Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
Любовь в поэзии Рыльского

Любовь к родной земле, интерес к ее славному прошлого и переживания за неизвестное будущее - это вечные темы, которых касались писатели всех времен и народов. В советские времена писать произведения, в которых бы высказывалась любовь к Украине, к ее народу было невозможно, это бы равнялось балансированию на краю глубокой пропасти.

Расцвет творчества Максима Рыльского пришелся на времена идеологического террора, когда даже само слово "Украина" страшно было произносить, потому что это означало признание существования этого государства. Однако поэзия художника пронизаны любовью до родной земли, поэт постоянно пытался разбить стену равнодушия и страха, напоминая народу, кто он и где живет.

В годы Второй мировой войны на первое место в художественном сознании Максима Рыльского вышла жгучая тревога за судьбу Украины и ее народа. В начале войны поэт написал лиро-эпическую поэму "Слово о родной матери" - гимн, проспіваний на честь Родины. Поэт с большой сыновней любовью воссоздал в поэме образ матери-Украины - ее героическую историю, бессмертную культуру, прекрасную природу. Землей Тараса Шевченко назвал Максим Тадеевич Украину. Из далекой Уфы слав поэт благословение родной земли и ее первоисточникам, предсказывая ее счастливое будущее:

Благословен тот день и время,

Когда прослалась коврами

Земля, которую сходил Тарас . . .

И разольется вновь медами

Земля, освятил Тарас

Своими муками-делами.

Поэт верит, что там, "где неуемный труд земли насыщенной плодородное лоно ранит, доспіють ягоды и радости восстанут", что следует ценить все, данное нам от природы, оставаться человеком.

И, когда все, за что боролись современники Рыльского начало рушиться, когда поэт увидел, что долгожданная воля снова исчезает, з'вляються другие строки:

Мы без'язикі, безымянные мы -

Немая вода холодного свичада,

Скользкий туман. Мы призраки общины,

Незаметно ходит между людьми.

В этих строках чувствуется боль и даже отчаяние поэта, а так реагировать может только человек, неравнодушный к родной земли.

С новой силой зазвучали слова, полны патриотических чувств, любви к Украине, в годы Великой Ветчизняної войны. Именно в эти времена поэты и писатели могли выразить мысли, открыть сердца, не боясь, что их обвинят в национализме. Рыльский пишет поэму "Слово о родной матери", в которой прославляет родную землю, родной народ, его культуру. Поэт подчеркивает, что такой великий и свободолюбивый народ, который является носителем высокой культуры и духовных ценностей, ничто не может сломить:

Кто может выпить Днепр,

Кто властен выплеснуть море,

Кто наше злато-серебро

Плугами обиды перепашет;

Кто сердца чистого добро

Злобой черной поборет.

Максим Рыльский нашел еще один способ выражение любви к Украине - через прославление родного языка. Его стихи "Речь", "Родная речь" стали гимнами красоты родному слову. Поэт подчеркивает, что именно в языке хранятся все сокровища народные, и пока есть язык, будет существовать ее носитель - народ, будет жить в сердцах людей вера в победу справедливости.

Итак, и во второй период своей творчества Рыльский не оставлял темы любви к Украине. И пусть он не выступал открыто против власти, против политики Москвы, направленной на подавление национального развития разных народов, однако слова любви к родной земле, родного языка, где "каждое слово - это жемчужина, это труд, это вдохновение, это человек", утверждение того, что он украинец и гордится этим, уже и были таким протестом, утверждение права каждого народа на самобытность и национальное развитие.

Поэт выражает непоколебимую веру в бессмертие Украины: "Разве умереть можно ей?" - спрашивает он, и в самом риторическом вопросе слышится уверенный ответ: "Нет!", ведь невозможно "выпить Днепр", "выплеснуть море", "побороть чистого сердца добро". Рыльский обращается к национального сознания украинцев, подчеркивая, что нет силы на земле, которая бы была способна "потянуть нас к ига", "попрать наши грудь"; напоминает о богатейшую сокровищницу украинской культуры, в которой находим "горячую думу Кобзаря" и "Энеиды" властный смех", "молоток Каменщика" и "струны Лысенко живые", вспоминает казацкие прходи, "ржание боевых коней".

На прекрасных голубых полях" и "степей ширины бездонной" вырос и возмужал талант Максима Рыльского, который сполна отдал своей земле ту духовную энергию, которая была источником его творческого вдохновения.