Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

История кобзарства в Украине
Урок-путешествие


-
Николай Чабада, учитель украинского языка и литературы УВК № 29 г. Сумм
Ознакомившись с кобзарями и лирниками как типами народных певцов-музыкантов [15], переходим к изучение истории кобзарства и особенностей покаяние. На собственном опыте убедились в том, что наиболее эффективным типом урока в таком случае будет урок-путешествие в глубину веков, целью которого станет знакомство с историей кобзарства в Украине, с особенностями его бытования от древнейших времен до начала XX века. Начнем его так.

(На стене - карта Украины. На ней - фотопортреты кобзарей. Слышны переливы кобзы...)

Учитель. Какой инструмент звучит, как называется мастер, который добывает из него эту волшебную мелодию? (Учащиеся отвечают, что звучит кобза и играет на ней кобзарь). Да, это звучит кобза... Несется она своей думой-песней в наших сердец через целое тысячелетие... Духовно соединяет нас с далекими предками нашими. Собирает на своеобразное вече души всех украинцев... Вече тысячелетней культуры нашей, истории... (Кобза смолкает).

- Вспомните, что вы уже знаете о кобзарей? -

обращается к классу учитель. (Учащиеся отвечают, что кобзари - это украинские народные певцы и музыканты, которые исполняют песни и думы, сопровождая свое пение игрой на кобзе). Сегодня же приглашаю вас в путешествие вглубь веков, чтобы узнать о становлении кобзарства - этого самобытного вида народного искусства не только в украинской, но и мировой культуре.

Мы пройдем историческими тропами кобзарства. А они берут начало свое в глубокой древности, в эпоху язычества. Язычество - это древняя религия політеїстична наших древних предков, то есть веру во многих богов, что предшествовала христианству. Служители культа язычества назывались жрецами (волхвами).

(Инсценировка: на битой дороге группа людей, в его окружении сидит старый мужчина в белом длинном одеянии с широкими рукавами, вышитой спереди вдоль всей застежки, с широким капюшоном (с капюшоном), - типичной одежде волхва. Старый колдует, время от времени играет на гуслях.)

Учитель. Киевская Русь, эпоха язычества. Этот необычный человек - волхв. Волхвы - это жрецы в Древней Руси, служители языческого культа. Им приписывалось влияние на силы природы, предсказание будущего. Волхвы впервые упоминаются в летописи под 912 в связи с сообщением о предсказания волхвом смерти киевского князя Олега.

Именно волхвы записывали древние предания, мифы, так называемые кощюни. Кощюни близки к басням. Они исполнялись в сопровождении музыки - возможно, пелись или произносились речитативом, как кобзарские думы. Волхвы в Древней Руси были также и скоморохами (скоморох - это музыкант, который играл на разных инструментах). А тех, кто играл на щипковых (возможно, кобзоподібних) инструментах и под их сопровождение исполнял старинные эпические произведения (былины - старины), считают прототипами кобзарей, бандуристов, лирников.

Жрецы, волхвы и певцы-скоморохи почитались и князьями и народом. С летописных упоминаний узнаем, что князья часто устраивали «пир с гусльми», а для простого народа певцы-скоморохи исполняли обрядовые песни, в частности выразительные. Арабский ученый и путешественник Ал-Бекрі так описывает русов: «У них есть разные струнные и духовые инструменты. Есть у них духовой инструмент, длина которого достигает более двух локтей, и струнный, на котором восемь струн. Внутренняя сторона его плоская, а не выпуклая». Возможно, это единственный из подобных кобзарских инструментов XI века.

Первыми талантливыми певцами-музыкантами были Мануйло, Боян и Митусе (Дмитрий). Что же рассказывает о них история?

1-й проводник. Мануйло - первый из известных в литературных источниках певцов периода Киевской Руси. Упоминается в летописи под 1137 годом как певец «гораздий», то есть выдающийся. Есть сведения, что Мануйло прибыл в Киев из Греции с двумя товарищами. Был певцом в князя Мстислава, затем стал Епископом смоленским.

