Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЮБОВЬ ПОНОМАРЕНКО
ПРАЗДНИК ДУШИ И ТАЛАНТА (Предисловие к книге Пономаренко Л.П. «Портрет женщины в профиль с ружьем»)

Петр Кононенко, доктор филологических наук, профессор

Еще совсем недавно, в 2004 году, в Николаеве вышла в свет книга Любви Пономаренко «Ночь в кафе одиноких душ». Теперь - новое издание. Для нашего не очень художественного времени - вещь исключительная. Но вполне оправдана. Книга "Ночь в кафе одиноких душ" вызвала широчайший резонанс и в Украине, и за ее пределами. Мнение было единодушным: известная писательница Любовь Пономаренко дала читателям неоспоримо новаторские произведения, вершинные не только в ее творчестве, но и в украинской прозе в целом. То новаторство проявилось и в жанровой системе, и в формальных исканиях, но не менее ярко - в сфере идейно-философской и психологической наполненности новелл, рассказов, повести "Неба достать". Исследовательница преимущественно женской ментальности и судьбы, Любовь Петровна прибегла к самому пути: в исключительно лаконичной форме дать картины жизни целых десятилетий, и не только отдельных людей, но и целых родов или коллективов. При этом она не избегает и элементов вроде спокойного повествования, но ее цель - не информация пусть и важные события и интересные судьбы. Ее сверхзадача - раскрыть уроки бытия, как правило, это - драмы человеческих душ, особенно людей совестливых и открытых, доверчивых и добрых, но втянутых в водоворот чрезвычайно напряженных человеческих страстей - бытовых или производственных, интимных или общественных, идейно-духовных или психических. Те конфликты страстей (между мужчинами и женщинами, учителями и учениками, взглядами и идеалами) всегда предстают тестами на подлинность каждого, на сущность жизненного выбора, а измеряются не так физическими ранами, как мере внутреннего потрясения. Герои не похваляются ранами; "мертвые пчелы не гудят" - пустые душой не творят добра и неспособны на сильные чувства. Даже" маленькие" люди Любви Пономаренко проявляют большие контрасты социальной действительности.

И это - следствие творческого кредо писательницы, которая в разговоре с поэтессой Любовью Голотой (опубликованной в журнале "Украиноведение" №1 за 2005 год) подчеркнула: "В современном искусстве культивируется типаж разрушителя, который кочует из произведения в произведение. Такой себе "терминатор", что борется со злом, ищет свое место в мире, но и испепеляет все вокруг себя. Думаю, он уже утомил читательский интерес. Мода на творческий негатив, возможно частично порожден искусственным позитивом проходит. Мне импонирует герой - создатель, целостная личность. "Украина переживает время духовных исканий - в том числе и в сфере художественных приоритетов. Мне верится, что мы таки захотим и богатства человеческих натур, и художественных форм . "Я не сторонница какого-то отдельного направления в литературе мне импонирует все, что несет дух новизны и открытия". Вот как, к примеру книга Юрия Мушкетика "Суд", произведения моих учителей Анатолия Димарова и Владимира Дрозда, естественно - великих классиков... Они всегда были современными. Имеем и мы, видя прошлое и глядя в будущее, быть современными.

И новая книга Любви Пономаренко «Портрет женщины в профиль с ружьем» - как сгусток памяти и мечты.

Она - воистину: современная и високоталановита, оригинальная и творческая, как не странно это говорить про художественную литературу. Но что сделаем? Немало современных "новаторов" сознательно избрали путь антикрасоты, ища популярности даже на помойках социального и духовного люмпенства.

Искусство - открытие сущностей человека и мира во имя возвышения их до высшего идеала. А тот идеал - человечность: естественности и доброты, совести и чести, щонайглибшої душевности и жажды красивой жизнетворчества, внутренней свободы.

Для убедительности захотелось сразу же пересказать хотя бы некоторые сюжеты, воссоздать образы и процитировать творения Любви Пономаренко. И сразу же пришло ощущение полной несостоятельности осуществить замысел: полна исключительной насыщенности информацией, чувствами, переживаниями, размышлениями проза писательницы не давалась на членение и описание. Она представала как свет и воздух, которым дышишь, наполняешься очаровании полной реальности, но не прикоснешься к ней. Она - настроение, оречевлений дух, который прямо корреспондируется с людьми и событиями Черниговщины, Полтавщины или Черкащины, однако обнаруживает неоспоримые гены и трансцендентного мироощущение. Так вот читаешь "Портрет женщины в профиль с ружьем", "И листья заметает следы", "Гер побежденный", "Баба и камень", "Не бросай меня самого в поле", "Душа на веточке лещины", "Умирал Архимед", "Прощай Марчелло", "Ночь в кафе одиноких душ", "На серебряном лодке", "Неба достать", и собственно, каждый из произведений - и чувствуешь: на тебя наплывают война и мир, вера и безверие, вся Украина и мир, глубина гуманизма и цинизма, ибо все то - жизнь, но не в отдельности, а в целостности, над которой царит какая-то невидимая, но ощутимая сила демиурга.

