Статья
ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Под тяжестью каменного креста. (по творчеству Василия Стефаника)
Когда речь идет о жизни и творчестве выдающегося самобытного украинского писателя конца XIX - начала XX вв., сразу вспоминаются слова Ивана Франко, который отмечал: «Может, величайший артист, который появился у нас от времени Шевченко. Стефаник - абсолютный господин формы... Его очерки, как лучшие песни, в которых нет ни риторики, ни сентиментальности, только... печальная действительность, но скупана в золотые чистейшей поэзии» Этими словами определил Франко место Стефаника в украинской литературе, называя его, кроме того, «истинным артистом по божьей милости, которым., можем повеличатися перед миром».
Писательская слава Стефаника была тяжелая, словно камень в покутско земле, тяжело давалась, однако оставляла по себе благодатную пашню европейского литературы. Да, именно европейского, ведь писал о покутского новеллиста один из наиболее известных современных писателей конца XIX - начала XX вв., близкий друг Василия Стефаника Станислав Пшибышевский: «Я прочитал его - и то, что я прочитал, было для меня ревеляцією огромного таланта. Воспитанный на европейском писательстве, я был зчудований открытием, которое я сделал... Полюбил я его чрезвычайно»
14 мая 1871 г. началась его дорога. И прошел он ее, как усердный земледелец, взяв в руки вместо ручкам плуга перо, а по себе оставил лютую кривавицю - около семи десятков новелл. Писал мало, а написал много, потому что созданное им - большое и величественное.
Родился Василий Стефаник на Покутье, в с. Русов нынешней Ивано-Франковской области. Отец писателя, Семен Стефаник, был человеком крутого нрава и считал, что «земля - это способ ко всему. Она даст... власть и честь, хоть в том соревновании от непосильного труда умерли родные дети и женщина. .» Мать писателя Оксана была очень доброй женщиной и всегда хотела, чтобы ее любимый сын был у нее. По-женски безоглядно любила сына, болезненно переживала все неудачи на его пути. С детства и до глубокой старости никого Стефаник так не любил и ни за кем так не тосковал, как по родной матушкой, которая всю жизнь «лебеділа» круг него.
Отец хотел видеть сына врачом, адвокатом или чиновником, поэтому отдал Василия начальной школы в Русе, а потом - к виділової в городке Синятин, которую окончил в 1883 г. Потом было обучение в Коломыйской (1883-1889 гг.) и Дрогобычской (1890-1892 гг.) гимназиях На время обучения в Коломыйской гимназии приходятся первые творческие попытки писателя - лирические стихи 3 Коломыйской гимназии его исключили за политическую деятельность - участие в тайном ученическом обществе, в котором гимназисты знакомились с прогрессивными идеями: читали запрещенные книги Шевченко, Франко, Успенского, Энгельса.
В течение 1892-1900 гг. Стефаник. выполняя волю отца, учился на медицинском факультете Краковского университета, который так и не закончил из-за занятия литературой и политическую деятельность. В мае 1894 г. на Шевченковском вечере Стефаник познакомился с супругами Морачевських Это знакомство помогло писателю найти себя в творчестве, «выйти из леса литературных направлений, которые...каждый тянул в свою сторону» Морачевский был не только биологом, он хорошо разбирался в литературе, поэтому не заметить самородка в пепле просто не мог. Почувствовав редкий талант Стефаника, он ввел его в мир европейской литературы, в круг культурной элиты Кракова, познакомил с польскими писателями: Я. Каспровичем, С Виспянським, К Тетмаєром, С Бжозов-ским, В. Орканом, лидером модерністичного направления «Молодая Польша», С. Пшибышевскими, который переводил новеллы Стефаника и писал о нем в польских и немецких журналах Вацлав Морачевский заметил писательский талант в письмах Стефаника: многие из них содержали первые эскизы к будущим стихотворений в прозе и новелл.
«Моя литература - в моих письмах», - сказал Стефаник в частной беседе по мировой войне, и это правда. Писание писем для Стефаника было генеральной пробоя до творческого подъема. Его талант рос и креп только в тени, на глазах ближайших приятелей, а не на глазах широкой публики, как это было со многими писателями. Понятно, почему он сразу стал перед читателем и критикой как зрелый писатель с ярко проявленным творческим лицом Одновременно письма, Стефаника раскрывают его творческую лабораторию Мы видим, как с каждым письмом его слово крепнет, как все эластичнее и резче он схватывает тему, как его фразы постепенно становятся музикальнішими. Письма Стефаника дают некоторое понятие о том, какую большую и тяжелую работу проделал писатель, пока его талант окончательно відшліфувався.