Учитель. Один из самых известных представителей народных певцов, которые считаются прототипами народных кобзарей, описанный в «Слове о полку Игореве». Это славный Боян. В этом «соловию старого времени» можно видеть уже реальную личность импровизатора, гусляра. (Далее, чтобы ученики вспомнили уже известное им о Бояне, задаем такие вопросы):

- Кто такой Боян?

- Что вы знаете о нем из «Слова о полку Игореве» и других произведений?

Да, Боян - древнерусский певец-дружинник 2-й половины XI - начала XII века, прославленный в «Слове о полку Игореве». Его имя обнаружено также в одному из надписей в Софийском соборе в Киеве. Автор «Слова» называет Бояна «вещим певцом», «внуком Велеса» (древнерусского бога поэзии, покровителя поэтов), «соловієм давнего времени, который летит тропой Трояна», то есть путем пророческого, божественного вдохновения. Из «Слова» известна тематика произведений Бояна: Боян воспевал князей, а также подвиги русских воинов, осуждал лихие междоусобицы. Боянові последователи - представители народного эпоса княжеской эпохи - продолжили начатое им патриотическую тему.

Имя Бояна стало нарицательным. Его образ воссоздан в художественной литературе и искусстве.

(Речитативное чтение отрывка из «Слова о полку Игореве», где упоминается Боян).

Эй, Боян, странная же твоя речь;

Раз как волк мчится она степями,

То щебечет, вплоть ходит дубрава,

То снимется и под небесами,

Как орел гордо, пышно цветет...

Эй, художник был Боян над художниками.

Как было в древности спогадає

И несогласия князей и коромоли,

То не стадо лебедей пускает

Свои хищные, быстрые соколы.

.................................

..................Не лебедя

То сокол догоняет, ген в дальше,

Лишь Боян свои пальцы пускает,

Вещие пальцы на струны, - чтобы играли

Князьям славу и честь поведали.

2-й проводник. Где-то веком позже (после Мануйла и Бояна) очаровывал соотечественников своим искусством Митусе (Дмитрий) - древнерусский певец в владыки перемышльского. Князь Даниил Романович приглашал Митусу к себе в певчие, но тот из гордости отказался служить князю.

Учитель. Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что духовная жизнь Киевской Руси было высоким, а один из главных составляющих этой духовности составляли музыкальное инструментальное исполнительство и певческое искусство.

К сожалению, после распада Киевской Руси до XVII в., сохранилось очень мало сведений о кобзарей. В конце XVII в. наблюдается некоторый упадок кобзарского искусства. Постепенно кобзу вытесняют более усовершенствованные инструменты, которые на Украине все чаще попадают с Запада. Кобза в эти времена оказывается в руках народных музыкантов, слепых старцев. Народные кобзари-слепцы донесли кобзу, а также кобзарские думы и песни вместе со старинными кобзарськими традициями до наших дней. А мы тем временем продолжаем путешествие вглубь веков.

3-й проводник. Вот мы и на Запорожье. Существует мнение, что кобзарский профессионализм зародился на Запорожской Сечи [8]. До владений Запорожской Сечи входили территории современной Днепропетровской, значительная часть Запорожской и Кировоградской, а также частично Херсонской и Донецкой областей. Здесь кобзарство было очень распространенным и очень почиталось. (Демонстрируются репродукции картин С. Васильковского «Слепой кобзарь с

мальчиком-поводырем», виньетки М. Самокиша «Казацкий отряд в походе» и «Группа кобзарей, что поют на ярмарке», «Кобза, торбан и бутон».) (См. журнал «Украина» за 1988 год, № 12). Кобза была неотъемлемой частью казацкого быта. Казаки носили ее вместе с копьем и саблей, не расставались с ней ни в шалаше, ни в походах, ни в бою. Кобза была рассудительной «верной женой» запорожцев. (Звучит «Запорожский марш»).

Была на Запорожской Сечи и своя своеобразная школа, где учили играть на кобзе и других народных инструментах. После окончания этой школы кобзари-бандуристы, изучив также одну-две иностранные языки (польский, турецкий или татарский), становились разведчиками в казаков. Проникая в соседние государства с кобзой, разведывали укрепления противников, место пребывания пленников.

