Ольга Кобылянская принадлежит к тем художникам, кто своим творчеством вошел в историю отечественной беллетристики навсегда Современное литературоведение справедливо отводит ей место одного из первых украинских авторов-модернистов, художественные достижения которого показали европейский уровень украинской литературы конца XIX - начала XX вв. Художественный процесс тех времен, когда происходило активное развитие и формировалось соотношение категорий общественного сознания, Ницше назвал "переоценкой всех ценностей". Один из возможных путей освоения такого нового общественно-эстетического содержания воплощала и неоромантична концепция, в частности в том ее варианте, который и разрабатывал О. Кобылянская.
Приход в украинскую литературу талантливой писательницы был своеобразным подвигом ее высокого духа. Детство и юность она провела в довольно ограниченном общении с украинским миром. О собственную национальную принадлежность девушка имела представление только от отца, потому что росла "в малом немецко-грецком городке в глубоких горах" с названием Кимполунг, вблизи которого - в Гура-Настроении - она и родилась 27 ноября 1863 г. в семье чиновника со средним достатком Юлиана Кобылянского. Нехватка человеческого общения компенсировала ей богатая буковинская природа. Во время частых прогулок Ольги именно природа стала искренним поверенным тайн девичьего сердца, хорошим исповедником смелых мыслей порывов, которыми была полна молодая душа, как бы вторым родным домом, где она уже не должна была скрываться от кого-то, стыдиться самой себя. Наоборот, именно природа укрепляла, упевнювала ее, помогала обретать утраченное душевное равновесие. Вырастая мечтателем и фантазеркой, Ольга еще с детства чувствовала потребность делиться с ровесниками "странными" сюжетами. Детство прошло, а желание все еще искало выхода. Как вспоминает писательница, вифантазуване захотелось записывать. Так на бумаге и появляются одна за другой поэзии и отдельные новелки, о которых никто, кроме автора, ничего не знал
Ольга Кобылянская любила жизнь, любила его неповторимую красоту в богатстве ги проявления. Любила все, что было создано до нее, и чувствовала, что в ней зарождается новое чувство любви - любви творение.
В 18-19 лет, будучи еще в Кімполунзі, а затем в Черновцах, писательница увлекалась идеей женской эмансипации. Вместе с М Матковською она организует в Черновцах "Общества русских женщин на Буковине" Летом 1892 г пишет труд "Равноправие женщин", того же года выступает в журнале "Народ" с очерком "Женская спектакль в Чикаго", 1893 г. участвует в издании альманаха "Наша судьба", уміщуючи в нем обзорную статью о женском движении в странах Европы, а в 1894 г. делает публичную доклад "Немного об идее женского движения" опубликованную впоследствии в газетах и выпущенную отдельным изданием. Того самого года Кобылянская открывает библиотеку, учит детей грамоте.
К сожалению, радостная пора "кімполунзького рая", где Ольга впервые начала писать, должна была завершиться. 1889 г. ее отец выходит на пенсию и поселяется с семьей в с. Дымке Серетського уезда. Для О. Кобылянской разлука с любимым краем была тяжелой и мучительной, поскольку там, по ее словам, она оставляла "большую часть своей души и своих чувств, много образов, воображения и своей силы". Однако на новом месте семья писательницы долго не задержалась: через болезненность матери и младших братьев Ольги, которые заканчивали обучение, 1891 г. семья переезжает в Черновцы - города, в котором о. кобылянская будет жить до самой смерти. Именно здесь для нее начался новый период жизни. С приездом в Черновцы - "сердца Буковинской" - для нее открывается новый мир, широкий и богатый и благоприятный для творческого труда. Она перерабатывает немецкую повесть "Она вышла замуж" и под заголовком "Человек" печатает ее в "Заре" 1894 г. Лишена ярких творческих находок, эта повесть является литературным демонстрацией взглядов писателя на проблему положения украинской женщины в современном ей обществе, изложенных в значительной степени в докладе "Немного об идее женского движения" Том "Человек", эта "повесть идей", интересна прежде всего с этой точки зрения.