Прежде всего господствует стиль: реальная признак яркой особовості и художественной одаренности. При - еще в произведениях самого раннего творческого периода, что еще тогда побудило выделить Любовь Пономаренко из числа сотен ровесников и вниманием, и литературными премиями, а впоследствии - включением ее произведений в антологии лучших литературных произведений, к того же - как в Украине, так и в зарубежных государствах.

" На берегу Удая стоит маленькая двухэтажная школа. Старая как сам мир... Я пришла в него с большой любовью и желанием сделать революцию в образовании" (Балкон). К сожалению, тот мир не посчитался с романтическими намерениями. " Дни были похожи один на другой...иногда я приносила на уроки скрипку. Сельские дети, которых не учили заниматься сексом в музыке, слушали невозмутимо". А впоследствии попытка открыть старый балкон - символ старого мира завершилась обвалом. Под ним пал "каменный воин" Гаргантюа, а ко всему "поступило письмо от Юрася - он встретил на корабли другую женщину. Я уехала из деревни..."

Миниатюрный рассказ, а за ним - целая история не только молодой учительницы, но и всей послевоенной эпохи с ее человеческими мечтами и драмами, поэзией души и прозой жизни.

Видим единство лирического, эпического и драматического начал, и вполне закономерно, что из этого зернышка вырастет эпическая исповедь "про школу" и человеческие судьбы "Неба достать". Очень непростые судьбы: и школьников, одни из которых несут в себе вечные положи етнопсихіки и морали, или приспособленчества, или бунтарства; и учителей, одни из которых актируются муками гитлеровских концлагерей и сталинских гулагов, однако стремятся неба и высоко несут свое сердце, а другие признают только материальные блага и карьеру. Писатель США И. Хантер в повести "Школьные джунгли" с холодным мастерством показал, как общество "всеобщего благополучие" звироднює детский мир, делает его жестоким и равнодушным к тревог и страданий, ведь мир взрослых - мир одноразовых преживань, одноразовой культуры, а затем и одноразовой человека".

Мир произведений Любови Пономаренко полон как добра, так и зла. Писательница видит реальную действительность в микрочастиц. Однако главное для нее - не життєподібні образы и картины, а жизнь с его глубинами и широтами, как добром, так и злом. К тому же - не так в внешних проявлениях, как внутренних нуртуваннях. Видишь, что для нее живая традиция и любомудрів Княжеской эпохи с их философией: глаза нужно направлять к земле, а душу - к небу; и строго-нежного В. Стефаника с его "страшной" правдой; и романтично-мудрого и человечного М. Коцюбинского с его мечтой создать "книгу добра", так и в обществе, и в литературе господствует ливень грязи и антигуманизма.

Поэтому и видим "следы из-под земли", и единство судеб живых и мертвых, рядовых и чиновных, земледельцев и художников - всех, кто или смирился с реальными судьбой и действительностью, или под "весом веков" мечтает изменить этот мир на человечный и красивый; даже когда в одних холодеют сердца - другие уверены: "встретимся через тысячу лет", ибо жизнь - вечную.

Любовь Пономаренко - романтик, поэтому краски ее произведений яркие, а рельефные линии; формально, то ее жизнеописание об'єктивовано-спокойный, но то спокойствие - обманчиво. Писательница видит мир не так глазами, как сердцем, поэтому царит острая контрастность как единство любви и иронии, как поэтизации, так и гротеска. Сердце романтика всегда раненое ложью и неэстетичностью бытия. Поэтому бунтівниче и колючее. Но оно - любовь.

Любовь к человека и природы, зверей и трав; в Любви Пономаренко - к стихиям и мифов; как то было традицией в праукраинцев - к воде и свету, к таинственности человеческой натуры, ее помыслов, представлений, поступков. Это предоставляет полифонии и многогранности, способствует желанию возвыситься над обыденным, сбросить с себя чешую безразличия, разбудить в себе жажду человечности и воли к жизни.

Простота привлекает, побуждает верить. Верить и учителю, и школьникам; и художнику - и девочке из отеля-кафе; и неуступчивым по красоте и чести романтикам, и "реалистам", которые и сегодня за погоней во имя видимого благополучия готовы заплатить и честью и совестью. Их бог - богатство, деньги, хотя их погоня за успехом нередко и заканчивается миром fata morgany - иллюзиями примитивной души.

В книге - десятки и сотни произведений образов. Как и в жизни, слишком разных, выпукло выписанных и в их всеобщности, и в их индивидуальных особенностях. Они по-разному видят мир, а потому существенно расширяют наше мировоззрение, - но все они вместе наши - украинцы: с типичными характерами и судьбами, потому что все изображенное бытия генерирует один образ - автора произведений: пристального обсерватора, влюбленной в жизнь и людей человека, художника суровой правды. Читая произведения, можно и наплакатись, и насмеяться. А главное - задуматься: что же дает силу людям выжить и в этой слишком суровой действительности, а писательницы - видеть этих всех людей добрыми и хорошими?..

И почувствовать: царит талант Любви Пономаренко!