Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО

Иван Франко - ИВАН ВИШЕНСКИЙ, ЕГО ВРЕМЯ И ПИСЬМЕНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




И
Хорошо делают наши умные и ученые люди, что вспоминают каждый год и рассказывают простому народу о жизни таких наших писателей и певцов, как Шевченко, Цветок, Шашкевич, Федькович, что своим горячим и прекрасно-красным словом будили наш народ от сна, поднимали его до сознания своей человеческой и народной достоинства. Хорошо делают, что вспоминают и розсвічували нам нашу старину, показывали добрые и злые дела наших предков нам, потомкам, на науку, как это делал славный Николай Костомаров. Хорошо бы делали наши русские проповедники, если бы рассказывали простому народу как можно больше и как можно чаще о жизни его лучших сыновей, писателей и ученых, учителей, борцов в войне и борцов в сеймах и советах, потому что в жизни и діланню всех тех людей есть зерна живой силы, живого примера, которые должны переходить в широкие народные слои, произойти живым сокровищем народной жизни, переходить из рода в род. Только тогда, когда такие живые примеры из жизни единичных лучших людей будут каждому в тямці, будут присвічувати ему при работе, будут переживать и переводиться в жизни, только тогда можно будет сказать, что народ наш поступает заранее.
Смеле, умные и горячие люди жили в каждом времени, но особенно вставали и вироблювалися во временах живіших народных движений, войн, преследований, борьбы духовной. Тяжелые времена переживал наш украинский народ под польским господством в XVI веке. Люблинская уния 1569 года отлучила наши земли от Литвы и приобщила их непосредственно к Польше, а особенно шла к тому, чтобы завести на наших землях польские порядки. Цель, к которой они философов, была такая, чтобы нашу полуденную Русь, что досталась в польские руки, совсем зілляти с Польшей, сделать из тех двух стран в одну целость. Нынешняя Галичина была уже в польских руках давно; интересная вещь, что здесь поляки, желая этот край сделать польским, начали от того, что навлекли на него немцев и поосаджували их по городам. В прочій Движении по Люблинской унии нечего уже было это сделать, и для того поляки задумали дойти до своей цели другой дорогой. Особенно на две вещи имели глаз. В древней Руси, а потом и в литовско-русском государстве был такой порядок, что, кроме главного князя, было там много меньших князей, т. н. удельных. Они должны были слушать старшего князя только в некоторых важніших делам, но во внутренних, домашних делах своего княжества имели совершенно свободную руку. Под князьями стояли дворяне (властители больших имений земских), далее земляне, что-то словно мелкая шляхта, в конце мужики. Мужики обов'язані были вправді давать дани князьям и відроблювати определенную барщину дворянам, но в прочім были свободными людьми, имели свои собственные общественные суды, которые перед запозивано не раз даже землян и дворян. Уния Люблинская очень основное изменила этот порядок. Кроме старейшего князя, что отныне должен был быть королем польским заодно, она сравняла прочі три слоя, т. е. меньших князей, дворян и землян с польской шляхтой, свела их всех до одного уровня, а взамен мужиков подвела также под польское право панщизняне, т. е. сделала их полнейшими подданными шляхты, почти лишила всяких человеческих прав. После этого легко понять, почему, кое-кто из русинов, а особенно литовские князья и магнаты так сильно противились унии Люблинской, ибо она ровняла их с теми, что были до сих пор под их рукой, с дворянами и землянами; зато дворяне и земляне всеми силами стояли за унией, потому что она ровняла их с польской шляхтой и давала им все те права, которые имели польские шляхтичи. Понятно также, почему по введению Люблинской унии те дворяне и земляне так живо начали горнутися до польских порядков, в польских школ, польских книг и т. п., не прошло и 50 лет, а все они с небольшими выемками совсем ополячилися. По их следам пошли и бывшие удельные князья, по Люблинской унии стали русскими магнатами. Одни из них, как князья Острожские, что стояли при Движении, быстро вымерли; другие, как Слуцкие, Сапеги, Вишневецкие. Тышкевичи, которые перешли по-мось времени также на польскую сторону.
