Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Елена Телига
Елена Телига - поэт, гражданин, борец




Елена Ивановна Телига - украинская поэтесса, публицист, общественно-политический деятель. Мировоззрение О. Телиги формировался постепенно. То была действительно длинная «одиссея», которая начиналась в Петербурге. Именно здесь 21 июля 1907 г. в семье инженера-гидротехника И. Шовгенєва родилась будущая поэтесса. В 1917 p., когда после Февральской революции Украину охватили мощные волны освободительного движения, семья Шовгенєвих вернулась в Киев, где дочь министра УНР Елена училась в гимназии Дучинської.

Во время большевистского наступления в начале 1919 г. Центральная Рада была вынуждена покинуть Киев, и семья Шовгенєвих уехала в чешские Подебрады, где отец работал ректором Украинской хозяйственной академии (с 1924 г. - alma mater украинской эмиграции).

С 1923 г. поэтесса была вынуждена жить за границей. Елена Телига принадлежала к кругу поэтов-«вісниківців», которые объединялись вокруг редактируемого критиком и публицистом Д. Докцовим журнала «Вестник». Характерными чертами его поэзии в этот период является стремление активного, действенного жизни, протест против тошноты «обыденного» существования. Ведущей для О. Телиги, как и для других поэтов межвоенной суток, остается идея государственного самоутверждения («Бессмертное», «Племенной день», «Ответ»). Лирический герой поэтессы - всегда яркая личность, полна самодисциплины и чувства долга перед нацией («Современникам», «Вечерняя песня»). В то же время ее лирика полна особого интимного колорита, пристального внимания к внутреннему миру человека.

В те времена произошел резкий перелом в психике будущей поэтессы, обусловленный пережитым в Киеве и увиденным в Чехии. Осознав себя украинкой и непримиримым врагом великодержавия, будущая поэтесса поступает на историко-филологический факультет Украинского педагогического института им. М. Драгоманова в Праге. Она близко сходится с Натальей Левицкой-Холодной, которая уже дебютировала поэтическими подборками, Ю. Дараганом, Есть. Маланюком, Л. Мосендзом, О. Ольжичем и другими талантливыми писателями «пражской школы». Женившись М. Телигой, она переезжает в Варшаву к больной матери; не порывает своих связей с украинскими «пражанами», которых в 1930-е гг. называли «вісниківською квадригой».

Елена Телига росла в бурной атмосфере революционных событий. На ее глазах творилась Украинская Народная Республика. И хотя она была еще ребенком, это оставило глубокий след в ее душе, девушка почувствовала на себе все «преимущества» новой власти: голод, холод, неизбежный страх. В эмиграции Елена находилась вместе с теми людьми, которые недавно были создателями и защитниками украинского государства. В этой среде и формировался феномен «пражской школы» поэтов. Единственной политической силой, которая верила в способность народа собственными силами проложить путь к свободе, была ОУН. Идеи украинского национализма восприняла и Елена Телига.

И это было для поэтессы не просто языковым образом ее подчеркнутой украинского патриотизма. Тогдашний украинский национализм, в отличие от современного, был не только крайне четко очерченной философской и политической доктриной, но и так же четко, до самого конца жизни, до смерти - определенным жизненным стилем. Ультраактивний национализм Елены Телиги - это поэтический пафос самопожертвования, который, вслед за своим текстовым выражением, должен быть подтвержден жизнью, собственно - смертью. Каждая строка Елены Телиги (не только поэтический, но и листовний, публицистический) находится в трагической, но одновременно бесконечно отчетливой тени смерти, в ожидании ее.

Раскол ОУН, который произошел в 1940 г. вследствие тактических и персональных различий, тяжело сказался во время мировой войны, ослабил организованную борьбу украинского народа против немецких оккупантов. Это почувствовала на себе и О. Телига, которая вместе с В. Самчуком перешла нелегально границу между Польшей и Галицией (15 июля 1941 г. близ г. Ярослава). Но Львов встретил их враждебно. Вскоре поэтесса вместе с группой А. Ольжича переезжает в Ровно, а 22 октября она уже в заветном, полуразрушенном Киеве, где мельниковцы, несмотря на опасность, основали Украинскую национальную раду. О. Телига как член референтуры культурной комиссии создала Союз писателей, преимущественно из начинающих. Одновременно она занимается организацией литературных сил: перебирает редактирования приложении «Литература и искусство» при газете «Украинское слово» и готовит его под свежей, боевым названием «Літаври». Здесь печатались произведения талантливых украинских поэтов и прозаиков, как уничтоженных сталинизмом, так и эмигрантов.

