1920 году вышел на эмиграцию, прожив сначала в лагере для интернированных украинских частей в Калише, далее в Чехо-Словакии, где окончил Подєбрадську академию (1923), затем работал инженером в Польше, в основном в Варшаве. Под конец второй мировой войны поселился в Германии, теперь в СДА. Литературную деятельность начал в Маланюк Калише, основав там, вместе с Ю. Дараганом, журнал «Радуга» (1922-23). До сих пор вышли такие его сборники стихов: «Стилет и стилос» (1925), «Гербарий» (1926), «Земля и железо» (1930), «Земная мадонна» (1934), «Перстень Поликрата» (1939), «Избранные стихи» (1943), «Власть» (1951), «Поэзии» в одном томе (1954), «Последняя весна» (1959); поэма «Пятая симфония» (1953); книги эссе - «Очерки по истории нашей культуры» (1954), «К проблеме большевизма» (1956), «Книга наблюдений» (1962) и др.

Всю свою жизнь на эмиграции Маланюк пристально следил за событиями на оккупированной родине, в частности за процессом своеобразного лит. возрождения 1920-х годов и его разгрома в 1930-х годах и последующими событиями, поэтому творчество Маланюка обозначена духовым связью с литературными достижениями этого возрождения. Будучи ведущим поэтом в плеяде «вісниківців», объединенных вокруг «Вестника» Д. Донцова, Маланюк имел большой влияние как на эмиграции и Західніх Украинских Землях, так и в УССР, вызывая постоянные приступы ком. прессы, которая называла его «украинским фашистом».

Стиль и посланничество поэзии Маланюка формировались под давлением господствующих в его поколении эмоций гнева и боли за века безгосударственности! и угнетения украинской нации, за поражение восстановленной в революцию государства и за дальнейшую трагедию оккупации Украины Москвой. Этот гнев возвращался не только против внешних врагов, но и против внутренних слабостей, которые поэт видел в комплексе «малороссийства», анархизма, брака национальной дисциплины и организации, в предпочтении чуттєвости над интеллектом и т.д. Отсюда в Маланюка осанка волюнтаризма, жажда нового типа сильного человека, углубление традиций к старо-киевских основ (что обусловило особый интерес поэта творчеством и ролею в украинской истории П. Кулиша), попытки увидеть и уйняти антитезы и противоречия украинского жизнь в одно магнетне силовое поле. Для поэзии Маланюка характеристические динамизм, целенаправленная ударність слова, патетический профетизм, історіософічні видения и міготворчість.

Стиль и генезис поэзии Маланюка мало исследованы. В юности он знал «серебряный век» рус. поэзии (символизм О. Блока, акмеизм М. Гумилева), но с первой же своей книги стихов («Стилет и стилос») органично вошел в послереволюционный ренессанс украинской поэзии, идя одновременно в двух течениях: необарокковій (П. Тычина, М. Бажан) и парнасистській (Г. Рыльский, М. Зеров, П. Филипович). Несмотря на его преимущественно регулярную строфу и такую же клясицистичну метро-ритмику, разнообразную, но с преимуществом энергичного ямба, несмотря на определенную зрительную пластичность образа о Маланюка замечено, что он «лишь отчасти причастен к клясицизму», а в подавляющем большинстве своих произведений шатается между символизмом и барокко (то романтизмом) с весьма значительным преимуществом этого последнего».

«Энциклопедия Украиноведения». Словарная часть, т. 4, Париж - Нью-Йорк, 1962

Юрий ЛАВРИНЕНКО С кн. «Сруб и парости», Мюнхен, 1971