Шлифовалось талант молодого писателя не только в письмах, но и в стихотворениях в прозе, которые были данью тогдашней моде. Стефаник-поэт создавал их в 1897 p., а потом пытался издать сборник «маленьких образочка» под названием «С осенью», с которой остались лишь девять стихов.
В 1870-1901 гг. Стефаник написал две трети своих новелл, а также ценное своим художественным уровнем переписки. Теперь техника письма Стефаника сведению: сочиняя свои новеллы, он горячился, он глубоко переживал действия своих героев и сливался с ними до той степени, что писал не о них, а о себе В этом ему помогали и его крестьянское происхождение, и его крестьянская психика, которой не успело и не смогло уничтожить его индивидуальности почти двадцятилітнє пребывания в городах и городках.
1897 г. в Черновицком двухнедельнике «Труд» впервые было напечатано семь новелл Стефаника, и сразу он стал широко известным украинским писателем. Наследие писателя - это книги новелл «Синяя книжечка» (1899 p.), «Каменный крест» (1900 г.), «Дорога» (1901 г.), «Мое слово» (1905 г.), «Земля» (1926 г.) и еще несколько произведений, не изданных отдельным сборником при жизни автора.
Каждая новелла Василия Стефаника пронимает жгучей, как огонь, мнением, и нет ни одной такой, которая бы не терзала сердце; нет у автора ни одной новеллы, созданные лишь фантазией художника. Каждая картина выхваченная из жизни самого писателя, или около известных людей.
Столкнув в новелле «Палий» двух людей с сильными характерами, но разного социального положения, Стефаник силой художественных образов дает современному читателю понять и пережить душой те настроения, которые сложились в галицком селе перед революционными выступлениями народа в начале XX в. Симпатии автора на стороне наемника Федора, который начинает видеть, что везде «богач за столом, а наемник у порога». Впервые срывается Федор во время «свободных выборов» до австрийского парламента: не выдержал удара Курочки в лицо, появились за Федора наемники, и «потекла кровь». Эти «свободные выборы» - просто издевательство над народом. Даже жандармы, которые были рядом, смеялись с того «маскарада», «как ежели бы имели перед собой детскую игрушку». Таким образом подходить к решению сложных проблем может только Стефаник - человек революционно-демократического мировоззрения.
Осталось всего несколько первых стихов, характерными чертами которых является влияние символизма и сочетание мистической философии с пейзажной лирикой. Эти произведения начали первый период в творчестве Стефаника (1896-1901 гг.), ведь еще до выхода «Синей книжечки», которая принесла автору большую славу, 1897 г. в черновицкой газете «Труд» появились первые публикации его новелл и сразу стали очень популярными. В Польше в это время заговорили о Стефаника как о «гениальном русина». Одно за другим выходят сборники его новелл и их переводы.
С 1908 г. до 1918 г. Стефаник был послом австрийского парламента от радикальной партии, очень пристально выполняя свои обязанности посла на Покутье. Первая мировая война оставила глубокий след в жизни и творчестве писателя. Пережитое во время войны и искренняя атмосфера общения с близкими друзьями после пятнадцатилетнего вынужденного молчания вернули Стефаника к творчеству. Новеллой «Діточа приключение» (1916 г.) начался второй период творчества Василия Стефаника.
Немало у Василия Стефаника новелл о детей. их судьба, как и будущее родного народа, очень волновала его. Дети с «Новости» - это «мертвецы», их обреченность такая же очевидная, как и судьба отца - Григория Летучего. Трагизм здесь не только в убийстве отцом дочери, но и в осознании того, что смерть легче по жизни. «Кленовые листья» - произведение о детях без детства. У героя новеллы наемника Ивана «страшная любовь к детям». Эта «страшная любовь» развеет их, как кленовые листочки, по далекой неизвестной Канаде, чтобы только они остались жить. Наемник Иван всю жизнь проводит в работе: от его труда господин такой гладкий, «что муха на нем не полезет», он косит его поля, забывая о себе и о детях, а они растут, «как щенки круг голой кости». В рассказе слышится ностальгическое пение Стефаника о страчене детство, как народная песня о кленовые листочки - символ тяжелой жизни сирот.