1-й проводник. Запорожские кобзари выполняли также миссии посланцев-вістунів и часто сопровождали казацких послов. Древнейшим кобзарем, который действовал в казачьем войске на Запорожской Сечи, был Антон Головатый (1744-1797). Еще маленьким мальчишкой попал он на Запорожскую Сечь. Сначала был «юнцом при стороны кошевого», а впоследствии, быстро освоив казацкую науку, научился играть на бандуре и выбился в начальники. О дела казацкого общества составил несколько песен, которые удачно выполнял, распевая под аккомпанемент кобзы. Автор песен «Ой, Боже наш, Боже милостивый», «Ой годи нам сокрушаться», которые дошли до наших дней.

1771 года избран обществом военным писарем в Самарскую паланку. Учитывая его дипломатические способности, казачье общество неоднократно посылало его «с бумагами» в Петербург или Москву к царице или Потемкина.

Уже на склоне лет старый запорожец, порубленный в битвах и неспособный владеть саблей, видел в кобзе средство существования. С ней он развлекал общество, составлял песни и думы о исторические события и славные походы, очевидцем которых был сам.

2-й проводник. Известным на Запорожье был и Даниил кобзарь Бандурка. На Сечи он был хорошим бандуристом. Кроме того, летом косил в лугах сено, пас лошадей, охранял казачье имущество и шалаши. Конечно, принимал активное участие в гайдамацких боевых походах и не раз отличался мужеством и отвагой.

3-й проводник. В литературных источниках упоминается также имя народного певца Григория Кобзаря.

Однажды в плен к туркам попало 20 казаков, среди них был и Григорий. Его был назначен надзирателем над остальными пленных казаков. За попытку помочь пленникам сбежать, турки выкололи ему глаза. Будучи слепым, Гриша все же «добрался в свой край и начал играть казацких песен, которые о воинство: как они из плена бежали» [13].

(Исполняются отрывки думы «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволе»).

Из Запорожской Сечи старые кобзари-запорожцы расходились по Украине и несли в народ слово правды о давних и недавних событиях, о народных героях, о борьбе народа с поработителями. Они учили кобзарского искусства молодых, передавали им старые кобзарские традиции, изготовляли кобзы.

Учитель. Кобзарство стало душой и гордостью простого народа. Каждый уголок Украины имел своих кобзарей и гордился ими. Бытовало кобзарство в основном в таких регионах (показывает на карте):

1) Гетманщина (в XVII в. она называлась Войско

Запорожское). Территория Гетманского государства занимала по Бы. Хмельницкого бывшие воеводства Киевское, Брацлавское и Черниговское, часть Волынского, а также часть Белоруссии (Чавський полк). Столицами Гетманского государства своего времени были Чигирин, Батурин, Глухов.

2) Приднепровье (Черкасская Область, Киевщина, Полтавщина);

3) Слобожанщина (юго-восточная часть Сумщины, Харьковщина).

1-й проводник. Северная часть Гетманщины (Сиверщину) (показывает на карте) представлена такими певцами, как Григорий Любисток, Остап Вересай, Терентий Пархоменко, Андрей Шут, Бешко Андрей, Иван Романенко, Авраам Гребень. (Показывает портреты названных кобзарей).

Весьма интересна биография Григория Любистока с Черниговщины. В XVIII в. при царских палатах организовывались хоровые и музыкальные капеллы, попадали туда и кобзари.

Придворным кобзарем стал незрячий Григорий Михайлович Любисток (родом из Прилук), которого забрали в царский дворец при наборе певцов и музыкантов. Любисток прожил здесь около 20 лет. Красивый голос, прекрасная игра на гуслях сделали его одним из лучших кобзарей того времени. Однако тоска по родине заставила его бежать в Украину.

Царица Елизавета выдавала один за другим указы о поиски кобзаря и возвращение его к царскому дворцу. В конце концов слепца было задержано в Киево-Печерской лавре и снова возвращен к царице. На удивление, Любисток не был наказан, а, наоборот, хорошо одаренный царицей: был пожалуваний дворянством, добрался до ранга полковника.