Елена Ляуфлер - дочь лесного советника, открывая ряд женских образов всех будущих "феминистических" произведений А. Кобылянской, обращает наше внимание на новую для тогдашней украинской литературы проблематику. Наряду с давно устоявшимся и привычным миром мужчин несмело, проступает женщина с полноценным личностным мироощущением, с богатым внутренним миром, обладает открытым умом, искренним сердцем, волей и правом на счастье, подаренными ей жизнью. Олицетворяя тип новой женщины, Елена оказывается вне общества, становится его аутсайдером, поскольку взгляды и мысли, которые она исповедует, остаются не только незбагненими, непринятыми, а и просто враждебными для общества, смысл жизни которого в разных формах его функционирования определяют мужчины. Восставая против навязанных обществом стереотипов, героиня бросает вызов общественной морали, основанной на облуді и лжи. Исповедуя идеи взаимной любви и уважения друг к другу как основу и залог счастливой семьи, отвергая модель супружество без любви как грязные отношения, оскорбляющие человеческое достоинство, она обнажает затаенные болезни современности, разоблачает фальшь и лицемерие как основополагающие законы функционирования того общества. Оно же привычный уже для него образ жизни не замечает и не считает его за крамолу; не желая никаких изменений, зато оно обрекает Елену на одиночество и отчуждение, отгораживаясь немой стеной непонимания.
По возбужденному в повести О Кобилянськоі проблемой женщины в украинском общественном сознании конца XIX - начала XX в. проступает не менее важная проблема человека в богатстве смысловых оттенков, в художественном осмыслении которой ощутимое наслоения конфликта двух идеологий проминальноі идеологии позитивизма и идеологии новой, современной эпохи.
Другую повесть. "Царевна", В Кобылянская начала писать еще в 1888 г., когда ее первенец "Человек" искала публики Изначально произведение называлось "Лореляй", а язык его повествования была немецкая И уже в 1896 г. повесть с измененным заголовком "Царевна" на украинском языке выходит в свет. Своим появлением она показала незаурядный талант ее автора и предсказала новое имя в истории литературы
"Женский вопрос", или же по-современному феминистическая проблематика, затрагивает в предыдущем произведении, составляет содержание этой повести, где она, однако, испытывает творческого переосмысления автором Перед читателем предстает якобы уже знакомая ситуация девушка, которая не имеет поместье, а следовательно не может претендовать на определенное положение в обществе, осознает собственную незначительность. В повести эта девушка - Наталка Веркович ее судьба, что, на первый взгляд, во многих моментах подобная ее литературной предшественницы Елены Ляуфлер, кажется более жестокой: девушка является сиротой и с детства испытывала лишь пренебрежение и недостаток ласки; ее первая девичья любовь преданную, а мечты о будущем изуродованные; ее любимая работа, которая питала надеждой и добавляла сил, - повесть, выписана "кровью сердца", которая составляла единственный смысл его жизни - отброшена и никому не нужна
Подобная проблема, подобная ситуация: человек и обстоятельства, человек или обстоятельства. И не подобная концепция героя Наташа - не Елена, она на ступень выше, лучше, довершеніша Елена - лишь проба, Наталья - свершения. Это образец персонажа пера О. Кобылянской, это ее идеал: сильная, гордая, волевая личность, готовая к борьбе с жизнью и к победе в ней, пусть не близкого, пусть постепенной, однако окончательной Наташа - это и цельная, целостная индивидуальность, которая способна утолить жажды за полнотой бытия, полнотой чувств, полнотой жизни. Она ищет красоты и совершенства, прежде всего человека, а впоследствии и мира, стремится к совершенству и тоскует по ней, она приближает свой идеал, сама становясь тем идеалом