Вторая вещь, за которую взялись поляки очень пристально, было уравнивание обрядов. Польша была в тех временах в большей половине католическая, в меньшей лютерська и кальвінська. На Литве расширенное было кальвінство и соцініанство (религия отвергала веру в святую троицу); Русь была православная, хоть также кальвінство и соцініанство начинало в ней распространяться. Итак, быстро по Люблинской унии принято в Польше закон иезуитов, которые взяли на себя большое дело - привлечь всех лютеран, кальвінів и православных к римскому католицизму. Они шли к этой цели самыми разными путями, прямыми и кривыми: говорили огнисті ответственности по костелах и по публичных местах, вызывали своих противников на публичные диспуты и старались если не убедить, то хотя бы перекричать или хоть осмішити их в глазах несведущих людей, писали на них смешные письма, стихи и выдумки и распускали среди народ, но что самое важное, базировали школы, в которых учили молодежь в своем духе, подбирались под больших господ и дам, чтобы иметь над ними влияние, особенно осваивали председателя старших женщин, богатых дідичок, и наклонювали ее на то, чтобы в своих добрах не терпели никакой другой веры кроме латинского. Наконец добыли себе иезуиты большое влияние на польских королей Стефана Батория, а особенно Жигмонта III, и произвели такое право, что ни один «или иноверцы» не мог занимать высоких достоинств и государственных правительств, не мог быть сенатором, канцлером, воеводой и т. п.
К «иноверцам», наравне с лютеранами, кальвінами и арианами, принадлежали и православные, и на них, под влиянием иезуитов, обратилась неохота, а дальше и ненависть польских латиннйків. Правда, многочисленные заверения польских королей запоруча-ли православным русинам свободу их веры, но польская общественность не обращала внимания на королевские акты. Уже которых 30 лет по Люблинской унии выработалась по русских городах такая практика, что русины стояли там наравне с евреями, т. е. были вдавлены до осібної участке, не могли иметь домов в рынке, принадлежать к цехов, быть бурмистрами ни отбывать по городе процессий с образами, ни даже звонить при похоронах. Сего однако же католикам было не достаточно, и они за поводом иезуитов начали идти к тому, чтобы всех русинов отвлечь от православия, а подвернуть под папу. Прежде всего ударили они на русском, а собственно староримський (юлианский) календарь, которого держалася православная церковь, и начали насиловать русинов, чтобы приняли новый, григорианский. Из-за того календарного раздора пришло в Львове на рождество 1578 г. до большого разруху, когда бурмистр и брат латинского епископа Суликовського силой позамикали русские церкви. Но русины сим вместе не дались, церкви поотбивали и прибегли с жалобой в короля Стефана Батория, который отдельным декретом приказал полякам, чтобы на новый календарь не насиловать никого.
Быстро, однако, поступила еще тяжелее буря, церковная уния. Иезуиты Антон Пос-севіно, итальянец, папский нунций, и Петр Скарга (свойственно Павенский) и другие польские иезуиты начали писать книги против православных [...] посталат. н. церковная уния, принятая епіскопами русскими в Риме 1595, а объявленная на соборе в Берестю 1596 p., за что и зовется Брестской унией.
Но перечислилися немного иезуиты и их сторонники, думая, что - как поймают в свои сети русских владык, то уже вместе с ними поймают и весь народ. Впереди всего два владыки, львовский и перемышльский, увидев, к чему дело идет, отступили от него и остались при православию. В обороне его стал и знаменитый князь Острожский, выступили и братства. На брестский собор 1596 г.
прислал и патриарх константинопольский своего відпоручника Никифора Прото-сінгела. Все они собрались вместе, сложили православный собор и викляли митрополита Рагозу и тех епископов, принявших унию. Таким образом вместо унии, т. е. единства, собор брестский посеял великий раздор среди русского народа, раздор, не починен до сих пор.
II
Среди таких обстоятельств возникает чрезвычайная фигура Ивана Вышенского. Надо было необычных обстоятельств, чтобы мужчине невысокого рода было возможно познать тогдашнюю жизнь во всей різнородності его явлений, и потом вырваться из него и растаять на таком высоком положении, из которого видно было ясно значение тех явлений, не совсем ясное даже для высокопоставленных людей на лестнице тогдашней общественности. Надо было ему основное отречься от того мира со всеми его повабами и укусами, из усею его моральным безразличием или гнилью, чтобы высечь из своей души такой мощный огонь, который горит в написанных словах Вышенского и не перестает до сих пор говорить к нашему сердцу.
