План
1. Понятие о направление и стиль. Носители стиля.
2. Литературные направления времен от второй половины XVI до второй половины XIX века.
3. Поэтика украинского барокко.
4. Романтизм и реализм в украинской литературе.
5. Эпоха модернизма в украинской литературе. Три волны украинского модернизма.
Направление - это совокупность идейно-художественных признаков, которые присущи целому ряду произведений литературы, написанные примерно в одно и то же время. В 20-50-х гг. ХХ в. этот термин почти выпал в советском литературоведении из литературного обращения, что было вызвано двумя причинами: первая из них заключалась в том, что американские теоретики признавали только стиль конкретного литературного произведения; вторая - это внедрение понятия «художественный метод». Вытеснение понятия «направление» понятием «метод» обусловлено тем, что на первое место было поставлено мировоззренческие принципы писателя.
Литературное направление формируется на основе таких важных факторов, как мировоззренческий фундамент (идейные убеждения писателей, общественные и нравственные идеалы, взгляды на роль и значение литературы и т.д.), поэтика, общность мотивов, тем, идей, вбразів, сюжетов и определенных стилевых, композиционных, жанровых форм. Название главного направления нередко дает название целому литературному периоду (барокко, романтизм, модернизм). Временные рамки литературного периода всегда условны, ибо направление, что дает название периоду, зарождается в предыдущем и продолжает свое существование в следующем периоду. Литературный период еще называют литературной эпохой или эпохой. Иногда термины «литературная эпоха» («эпоха») и «литературный период» не совпадают, поскольку первый из них занимает значительно более широкие временные рамки. Например, древнерусское сутки (XIV - вторая половина XVIII в.) включает литературные периоды Ренессанса, реформации, барокко, классицизма.
Синонимом термина «направление» выступает «стиль».
Стиль - это то устойчивое, что объединяет творчество целого ряда художников (тогда стиль совпадает с направлением). Различают индивидуальный стиль и стиль определенного времени, направления, эпохи. Индивидуальный стиль - это совокупность признаков, которыми произведения писателя отличаются от произведений других художников. Стиль определяют особенности образного мышления писателя, тематика и проблемы, что его заинтересовывают, нормы и законы избранного им жанра.
Носителями стиля выступают элементы формы художественного произведения: фабула и сюжет, композиция, языковые формы выражения (повествование, рассказ, описание, монологи, диалоги), лексико-синтаксические и интонационно-звуковые особенности. Для индивидуального стиля характерен отход от нормы, то есть неповторимость (Лина Костенко: «Поэзия - это всегда неповторимость»).
Для стиля определенного направления свойственна повторяемость, тяготение к определенной нормы.
Новое литературное направление всегда начинает оригинальный художник с неповторимым художественным письмом, то есть ярким художественным стилем.
Ответвлением стиля или направления выступает в течение, которая формируется внутри стиля. Ответвления часто расходятся между собой настолько, что находятся в состоянии борьбы. Это активизирует литературный процесс, определяет направление его движения. Например, общим направлением в европейских литературах ХХ вв. стал модернизм (фр. современный, новейший). С модернизмом связывается появление таких основных стилевых течений, как импрессионизм, неоромантизм, символизм (четкую грань между ними провести невозможно).
Со второй половины XVI до второй половины XIX века в литературе и других видах искусства развиваются шесть направлений: барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и натурализм, с которыми связана творческая деятельность почти всех выдающихся писателей того времени. Кальдерон, Ґріммельсгаузен и Донн презентуют барокко, Корнель, Расин и Мольер - классицизм, Стерн, Руссо и Карамзин - сентиментализм, Байрон, Гофман, Гюго и По - романтизм, Диккенс, Бальзак, Достоевский, Франко - реализм, Золя, Мопассан, Гауптман - натурализм. Отдельные выдающиеся художники в разные периоды своего творчества принадлежали к различным направлениям.