Творческой находкой автора и, несомненно, большим "плюсом" повести является показ становления этого вимріяного образа Женщины, отшлифованного неутомимой работой над собой, постоянным саморазвитием, что продолжается в затяжной борьбе не столько с внешними обстоятельствами, сколько с самим собой в пространстве собственной души, часто не без личных потерь. Вместе с тем это и раскрытие процесса рождения нового человека - сильного, духовно богатой индивидуальности в сложном и противоречивом мире ее непогамовної природы, это утверждение настоящей, самошнної и самодостаточного Человека, достойного ее высокого призвания: "Иметь такую свободу, чтобы быть себе целью! Прежде всего быть себе целью, для собственного духа работать, как пчела; обогащать его, збільшати, довести до того, чтобы стал сияющим, прекрасным, волнующим, зоріючим в тысячных красках! Прежде всего быть себе целью и обрабатывать самого себя, со дня на день, с года до года. Резать себя, выравнивать, чтобы все было сложное, тонкое, милое. Чтобы не осталось дисгармонии ни для глаза, ни для сердца, ни для одного из змислів. Чтобы жажда по красоте утихомирилася. Быть прежде всего себе целью, а спустя или стать для друга чем-то великим на все времена, или отдаться труда для всех. Бороться за что-то высшее, сягаюче далеко вне обыденное счастье. Такой мой идеал Свободен человек с умом - это мой идеал"
Следовательно проблема женщины. ее свободы и самореалізаціі. выходя за рамки личностного в повести "Человек" на более широкие горизонты общества в повести "Царевна", приобретает обобщенного, гуманистического и одновременно национального пафоса, наполняя образ - в данном случае женщины - идеалистическим звучанием проводника наши ее хранителя и поборника, готового к самопожертвованию ради высоких идеалов.
Под благотворным влиянием европейской культуры В. Кобылянская прошла путь от неоромантизма к экспрессионизму Особую роль в этом сыграло увлечение идеями Ницше с которыми отдельные современные литературоведы связывают формирование украинского модерна. Критически настроенную к канонов мещанского окружения юную писательницу этот философ заинтересовал, очевидно, прежде всего как бунтарь, протестант, который взялся за переосмысление общепринятых ценностей, призвал не бояться делать жизнь лучше, а человека-совершенней. Главным объектом исследования неоромантика Кобилянськоі было человеческое естество, изящное в своей внутренней организации, с обостренным чувством прекрасного и уродливого. В одном из своих ранних произведений - фантазии "Поэты" - автор дает волю самовыражению "поранкової души" лирического героя, которая чувствует себя комфортно только в мире красоты, среди нетронутой природы, общаясь с поэтами и артистами, впитывая с большим наслаждением все высокое и светлое, чем богато земную жизнь. Конечно, в этой прихотливой поэзии в прозе легко угадывается тоска по идеалу самой писательницы, и не случайно положительные персонажи всех ее произведений щедро отмеченные бликами собственной - поранкової - души.
Тонкие психологические наблюдения автора за внутренним миром, духовными устремлениями ее персонажей, раскрытие богатства и красоты мира природы, переплетаясь с глубокими лирическими отступлениями и музыкальными интонациями, что породили шедевры украинской новеллистики: "Природа" (1888 г.), "Impromtu phantasie" (1894 г.), "Битва" (1896 г.), "Некультурная" (1897 p., "Valse melancolique" (1898 p.), выявляют новые неоромантические тенденции, отвечавшие тогдашним художественным поискам в мировой литературе.
Искусство является тем первым крылом-ответом на заданный писательницей поиск, в нем, в частности, в музыке, В. Кобылянская видела решение своих запросов. Непревзойденным образцом малой прозы в этом плане новелла "Valse melancolique" Когда автора спросили о ведущую мысль произведения, она, недоумевая, ответила: "А имеете ли вы ее, когда переживаете настроение, которое не дает вам покоя, вызывает стремление осуществить большую мечту, зовет вас куда-то так сильно, что вы не можете даже передать этого зова?.."