В новелле «Катюша» девочка - единственная дочь у родителей - своей болезненностью доводит их до розпачу. ей нужны молоко, белый хлеб, а дома этого нет: все «вянут на картошке», отец впадает в такое отчаяние, что проклинает жену и дочь, желает им обоим скорейшей смерти, чтобы вместе сбыться и похоронить обоих.
Вся послевоенная творчество Стефаника - это громкий протест против польского своеволие, протест, закованный в художественное слово. Он воспевает героическую борьбу Западной Украины против польского нашествия, описывает тоску народа по своей государственностью. В этих новых новеллах сила слова писателя еще больше окрепла. Его отношение к собственному творчеству становится более критическим. Слово Стефаника становится короче, все жестче, словно он хочет быстрее выбросить из сердца всю силу, всю боль, что собрались в нем за много лет молчания.
Почувствовав во время мировой войны, что украинский крестьянин становится опорой нации в борьбе за государственность, Стефаник поднял образы крестьян в общенациональных поэтических символов и осознал себя поэтом целой нации. Впервые в творчестве писателя появляются образы новейших интеллигентов, которые «пели, разговаривали, читали книжки, добры к простому народу, и народ к ним прилип круг них цвел: собирался их умом добывать мужицкую право, господа из пор-давна закопали в палатах. Шли лавой с хоругвями над собой, и паны им проступалися»
Трагедия личной жизни и общественный гнет разрывали впечатлительное сердце писателя 3 него взрывались гнев и страсть, вдохновенная песня и расчетливый размышление, сыновняя любовь к матери-земле и испепеляющая ненависть к злу. Он пошел к людям, «ибо тота дорога была его судьбою. любил свою дорогу над все.. » Каждая его новелла - это картина трагедии крестьянской жизни трагедии поразительной бедности, безнадежной одиночества, невыразимой тоски от разлуки с родной землей; мир, полный грусти и одновременно несказанної красоты и любви к человеку входит в сердце читателя и не дает покоя.
Каждое произведение Стефаника - это творческий труд, сгусток нервов, трагедия души, выстраданная в слове. По словам самого автора, он брал тему в свою крепкую хлопську горсть и выжимал из нее всю воду. Призраками прошлого встают перед глазами его герои. Все они, по словам Марка Черемшины, или безнадежно больны, или безнадежно нищие, или безнадежно старые, или безнадежно изношенные, или безнадежно несчастливы. От отчаяния они могут выразить то, что чувствуют, но читатель слышит те невимовлені, застывшие в горле слова. В новеллах Василия Стефаника герои выписаны недомовленими словам, и эти недосказанные слова звучат тяжким стоном.
«Мария» была написана в 1917 г. и посвящена Ивану Франко. Тогда же Стефаник вернулся в родной Русова, поседевший и постаревший Военные переживания, печаль за детьми, которые все время оставались в прифронтовой полосе, восстановление творческой деятельности не давали писателю покоя. Стефаник продолжает писать. По словам Михайлины Коцюбинской, «Стефаникові творческие муки - это нечто большее, чем классические муки слова, так хорошо известны поэтам. Они связаны не столько с обтісуванням, оформлением, является преодолением материала, сколько с полнотой вхождения в этот материал, как в жизни, с подлинностью переживания Стефаник не умел пользоваться художественной условностью, как панцирем То, о чем писал, переживал каждый раз заново. Честно. Полностью. Не жалея себя.. » Иван Труш писал: «Новеллы Стефаника настолько оригинальные, что читатель должен был бы убедиться, что творческая сила литературы украинского народа, как и его душа, насквозь индивидуальные и отличаются от всего того, что нам дает Европа»
Европейский импрессионист Эдвард Мунк писал: «Я рисую не то, что вижу, но то, что я увидел». То же касается творчества Василия Стефаника. Он изъял из содержания своих произведений все несущественное, побочное, декоративное, описательное, оставляя самые обнаженные явления и факты. Автор преодолевал внешность, проникал сквозь нее и словом оформлял внутренние состояния человеческой души. Экспрессионизм хотел показать человека и весь земной мир такими, какими они есть на самом деле, неприкрашеними и измученными противоречиями, осветить глубинную сущность бытия, сделать видимым невидимое, что находится по ту сторону вещей. Французский исследователь Чарлз Л. Хинди пишет: «Когда кто-то бросил камень в пруд, то это его экспрессия. А движение камня вызвал волны распространенными кругами, что нарушили поверхность воды. Приток возбужденного воды встревожил и нарушил прибрежные травы и цветы. Таким образом через экспрессию наступило общения со всем окружением, с миром и космосом».