Очень немного знаем о жизни того интересного мужчину. Кажется, что родился он около г. 1550 в галицком городке Судовой Вишни из родственников, видимо, не так-то очень бедных, мещан, или мелкой русской шляхты. Родственники те наверное старались дать ему азы школьной науки, хоть начала те не могли быть крупные; чтение церковных книг, писания, церковное пение и все. Кажется также, что по окончании школы родственники постарались примістити его при дворе какого-то знатного господина. [...]
Из одного произведения Вышенского узнаем, что он долгое время жил в Луцке, может при заряде добр княжеских, т. н. экономии, и видимо был не посліднім мужем, когда один польский монах, и то не простой, а «містр», т. е. начальник, жил с ним в такой близкой дружбы, что наклонював его перейти в католическую веру, а дальше сказал перед ним, что свел с ума одну девушку.
Имея круг ЗО лет, значит, где-то около 1580 года, Вышенский покинул двор князя Острожского и выбрался на богомолье в далекий край, в Турцию. Там на полуденном конце Македонии вскакує в море высокая подовгаста гора, соединенная с твердой землей только узкой шеей. Гора, покрытая лесами, с времен-давна служила пристанищем для христианских монахов и пустынников, что здесь хотели в тишине и набожных думах кончить свой век. Сия гора называется Афон, или Святая гора, и бы еще и поныне в виключнім посіданню монахов православных - греческих, болгарских, сербских и российских. В те времена, о которых здесь повествуем, жило таких монахов на Афоне по 3 или 4 тысячи. Некоторые жили в монастырях, другие в местных кельях среди леса и скал, а третьи, что хотели держать острейшую регулу, замуровались в ямах и каменных пещерах, куда только раз в неделю подавано им немного праженого бобу, чтобы не умерли с голода. Те, что сидели в монастырях, занимались управой пашни, продажей и промыслом; не оставалися без работы и пустинники. Значительная часть монахов ежегодно выходила в разные христианские православные крае за милостыней. Особенно радостно шли они на Молдавию и в
Валахию, в Россию и в Польшу, где рассказывали о святобливе, райская жизнь монашеское на Святой горе. Вот тем-то очень часто лучалося, что такие попрошайки возвращались на Святую гору не только с богатой милостыней, но также вели с собой новых охотников до пустынного праведной жизни. Таких охотников шло из Руси в те времена разбуженного религиозного движения довольно много. Одним из них был Иван Вышенский. Что склонило его покинуть светскую жизнь - пересит дворовым шумом, какие родственные гризоти, или, может, какая несчастливая любовная история, или исключительно религиозные причины, сего не знаем. [...]
На Афоне пробыл Вышенский наверное 40 лет, до своей смерти, которую можем положить круг г. 1620 - дать наверное не знаем. Сразу он должен быть послушником и, кажется, что им в монастыре св. Павла, откуда аж по 10 летах, где-то в г. 1592, или 93 посылает на Русь свое первое «Послание до всех обще в лядской земли живущих». Выбыв лета монастырского послушания, Вышенский осел в одиноких скиту где-то среди леса, и пробыл здесь, занятый ручной работой, чтением благочестивых книг и писанием своих «Послан», вплоть до г. 1605. В том году, неизвестно по какой причине, пошел на Русь, жил некоторое время в Угорниках круг Отынии, был затем во Львове, пожалуй, и в Остроге у старенького князя Острожского, своего бывшего господина, был в монастырях в Уневе и в Дермани, откуда вернул обратно к Угорник, а потом ушел в горы своего давнего товарища из Афона Иова Княгиницкого, что жил тогда недалеко нынешнего села Доры в т. наз. Марковій пустыне, где позже оснував славный монастырь Манявский Скит. Пожив некоторое время с Княгиницким в одиночестве «под елями», он вернул обратно на Афон. Жил там несколько лет, переходя от монастыря к монастырю, молячися и сочиняя дальнейшие свои произведения, пока наконец где-то по р. 1610 не захотел совсем отлучиться от мира и не осел в каменной пещере, где можно было жить только в острих постах и молчанию и откуда только одна смерть могла освободить аскета. В той пещере он круг г. 1616 написал еще одно свое произведение по поводу изданной тогда руском языке книги Иоанна Златоуста «О священстве»; кажется, что это был последний его произведение. О и дальше жизнь и смерть его не знаем ничего. Есть только ведомость, что в г. 1621 православные русины, собранные в Луцке для совещания над способами поддержания православия, между прочим приняли выслать на Афон своих післанців и спровадить відтам ученых и святобливих мужей русского рода, а особая Ивана Вышенского для подпорки и обороны православия на Руси. Очевидно, о смерти Вышенского на Руси тогда еще не знали; но ходили из Луцка післанці на Афон и привели кого из русских афонітів на Русь, сего не знаем.