Сея зерна национального самосознания в оккупированном Киеве, В. Телига не опубликовала ни панегирика гитлеровцам, с презрением относилась к одописців: «Это, видимо, те же самые писаки, что и Сталину так щедровали». Разумеется, это не могло не вызвать подозрения фашистов, которые после неудачных попыток обуздания «Літаврів» в начале 1942 г. их закрыли. О. Ольжич пытался убедить В. Телигу уехать из города, но она категорически отказывалась: «Я из Киева во второй раз не поеду». Зная о массовых арестах украинцев 7 февраля и о том, что гестапо устроило засаду в помещении Союза писателей на Трехсвятительской улице, она 9 февраля пошла на очередное собрание, где и была арестована. 21 февраля 1942 г. непокоренная поэтесса-антифашистка была расстреляна немецкими оккупантами в Киеве в Бабьем Яру.

Через неблагоприятные обстоятельства А. Телига не успела издать ни одного прижизненного сборника, большая часть ее стихов потерялась. Лишь после ее трагической гибели вышли в свет книги поэзии: «Душа на страже» (1946 г.), «Флаги Духа» (1947 г.), «На чужбине» (1947 г.).

Поэтесса развивала лучшие традиции украинской литературы, прежде всего Леси Украинки. Небольшое творческое наследие Елены Телиги пронизана женской нежностью и мужеством, в ее стихах не найти историософских мотивов О. Ольжича, стальной закаленной строфы Есть. Маланюка. Неповторимость и самобытность Елены Телиги в том, что, осознавая назначения своего таланта стремиться отдать все силы во имя идеи, она углубляется в душу человека. Гамма ее світовідчувань разнообразна - от интимной лирики до мотивов гражданского звучания.

В ее элегантно-чеканных стихах, небезосновательно названных критикой «частными письмами миру», вырисовывается яркий Образ волевого человека, преданного идеям национального возрождения Украины, жизнелюба, морального максималиста апологета общечеловеческих ценностей. Собственно, в этом и заключался смысл жизни непокоренной поэтессы-антифашистки. Может, в последние времена жизни сбылось ее кассандрівське предсказания:

Я страстно мечтаю до самого утра,

Чтобы Бог послал мне величайший дар:

Горячую смерть, не зимнее умирание.

В лирике поэтессы царит вечный бунт, протест против бесцветной «тошноты жизни», ее взгляд находит

во тьме глубокой молний фанатичные глаза,

А не месяца мечтательный покой.

Собственно, речь идет о неоромантизм, что объединяет «вісниківську квадригу», проявляясь в творчестве каждого поэта своими неповторимыми гранями: когда для

Ю. Клена или Л. Мосендза это был определенный нюанс, то Есть. Маланюка, О. Ольжича, а еще больше для О. Телиги - родная стихия, порыв «кресаты огонь из кремнів», принять бой «спокойно и строго». Героизм как высшая добродетель, как образец человеческого достоинства - определяющий ориентир жизни и творчества самой поэтессы. В тяжелом соревновании человечество обязательно придет к победе. То, о чем мечтают люди, «обернется в действительность и возможность». На пути к родному краю придется многое преодолеть, но поэтесса говорит:

Не надо грусти! Соберемся сразу,

Чтобы дальше идти дорогой одной.

Отсюда по-мужски твердые интонации программного стихотворения «Поворот»:

Заметемо огнем любви пределы.

Перейдем вброд бурные воды,

Чтобы взять полно все, что нам принадлежит,

И снова слиться со своим народом.

Бурная энергия проявляется в строгих, лаконичных поэтических строках: «заметемо огнем любви пределы», «сквозь боль разлук - в радость встречу», «у нас душа - колодец, из которого пьете», «моя боль звенит, зато когда смеюсь, то смех мой рвется источником на волю!» Эту волю поэтесса сумела верно направить в сторону национально-освободительной борьбы. В стихотворении «Осужденным», который посвящен боевикам ОУН Біласові и Данилишину, Елена Телига пишет: «Как мы можем жить, смеяться и дышать?», а также о том, что смерть героев является призывом к борьбе. И если поэт имеет стремление «слиться со своим народом», то ни одна сила не может этому помешать.

Непоколебимая целеустремленность в достижение независимой Украины присуща и другим ее поэзии («Ответ», «Племенной день», «Бессмертное», «Осужденным»).

Лирика от этого не становится «монохромной», она переполнена жаждой искрящегося жизни, что «не трогает только раба»:

Пьяным солнцем тело налилось,

Тает и гнется в нем, как свеча, -

И дрожит взволнованное колосья,

Прислонившись к моему плечу.

