11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ДРАЧ
Мое понимание произведения «Чернобыльская мадонна»
III вариант
Есть ли на свете человек, который совсем не слышала о трагедии, что произошла в Чернобыле? Пожалуй, ни. Эта трагедия еще раз напомнила нам всем, каким коротким может быть счастье, каким коротким - человеческая жизнь, какой страшной - медленная смерть. И виновных сейчас невозможно найти, как уже и невозможно посчитать невинно погибших и умерших. И разве реально сейчас кого-то конкретно обвинять в преступлении всечеловеческого масштаба? Это и пытается выяснить Иван Драч в своей поэме «Чернобыльская мадонна».
Что-то у меня вздрагивает в душе, когда я читаю строки про эту страшную трагедию. Меня поражает, с какой болью поэт пишет о том, что произошло. Складывается впечатление, будто это крик человека, которого только что обманули, показали истинное лицо того, что долгие годы замалчивалось и скрывалось. Лирический герой Драча наконец увидел действительность без прикрас и не может сдержать своего жгучей боли, который бередит ему грудь, достает железными тисками под самое сердце:
Я завидую всем, у кого есть слова.
Нет у меня слов. Расстреляны в слова.
Молчание тяжело душу залива.
Ословленість - глупая и случайная.
И разве можно что-то сказать, когда ты видишь рыжие от радиации деревья и травы (а когда они так завораживали глаз), когда в рыжих реках видишь мертвую рыбу (а еще несколько дней назад им было хорошо в воде)?.. Разве можно спокойно смотреть, как умирают дети на руках растерянных матерей, как не возвращаются мужья, братья, сыновья?.. Можно смеяться с бабы, которая решила остаться одна-одинешенька в деревне, натянув на себя и на корову кучу целлофана. И разве это смешно? И нет на это ответа, как не найти ее и на такой вопрос:
Где найти километры целлофана
На рукотворное Киевское море
Или хотя бы на зачарованную Десну,
С которой Киев пьет воду?!
Идет Мадонна, неся с собой множество вопросов, на которые очень трудно найти ответы. Она - это наша гибель, наше предостережение, наша месть. Уносит с собой жизнь и покой, вновь напоминая о нашей беспомощности и бессмысленное самоубийство. Она заглядывает в сердце каждого из нас, потому что хочет спасти нашу планету от нас самих:
За беспорядок в бесконечность, за карьеры и премии,
Словно на войне, снова выход один:
За мудрость всемирную глупых академий
Платим бессмертием - жизнью молодым.
Больно вспоминать, сколько жизней унесла трагедия в Чернобыле. Когда она произошла и начали выяснять ее причины, никто не хотел быть виноватым. Нашли только шестерых виновников, но их, мне кажется, гораздо больше. А главными виновниками являемся мы сами, которым не было дела до строительства атомных станций, пока не произошла эта страшная трагедия. Мы умеем хорошо молчать, пока не грянет гром. Так считает и Драч:
У нас - Безымянность! Всех она поест
Да еще и закусить нами с именами...
Она там седьмая, где было их шесть,
Семьдесят седьмая, хитрая до безумия.
Поэт обращается к политикам, энергетиков, ученых, до всего человечества, просит, умоляет понять, что такое есть на самом деле атомные электростанции. Это - смерть, коварная и непрошеная. Благодаря ей ходят по улицам городов Мадонны, неся на руках своих мертвых детей : умоляют им помочь. А может, уже и не просят, потому что поднимался в разум:
Ты - сошла с ума. Из лохмотьев куклу ты
Несешь - куда? Разве в психиатрическую?!
Возможно, это и не кукла, а наша больная планета, которую несет на руках Чернобыльская мадонна. Вот она идет: страшная, с помертвілими глазами, в которых играет огонь. Все боятся ее, потому что это неприкрытая правда нашего бессмысленного жизни. Как хочется верить, что сбудутся слова Ивана Драча, который написал: «Соль познания - это плод покаяния». И мы наконец проснемся от сна и припинемо уничтожать свою родную планету, начнем беречь ее, чтобы никогда снова не произошло страшной трагедии.