Второе крыло-ответ на творческий поиск В. Кобылянской составляет мир Карпат. Его жители - гуцулы ничем не уступают другим героям из сферы искусства и интеллигенции. Это свободолюбивый народ, чей гордый дух воспитан на вершинах гор, направленных к безграничному небу, а его красота (как внешняя, физическая, так и внутренняя, духовная) взлелеянная в живописной красочности глубоких лесов, он мыслится как органическая составляющая самой природы; сливаясь и растворяясь в ней, составляет с ней одно целое. Такова гуцулка Прасковья из новеллы "Некультурная". Каждый эпизод ее жизни, о котором узнаешь из ее рассказа, насквозь пропитан ощущением, а следовательно и восприятием того, что все в мире уже заранее определен, каждая вещь или событие является закономерным, логичным звеном великозадуманого плана, продиктованного Богом и природой.
Природа является и органическим миром Гуцула из новеллы "Природа" Однако она не является фоном, на котором разворачивается любовная приключение двух проникнутых чувственным влечением существ; это действующее лицо психологического ряда, которая сопереживает с ними тончайшие движения душевного порыва. Природа, как и Гуцул, открытая, гордая и неприступная, она неприступна, страшная и непостижимая в своей красоте и силе. Именно такой она манит к себе ее - русинко с рыжими волосами, для которой становится проекцией его собственной души.
Настоящему художнику никогда не грозит однообразие, он всегда оригинален и неповторим. Будучи верной концепции своего героя, одновременно обладая тонким ощущением мира, А. Кобылянская создает образ еще одной сильной личности - гордой, независимой, самодостаточной - в шедевре "пейзажной новеллы" "Битва". На этот раз им становится лес, который с небывалой силой экспрессии перерастает в живое существо, способное чувствовать красоту, которую дарит жизнь, боль и страдания, которые приносит смерть.
Опустошение и абсолютная мертвеччина, что пришли на смену боя, наполняют горечью от осознания страшной истины, человек, который своим лицом радостно предвещает победное шествие цивилизации, в своей сути остается большим варваром
Художественное экспериментирование писательницы в русле модерністичних тенденций нашло также свое выражение в жанре стихотворения в прозе.
В 1900-х pp. XX ст. Кобылянская подарила украинской литературе шедевры не только жанра малой прозы: в 1902 г. он пишет социально-психологическую повесть "Земля", а в 1909 г. - лирико-романтическую повесть "В воскресенье рано зелье копала" Оба произведения окончательно вписали имя их автора в историю украинской литературы, а при благоприятных условиях историко-политических реалий, несомненно, ввели бы В. Кобылянской и в реестр вершинных образцов мировой классики.
В повести "Земля" перед читателем предстает богатый мир непростых человеческих отношений, полный глубоких эмоциональных переживаний и сильных чувств, тесно переплетенных между собой. Повесть "В воскресенье рано зелье копала..." начинается украинской песней "Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці". Она в сконденсованій форме, выполняя функцию своеобразного пролога, передает сюжетную коллизию, вокруг которой выстраивается сама повесть: девичья месть за преданную любовь. Однако трансформирован сквозь призму авторового мировосприятия традиционный сюжет приобретает новые черты, свежих смысловых оттенков, перерастая в другое измерение самобытного повістевого бытования. В повести осуществляется попытка раскрытия универсальной и сквозной для произведения в целом темы вины и наказания за нее
Вне всякого сомнения, творческая манера, в которой выписана повесть "В воскресенье рано зелье копала..." не лишена рис. свойственных поэтике романтизма, вне-как в тексте ощутимый безусловное влияние романтического мироощущения автора О. Кобылянская выстраивает модель романтическое двоемирие - человеческого и цыганского - в психологической плоскости конфликтности вины и наказания Писательская проекция повістевої проблематики в пространство таинственности, загадочности, недосказанности, предсказаний и проклятий, нарушая скрытые пласты интуитивного, бессознательного, демонстрирует глубину философского измерения, условно выраженного в сентенции: "Почему, Господи, так тяжело людям до счастья добраться?". Следовательно, это свидетельствует о самобытность творческого дарования О. Кобылянской и обеспечивает долгую жизнь ее произведения.