Вот и все, что можем сказать о жизни Ивана Вышенского. Спросит, может, кто, чем интересно это жизнь для нас и что можем научиться из него? Разумеется, того не можем и не должны мы учиться, чтобы в тяжелых временах для наших близких, для целого края покидать мир и людей, идти в пустыню или в монастырь и вести там жизнь хотя бы в холоде и голоде, и все-таки супокійне, неунывающее и посвященное исключительно молитвам и дбанню о спасения собственной души. Когда в жизни Ивана Вышенского интересное и обучающее для нас, так это то, что, дойдя до мужеської дозрілості, он покинул сей мир наверное не из беды и не для без трудного пропитания, но для того, что каким ли таким способом пришел к убеждению, что этот мир испорчен. Ради своего убеждения он покинул господский двор и службу и достаток, покинул общество умных и образованных людей, одним словом бросил все, что в жизни дорогое мужчине, и пошел делать такую службу, которая ему в ту пору для общего дела казалась полезной, пошел служить тому делу молитвой и словом. [...]
Вышенский целым своей жизнью доказал, что вера в него была не только искренняя, но совсем не безплодна, потому что заполнила его жизнь деятельностью, как в свое время очень смелой, подиктованою очень высоким пониманием человеческого достоинства. Уже сам его выход на пустынное жизни и потом его недолгий быт на Руси были поступки, которые доказывали его жизненную независимость и горожанську отвагу. Потому подумайте, много ли найдется у нас людей, которые бы решились для своего убеждения подвергнуться другому, старшему, или целом общественности, казнить ласку у начальника, отречься должности, или хотя бы только небольшой пользы? С того взгляда Иван Вышенский может еще и нашему поколению служить примером твердости и стойкости характера, прямоте и ясности в выражении своих взглядов и соостветствия между убеждениями и целым своей жизнью.
III
И не только своей жизнью и характером важный и интересный для нас Иван Вышенский, но главным образом теми писаниями, которые дошли от него до нас. Те писания все сложенные на Афоне (с выемкой одного писания к Юрию Рогатинця) и посыпанные с Афона на Русь, конечно с обозначением имени автора и места его обитания и заосмотрені достаточно просторными и характерными титулами. При его жизни они не были печатные с выемкой одного, написанного в форме соборного посланія всех афонских монахов русской народности до русинов, живших под польской короной, которое без обозначения имени автора было печатное в г. 1598 в изданной князем Константином Острожским, т. наз. «Острожській книжиці в десяти отделах» в приложении к семи посланной александрийского патриарха Мелетия Пигаса против унии. Другие его произведения спрятались в очень немногих рукописях и были частями опубликованы в различных издательствах во второй половине XIX в. Всех произведений Вишенськиго 18, не вчислюючи туда вставленное им в одно произведение древнее повествование о нападении латинян на Афон в XIV в. Некоторые произведения очень короткие, но некоторые имеют довольно просторный объем, и изданы все вместе образуют порядочный и очень интересный том. [...]
Повествуя выше о заведении церковной унии в Южной Руси, я упомянул между прочим, какое-то бедствие имели русины с правом патроната, по которому король поставлял епископов, а помещик православных попов в своих имениях. Поэтому в своей «Совету в очистке церкви» Иван Вышенский советует русинам явно и решительно выступить против того права. «На священницький степень пусть вступают после предписаний святых отцов, а не по своей воле ради лакомства телесного, чтобы захватить имения, панство и почести. И каждого такого, что сам наскокує, не принимайте, а когда король даст вам его без вашего выбора, прогоните и прокленіть. Ибо нет не в
папіжа вы крестились и не в королеву власть, чтобы вам давал волков и воров, разбойников и антихристових таємників. Лучше бы вам без владык и без попов, чертом поставленных, таких, что купили себе ту достоинство, не будучи ее страже, в церковь не ходить, нежели с владыками и попами, не от бога называемыми, в церкви быть, ее бесчестить и православие топтать. Ведь не попы нас спасут, ни владыки, ни митрополиты, но тайники нашей веры и православное захоронение заповедей божьих, это должно нас спасти».