Учитель. Со временем кобзарство стало одной из самых действенных общественных сил в осуществлении самых заветных желаний украинцев. Кобзари принимали активное участие в украинских народно-освободительных движениях.

Перенесемся в бурные годы Колиивщины - большого народно-освободительного восстание крестьян Правобережной Украине в 1768 году против польско-шляхетского гнета. Начавшись в районе Чигирина (показывает на карте), оно охватило сначала юг Киевщины (Черкассы, Смела), а затем распространилось почти на всю Киевщину и частично на Подолье. Во главе восстания стоял запорожец Максим Зализняк.

1-й участник путешествия. Подождите только! О Колиивщине я читал в поэме Тараса Шевченко «Гайдамаки».

2-й участник путешествия. А еще есть интересная книга Николая Глухенького «Весенние воды», она тоже посвящена этим историческим событиям. А гляньте, что это за группа людей собрался такой?

(Инсценировка отрывка из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки». Сидит кобзарь, играет на кобзе. Вокруг него люди с кольями и косами (типичным оружием гайдамаков) слушают пение).

1-й проводник. Это повстанческий лагерь гайдамаков и казаков вблизи Чигирина. Давайте послушаем, о чем поет кобзарь.

Кобзарь (поет, или звучит магнитофонная запись). Летом орел, лета сизый Под небесами: Гуля Максим, гуля отец Степям-лесам.

Ой літа орел сизый,

А за ним орлята:

Гуля Максим, гуля отец,

А за ним ребята,

Сыновья его, дети...

Шануйтеся же, вражьи ляхи,

Бешеные собаки:

Идет Зализняк

Черным путем

За ним гайдамаки». Учитель. В бурное время Колиивщины оставили по себе добрую память три кобзари Черкащины - Варченко Василий, Прокопий Скряга и Михаил, Сокового зять.

2-й проводник. Деятельность этих кобзарей является ярким примером служения родному народу. После подавления Колиивщины польская шляхта совершила неслыханную кровавую расправу над повстанцами.

Озверевшая шляхта скарала насмерть кобзарей Прокопа Скрягу с Остапова, Василия Варченко из Звенигородки и Михаила, Сокового зятя, с Шаржиполя. Народных певцов уничтожили за то, что они, как это подтверждает «Коденська книга», «гайдамакам на бандурах играли».

Об упомянутых кобзарей в «Коденській книге» записано: «Прокоп Скряга, бандурист с Остапова... Этот должен быть обезглавлен (2 января 1770 года)». В поименном списке казненных сказано, что Прокопий Скряга вместе с четырьмя другими повстанцами за гайдамацкие поступки обезглавлен в тот же день, то есть 2 января 1770 года.

Здесь также говорится: «Михаил, Сокового зять, из села Шаржиполя. Приговор: этот заслуживает на смерть. 18 января 1770 года».

Далее читаем еще об одном кобзаря: Василий Варченко перешел из Звенигородки в Казацкую Долину, откуда ушел с главарем Ремезом и ходил с последним в Водяники, Кобилячки и Попуринці и играл гайдамакам на бандуре. 26 января 1770 года вынесен приговор, по которому Варченко вместе с другими 22 гайдамаками скарано на смерть.

Враги понимали, какую значительную роль в национально-освободительной борьбе украинского народа, в частности против шляхетской Польши, играли кобзари. Известно, что польское правительство употреблял найрішучиших меры для того, чтобы искоренить из обихода украинские народные думы и исторические песни, особенно про гетмана Богдана Хмельницкого, а также уничтожить народных певцов - кобзарей, считая их деятельность слишком вредной и опасной.

Учитель. Конец XVIII в. принес с собой полное порабощение украинского народа, а с ним и цілковий упадок старого кобзарства. Как известно, тогда было отменено Гетманщину, уничтожил Запорожскую Сечь, украинских деятелей арестован, сослан в Сибирь и Северной России, а народ вместе с землей, на которой столько пролил своей крови, был поделен между теми, кто больше всего выслужился на его порабощении.

