Петр Кононенко, доктор филологических наук, профессор
Еще совсем недавно, в 2004 году, в
Николаеве вышла в свет книга Любви Пономаренко «Ночь в кафе одиноких душ».
Теперь - новое издание. Для нашего не очень художественного времени - вещь исключительная. Но
вполне оправдана. Книга "Ночь в кафе одиноких душ" вызвала широчайший
резонанс и в Украине, и за ее пределами. Мнение было единодушным: известная
писательница Любовь Пономаренко дала читателям неоспоримо новаторские произведения,
вершинные не только в ее творчестве, но и в украинской прозе в целом. То новаторство проявилось и в жанровой системе, и
в формальных исканиях, но не менее ярко - в сфере идейно-философской и
психологической наполненности новелл, рассказов, повести "Неба достать". Исследовательница
преимущественно женской ментальности и судьбы, Любовь Петровна прибегла к самому
пути: в исключительно лаконичной форме дать картины жизни целых десятилетий, и не
только отдельных людей, но и целых родов или коллективов. При этом она не избегает и
элементов вроде спокойного повествования, но ее цель - не информация пусть и
важные события и интересные судьбы. Ее сверхзадача - раскрыть уроки бытия, как
правило, это - драмы человеческих душ, особенно людей совестливых и открытых,
доверчивых и добрых, но втянутых в водоворот чрезвычайно напряженных человеческих
страстей - бытовых или производственных, интимных или общественных, идейно-духовных
или психических. Те конфликты страстей (между мужчинами и женщинами, учителями и
учениками, взглядами и идеалами) всегда предстают тестами на подлинность каждого,
на сущность жизненного выбора, а измеряются не так физическими ранами, как мере
внутреннего потрясения. Герои не похваляются ранами; "мертвые пчелы не
гудят" - пустые душой не творят добра и неспособны на сильные чувства.
Даже" маленькие" люди Любви Пономаренко проявляют большие контрасты социальной
действительности.
И это - следствие творческого кредо
писательницы, которая в разговоре с поэтессой Любовью Голотой (опубликованной в журнале
"Украиноведение" №1 за 2005 год) подчеркнула: "В современном искусстве
культивируется типаж разрушителя, который кочует из произведения в произведение. Такой себе
"терминатор", что борется со злом, ищет свое место в мире, но и испепеляет все
вокруг себя. Думаю, он уже утомил читательский интерес. Мода на творческий негатив,
возможно частично порожден искусственным позитивом проходит. Мне импонирует герой -
создатель, целостная личность. "Украина переживает время духовных исканий - в том
числе и в сфере художественных приоритетов. Мне верится, что мы таки захотим и
богатства человеческих натур, и художественных форм . "Я не сторонница какого-то отдельного
направления в литературе мне импонирует все, что несет дух новизны и открытия". Вот как,
к примеру книга Юрия Мушкетика "Суд", произведения моих учителей Анатолия Димарова и
Владимира Дрозда, естественно - великих классиков... Они всегда были современными.
Имеем и мы, видя прошлое и глядя в будущее, быть современными.
И новая книга Любви Пономаренко «Портрет
женщины в профиль с ружьем» - как сгусток памяти и мечты.
Она - воистину: современная и високоталановита,
оригинальная и творческая, как не странно это говорить про художественную литературу. Но что
сделаем? Немало современных "новаторов" сознательно избрали путь антикрасоты, ища
популярности даже на помойках социального и духовного люмпенства.
Искусство - открытие сущностей человека
и мира во имя возвышения их до высшего идеала. А тот идеал - человечность:
естественности и доброты, совести и чести, щонайглибшої душевности и жажды
красивой жизнетворчества, внутренней свободы.
Для убедительности захотелось сразу же
пересказать хотя бы некоторые сюжеты, воссоздать образы и процитировать творения
Любви Пономаренко. И сразу же пришло ощущение полной несостоятельности
осуществить замысел: полна исключительной насыщенности информацией, чувствами,
переживаниями, размышлениями проза писательницы не давалась на членение и описание.
Она представала как свет и воздух, которым дышишь, наполняешься очаровании полной
реальности, но не прикоснешься к ней. Она - настроение, оречевлений дух, который
прямо корреспондируется с людьми и событиями Черниговщины, Полтавщины или Черкащины,
однако обнаруживает неоспоримые гены и трансцендентного мироощущение. Так вот читаешь
"Портрет женщины в профиль с ружьем", "И листья заметает следы", "Гер
побежденный", "Баба и камень", "Не бросай меня самого в поле", "Душа на веточке
лещины", "Умирал Архимед", "Прощай Марчелло", "Ночь в кафе одиноких душ",
"На серебряном лодке", "Неба достать", и собственно, каждый из произведений - и чувствуешь:
на тебя наплывают война и мир, вера и безверие, вся Украина и мир, глубина
гуманизма и цинизма, ибо все то - жизнь, но не в отдельности, а в
целостности, над которой царит какая-то невидимая, но ощутимая сила демиурга.