Будучи сторонником строгих ритмов, она, однако, никогда не теряла женских интонаций. Так, стихотворение «Вечерняя песнь» - это поэзия мысли, где умело использованы традиции украинского классицизма, она отражает острые противоречия человеческой души: лирическая героиня прощается со своим возлюбленным, которого она должна собрать в поход, когда просторы прорежет первая труба». Строка «Я плакать буду позже!» постепенно разворачивается в парадоксальном образе:

Тебе же подарю оружие:

Поцелуй острый, как нож.

Чтобы имел ты в железном свисте
Для крика и для мовчань -

Уста решительные, как выстрел,

Твердые, как лезвие меча.

У Елены Телиги синтез «лезвия меча» и «серебряной полыни» является естественным, этот синтез соответствует особенностям его беспокойной натуры. Все творчество поэтессы подводит к выводу, что путь, который она выбрала, был для нее единственным. По мнению В. Державина, этот стих гласил «о безграничные силы, которые великая поэтесса таила в себе и которые она саможертовно зофірувала, вместе с жизнью, своей нации».

Роль женщины в обществе, в жизни нации - одна из главных тем лирики А. Телиги. Это не хилая существо, не рабыня («Я руки, что била, не прощу...»), это жена и помощник мужчины-воина, это новый тип личности - волевой, цельной, внутренне дисциплинированной натуры, невтоленного жизнелюба («Пей же брызги, свежие и искристые, безымянных радостных источников!»), который сознательно идет навстречу опасностям во имя высоких идеалов:

Когда же поднимусь на верх каменистий

Сквозь темные воды и пламенные грани -

Пусть жизнь качнется и уйдет,

Словно корабль в зареве пожара.

Этот тип довольно характерный для эмигрантской лирики (Есть. Маланюк, В. Телига, О. Ольжич), он предстал с особенностей национального духа украинской эмиграции, в частности молодежи, которая начала активно готовиться к восстановлению исторической справедливости в родном крае, объятом волнами большевистских репрессий, расчлененном соседними странами. Это ускорило объединение разрозненных национальных группировок в ОУН (1929 p.). Ограничиваться только эстетическими вопросами при таких обстоятельствах было бы недопустимой роскошью. В то же время поэты-эмигранты, сторонники высокой духовности, не позволяли себе превращать искусство в агитку. Об этом, в частности, писала О. Телига в статье «Флаги Духа», пафос которой направлялся против злоупотребления плакатністю и «серым позитивизмом», не имеющие ничего общего с лирикой. Главная цель, которую ставила поэтесса в воспалительных публицистических выступлениях, как и в лирике, - будить национальное сознание. Наиболее отчетливо этот тезис прозвучал в статье «Партачи жизни».

Елена Телига пошла тем активістським неоромантичним путем, где литературные вехи с суровой необходимостью изменяются жизненными. Путем, который непременно заканчивается героической катастрофой. Жертва ради Отечества - основная тема поэзии Елены Телиги и одновременно - тема ее жизни. Российский литературовед Юрий Тынянов высказал мнение, что именно смерть окончательно «оформляет» писательскую биографию, становится трагическим, но необходимым элементом определенного индивидуального литературного феномена. Случай Елены Телиги в этом плане - именно грандиозный. Перед нами художник, который почти сразу начал с той темы-доминанты, которая является псевдонимом смерти, которую поэт отчетливо видит не только в своих стихах, но и в конце своей жизни.

Елена Телига была поэтом от Бога. ее образы и идеи - оригинальные, форма стихов - элегантная, отношение к жизни - гордое. Поэтесса оставила нам настоящую барскую поэзию в лучшем смысле этого слова, поэзию, лишенную пошлого и простенького. Она появилась, вспыхнула и сгорела на тяжелом и сером, затем кроваво-красном небе войны и революции, как будто блестящая звезда. Хоть она угасла физически, ее яркий свет до сих пор сияет потомкам.

Требования к себе как к поэтессе у Елены Телиги были довольно высокие, поэтому и количество произведений у нее небольшая. При предоставлении своим стихотворениям окончательной, законченной формы автор искала для каждой эмоции слова, которые передали бы точный смысл. Каждому чувству у Елены Телиги должно соответствовать только одно-единственное слово, которое подходило только к этой эмоции, и это слово поэтесса искала долго, до тех пор, пока не находила точное и меткое. Елена Телига гениально связывала близкое с далеким, настоящее с будущим или вчерашним, в зерне видела растение, в цвете - плод, В жизни - смерть, а в смерти - Жизнь.

ее стихи связаны одной идеей, единым стилем, для них характерны благородство линий, скупость, лаконизм выражения, непривычный целесообразность строения, стройность линий и упругость строения. Общее ощущение чего-то, что порывает душу от земного, серого, обыденного - в небо, в вышину. В стихах Елены Телиги не найти «тріпотно-ласкательных» или «розово-мрійних» красок, часто употребляемых нашими лириками, не найти серых, грязно-розовые или грязно-голубых красок, делают произведения эстетов скучными и одноцветными, - все цвета у нее яркие, блестящие, рисунок написан контрастными, горячими красками.