Бедному невольникові-крепостному было уже не до кобзы, и поэтому он покинул ее, как ранее покинул саблю и ружье... Эту брошенную на произвол судьбы кобзу подхватили калеки-певцы, которые и сохраняли ее вплоть до наших времен. Итак, с конца XVIII ст. кобза становится инструментом убогих калек, что ее помощью выпрашивают себе милостыню. Среди этих слепых кобзарей особенно отличились такие, как Андрей Шут, Иван Крюковский, Федор Холодный, Архип Никоненко. Остап Вересай... Творчество их приходится на XIX век. Кратко ознакомимся с жизненным и творческим

путем нескольких из них. Переносимся на Черниговщину XIX ст. (Показывает на карте).

3-й проводник. Одним из выдающихся популяризаторов украинской народного поэтического творчества в XIX в. был Остап Вересай. (Демонстрирует портрет кобзаря).

Остап Никитович Вересай родился в 1803 году в селе Калюжинцы Прилуцкого уезда Полтавской губернии (ныне Черниговская область) в семье крепостных (показывает на карте). Жил, кобзарював и умер О. Вересай в соседнем от Калюжинець селе Сокиринцы (теперь Сребнянского района Черниговской области). Отец будущего кобзаря был слепым нищим, хорошо играл на скрипке, зарабатывая семье на пропитание.

Трудный жизненный путь прошел крепостной Остап. В четырехлетнем возрасте он, как и отец, ослеп.

Остап Вересай учился у Ефима Андріяшівського и Семена Кошевого с Роменщины (теперь Сумская область), но из-за слабого здоровья полного, трехлетнего срока так и не добыл. Сам совершенствовал свое мастерство игры на гуслях. Сам пополнял свой репертуар. Кобзарь имел сильный красивый голос, пел с большой экспрессией; свое пение сопровождал потупуванням ног - ему была присуща артистичная манера исполнения.

Репертуар Остапа Вересая был богатым. В него входили думы «Буря на Черном море», «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи», «Бедная вдова и три сына», «Проводы казака» («Отчим»), «Сокол и Соколы», «Федор Безродный, бездольный», сатирические песни «Нет в мире правды», «Щегол», «Дворянка», «Хома и Ерема», «Кисель», «Бугай», а также десять псалмов религиозного содержания («О страшный суд», «Сын блудящий», «К часнього живого мужа», «Муки Христа» и др.), мелодии танцев и песен танцевального характера («Дудачка», «Ой ехал, не заехал», «Козаквалець», «Цыганочка», «Буга», «Кисель»). Кобзарь знал также много казачков, обрядовых, бытовых, семейных песен, песен на общественные темы и т.д.

Этого кобзаря знал Т.Г. Шевченко. В 1860 году он подарил Вересаю своего знаменитого «Кобзаря» с дарственной надписью.

Интерес к Остапа Вересая был очень большой и в научных кругах. Так, в августе в 1874 году его слушали участники III Археологического съезда, который состоялся в Киеве. Участники съезда были в восторге от выступления кобзаря. Французский исследователь А. Рамбо [6], делясь своими впечатлениями от археологического съезда в Киеве в своей работе «Украина и ее исторические песни», высоко оценил искусство народного певца: «Крестьянин Остап Вересай является непосредственным потомком старых славянских певцов, он законный потомок Бояна и других «соловьев прошлого».

После этого популярность О. Вересая среди ученых значительно возросла. Следующий года его уже приглашают в Петербург. Там кобзарь дает концерты во многих научных и культурных учреждениях, учебных заведениях, обществах. Пресса горячо приветствует выступления украинского певца. Одна из петербургских газет поместила на своих страницах такой отзыв: «...Вересай как певец наделен огромным талантом, и в его думах, как живая стоит Украина полна воспоминаний о прошлом» [12].

Умер О. Вересай в конце апреля 1890 года. По его смерти длительное время даже бытовало мнение, что на Украине умер последний из кобзарей.

За большие заслуги кобзаря в развитии украинского песенного творчества украинский народ увековечил его

имя: в селе Сокиринцы, на родине О. Вересая, открыт музей и установлен бронзовый памятник художнику. А в Киеве одну из улиц названа именем Остапа Вересая.