Чтобы оправдать, почему он, хоть сам из духовного сословия, так остро выступает против тогдашнего духовенства, Вышенский подает вот какую досадну характеристику тогдашней южнорусской иерархии. «Ибо ныне, - пишет он, - прокляты владыки сделали себе поместья из совместных монастырей и кормят в них гінчих псов, а не души, что спасаются для жизни вечной». А на другом месте отзывается еще острее: «Пусть будут прокляті.владики, архимандриты и игумены, что поспустошували монастыри и поместья себе из мест святых сделали и сами только со своими слугами и приятелями в них телесно языков скот пасутся; на святых местах лежа, деньги собирают с тех доходов, которые предоставлены на Христовых бого-мільців, девкам своим вино готовят, сыновей одевает, женщин пристраивают, краски (Либерии) производят, приятелей своих обогащают, нарыть строит, повозові лошади сыты и одной масти спрягають, роскоши свои языческие производят. А в монастырях не видно тех рек и потоков монашеской молитвы, что после закона христианского должны неустанно плыть к небу, и вместо безсонниці, песен, молитв и праздников духовных псы воют, причитают и тявкают. А безбожные владыки вместо церковных правил и чтения книг и закона божьего денно и заграничные над уставами и ложью весь свой возраст упражняются и тратят, и вместо богословия и внимания на истинное жизни, учатся облесливості, человеческой хитрости, лжи, щекарства и выкрутасов, чортівського пустомельства и лизунства».
Нельзя отказать справедливости сим словам Вышенского, если учесть, что говорил он о таких владык, как Рагоза, Потей, Терлецкий и их сообщники. [...]
Как видим, Иван Вышенский не с зависті ни из ненависти выступил против тогдашних русских владык и высшего духовенства. Его болело то, что те владыки держали своих подданных, своих единоверцев, православных или униатов, так же, как и польские шляхтичи, и так же сдирали и поневіряли их. И вот он первый в нашем крае резко и смело поднял голос в обороне того бедного робучого люда, показывая господам и владыкам, что тот мужик - их брат, а не простая робуча скот, что он радуется и терпит как мужчина и хочет жить как человек.
«Где вы голых зодягали? - спрашивает он тех владык и господ. - Не вы сами оголюєте их из загона лошади, овцы, волы в бедных подданных волочите, датки денежные пожертвования пота и труда от них извлекаете, бедных живьем лупите, оголюєте, мучаете, томите; на работу и в дальние дороги без времени, зимой и летом в ненастное веремья гоните, а сами как истуканы на одном месте просиживаете, или когда и притрафиться того живого трупа на другое место перенести, то в люльках переносите. А бедные подданные день и ночь на вас работают и горюют. А вы, виссавши их кровь и силы, их труд и усилия и сделав их голыми в кладовке и скотном дворе, своих сорванцов приближенных фалюндишами, уторфінами и каразіями (дорогими сукнами) зодягаєте, чтобы напасть глаза хорошей осанкой тех слуг, а те бедняги подвержены даже простой сермяжки доброй не имеют, чтобы покрыть свою наготу. Вы из их пота напихаєте полные мешки денег, золотых талеров, півталярів, ортів, четвертак и потрійни-ков, сбиваете суммы-суменні, а те бедняги не имеют даже гроша, за что соли купить».
Вот такие смеле и горячие слова в обороне простого, угнетенного и заброшенного народа, к тому подиктовані не абстрактной христианской доктриной, а близким и подробным знанием жизни того народа, делают нам память Ивана Вышенского милой и дорогой. Была се натура простая и сильная, что не умела кривить душой. «Не думайте, - писал он, обертаючися до поляков, - что я так смело к вам говорю и правдой в глаза вас колю, потому что сижу вот здесь на Афоне в далеком углу. Надеюсь, что приду к вам и сам и с радостью приму даже смерть за правду, когда на то будет божья воля». И действительно, он не побоялся прийти с Афона на Русь, хоть опять и то надо признать, что в Польше тогда за такие смеле слова еще не было обычая метаться на чоловіці. Позже иезуиты и тому научили поляков; почти все визначніші ариане, особенно в Малой Польше, погибли из рук сфанатизованных католицизмом разбойничьих шайок.
