11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН БУНИН
Поэтическое слово И. О. Бунина
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новыми художественными стилями. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Детство и юность Бунина прошли среди прекрасной природы, что отразилось на формировании у будущего поэта и творческого мироощущения.
Первой публикацией Бунина было стихотворение «Над могилой Надсона», проникнутый сочувствием к поэта - демократа. Юношеская творчество Ивана Алексеевича воплотилась в книге стихов, вышедшей в 1897 году в Орле. Хотя в этом сборнике еще оказывается неопытность двадцатилетнего поэта, однако уже видно, как чутко он раскрыл тему русской природы.
Отчего ты печально, вечернее небо?
Оттого ли, что жаль мне земли,
Что туманно синеет безбрежное море
И скрывается солнце вдали?
В сборниках И. О. Бунина «Под открытым небом» (1898), «Стихи и рассказы» (1900), «Полевые цветы», «Листопад» (1901) можно проследить постепенный переход поэта к зрелому творчеству. Необычайно чуткий к красоте природы, Бунин умел видеть детали русского пейзажа, искал целостного ощущение красоты земли:
Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя - скитанья
Да радость одиноких дум.
Печальное душевное настроение лирического героя придает образам природы в стихах ощущение неуютности, опустошенности: «молодой озябший чернозем», «нагая степь пустыней веет».
Примерно с середины 90-х годов растет в творчестве Бунина «звездная тема». Поэт наделил звезды образами «предвечной красоты и правды неземной», которые он сравнивает с образами заблукавшої земли.
Одно только звездное небо,
Один небосвод недвижим,
Спокойный и благостный, чуждый
Всему, что так мрачно под ним.
Поэт удачно сумел соединить в одно целое образ природы и родины. И в отдельных стихах он резко и мужественно говорит о родной стране - нищую, голодную, но любимую. Если на рубеже века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то после первой русской революции Бунин все больше обращается к лирике философской:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.
Жизнь для Бунина - путешествие в воспоминаниях. Он пытается прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечные. Легенды, предания,
притчи, частушки - народная мудрость - заполняют страницы рассказов и повестей, становятся стихами. Земная жизнь, существование природы и человека воспринимаются поэтом как часть действия, которое разворачивается в просторах вселенной:
И меркнет тень, и двинулась луна,
В свой бледный свет, как в дым, погружена,
И кажется, вот-вот и я пойму
Незримое - идущее в дыму
Вот тех земель, от тех предвечных стран,
Где гробовой чернеет океан.
Привлекает внимание и любовная лирика И. О. Бунина, где автор избегает нарочито красивых фраз.
Я к ней вошел в полночный час.
Она спала, - луна сияла
В ее окно, - и одеяла
Светился спущенный атлас.
Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди, -
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь ее во сне.
Интимная лирика И. О. Бунина трагическая, в ней звучит протест против несовершенства мира.
Поэзия И. О. Бунина является прекрасной энциклопедией русской природы, интимной и философской жизни. В новых условиях XX века он не только продолжает темы «золотого века» русской поэзии (Фет, Тютчев), но и активно развивает их. Поэтому, я думаю, поэзия И. О. Бунина будет жить до тех пор, пока жива Россия с красотой ее природы.