1-й проводник. Среди слепых кобзарей XIX в. особенно отличился Андрей Шут, кобзарь из города Александровки Сосницкого уезда Черниговской губернии. Ослеп он семнадцати лет, переболев оспой. Юноше надо было как-то жить, а также уплачивать государственные налоги наравне с всеми казаками-крестьянами. Он научился вить веревки и делать из крученого пеньки крестьянскую упряжь, имел незаурядную память и усваивал все, что слышал. Скоро кобзарь стал любимым музыкантом и певцом во всей Сосницкой округе, а может, и не только в ней. Бандуру Шут выпускал из рук только во время постов. Свое ремесло очень высоко ценил. По его мнению, «кобзарь-слипец существует на то, чтобы напоминать людям о Боге и добрые дела».

П. Кулиш в 1853 году из уст кобзаря записал такие думы: «Бедная вдова и три сыновья», «Богдан Хмельницкий и Барабаш», «Богдан Хмельницкий и Василий молдавский», «Смерть Богдана Хмельницкого и избрания нового гетмана», «Ивась Коновченко, Удовиченко», «Белоцерковский мир и новое восстание против польских господ», «Притеснения Украины польской шляхтой и восстания против нее», «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи», «Алексей Попович», «Самойло Кошка», «Федор Бездольный, безродный». Кроме полных текстов дум, П. Кулиш записал от А. Шута еще отрывки двух дум: о Ивана Богуна и о Заварушка Волошина. А перед этим (в начале 1853 г.) А. Метлинский записал от кобзаря думу «Плач невольника в турецкой неволе».

Из обнаруженного репертуара - тринадцати полных дум и двух отрывков - видно, что А. Шут был лучшим знатоком дум среди всех кобзарей и лирников XIX-XX веков. Он был великим кобзарем - носителем эпических традиций украинского народа.

2-й проводник. Известным в свое время был и Андрей Бешко - кобзарь с м. Мены Сосницкого уезда Черниговской губернии. Учился играть на бандуре, выполнять думы и другие произведения кобзаря в А. Шута. П. Кулиш с сентября 1853 г. записал от А. Бешка пять дум: «Богдан Хмельницкий и Барабаш», «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи», «Алексей Попович», «Казак нетяга Фесько Ганджа Андибер», «Плач невольников на турецкой каторге».

Сведений об А. Бешка нет. Умер он в 1855 году.

3-й проводник. Иван Романенко - кобзарь и лирник с м. Британ Борзненського уезда Черниговской губернии (некоторое время жил в Борзне). Умер Романенко в 1854 году, когда ему было 60 лет.

До репертуара кобзаря входили такие думы: «Проводы казака», «Федор Безродный, бездольный», «Казак Голота», «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволе», отрывки из думы «Ивась Коновченко, Удовиченко», а также песня «Из-под темного леса, Из-под зеленой рощи».

Как видим, репертуар И. Романенко был не очень большой. И все же фигура этого кобзаря является достаточно интересной. Романенко - народный музыкант, что играл на двух музыкальных инструментах - бандуре и лири.

Учитель. Теперь мы отправляемся на Слобожанщину. Это преимущественно территория нынешних Сумской и Харьковской областей. (Показывает на карте). В XIX веке Слобожанщина стала поистине кобзарской краем. Слобожане искренне уважали народных певцов и беспокоились об их здоровье. Так, в селе Великой Писаревке (теперь райцентр Сумской области) простые люди на общественных началах создали приют - больница для престарелых бездомных кобзарей. Здесь народные художники имели возможность подлечиться и пережить лютую зиму, чтобы с первыми теплыми весенними лучами солнца вновь отправиться в дальние странствия.

На Сумщине (в Ромнах) ежегодно происходил знаменитая Ильинская ярмарка - традиционное место собрания кобзарского братства. Кобзари не только выступали, но и решали свои корпоративные вопросы. Здесь же давали «визвілку» - посвящали в кобзари своих учеников.

Признанными общественностью украинского общества во второй половине XIX ст. были такие кобзари Слобожанского края, как Степан Пасюга (из Великой Писаревки на Сумщине), Гнат Гончаренко, Николай Ригоренко (оба с Харьковщины). (Показывает портреты кобзарей).

