Тем ярче
выступает на фоне того поэтического кладбища 1930-40 годов доработок Рильского 20-х
лет. Книги лирики: «Синяя даль» (1922), «Сквозь бурю и снег» (1925), «Под
осенними звездами» (вторая редакция 1926), «Тринадцатая весна» (1926), «Где
сходятся дороги» (1929), «Звук и отзвук» (1929) - это определенный ход на вершины
мастерства, созревание таланта и его собственного стиля. Так же поэмы «Чумаки»
(1924), «Сквозь бурю и снег» (1925), «Сено» (1927), «Конь» (1927). Поэма
«Марина», что хронологически попала в роковую пропасть Расстрелянного
Возрождение, уже испорчена социологическим диктатизмом. А написана во время войны
«Путешествие в молодость» хоть и имеет в себе признаки оттепели, но нет в ней напряжения
и силы поэм 20-х годов.
Изучение лирики Рыльского - это
непочатая целина, дело будущего. Сегодня даже еще невозможно иметь ее всю
на руках. Предсмертный десятитомник произведений Рыльского не включает почти
половины стихов 20-х годов, то есть - самой лучшей его лирики. А издание 20-х годов
сегодня трудно, а то и невозможно раздобыть. К тому же на пути к изучению
лирики Рыльского стоят политические и литературные пересуды и предубеждения. В
Советской Украине, в отличие от Советской России, еще не разрешено
реабилитировать чисто художественные, политически независимые произведения выдающихся поэтов. Когда
в России выдают полного Блока (символиста), на Украине даже полные Тычина,
Бажан и Рыльский невозможны. Второй пересуд - чисто литературный. Ярлык
«неоклассики» ограничивал письменника.Неокласиків и неоромантиків искусственно
противопоставили, словно каких классовых врагов. Догматизували их. Тем временем известно, что
киевские неоклассики и харьковские вітаїсти были и литературными, и персональными
друзьями, что оказалось и в посвящениях друг другу произведений. И именно Максим Рыльский
был тем неоклассиком, что шел от неоклассики до новой синтезы, Стильово они не
исключали, а дополняли друг друга, эволюционируя себе нового стиля. («И все
нашли, а я ищу...»).
Первое, что
поражает в лирике Рыльского, - это богатство ее мотивов. В традиционных мотивов
украинской поэзии Рыльский добавил запас мотивов поэзии античной и західньоевропейської.
Плюс новые мотивы, зроджені украинской революцией и возрождением 1917-29 лет.
С этой стороны лирику Рыльского можно назвать многозначным пророческим отчетом о
жизнь, как оно отразилось в душе этого жизнелюба. От бурлескных мотивов
Котляревского в «железных строф» вісниківців, как вот в стихотворении «Неопалимая
купина», где встает государственный образ Владимира Великого. От богатства
напряженного жизни птиц и зверей и миротворного украинского пейзажа - к
литературных и философских реминисценций, в ясных и темно-бурливих глубин
человеческой души, до всех эпох человечества...
Муза Рыльского
отмечена необычайной открытостью, а его поэтическое мышление - большой
способностью к асоціяцій. Эти две приметы помогли в записи его творческих
мотивов. Путь его поэтической интуиции и мышления преимущественно индуктивный, от
частного к общему. На этом пути появляется в нем, кроме тонкого
обсерватора, также философ. Еще имея только 16 лет, Рыльский писал:
Плюскочуться белые утки
В
бассейне под тенью каштана,
На
крыльях блестят капельки,
А в
капли - жизнь океана.
Разве я
не капля мала,
Что мир
необмежний одбила, -
Лишь
почвы своего не нашла,
Лишь крылья родимые погубила!
Среди лирических мотивов Рыльского
встречаем много взятых из мировой литературы и истории. Спокойный Гомер с
его беспокойными героями, тонкий мастер словесной гравюры Эредия,
модернистские повстанцы против классической эстетики и этики Бодлера, кое-где
Ницше. Барокко всеобъемлющий Шекспир, а дальше Шотляндія из романов Вальтера
Скотта, солнечный Прованс, парижский парнас, литературные капитаны семи океанов
и другие кругосветные путешествия во все времена и эпохи, путешествия в кресле:
Ключ в дверях
зазвенел. Одиночество трудолюбивая
и
спокойная
Светит
лямпаду мою и раскладывает бумагу.