Натура у Елены Телиги - порывистая, трагическая. Предчувствие новой эпохи наполнено для нее двойным вкусом меда и полыни». Это человек, который остро переживала позор и рабство своей нации. Автор - как свободная птица, рвется сквозь решетку, он знает, что тот, кто хочет продраться через проволочную стену или сломить играть, чтобы вырваться на волю, может это сделать, только оставляя за собой рваные крылья, следы крови, порой и сама жизнь: «драть рамки», «души разорвано плесо», «разбить окно». Но кто взлетает вверх, может упасть наземь, любой перескок через огненную черту является опасным, тогда всегда льется кровь, а вместе с тем появляется боль и радость, что новый человек пришел в мир.

Такое бывает и с целыми народами. Народ, который хочет порвать оковы и «вражьей, злой кровью волю окропить», и проливает собственную кровь. Елена Телига знает, что «не трогают только раба», знает: кто странствует по шпилях, ждет пропасть на каждом шагу». Кто ступил на этот путь, всегда ступал с боем и болью.

У поэтессы слова «вера» и «любовь» заиграли свежими красками, первобытным вогнем. ее вера и любовь отличаются от этих «официальных» понятий. Вера, по мнению Елены Телиги, - это «осуществление ожиданого, уверенность невидимого». Вера - это неудержимое желание превратить мечту в реальную жизнь. Вера увеличивает смутное и неустойчивое человеческий ум, его силу. Кто верит - того не сбить, не поколебать его веру никакими человеческими «доказательствами». Верующий, по мнению поэтессы, уверен, что молитвой и верою постигаются телесные, материальные последствия, верит, что из пяти хлебов можно сделать тысячу, из воды - вино, а из маленькой искры разжечь пожар, верит, что невидимое управляет видимым и формирует его. Кто верит - того не сбить, не поколебать в вере никакими человеческими «доказательствами». Тот пойдет по воде, и не убедить его, что сила тяжести тела потянет его на дно. Такого, как сновиду, не убедить, что опасно для жизни лазить по крыше на краю высокого дома. Такой, хоть и прикованный к постели неизлечимой - как на человеческий разум - болезнью, поднимется и уйдет. Именно такую веру имела Елена Телига.

Елена Телига, как и Леся Украинка, сформировалась такой, какой мы ее знаем, вопреки ее иначе настроенном оточенню. ее душа горела стихией огня. Постоянные выражения поэтессы - как раздутый огонь, огонь пределы, пламя огненных блесков, сердце в огне, зови дымящихся огней. Другая стихия поэтессы - вітер. ее душа - полевой буйный ветер, весенний ветер, весенний пожар, весенняя бурная метель, раздута ветром пожар:

Ветрами и солнцем Бог мой путь наметил...

Я - огонь, я - вихрь,

А они останавливаться не привыкли.

Часто у Елены Телиги встречаются такие выражения, как пьяная душа, сердце пьяное, огонь яда или вина, тело, налитое пьяным солнцем. Это не хмель, а что-то другое: автор напоминает равнодушным людям о приближении страшного времени, о том. что появятся «знамения на земли, кровь и огонь» о том, что «каждый, кто примет имя Господне, спасется», о том, что в этот день гнева «Бог изольет Духа Своего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши». Такое объяснение давал апостол Петр.

Одной из таких «дочек наших», которые предсказывали - в мирные времена между двумя войнами - приход эпохи крови и огня, и дымной пыли, и была Елена Телига. Она призвала не бояться «бича безжалостных пожаров», которым шмагатиме здурілу человечность Господь, звала отважных и сильных, тех, кто верил в «вечные ценности правды», идти бесстрашно сквозь дым и сквозь "огонь пределы - на наш мрачный и прекрасный берег", призвала - вопреки очевидности - идти туда. Ведомая лишь своей верой, она могла сказать о себе и о таких, как она, известными словами: «Мы ходим верою, а не видением». Елена Телига ворвалась в «серая толпа» межидіб'я со своей пламенной «душой в красной амазонке», стала знаком, который скрытыми, тайными путями на руинах и пожарищах былой славы растет и формируется - из старого корни дух новой Украины.

С этим кличем - бороться против мирового зла, которое увидела поэтесса в зневоленім Киеве, - выходит Елена Телига на арену национальной борьбы. В этой борьбе ведущую роль должна играть ее родная страна: малая выполнить Божий приказ, предназначен ветрами, солнцем и Богом:

Чтобы зови ее сорвался ввысь!

Чтобы, как флаг, затрепетал в солнце!