Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-х годов XIX века
Иван Яковлевич Франко (1856-1916 гг.)
«Моисей»
Вершиной гражданской лирики Каменщика стала поэма «Моисей» (1905 г.). Для реализации гостроактуальної общественно-политической проблемы Иван Франко избрал библейскую историю пророка Моисея, который вывел еврейский народ из египетского рабства. Как и все произведения Франка, поэма спроектирована в современную автору украинскую действительность. В этом убеждает пролог к произведению, непосредственно обращенный дорідного, «замученного, разбитого народа. Тема народа, его прошлого и будущего, исторического предназначения и места среди других народов - одна из ведущих в творчестве художника.
Поэту болят «укрыта злость, облудлива покорность» перед чужаками, которые «предательством и разбоем» травили украинцев. Вместе с тем автор прославляет душевное богатство своего народа, что не стремился захватить чужие земли. Поэт предсказывает возрождение Украины в процессе неотвратимого прогресса истории, верит в то, что родина засияет «в вольных народов кругу».
Поэма писалась одним дыханием, на большом творческом подъеме. Этому в значительной мере способствовали тогдашние революционные события, животворною силой вдохновляли мнению поэта.
В предисловии к произведению И. Франко писал, что основной темой поэмы он сделал смерть Моисея, как пророка, не признанного своим народом. Трагедия Моисея в том, что люди, которым он отдал свои силы, дух, славу, отвернулись от него в решающую минуту. Библейская тема, по-своему переосмысленная Франком, приобретает актуальное значение: в старые религиозные образы и картины Франко вложил новый революционный смысл, глубокую философскую мысль. Конфликт Моисея с народом коренится не в эгоистических стремлениях его как вождя и пророка. Моисей - воплощение безграничной доброты и преданности своему народу:
О Израиль! Если бы ты знал,
Чего в сердце том полно!
Если бы знал, как люблю тебя,
Как люблю несказанно!
По жанру «Моисей» - философская поэма, которая состоит из пролога и 20 песен (размышлений). Толчком к созданию образа Моисея была скульптура Микеланджело - образ библейского Моисея, которую увидел И. Франко, находясь в 1904 г. в Италии.
Поэма раскрывает глубокую веру поэта в неисчерпаемые силы народа, в том, что, несмотря на тяжкие лишения, украинский народ будет иметь счастливое будущее. В основу поэме «Моисей» Франко положил библейский сюжет. Он не перепевает библейской истории, а использует лишь один ее фрагмент: поэт впервые ставит своих героев перед глаза читателю уже после сорока лет блуждания по пустыне, в тот момент, когда израильтяне во главе с Моисеем приблизились к обещанной земли в Палестине. Именно теперь Моисей постепенно теряет авторитет: народ ропщет и бунтует, забывает о Божьи заповеди и обещания. Дафан и Авирон запрещают Мойсееві говорить к народу, угрожая забросать его камнями. Пророк, потеряв веру в Божий промысел, наказывается Богом:
А что ты усумнивсь на момент
По воле моей,
То, увидев сию вотчину.
Сам не вступишь в нее.
Но со смертью Моисея не умерли его идеи и намерения: Иегошуа, «князь конюхов», продолжает дело пророка и ведет израильтян к земле обетованной.
Большое внимание при рассмотрении произведения, бесспорно, привлекает пролог, который, на первый взгляд, имеет вполне удаленную сюжетную тему. Пролог был написан после окончания поэмы, и в нем поэт призывал современников и потомков к духовному единству.
И действительно, в прологе И. Франко обращается не к израильскому, а к украинскому народу. Именно пролог ясно определяет тему и идею произведения. Поэт выражает глубокое сожаление по поводу того, что украинскому народу, разобщенном Австро-Венгерской монархией и царской Россией, суждено было нести безмерные страдания, а также твердое убеждение, что все жертвы, лишения и мучения не пройдут даром. По мнению И. Франко, освобождение украинского народа и воссоединения его в единственном свободном государстве может произойти вместе с освобождением других народов.
По характеру выражения пролог делится на две части: в первой преобладают риторические вопросы, которые вызывают сомнения в государственных задатках украинского народа, его достоинства и чести. Во второй части сомнение преодолевается, а вместо него появляется вера в способность народа обрести себя:
И придет время, и ты огнистим видом
Засияешь у народов вольных кругу,
Труснеш Кавказ, впережешся Бескидом,
Покотиш Черным морем гул свободы.