1-й проводник. Гнат Гончаренко (показывает портрет кобзаря) происходил из крепостной семьи. Родился в 1835 году в слободе Репках Харьковского уезда. После тяжелой болезни на глаза 12-летним мальчиком ослеп.

Со временем научился играть и начал кобзарювати. В репертуаре имел украинские народные песни, псалмы и думы. В 1908 году Леся Украинка с Климентом Квиткой записали от него на фонографе думы «Алексей Попович», «О правде», «О сестру и брата». Филарет Колесса, который расшифровал и опубликовал в 1913 году эти думы, дал высокую оценку исполнительскому мастерству кобзаря. Увлекалась игрой Гната Гончаренко и Леся Украинка. Исследователи особо отмечали архаичный способ речитації кобзаря.

2-й проводник. Полтавский край дал Украине таких известных кобзарей, как Федор Гриценко-Холодный, Иван Кравченко-Крюковский, Михаил Кравченко, Архип Никоненко, Федор Кушнерик (показывает портреты кобзарей).

Интересным является жизнеописание Ивана Кравченко Будущий кобзарь родился в 1820 году в городе Лохвица в семье крепостного мелкопоместных дворян Крюковських. От них и достал фамилия Крюковский.

Когда маленькому Ване было три года, его взяли в господских покоев на забаву паничеві, который был на несколько недель старше него. Потом паренька сделали лакеем-слугой. В господских покоях будущий кобзарь жил до пятнадцати лет. Панич был чрезвычайно жестоким и очень издевался над сверстниками-крепостного. Где-то около десяти лет у Ивана начали болеть глаза, болели три года, впоследствии он ослеп.

Старый господин отпустил Ивана на волю, не дав ни дома, ни поля. «Ты слеп, - сказал он парню. - Зачем тебе хата? Ты у людей где-нибудь проживешь».

Ивана отдали в три года в науку к кобзарю. Прошли годы. Он стал талантливым и признанным мастером своего дела. Заметим, что в 1875 году Остап Вересай, который находился тогда в зените славы, И назвал. Кравченко-Крюковского кобзарем, лучшим за него.

И. Кравченко-Крюковский имел широкий кругозор, был справедливым человеком, благодаря чему имел большой авторитет среди кобзарей и лирников. Они выбрали его своим «панмайстром» - президентом довольно сложной кобзарско-лирницкой организации.

Внешность кобзаря была очень показательной - это был сухой, выше среднего роста дед с почти белыми волосами до плеч. Он очень дорожил своей шевелюрой, говоря, что ему как кобзарю и панмайстру она подходит.

П. Мартинович от И. Кравченко-Крюковского записал десять дум: «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи», «Алексей Попович», «Федор Безродный, бездольный», «Самойло Кошка», «Три брата самарские», «Ивась Коновченко, Вдовиченко», «Сокол и Соколы», «Проводы казака», «Сестра и брат», «Бедная вдова и три сына». Народный певец знал 12 псалмов, много исторических, лирических, бытовых песен, танцевальных мелодий.

Случилось так, что искусство этого «великого кобзаря» (так называли его современники) было недостаточно изучено.

3-й ученик. Такая же судьба постигла еще одного очень талантливого кобзаря конца XIX века - Ф. Гриценко-Холодного. (Показывает портрет кобзаря).

Кобзари-современники считали этого бандуриста из Полтавщины - чрезвычайно талантливым музыкантом. Афанасий Барь, рассказывая об игре Ф. Гриценко-Холодного, уверял, что ничего подобного он еще не слышал: «Было, как сядет, как зашкряба, как затужить, то и сам плачет, и все за ним, а медяки, то как тот горох, в коновочку только тр... тр... тр...». Есть правдивые показания, что Ф. Гриценко-Холодный мог босыми ногами играть на бандуре любой казачок. Бандура музыканта имела сорок пять струн, что на то время было большой редкостью.

Ф. Гриценко-Холодный выполнял думы «Ивась Коновченко, Вдовиченко», «Бедная вдова и три сына», «Сестра и брат», «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи», псалмы и песни.

