Кобзарство во все времена своего существования принадлежало к элите украинского народа,
было выразителем его чаяний и устремлений, носителем передовых рыцарских
идей.
Сталкиваясь с представителями различных слоев населения кобзари, как
элитарные личности активно влияли и на формирование элитарных признаков всех тех
кто слушал их выступления или непосредственно общался с народными певцами.
Особенно большую роль кобзарство, как элита народа, сыграло на первых стадиях
своего формирования и развития, когда кобзари и лирники были и носителями всех новостей
и в отсутствие еще журналов, радио и телевидения были своеобразными
средствами массовой информации.
Л.Г. Черная (Институт психологии АПН Украины)
считает, что в понятие "элиты" относится: а) высокий статус личности в обществе
или некоторой общественной группе, б) влиятельное положение лица в определенной сфере человеческой
деятельности, в) формирование указанного статуса на основе определенного вида
одаренности и высоких достижений лица, г) неофициальное присвоения данного статуса
лицу, в отличие от ее профессионального статуса, как оценка важности, высокой
качества, оригинальности деятельности лица, д) стихийный отбор и присвоение
категории "элита" в лице обществе или определенной социальной группе .
Исследователи
проблем элиты основными элитарными признаками считают: доброжелательность,
благородство, достоинство, милосердие, добросовестность, этический интеллектуализм,
способность творчески мыслить, постоянное духовное движение, активный поиск,
ответственность.
М.В.Шаповаленко и О.І.Маслова (г. Харьков) считают, что
важнейшей функцией элиты является функция выработки образцов человеческого поведения, на
которые должны ориентироваться все члены общества.
Анализируя историю
кобзарства, обычаи, традиции, обряды кобзарей, бандуристов, лирников видим, что
большинства передового кобзарства присущи все указанные выше критерии, признаки и
функции. Элитарным лозунгом кобзарства был призыв :"Требовать от себя больше, чем
требуют другие." Этот элитарный принцип строго соблюдался передовым кобзарством
и помогал не только сохранять высокий уровень исполнительского мастерства и
художественной ценности их репертуара, но и выживать в трудных житєйських
обстоятельствах,
Исследователь украинской элиты Иван Белебеха (г. Харьков) в своей
работе "Украинская элита" указывает, что..."неоспоримо чистым и в полном составе
на уровне средней элиты кобзарское братство. Это вечные и святые
идеологические воины на защите украинства."
Духовный приоритет кобзарской
дела всегда был доминирующим и относился выше исполнительского ремесла. Это хорошо
понимали не только народные певцы, но и общество, которое всегда высоко ценило
и почитало кобзарство, как свою элиту.
Во все времена своего существования кобзарство
проявляло большую организованность и самодисциплину. Народные певцы-музыканты
объединялись в цеховых объединениях - братствах. Чтобы стать кобзарем, надо было
пройти суровую цеховую школу, в совершенстве изучить репертуар, хорошо овладеть
инструментом, освоить обряды и традиции кобзарства. Кобзарство создало свою
своеобразную кобзарскую философию, в ее основе лежали вера христианская и высокая
нравственность, любовь к родному краю и своему народу, требовательность к репертуару и
исполнительского мастерства. Культивувалась уважение и бережное отношение к
инструмента. Кобза, бандура и лира считались "священными инструментами", а
кобзарей и лирников в народе называли "Божьими людьми".
Кобзарство считало,
что очень важно доброе имя и репутация человека, созданной на "образ и подобіє
Божье", которые каждый обязан беречь и не должен дать себя презирать без
веской причины. Кобзари утверждали, что человек обязан развивать деятельность
согласно ее сил, чтобы мочь развиться согласно поговорке: "Тот, "кто действует,
действуя - совершенствуется". Проповедовали обращение: "Все, что вы делаете,
делайте от души, как для Господа, а не для людей".(Кол.3.22).
Основные
кобзарско-лирницкие устои и традиции были изложены в "Устинських книгах" .
Они служили своеобразными сборниками рекомендаций по освоению кобзарского
искусства, сводом правил поведения и устными учебниками изучение тайной
лебийского языка кобзарей. "Устинские книги" кобзарства , как элиты украинского
народа, ждут своих исследователей..
Зачатков кобзарства следует искать еще в
древности, а народных певцов-гудцив таких как Боян, Митусе, Мануйло, которые
упоминаются в летописях XI-XII веков, можно считать прототипами кобзарей,
представителями народной элиты.