Барокко (от итал. причудливый, вычурный) - литературный и загальномистецький направление, зародившееся в Италии и Испании в середине XVI века, распространился на другие европейские страны, где существовал на протяжении XVI-XVIII веков. Термин «барокко» впервые был применен для характеристики стиля архитектурных сооружений. Но со временем его начинают употреблять для обозначения других художественных явлений. В XVIII веке термин «барокко» применяют к музыке, в XIX веке его употребляют в отношении скульптуры и живописи. В конце XIX века начинают говорить о барокко в литературе. Считают, что первым термин «барокко» в отношении литературы использовал Фридрих Ницше. В начале XX века начинаются дискуссии о барокко в восточнославянских литературах, в частности в украинской литературе. Так, после оживленной дискуссии на страницах украинской периодики родилась мысль о барокко как характерное выражение украинского национального стиля в искусстве. Впоследствии известные литературоведы А. Белецкий и И. Еремин, анализируя творчество Симеона Полоцкого, вводят понятие «барокко». К украинского литературного барокко можно отнести творчество М. Смотрицкого, С. Полоцкого, М. Довгалевського, И. Величковского, С. Яворского, Ф. Прокоповича.
Украинское барокко возникает на рубеже XVI-XVII веков и развивается в течение двух веков. Настоящий начало барокко, как отмечал Дм. Чижевский, это Мелетий Смотрицкий, это проповеди и отчасти стихи Кирилла Транквилиона Ставровецкого, а полная победа барокко - образование киевской школы. Крупнейшими культурно-политическими успехами, которые играли большую роль в истории украинского барочного словесности, были: восстановление православной иерархии в 1620 г. и основания киевской школы 1615 г. и ее реформы, проведенные Могилой (1644 г.) и Мазепой (1694 г.).
Барокко в Украине распространялось во всех жанрах тогдашней литературы. В поэзии возникает силлабический стих, наряду с которым существует также народный стих. Самым известным жанром барочной поэзии была духовная песня. Разнообразные жанровые формы существуют и внутри светской поэзии: философская и эротическая лирика, панегирик и эпиграмма, пейзажные и емблематичні стихи и т.д. Наиболее оригинальными произведениями украинского барокко были так называемые «стихотворные игрушки» - экспериментальные произведения, формообразующие, в определенной степени «авангардистские». Распространены были такие формы, как акростих и мізостих (в первом начальные буквы каждой строки образовывали имя автора, во втором - нужные слова состояли из букв, которые находились посередине стиха), кабалістичні стихи (числовое значение славянской азбуки давало возможность подсчитать год написания произведения), фигурные стихи (печаталась в форме креста, яйца, рюмки и т.п.). И. Величковский создает «раки текстовые» - стихи, строки которых можно читать одинаково как справа налево, так и слева направо («Анна пита мя я иметь панна...»), алфавитный стих, слова которого начинаются с букв алфавита.
Развивается украинская барочная проза: повести и рассказы как религиозного характера (Д. Туптало, П. Могила), так и светского («Римская история»). Распространяется в Украине демонологічна повесть и авантюрное повествование. Приобрел расцвета и украинский барочный театр. Рождается принесена с Запада школьная драма, в произведениях которого использованы мотивы и образы как христианства, так и античности. Распространяются пасхальные и рождественские драмы, пьесы типа европейских міраклю и моралите. В XVIII веке появляются и чисто светские драматические произведения на сюжеты из украинской и всемирной истории («Владимир» Ф. Прокоповича, «Фотий» Г. Щербацкого, «Благоутробіє Марка Аврелия» М. Козачинского). Из комедийных жанров драмы в украинском барокко существовали интермедии («Продал кота в мешке», «Лучший сон»).
Значение барокко в украинской литературе XVII-XVIII веков трудно переоценить. Будучи первым общеевропейским литературным направлением в Украине, барокко приняло на себя такие важнейшие ренессансные функции, как секуляризация и гуманизация духовной культуры, в частности литературы. «Несомненный расцвет украинской литературы во времена барокко, - замечал Дм. Чижевский, - поставил ее в тесные связи с мировой литературой...».