Примеров такого мироощущения можно найти много в произведениях Василия Стефаника. Например, в его рассказе «Каменный крест» является образ общения с окружением. Так же, как камень, брошенный в пруд, тревожит все окружающее, в этом произведении Иван с конем и телегой во время работы «оставляли за собой следы копыт и колес широчайших пят Ивановых», сдвигая и тревожа окружающей среды, потому что «придорожне зелье и ботва гойдалося. вихолітувалося на все стороны за телегой и сбрасывало росу на ее следы» Важно здесь еще и то, что колеса, лошадиные копыта и пяти Ивана творят единство своей экспрессивной действием движения, оставляя следы. Этот слитый воедино движение, вызвав движение окружение, соединяется с ним v целость, потому что нарушено тем движением зелье вернулось движением к следам колес, копыт и ног, сбрасывая на них росу Круг замкнулся во взаимной внутренней коммуникации
Новелла «Каменный крест» было написано в начале 1899 г и тогда же напечатано в «Литературно-научном вестнике» Прототипом Ивана Дидуха был русівський крестьянин, который переписывался со Стефаником после выезда в Канаду Каменный крест, который поставил Дидух, еще и до сих пор стоит в Русе.
В рассказе - единство со всей землей и космосом, вызванная динамично-экспрессивной, но и очень тяжелым трудом Ивана Здесь метко принятыми активными глаголами показан внутреннее движение и закрытое в кругу взаємнення, которое создает целостность и единство. Тень Ивана и бугра несло вместе солнце «далеко на нивы». Но лишь его тень выглядела Как тень великана, потому что он был тем элементом, который оживляет все вокруг себя. Сначала ожил горб, потому что он «посминал в дугу» фигура Ивана, он «ест солнце» и «пьет дождь», поэтому должна родить хлеб-Даром нельзя жить, поэтому горб должно работать - растить хлеб, и Иван должен работать, собирая этот хлеб с холма, чтобы есть. Здесь происходит объединение противоречий согнута в дугу до земли фигура Ивана объединяется с его тенью, распространенной в безграничную даль. Экспрессия Ивана, которая является его трудом, побуждает горб к труду, сдвигает землю к движению жизни, ибо его тень продвигается далеко по нивах и, заслонив им солнце, также их тревожит. Иван - великан, поскольку обладает всем вокруг себя и объединяет его в одно неразрывное целое.
Выезд к чужой страны - Канады - разорвал в его душе эта связь единства с миром Автор вспоминал в последние годы жизни: «Он очень не хотел покидать своего каменистого грунта, и дети, невестки и дочери не давали ему жить, и он лишь потому сбежал в Канаду, чтобы иметь возможность жить дальше. Он действительно еще долго жил в Канаде, но писал мне, что все чужое вокруг него, и что его ферма ему немила, и его детям хорошо себя ведет»
«Каменный крест» - это воздвигнутий рукой и словом писателя величественный памятник человеческим страданиям. Большая тоска легла ему на душу, ему казалось, что жизнь его покинуло, потому что он «камней». Василий Стефаник часто употребляет в своих произведениях образ камня для обозначения омертвевшей души. Писатель вновь использует средство переноса состояния человеческой души в мертвый предмет, чтобы материализовать его, - камень, который вода выбросила на чужой берег. Это одновременно и судьба Ивана, которая выбрасывает его к чужой страны: «в То время как какая-то нижняя волна викарбутить большой камень из воды и положит его на берег, то тот камень стоит на берегу тяжелое и бездушный... Мигает тот камень мертвыми блесками, отраженными от восхода и захода солнца, и каменными глазами своими смотрит на живую воду и грустит, что не угнетает его бремя воды, как угнетал его от возрастов. Смотрит с берега на воду, как на потерянное счастье. Так Иван смотрит на людей, как тот камень на воду»
Жить на своей земле, быть физически здоровым, уметь вести хозяйство, любить труд на земле превыше всего - и не иметь возможности съесть кусок хлеба, прокормить свою семью. Или может быть что-то жахливішим9 Отцу невмоготу наблюдать медленную мученическую смерть своих голодных детишек - и он, желая облегчить их страдания, топит меньшую ребенка, а старшую не смог, потому что начала проситься Преступник? Кто? Трагическим представляется образ Ивана Дидуха, который всю свою жизнь знал лишь одно «роб и роб» Старое дерево не примется при пересадке. Так и Иван, Он хранит себя и жену на родном кусочке земли, с которым сросся душой и телом
Значение образа камня нам уже известно Сообщением противоречий много в плоскостном образе автор намекает на сложность психического состояния Ивана. Можно предположить, что туи речь идет о смерти той духовности, что связывало его с родной землей. Его интуитивное познание этой истины писатель снова об'єктивізує, переносит его на описание внешних явлений природы беседа разлеталась. «как нагнилі деревья в старом лесу», а слова «пения идут через старый горло с препятствиями, как если бы не только на руках у них. но в горле мозоли понаростали» Еще больше «Идут слова тех певиц, как желтые листья, ветер гонит по замерзшей земле, а оно раз-на-раз останавливается на каждом овражке и дрожит перед теми берегами, как перед смертью».
