Справди, Максим Рыльский с
молодых лет и до последних дней жизни был гранословом, всегда был увлечен
творчеством великих поэтов прошлого. Портрібно было иметь мужество, чтоб писать
нежную лирику и строгие сонеты и октавы на то время. Уже через много лет Максим Тадеевич, не
имея зла на своих хулителів, через которых
он отбыл заключение и, к счастью украинской культуры, остался жив,
напишет, что термин "неоклассики приложено было случайно и очень условно к
небольшой группы поэтов и литературоведов", а своих критиков он называл
всего лишь "очень решительными людьми".
Максим Рыльский имел непревзойденный талант
импровизатора и прекрасно играл на рояле, научившись этому у великого украинского
композитора Николая Лысенко. Видимо, именно этим объясняется особая нежность,
чистота, мелодійсність лирики
Рыльского. Первое, что поражает в его
стихах, - это богатство мотивов. К
традиционных с украинской поэзии Рыльского приобщил мотивы, почерпнутые из
античной и западноевропейской, а новые времена - из современной жизни и его
реалий. Его стихи богаты на литературные
и філосовські реминисценции, обращение к качественным и трагических, но точно
земных человеческих чувств.
Ясность мироощущения, детское увлечение радостью
жизнь пронес через всю свою жизнь. Даже в вынужденных обстоятельствами изменениях своего
творческого кредо, когда, по его словам, "современность заговорила", он прежде всего
вслушивался в движениях человеческой души, в глубины человеческих переживаний. Поэтическое слово
в него заряженное сосредоточено мыслью, энергией, закованная в классически прозрачные и
гармонично взвешенные формы. Он в угоду времени не менял своего отношения к
классического понимания мастерства поэта, не сбивался с пути одвертого
вульгаризаторства или псевдоноваторства, а видел свой путь в верности
поэтической классической традиции, усваивая новые влияния "как осторожный охотник",
по его словами.І даже пишущие "симфонию мускулатур", он старался все-таки
ловить музыку времени. "Новая жизнь нового стремится слова", - вынужден был написать
Рыльский, но среди многих офіциозних, хоть и талантливо написанных, стихов
30-50-х лет раз в раз появляются настоящие шедевры, которые навечно оставляют
Рыльского среди выдающихся поэтов современности.
Рыльский исповедовал
символическую эстетику, которая восхищала его в произведениях Бодлера, Рембо, Малларме,
Верлена, Блока и Анненского. Именно от символизма, а также от украинской народной
песни взял поэт музыкальность своей поэзии. Даже его сонеты чрезвычайно
песенные, мелодичные. Благодаря Рыльском и неокласикам украинская поэзия
сравнялась с западноевропейской в использовании сложных форм стиха -
терцина, октавы, сонета, различных метрических средств - от гекзаметра к верлібра.
Особым мастерством отличаются сонеты Рыльского, в которых он словно
оттачивал его творчества, "может, именно поэтому Рыльский выбрал сонет и дал ему
еще одно высказывание, этим вместе высказывание украинской тоски по освобождением из
провінціялизму, "за большой землей" культуры.
Стремлением к "большой
земли" культуры, к красоте и повновагості слова,
к мудрости народа обозначено все творческая жизнь выдающегося поэта. Максим
Рыльский был душой и совестью своего народа. Он был не просто поэт, а
мыслитель, философ, мудрец и трудоголик, который со своей голосеевского парка в Киеве, мудро
прищурившись, видел весь мир, но никогда не забывал своей Романовки. Поэтому и мог, постигнув вершины
мировой культуры, завещать своим
потомкам:
Как росток виноградной лозы,
Лелейте язык.
Пристально
и ненасытно
Політь бурь'ян. Чище
От слезы.
Она пусть будет. Верно
И послушно
Она каждый раз служит вам,
Жизнью.
Хоть и живет своим живым
Жизнью.
Прислушайтесь, как океан
Поет -
Народ говорит.