Классицизм (от лат. образцовый, совершенный) - литературное направление, возникшее в XVII веке во Франции и распространившийся в литературах Европы. Класицистами называют художников, в творчестве которых царит культ «классиков» (прежде всего - античных писателей) и ума, а все направление связано со строгой нормативностью и регламентацией. Само название «классицисты» появилась только в 30-х годах XX века в отечественном литературоведении. В XIX веке представителей этого литературного направления именовали «классиками» (название возникло во французском литературоведении), а нередко - «псевдокласиками»: этот последний высказывание был распространен в XIX - начале XX века. Дело в том, что романтики, а впоследствии и представители других течений, которые полемизировали с класицистами, признавали «классическими» лишь произведения древних греков и римлян. Искусство же своих оппонентов они рассматривали как «псевдокласичне», желая подчеркнуть неудачность, несуразность, маловартісність этого течения.
Расцвет классицистической литературы приходится на XVII век, когда настоящим центром направления становится Франция. До французских класицистів принадлежали Лафонтен, Буало, Корнель, Расин, Мольер и другие. Классицизм распространился и в литературах Германии (Шиллер, Гете), Англии, Италии. В XVIII веке зарождается российский классицизм (Г. Ломоносов, А. Сумароков, Г. Державин, Д. Фонвизин). В конце XVIII - начале XIX века возникает классицизм в украинской литературе (И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский, П. Белецкий-Носенко, Г. Квитка-Основьяненко).
Одним из основных принципов классицизма было подражание античных художников. Наследие писателей Древней Греции и Рима рассматривалась как определенная художественная норма.
Когда в барочных литературных произведениях уможливлювалися самые капризные сочетание, то классицизм регламентировал авторское воображение. Он создал целый ряд канонов и правил, которых должен безусловно соблюдать писатель.
Наиболее известным принципом эстетики классицизма стал принцип трех единств для драматургии: единство места, единство времени, единство действия. Нормативный характер трем єдностям драмы предоставил известный деятель Французской Академии Шаплен. Согласно этому принципу все события пьесы должны происходить в одном месте, в течение 24 часов, а также группироваться вокруг главного героя в одну сюжетную линию. Впоследствии классицистический принцип трех единств становится одним из главных объектов упреков со стороны противников классицизма. Его критикуют в XIX веке как романтики, так и реалисты. Для своего времени этот нормативный принцип был явлением вполне положительным. Он призван способствовать прежде всего как можно большей правдоподобности. «Все должно быть правдоподобно», - провозглашали драматурги классицизма. Классицистический принцип единства действия хранился в мировой драматургии как канонический вплоть до конца XIX века (считают, что первым драматургом, кто нарушил единство действия в произведении, был Антон Чехов).
Классицисты настаивали на воспитательной функции литературы и искусства. Средством воспитания «хорошего вкуса», считали они, не есть ни дидактизм, ни морализаторство. Воспитывать человека имеет наслаждение, которое должно давать искусство. Так, Мольер видел двуединая задача комедийного жанра: одновременно поучать и развлекать. «Обязанность комедии, - отмечал автор «Тартюфа», - заключается в том, чтобы исправлять людей, забавляя их».
Украинский классицизм не имел ни политических, ни общекультурных условий для своего развития. Он охватил ограниченное количество жанров, главным образом те, что считались в теории классицизма «низким», а то и вообще недопустимыми, в частности бурлеск. Шедевром украинского классицизма становится героико-комическая поэма Ивана Котляревского «Энеида» - произведение бурлескный и травестійний. Распространяется также травестийная ога (И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский) и байка (П. Белецкий-Носенко, П. Писаревский, С. Рудиковський). «Низкие» классицистические жанры превалируют и в драматургии («Москаль-волшебник» и «Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Сватанье на Гончаровке» и «Шельменко-денщик» Г. Квитки-Основьяненко). В наследии Г. Квитки-Основьяненко развивается нетипичная для литературы классицизма проза. Из «высоких» жанров на рубеже XVIII-XIX веков распространена ога (И. Фальковский, И. Максимович, И. Шатович), которая создавалась по поводу торжественных дат или визитов.