На то время приходится и продолжение затронутой в ранних повестях "Человек" и "Царевна", а также в новеллах морально-этической проблематики неординарной личности, художника и интеллигента в обществе, поисков и путей самосовершенствования и творческой реализации, модифицированной в повестях "Ниоба" (1905 г.), "Через кладку" (1905 г.), "За ситуациями" (1913 p.). В течение 1915-1923 гг. О. Кобылянская пишет низкую рассказов, новелл, очерков, в которых раскрывает трагическую безысходность, страдания, разлуку и боль, вызванные драматизмом ситуации, порожденной Первой мировой войной: "Письмо осужденного солдата к своей жене", "Навстречу судьбе", "Иуда" (все - 1917 p.), "Снітся" (1922 p.), "Сошел с ума" (1923 p.), которые вошли в сборник "Но Господь молчит!" (1927 г.).
В период 1920-1930-х гг. из-под пера писательницы выходят новеллы, в которых чувствуется влияние символизма и мистики; сюжетами некоторых произведений становятся преступления, обусловленные патологическими отклонениями психики: "Лесная мать" (1917 p.), "Василка" (1922 p.), "Волчица" (1923 p.). "Огрівай, солнце..." (1927 г.), "Пресвятая Богородица, помилуй нас!" (1928 p.), "He смейтесь" (1933 г.).
1926 г. публикуется роман "Апостол черни", в котором О. Кобылянская воплощает идеал совершенной личности, самодостаточной в готовности служить своему родному народу.
После смерти родителей жизнь писательницы становится еще тяжелее. Вследствие паралича левой стороны она вынуждена проводить время в основном в постели. 1912 г. материальное положение писательницы становится затруднительным, она живет в постоянных лишениях. Иногда украинские писатели, в частности X. Алчевская, высылали ей денежную помощь и пакеты с продуктами.
1931 г. О. Кобылянской именовали первым почетным доктором Украинского свободного университета в Праге по случаю его десятилетнего существования.
Вследствие повторного паралича 1938 г. писательница полностью теряет способность ходить, а по четырех годах, 21 марта 1942 p., О. кобылянская умирает.
Синтезуючою звеном неоромантической мироощущение Кобылянской становится понятие идеала. В стремлении к идеалу все конкретные человеческие характеристики приобретают цінністного оттенка, универсального значения, поскольку получают возможность "вырасти", "разогнуться". Можно даже говорить, что в своей целостности такой тип мироощущения проявляется как своеобразная реальная утопия; исходя, в частности, из идеи "естественного" человека, она базируется на эстетической иллюзии" Непосредственное проявление такого идеала в конкретных ситуациях, типах, характерах и т. д. выступает как эстетическая реальность, а потому прямо символизируется, психологізується. Музыкальная стихия становится для Кобылянской выражением эстетического синтеза, духовности, природной гармонии, человеческой жизни в целом. Кобылянская разворачивала целую систему неоромантической мироощущение на разных уровнях - стилевого выражения, жанра, Характеров, концепции человека, психологизма и т.д.
Анализируя творчество А. Кобылянской в целом, Л. Белецкий определяет три, по его мнению, характерные приметы новеллистики писательницы:
1) лиризм, глубокая внутренняя настроєвість, переплетена чрезвычайно чутким грустью; тоска за чем-то высоким, за идеалом красоты и устремлением к внутренней свободе человека, которая является далекой перспективой освободить душу от внутренних оков, что ее сковывают;
2) психологизм глубокий и трогательный, обращение к самым деликатным проявлений души человека;
3) чувство природы выполняет самую главную эстетическую функцию в артистическом пафосе писательницы, что символизирует человеческую природу.
Каждое произведение любого хорошего писателя является глубоко оригинальным в своей сути, однако для творчества в целом характерным является наличие тем, мотивов, образов, которые становятся сквозными, в той или иной мере проступают во многих произведениях. Произведениям О. Кобылянской это также свойственно. Квинтэссенцией всего творчества писательницы можно считать извечный и безудержный поиск гармонии и красоты, неизбывное стремление совершенства и равновесия, что создает атмосферу необычного, высокого, загадочного, а персонажей наделяет характером сильной, незаурядной личности, тонкой психологической построением. Все это обеспечило ее весомый вклад в становление раннего украинского модернизма, его новаторскую роль в родном писательстве.
|
|