Ивана Вышенского причисляют обычно к полемистов, которые защищали пра-вославіє против мер латинства и унии. Это верно, но только в частые. Свойственной полемической аргументации в его писаниях не так много, как бы велела догадываться название полемиста, да и то присущие догматические дискуссии у него не оригинальные, а взяты преимущественно из современных русских или польских полемических сочинений. Главная сила полемики Вышенского, которая очень часто переходит в сатиру, лежит в его глубоком пониманию этической стороны спора между латинянами и православными, а главная сила его таланта в ілюструванню религиозных віроучень и общественно-политических отношений драматическими примерами, подробностями и сравнениями, взятыми из реальной жизни. Это придает его писанием далеко большую историческую и литературную ценность, чем та, которую имеют хотя бы самые искусные теологические полемики вроде «Палінодії» Захарии Копистенского. Главную основу разлома между латинством и православием Вышенский видит в гордости латинян, а прежде всего пап римских, которые ради своих чисто.світських, политических целей на протяжении веков систематически фальсифицировали все христианское вероучению и традицию старейших отцов церкви и семи вселенских соборов и сделали из религии самый страшный знаряд для духовного и политического порабощения народов. [...]
Такого русского господина, что не заботится о своем народе, он называет «ребенком, что колышется в колыбели роскоши», а в конце показывает, что когда ценить мужа после его добродетели, труда и общего блага, то те бедные мужики и кожемяки скажуться действительно господами, а господа бедными рабами, что термосяться в оковах своих собственных прихотей, страстей и пустоты жизни.
Так богатые паны литовские, русские и польские посылали своих сыновей на высокие науки в Италии, Германии, Франции. Видячи, как ленивые люди выходят из тех школ, а не доходя более глубоких причин, Иван Вышенский в своих посланы ударял сильно на те школы, в которых учат латинского и греческого языка, Платона и Аристотеля и других языческих писателей. Не надо думать, что Вышенский так и хотел оставить своих земляков в темноте и отгородить от остального мира, чтобы только спасти их православие. И однако определенная вещь, ресниц долгое время не мог разобраться в тех новых явлениях западноевропейской культуры, что напливали на Русь. Латиняне, а особенно иезуиты нападали на православів с разных сторон, опираючися на греческих и латинских писателей, церковных и светских. Греческие патриархи, особенно Мелетий Пигасий и Кирилл Лукаріс, писали письма и книги в обороне православия. Значит, надо было знать по-гречески и по-латыни, знать не только богословие, но также историю, право церковное и светское и много еще чего другого, чтобы с успехом защищаться. Понял это Вышинский, будучи с Афона на Руси в начале XVII в., и уже спустя писал, что не выступал вообще против школ, но надо только следить, чтобы у них не пропало православие.
Но зато как красиво и умно писал он в простых грамотных людей, городских и сельских священников и братьев, поучуючи их, как с пожитком отчитывать книги или письма перед своими прихожанами. Имеем образ, подобный наших читален в первых печатях их развития, когда нередко случалось, что грамотный в читальные был только один, священник или дьяк, а остальные члены были неграмотные, следовательно слушатели, а не читатели. Вот тем-то сей грамотный должен был не только читать, но также объяснить людям прочитанное. «Прежде всего, - пишет Вышинский в своей небольшой инструкции, поставленной во главе совершенной им самим неполной сборки его писаний, - пусть будет прочитатель смышленый, в чтению беглый и бистрозорий. Пусть не повторяется и не останавливается на одной вещи по два или по три раза, но в меру, ровно пусть поступает слово за словом по тропе того, что написано. Пусть на зап'ятих (протинках) останавливается немного, на точках больше, а пройдя две, или три, или кильки может захватить точек, а особенно, где бы кончился содержание предложения, там пусть духом отдыхает, отдыхает и постоює, а то для того, чтобы простым и неграмотным слушателям ясное и понятное было значение того, что написано. Во-вторых, собрав братию православных в школу рано, по проспанню ночи, пока еще мировой шум, тревога и забота не наляжете на здоровую и свежую мысль и не перетянет ее до земных забот, и пока еще живот не нагруженный блюдами, тогда надо читать. В-третьих: не обременять слуха немощных людей длительным чтением, но собственно ОКОЛО или чуть больше карточек прочитать и на том закончить, а заложивши закладку, проси слушателей на второй поранок на такой же праздник и пир духовный, и так поранок за поранком проходя, пока не скінчиш усеї книги. А собранных проси, чтобы кто зачал слушать здравые и трезвые мысли, написанные в писании, то дослухував и до конца, а что из сего польза, се, думаю, узнают сами из опыта, когда хорошо выслушают».

И. Франко. Произведения в 20 т. - К.: Государственное издательство худ. лит., 1955. -
Т. XVI. - С 413-429.