Классицизм в Украине, в отличие от других национальных литератур, родился и существовал без борьбы с барочной литературой. Во второй половине XVIII века, когда Украина становится российской провинцией и теряет национальные литературные и культурные центры (в том числе Киевскую Академию), барокко исчезает само собой. Украинский классицизм, несмотря на свой не весьма разнообразен проявление, знаменует собой переход к единой литературного языка. Употребление народного языка требовали существующие в литературе украинского классицизма жанры - травестія, басня, комедия, народное повествование. Такой переход становится для Украины настоящим литературным ренессансом.
Сентиментализм (от фр. чувства, чувственность) - литературное направление второй половины XVIII - начала XIX века, характеризующееся стремлением воссоздать мир чувств простого человека и вызвать у читателей сочувствие к героям. Сентиментализм получил свое название от романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768 г.). Само же слово «сентиментальный» существовало в Англии еще до публикации стернівського романа: его первое использование зафиксировал английский словарь 1749 года издания. Однако до выхода романа Л. Стерна оно употреблялось в языке художественной литературы редко и к тому же выступало в двух основных значениях: «рассудительный» и «способный к состраданию». С 60-х годов XVIII века слово употребляется во втором значении.
Черты сентиментализма как нового направления заметны в европейских литературах в 30-50-х годах XVIII века. Но как отдельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-е годы. Наиболее яркими писателями-сентименталістами были С. Ричардсон («Памела», «Кларіса»), А. Голдсмит («Векфільдський священник»), Л. Стерн («Жизнь и мнения b tristram Шенди», «Сентиментальное путешествие») в Англии; И. В. Гете («Страдания юного Вертера»), Ф. Шиллер («Разбойники»). Сказался направление сентиментализма и на других европейских литературах. Дискуссионной остается проблема существования сентиментализма в украинской литературе, хотя черты этого направления наблюдаются в творчестве некоторых выдающихся украинских писателей, в частности И. Котляревского («Наталка Полтавка») и Г. Квитки-Основьяненко («Маруся», «Сердешна Оксана»).
Сентиментальный культ чувства предопределяет более широкий, чем в классицизме, интерес к внутреннему миру человека, к его психологии. Писатель-сентименталіст выбирает из ряда жизненных явлений и событий именно такие, которые способны растрогать читателя, разбудить его, заставить волноваться. Авторы сентименталістських произведений обращаются к темам, которые непременно приводят к глубокому переживанию как своего, так и читателя: они описывают страдания одинокого человека, несчастная любовь, а нередко и смерть героев. Писатель-сентименталіст всегда стремится вызвать сочувствие к судьбе персонажей.
Чувствительные герои сентиментализма часто являются чудаками, людьми крайне непрактичными, неприспособленными к жизни. Эта черта особенно присуща героям английских сентименталістів. Они не умеют и не желают жить «как все», жить «по уму». Поиски своеобразия в каждом человеке обусловливают яркость и многообразие характеров в литературе сентиментализма. Авторы сентименталістських произведений не резко противопоставляют «положительных» и «отрицательных» героев.
Сентиментализм меняет жанровую систему современной ему литературы. Он отвергает классицистическую иерархию жанров: в сентименталістів уже нет жанров «высоких» и «низких», все они являются равноправными. Жанры, которые доминировали в литературе классицизма (ода, трагедия, героическая поэма), уступают место новым жанрам. Изменения происходят во всех родах литературы. В эпосе царят жанры путевых заметок («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева), эпистолярного романа («Страдания юного Вертера» Гете, романы Ричардсона), появляется семейно-бытовая повесть («Бедная Лиза» М. Карамзина). В эпических произведениях сентиментализма важную роль играют элементы исповеди («Исповедь» Ж.-Ж. Руссо) и воспоминаний («Монахиня» Д. Дидро), что предоставляет возможности более глубокого раскрытия внутреннего мира персонажей, их чувств и переживаний. Жанры лирики - элегии, идиллии, мадригалы, послания - направляются к психологического анализа, раскрытие субъективного мира лирического героя. В драматургии сентиментализма отменяются пресловутые «три единства» класицистів, синтезируются элементы трагедии и комедии. Справедливость жанрового смещения был вынужден признать Вольтер. Он подчеркивал, что оно вызвано и оправдано самой жизнью, поскольку «в одной комнате смеются с того, что служит предметом умиления в другой, и та же личность иногда переходит в течение какой-то четверти часа от смеха до слез по одному и тому же поводу».