Подсознательное, интуитивное ощущение этой будущей духовного кризиса через разрыв единства с родным средой вызывало безграничный боль в душе Ивана Этот душевную боль Ивана и его жены материализуется такими образами его хата зарыдала и прорвалась, как облако плачу, « что повисла над селом» Хата потеряла свою оптическую свойство реального объекта и превратилась в субъективный, душевное состояние Ивана, приобретая вид дождя, который висит над селом Такое перенесение признаков объектов на субъекты и наоборот, чтобы объединить их снова в образах, воспринимаемых чувственно, наполняет все произведения Стефаника.
Исследователи экспрессионизма называют этот метод творчества «дереализацией», то есть уничтожением внешнего вида реальных вещей и явлений, чтобы они в измененной форме вновь стали доступными нашем эмпирическом и смысловому восприятию Таким образом они материализуют или олицетворяют внутренний мир, невидимый и недоступный для нас, чтобы вынести его сущность на поверхность видимого Так экспрессионисты достигали надчасовоі и надпросторовоі единства, сочетание объекта с субъектом. Такое творчество освобождала их от необходимости описания душевных переживаний героев, что присутствует в реалистических произведениях Эту роль выполняют, собственно, в экспрессионистов «дереалізовані» образы.
Привлекает Стефаник своеобразием и большой силой языка своих произведений они написаны покутським диалектом, в котором нетерпеливый читатель иногда не поми чает особое очарование Стефаник сам иногда сожалел, что писал диалектом, все настойчивее говорил о необходимости «ломить границу не только тот, что на географической карте, но и другой, в языке, в литературе, вообще в жизни». Стефаник позволял Борису Гринченко править язык его произведений, а позднее писал издателям на Большую Украину, что «ругать за поправление текста не будет и что вообще диалектная речь произведений режет ему глаза. Писатель боролся за воссоединение своего народа, был сторонником единого литературного языка Литературным языком в тех условиях Стефаник не смог бы с такой экспрессией сказать все то, что он сказал покутско наречии. Короткие и емкие предложения автора не имеют ни одного лишнего слова, писатель превращал собственную душу на кузницу, в которой ковал «чистый металл человеческого слова и его любви», несмотря на то. что в этой кузнице льется пот, остаются живые куски руды, а сам он не может дышать «в красном пламени огня».
История жизни Василия Стефаника в самых общих чертах воспроизводит судьбу украинского галицкого крестьянства. Характер творчества писателя можно понять, лишь зная его жизнь нелегкую крестьянскую долю, полную борьбы за лучшее будущее народа, свой народ он любил по-сыновьи всю жизнь И Стефаник будил свой народ он скорби над его судьбой, хотел видеть крестьянство, «мужика» и свободным, и образованным, а не массой подневольных, забитых трудом хлеборобов Поэтом мужицкой отчаяния, крестьянским Бетховеном, певцом крестьянской бедноты, певцом Гуцульщини. борцом против социального и национального гнета, обладателем крестьянских дум называют Василия Стефаника и чем более поетичніші эпитеты стоят рядом с его именем, тем понятнее становится, что сущность, содержание этого неповторимого таланта, этого личной жизни с высоким общественным примером можно передать только таки ми словами : «Он великий сын своего народа».
Крестьяне научили Стефаника не бояться смерти, традиции рода наделили ученической восприимчивостью, а стремление к слиянию л своими героями, «заседание в их душах, муки их мучениями, роли в драме жизни» требовало от писателя адекватности. Как и его герои, Стефаник должен был отбросить то, чем коротко и сильно жил и что его страшно измотало и заставило в самом расцвете творческих сил оставить перо.
|
|