Бедная
герань на окне гигантским растет баобабом,
По присмерковій стене странный плывет
корабль.
Будто сквозь
воду, слышатся крики
чужаков-матросов,
Ветер прозрачный меня промозглым трогает крылом,
Розвеселяє паруса, вышитые шелком горячим,
И навіва с островов
дух неизвестных растений. выл
Экзотика великих культур и материков,
большие плавания «фантастического брига» Рыльского - это не была обычная себе
литературщина, как то утверждают и уважаемые критики, начиная с вообще очень
благосклонного к поэзии Рыльского академика Белецкого. Известная в путешественников и
каторжан, что живут на исконно необитаемых островах и в тундрах безграничных
пространств севера, тоска по «большой землей». «Большая земля» - это старые,
культурно освоенные страны. В лирике Рыльского совершенстве воплотился мотив тоски по
большой землей как за великими культурами человечества, отмеченные выдающимися
людьми. Это непобедимое желание разбить возрастной провинциализм и искусственную изоляцию
своей страны и включиться в Европу, в большую культуру человечества. Первая полноценная
книга лирики Рыльского «Синяя даль» распахнула настежь ворота, и перед
украинским читателем произведений олеся открылся культурно-исторический пейзаж
Окциденту с профилем его создателя: рыцаря, авантюриста, поэта, исследователя и
строителя мира. «Синяя даль» с ее ароматом, мотивами и филигранностью
формы заражала молодого человека 20-х годов тоской по совершенству и энергичной
четкостью культуры.
Поэтическая
ассимиляция Західньої Европы означала європезацію Украины, о которой мечтал
Пантелеймон Кулиш, начав ее переводами західніх поэтов и оригинальными
стихами в західніх поэтических формах. Рыльский в этом деле вершував подвиг
Кулиша.
Мало места, чтобы
останавливаться на таких группах лирических мотивов Рыльского, как эротическая лирика
(тонкая и благородная у него), любовь вообще, природа, а особенно человек с
непостижимыми отличиями ее переживаний и удачи. Он все вещи мерял мерилом красоты
и любви - и поэтому редко ошибался.
Хочу только
вспомнить мотив украинского возрождения, чувство толчка украинской силы
возрождение, брошенного Рыльским на фон не весны, а зимы. Но, собственно, здесь
Рыльский почувствовал потребность нового стиля и новых больших форм - поэмы.
Рыльский
дебютировал в неоромантическом стиле Олеся. Вторым его ступенью был символизм, который
захватывал его в произведениях Бодлера, Рембо, Маллярме и Верлена, а также Блока и
Анненского. От романтизма и символизма и от украинской народной песни взял
Рыльский внимание к музыкальной основы поэзии. Отсюда даже его сонеты и
октавы звучат порой, как песня. Он также знал другие, модернистские, измы его
времени - акмеизм, футуризм. Но не пошел тем путем, а обратил - под влиянием и
Франко, и символистов - к французским парнасцам. Благодаря этому
повороту украинская поэзия дігнала західньоевропейську в выработанных веками и
тысячелетиями формах стиха. Терцина, октава, сонет, различные метрические ходы - от
гексаметра и ямба до верлибра - все это в Рыльского дало новое звучание
украинскому слову и само зазвучало в нашем слове по-новому. В европейской
поэзии сонет производился семьсот лет, как будто реализуя вечную тоску человека по
совершенством. И, может, именно поэтому Рыльский выбрал сонет и дал ему еще один
выражение, этим вместе высказывание украинской тоски по освобождением из провінціялізму, за
«большой землей» культуры.
В 1925 году
Николай Зеров мог уже говорить о чертах «неоклассического» стиля Рыльского того
времени; из этих черт Зеров назвал такие: равновесие и прозрачность формы,
кларизм, четкий эпитет, прочная логическое построение и строгая течение мысли, сочетание
безпосереднести с филигранностью, афористичностью. Но уже тогда Зеров заметил в
Рыльского совсем новые стилевые основы - необароккові. Зеров пишет о эти черты
поэта: «...то разольется в стихотворных строках капризным потоком почти разговорной
синтакси Міцкєвіча («Лодка»), то возьмет мотив Франка и к непізнання здекорує
масс («Путешественники»)».