Сентиментализм отверг и классицистические каноны композиции. Произведение строится теперь не по правилам строгой логичности и пропорциональности, а достаточно свободно. В произведениях сентименталістів распространяются лирические отступления. Нередко отсутствуют в них классические пять элементов сюжета. Усиливается в сентименталізмі и роль пейзажа, который выступает средством выражения переживаний и настроений персонажей. Пейзажи в сентименталістів основном сельские, они изображают сельские кладбища, руины, живописные уголки, которые должны вызывать меланхоличные настроения.
Сентиментализм демократизував язык художественного произведения - она становится более понятной для широких слоев населения. Языковые средства сентименталістів должны вызывать умиление к изображаемому. Такую роль выполняют, например, ласкательно-уменьшительные слова в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся».
Относительно наличия сентименталістського направления в украинской литературе в литературоведении не существует единого мнения. Отечественные литературоведы А. Белецкий и Д. Чижевский считали, что сентиментализм не получил проявления в украинской художественной сознания. «В украинской литературе, - отмечал Дмитрий Чижевский, - нет надобности образовывать из нескольких произведений Цветка и одного произведения Котляревского отдельного литературного направления». Рассматривая рассказы Цветки, которые нередко характеризуются как сентиментальные, ученый отметил: «В них есть чувствительный элемент, чувствительные сцены, но нет сентиментального стиля, «чувствительного» описания событий с субъективными проявлениями чувства самого автора». Однако существует и противоположная точка зрения. Некоторые исследователи (И. Лимборский) видят типологическое родство украинских писателей XVII-XVIII веков с европейским сентиментализмом, утверждая, что в первой половине XIX века сентиментализм проявил себя во всех родах украинской литературы.
Романтизм - литературное направление, возникшее в конце XVIII века в Германии и существовал в литературе Европы и Америки в первой половине XIX века. Термин «романтизм» внедряют непосредственно его первые представители - немецкие романтики. Понятие романтизма означало современную литературу и искусство (в частности в теоретических трудах А. В. Шлеґеля). Новое понятие должно противопоставить себя классическому искусству. Само слово «романтизм» происходит от испанского «романсе», что обозначало лирический жанр, возникший в испанской литературе еще в средние века. Впоследствии «романс» начинает означать эпический жанр романа. В XVII веке распространяется определение «романтический», которое характеризовало произведения и сюжеты, написанные романскими (а не классическими языками. В Англии XVIII века эпитет «романтический» обозначал литературу средневековья и Ренессанса, а впоследствии - фантастическое, удивительное, таинственное как необходимые элементы поэзии конца XVIII века.
Родиной романтизма стала Германия. Выдающиеся немецкие романтики - это Е. Т. А. Гофман, братья Я. и В. Гримм, Г. Клейст, Г. Гельдерлин, А. Шаміссо. Развивается романтизм в Украине (Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров, Есть. Гребенка, А. Метлинский). Самобытным явлением становится и американский романтизм.
Романтики выступили против нормативности классицистического искусства, против его канонов и ограничений. Настоящим достижением романтиков было то, что они провозгласили абсолютную свободу творчества. Поэт да и вообще художник для них - это человек не только свободен, но и совершенно особая и необычная. Унаследовав интерес к внутреннему миру человека, к «жизни сердца» от сентименталістів, романтики, однако, изображают чувственный сторону человеческого бытия не так односторонне, как их предшественники. Представители романтизма уделяют внимание единстве чувств и разума, эмоций и идей. В литературе романтизма всегда существует идеал, что находит себе место рядом с реальностью. В связи с этим говорят о романтических «два мира» - мир реальный, действительный, и мир идеальный, фантастический. Романтики подчеркивали первичности идеала, мечты. Так, французский романтик А. де Виньи считал, что искусство «можно рассматривать только в его связи с идеалом прекрасного». Таким образом, мир ирреальный становится для романтиков главным объектом внимания, ведь искусство, по мнению Жорж Санд, «является не изображением реальной действительности, а поиском идеальной правды». Этот второй, идеальный мир, мир грез автора-романтика, существует параллельно с миром повседневного и обыденного. Он приобретает форму фантастики и сказки. «Все поэтическое, - утверждает Новалис, - должно быть сказочным».