И посмотришь, как хозяин домовитый,
По своей хате и по своим поле.
Такую же структуру имеет и поэма: израильский народ сомневается в возможности обретения земли обетованной, но в конце концов находит ее. Интересна и фигура Моисея, за ним наверное добачаємо самого Франка, который, как и пророк, берет на себя ответственность за судьбу народа, хотя в минуты отчаяния и подвергается сомнениям:
И нам, обессиленным печалью,
Растерзанным сомнениями, битым стидом,-
Не нам тебя проводить к бою!
Следовательно, без пролога поэма «Моисей» воспринималась бы совсем по-другому, пролог углубляет содержание произведения, придает ему признаков притчи-сказания с двойным смыслом, когда по имеющимся сюжетом скрывается более глубокий, тайный смысл.
Именно в поэме «Моисей», которая является вершиной в литературном наследии Каменщика, поэт осмысливает историческую судьбу украинского народа, трагические пути его жизни, отражает его стремление к национальной самостоятельности, к свободе.
«Моисей» - то оставленный в наследство «духовное завещание» художника своему народу. Это произведение про украинцев и Украину.
Поэт рассказывает потомкам о историческую судьбу предков:
Народ мой, замученный, разбитый,
Как паралитик тот на роздорожье,
Человеческим презрением, будто покрытый струпом
Будущим твоим встревожена душа...
Франко осознает, что народ не может вечно быть в рабстве. Поэт удивляется, что народ не верит в свои силы, по-рабски подчиняется, не имеет силы духа. Художник спрашивает: «Неужели дух рабства и внутренняя пустота останутся навсегда?» Поэт утверждает веру в силу народа. Убеждение его в том, что народ не остановится не перед какой силой на пути к борьбе, к революции.
С народа легковірого и неуправляемого он становится народом-силой, которая легко сметает со своего пути все препятствия.
Поэмой «Моисей» Иван Франко пробуждал национальное самосознание, поднимал из рабства народ, вдохновлял его на борьбу и веру.
Образы поэмы
Главным героем своего произведения Иван Франко делает народ, ибо ничто не в силе остановить победное движение народа, который и является творцом истории.
Выбрав за основу библейскую легенду и, согласно своего замысла, изменив ее, И. Франко нарисовал в образе Моисея вождя, самоотверженно служит людям, любит свой народ и посвящает себя борьбе за его будущее.
На пути к высокой цели ему препятствуют мелкие людишки Авирон и Датан, которые считают целью не великий идеал, а скудную личную пользу, пытаясь демагогически склонить к этому массы. « Злыми демонами общины» написал Иван Франко этих врагов Моисея. Они развенчиваются поэтом, потому что стремятся отвлечь народ от выбранного пути, которым ведет Моисей. В образах Дафана и Авирона поэт разоблачает предателей революционного движения, реформистов и соглашателей. Словами Моисея он корит антинародную сущность их демагогических заявлений, направленных в дни бунта на защиту спокойствия как «блаженнейшего состояния».
Моисей предан своему народу, беззаветно любит и борется за его освобождение, но на минуту он ошибся в своей вере. Таким образом, поэт показал, что вождь не может иметь никаких сомнений в справедливости избранного им пути.
В конфликте с народом - трагедия Моисея как пророка. Демон уныния Азазель отравляет его душу сомнениями, вырывает из нее отчаянный крик: «Обманул нас Иегова!» За уныние эту Моисей был наказан: он умер на пороге земли своих предков, увидел ее, но не вступил на нее.
За свое неверие подвергся жестокому наказанию. Вождь должен быть цельным человеком, быть всегда со своим народом, верить в его силы. И безграничная преданность своему народу не пропадает напрасно.
Уныние и шатание, размышления и отчаяние Моисея накануне новой жизни не могут удержать его в стороне победного движения, которого никому не остановить,
потому что народ является творцом истории. Именно поэтому народ и выступает главным героем произведения. Хоть Моисей и покинул лагерь, народ, чтобы продолжить путь к свободе, выбирает себе нового вождя и вскоре достигает обещанной пророком земли.
Смерть одинокого изгнанника - Моисея - поднимает народ до нового похода во главе с «князем конюхов» - Иегошуа - и продолжения своего нелегкого пути, потому что счастливое будущее уже близко. Эту философскую мысль И. Франко развивает во всей поэме.
|
|