Рыцарский боевой дух всегда поддерживался
песней и музыкой, а также боевыми выкриками и призывами. Это хорошо понимало и
военное руководство всех времен и народные „рапсоди" в частности. Кобзарство и
зародилось в военных формированиях княжеской эпохи. Оно сопровождало и было
присуще вооруженным силам Украины всех времен, а во времена отсутствия государственности
активно призывало к восстаний против угнетателей и поработителей, поддерживало
боевой дух в повстанческих и партизанских отрядах и соединениях.
Большое
значение кобзарского искусства и его влияние на слушателей хорошо понимали
гетманы Украины, в частности, Богдан Хмельницкий, Иван Мазепа.
Послом -
дипломатом запоріжських казаков был кобзарь-бандурист Антон Головатый
(1744-1797), который успешно полагоджував все порученные ему дела в Петербурге или
Москве.. Перед кобзарством, как элитой, склоняли свои головы и учились у кобзарей
и перенимали рыцарский дух такие светочи Украины, как Тарас Шевченко, Леся
Украинка, Гнат Хоткевич, Афанасий Сластион, Николай Лысенко, Филарет Колесса, Осип
Маковей, Максим Рыльский.
Во все времена борьбы за государственность Украины
кобзари, бандуристы и лирники были на стороне борцов за независимость. Они были
в рядах Сечевых стрельцов и Украинской Галицкой Армии, в отрядах УПА и
подпольных соединениях, которые боролись с оккупантами.
На фронтах гражданской
войны боролись за независимость Украины выдающиеся бандуристы: Василий Емец
(1890-1982).; адъютант атамана Симона Петлюры Данил Щербина (1891-1943); Дмитрий
Гонта и другие.
В первой и второй мировой войне воевал с бандурой за плечами
кавалерист казак - бандурист Степан Топорик (1898-1979), бандурист Олекса
Коваль (1909 - 1979).
С подпольем ОУН был связан бандурист, актер и
общественный деятель Юрий Сінгалевич (1911-1947), воспитавший целую плеяду молодых
способных бандуристов, прививая им дух и традиции рыцарства и патриотизма .
Патриотические песни и героические поступки передовых кобзарей бандуристов не могли
пройти мимо внимания захватчиков, оккупантов. И поэтому кобзарство всегда было
преследуемое "власть имущими"в потере Украиной своей государственности. Много
кобзарей - бандуристов погибло в 30-х годах, во время искусственно созданного
большевиками голодомора, а также при массовых арестах и ссылках . Только
немногим кобзарям - бандуристам удалось выжить, пройдя страшные испытания
на каторге большевизма. К таковым, среди прочих, принадлежит бандурист, поэт,
художник, священник Николай Сарма-Соколовский. (1910 -2001), который был выдающимся
представителем современной кобзарской элиты. На каторге М.Сарма-Соколовский сам
вивготовив себе бандуру, а впоследствии еще несколько. Он создал ансамбль бандуристов, в
котором играли Степан Мацура, бандурист Олег Гасюк .
Тоталитарный коммунистический
режим СССР принимал все меры, чтобы уничтожить любые проявления славных кобзарских
традиций, истребить и уничтожить украинское кобзарство. Несмотря на это,
кобзарство, пользуясь большой всенародной любовью и поддержкой сумело
выстоять и донести до наших дней свои лучшие традиции. Кобзарство, как явление
творческое и самобытное, проявляло огромное влияние на формирование общественного мнения и
воспитание молодого поколения украинского народа, в частности формирование родной
элиты во все исторические времена.
1 Л.Г.Чорна. Процесс формирования элиты в обществе. // Тезисы докладов на
Международной научной конференции "Национальная элита и интеллектуальный потенциал
Украины", (18-20 апреля), Львов, 1996.-с.20.
2 М.В.Шаповаленко, О.І.Маслова. Некоторые проблемы формирования современной элиты
Украины. // Тезисы докладов на Международной научной конференции "Национальная
элита и интеллектуальный потенциал Украины".(18-20
апреля).львов,1996.-с.58.
3 І.Белебеха . Украинская элита. Вид. Журнала "Березиль",
Харьков,1999.-с.28
4..Жеплинский . Реестр народных певцов, которые были уничтожены в 30-х
годах, или судьба которых неизвестна. // Украинская культура.-1992, №6 (834),
июнь.-с.26-27.
5 Б.Жеплинський Кобзарськими тропинками-во научной библиотеки
в.стефаника НАН Украины , Львов, 2002, с.132