К сожалению, от этого бандуриста не было записано мелодий, возможно, они открыли бы новую интересную страницу в истории развития народного искусства.

4-й ученик. Архип Никоненко (показывает портрет кобзаря) - лирник с м. Оржице Лубенского уезда Полтавской губернии. Выполнял такие думы: «Казак Голота», «Бедная вдова и три сына», «Сестра и брат», «Буря на Черном море», «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи».

Дума «Козак Голота», записанная П. Кулешом от А. Никоненко, является наиболее художественно совершенной по сравнению с вариантами, записанными от других кобзарей

и лирников. (Звучит магнитофонная запись «Думы про казака Голоту»).

А. Никоненко имел особую манеру исполнения дум. Этот музыкант пел очень медленно: он вслух размышлял, качал головой и глубоко вздыхал. Кобзарь часто прекращал пение и, перебирая струны, приспосабливал проспіваний стихотворение собственного положения - или правильность морали песни доказывал собственными примерами. Иногда он очень переживал содержанию песни, голос его дрожал все сильнее и, наконец, причитания на несколько минут прерывало пение и музыку. Поводырем Никоненко была его четырехлетняя дочь.

Кроме игры на кобзе и лири он, как и некоторые другие кобзари и лирники, сукав веревки, делал упряжь.

Архип Никоненко был одним из лучших исполнителей украинских народных дум середины XIX века.

Учитель. На этом заканчиваем наше путешествие вглубь веков, которая помогла нам ознакомиться с историей украинской кобзарства, основными центрами его бытования.

Благодарить за невтрачену память о такое уникальное явление в мировой культуре, как украинское кобзарство, мы должны выдающимся деятелям украинской культуры, сборщикам и популяризаторам народных дум и песен - Пантелеимону Кулеша, Николаю Лысенко, Леси украинская, Клименту Цветке, Филарету Колессе и др. В начале XX века по инициативе и при активном содействии Леси Украинки было снаряжено экспедицию, во время которой из уст сорока кобзарей записано (с нотным текстом) народные думы. Позже Научное общество им. Т.Г. Шевченко в Львове выдало в свет двухтомную книгу «Мелодии украинских народных песен».

Благодаря этому такой огромный пласт украинской народной культуры, как кобзарство, не пропал бесследно, не развеялся на дорогах истории, а был сохранен для потомков. Должны проникнуться чувством морального долга и гражданской ответственности и должны сделать все, чтобы не только сохранить, но и приумножить и передать эти нетленные ценности духовной жизни нашего народа грядущим поколениям украинцев. Убежден, что наши уроки побуждают каждого задуматься над этим. (Эту мысль учитель произносит в сопровождении думы «Плач невольников»).

Литература

1. Вертий А. Украинский Гомер (Жизнь и творчество Остапа Вересая) // Украинский язык и литература в школе. - 1991. - № 12 - С. 36-39.

2. Жеплинский Бы. Краткая история кобзарства в Украине. - Львов, 2000.

3. Кирданы Б., Омельченко Л. Народные певцы-музыканты на Украине. - К., 1980.

4. Колесса Ф. Мелодии украинских народных дум. - К., 1969.

5. Кулиш П. Записки о Южной Руси. В 2-х т. - К.,1994.

6. Лавров Ф.И. Кобзарь Остап Вересай. - К., 1955. - С. 25-26.

7. Лавров Ф. Кобзари. Очерки по истории кобзарства Украины. - К., 1980.

8. Лавров Ф. Кобзарь. - С. 18.

9. Лысенко М. Характеристика музыкальных особенностей украинских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаєм. - К.,1995.

10. Литвин М. Струны золотые. - К.,1994.

11. Лозко Г. Украинское язычество. - К., 1994.

12. Новости. - СПб. - 1875. - № 71.

13. Сборник харьковского историко-филологического общества. - Т. ХІІІ. - 4.11 Харьков, 1902. - С. 223.

14. Украинские народные думы. Том первый корпуса. Тексты и вступление К. Грушевской. - Харьков, 1927.

15. Чабада Николай. Кобзари и лирники // Дивослово. - 1998. - № 6. - С. 25.