Прежде всего господствует стиль: реальная признак яркой особовості и художественной одаренности. При
- еще в произведениях самого раннего творческого периода, что еще тогда побудило выделить
Любовь Пономаренко из числа сотен ровесников и вниманием, и литературными премиями,
а впоследствии - включением ее произведений в антологии лучших литературных произведений, к
того же - как в Украине, так и в зарубежных
государствах.
" На берегу Удая стоит маленькая
двухэтажная школа. Старая как сам мир... Я пришла в него с большой любовью и
желанием сделать революцию в образовании" (Балкон). К сожалению, тот мир не посчитался
с романтическими намерениями. " Дни были похожи один на другой...иногда я приносила на
уроки скрипку. Сельские дети, которых не учили заниматься сексом в музыке, слушали
невозмутимо". А впоследствии попытка открыть старый балкон - символ старого мира
завершилась обвалом. Под ним пал "каменный воин" Гаргантюа, а ко всему "поступило письмо от Юрася - он встретил на
корабли другую женщину. Я уехала из деревни..."
Миниатюрный рассказ, а за ним - целая
история не только молодой учительницы, но и всей послевоенной эпохи с ее человеческими
мечтами и драмами, поэзией души и прозой жизни.
Видим единство лирического, эпического и
драматического начал, и вполне закономерно, что из этого зернышка вырастет эпическая
исповедь "про школу" и человеческие судьбы "Неба достать". Очень непростые судьбы: и школьников, одни из которых несут в себе вечные
положи етнопсихіки и морали, или приспособленчества, или бунтарства; и учителей,
одни из которых актируются муками гитлеровских концлагерей и сталинских гулагов,
однако стремятся неба и высоко несут свое сердце, а другие признают только материальные блага и карьеру. Писатель
США И. Хантер в повести "Школьные
джунгли" с холодным мастерством показал, как общество "всеобщего
благополучие" звироднює детский мир, делает его жестоким и равнодушным к
тревог и страданий, ведь мир взрослых - мир одноразовых преживань,
одноразовой культуры, а затем и одноразовой человека".
Мир произведений Любови Пономаренко
полон как добра, так и зла. Писательница видит реальную действительность в
микрочастиц. Однако главное для нее - не життєподібні образы и картины, а жизнь
с его глубинами и широтами, как добром, так и злом. К тому же - не так в
внешних проявлениях, как внутренних
нуртуваннях. Видишь, что для нее живая традиция и любомудрів Княжеской эпохи с
их философией: глаза нужно направлять к земле, а душу - к небу; и строго-нежного
В. Стефаника с его "страшной" правдой; и романтично-мудрого и человечного М.
Коцюбинского с его мечтой создать "книгу добра", так и в обществе, и
в литературе господствует ливень грязи и антигуманизма.
Поэтому и видим "следы из-под земли", и
единство судеб живых и мертвых, рядовых и чиновных, земледельцев и художников - всех,
кто или смирился с реальными судьбой и действительностью, или под "весом веков" мечтает
изменить этот мир на человечный и красивый; даже когда в одних холодеют сердца -
другие уверены: "встретимся через тысячу лет", ибо жизнь - вечную.
Любовь Пономаренко - романтик, поэтому
краски ее произведений яркие, а рельефные линии; формально, то ее жизнеописание
об'єктивовано-спокойный, но то спокойствие - обманчиво. Писательница видит мир не
так глазами, как сердцем, поэтому царит острая контрастность как единство любви и
иронии, как поэтизации, так и гротеска. Сердце романтика всегда раненое
ложью и неэстетичностью бытия. Поэтому бунтівниче и колючее. Но оно - любовь.
Любовь к человека и природы, зверей и
трав; в Любви Пономаренко - к стихиям и мифов; как то было традицией в
праукраинцев - к воде и свету, к таинственности человеческой натуры, ее помыслов,
представлений, поступков. Это предоставляет полифонии и многогранности, способствует желанию
возвыситься над обыденным, сбросить с себя чешую безразличия, разбудить в себе
жажду человечности и воли к жизни.
Простота привлекает, побуждает верить.
Верить и учителю, и школьникам; и художнику - и девочке из отеля-кафе; и
неуступчивым по красоте и чести романтикам, и "реалистам", которые и сегодня
за погоней во имя видимого благополучия готовы заплатить и честью и совестью. Их
бог - богатство, деньги, хотя их погоня за успехом нередко и заканчивается
миром fata morgany -
иллюзиями примитивной души.
В книге - десятки и сотни произведений
образов. Как и в жизни, слишком разных, выпукло выписанных и в их всеобщности, и в
их индивидуальных особенностях. Они по-разному видят мир, а потому существенно
расширяют наше мировоззрение, - но все они вместе наши - украинцы: с
типичными характерами и судьбами, потому что все изображенное бытия генерирует один образ -
автора произведений: пристального обсерватора, влюбленной в жизнь и людей человека, художника
суровой правды. Читая произведения, можно и наплакатись, и насмеяться. А главное -
задуматься: что же дает силу людям выжить и в этой слишком суровой действительности, а
писательницы - видеть этих всех людей добрыми и хорошими?..
И почувствовать: царит талант Любви
Пономаренко!