Романтизм вообще часто удается до смешного, юмористического, вычурного. Своеобразным явлением поэтики романтизма становится так называемая «романтическая ирония». Ирония как разновидность юмора призвана быть наиболее действенным элементом романтического искусства. Она пронизывает произведения практически всех выдающихся романтиков. По выражению Ф. Шлегеля, ирония является «непрерывным самопародіюванням», она сознательно изображает «бесконечный полнейший хаос». Романтическая ирония подчеркивает относительность любых ограничений и условностей различных аспектов жизни.
Выдающейся чертой романтиков был их горячий интерес к фольклору. Представители направления не только использовали разнообразные народнопоэтические образы, сюжеты и мотивы, но и сами выступили как собиратели сказок, легенд, народных песен. Так, выдающийся английский романтик Вальтер Скотт в начале своей творческой деятельности напечатал собрание старинных шотландских баллад и легенд. В Германии братья Якоб и Вильгельм Гримм стали всемирно известными благодаря своим «Детским и семейным сказкам». Они основатели мифологической школы в фольклористике и литературоведении.
Украинский романтизм охватывает период 20-60-х гг. XIX века. Возникновения этого литературного направления в Украине связано с публикацией в 1827-1828 гг. произведений П. Гулака-Артемовского «Твардовский» и «Рыбалка», с появлением в 1827 году «Малороссийских песен» М. Максимовича, а также созданием в конце 20-х гг. литературного кружка И. Срезневского в Харьковском университете. Украинские романтики имели несколько своих ячеек: в Харькове действовали Лев Боровиковский, Амвросий Метлинский, Николай Костомаров; во Львове - Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич, Яков Головацкий (члены «Русской троицы»), Николай Устиянович; в Киеве - члены «Кирилло-Мефодиевского братства» Николай Костомаров (переехал из Харькова), Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Николай Гулак. Как и западноевропейские романтики, украинские художники глубоко заинтересовывались национальной историей и народным творчеством. Они издают сборники народных песен (М. Максимович, И. Срезневский, П. Лукашевич), летописи («История Русов»), труды по истории Украины (Г. Костомаров). Студии прошлого, как отмечал Дм. Чижевский, были составной частью национального движения. Не только сбор этнографического материала, но и использование его в различных сферах культуры - прежде всего в литературе - стало задачей национальным. Народ и история - основные темы украинского романтизма.
Романтики утвердили в украинской литературе новые жанры: балладу, историческую и лиро-эпическую поэму, думу и медитацию, трагедию и драму, гражданскую и интимную лирику. Они расширили проблематику литературы, дали толчок развитию художественной фантазии и условных средств, выступили на защиту творческой личности и всего народа. Украинский романтизм выдвинул гениального Тараса Шевченко. Заслуга романтизма - в открытии народной поэзии Украины, ее прошлого. Украинский романтизм сыграл огромную роль в исследовании национальной истории, в совершенствовании стиховых форм, особенно - в поэзии Т. Шевченко. Но важнейшей чертой и заслугой украинского романтизма является, по мнению Дм. Чижевского, то, что он сознательно поставил себе задачу «создать «полную литературу», которая могла бы удовлетворить духовные потребности всех кругов и слоев украинского общества.
Реализм (франц. материальный, предметный) - литературное направление, характеризуется правдивым и всесторонним отражением действительности на основе типизации жизненных явлений. История термина «реализм» является достаточно длительной. Впервые о «реалистов» заговорили еще в XI-XII веках. Считают, что первым, кто начал говорить о реализме в литературе, был Д. Дидро. Лишь в 60-х годах XIX века термин «реализм» прочно вошел в литературный обиход в Западной Европе. В 1870-х годах он начинает употребляться также и в отношении украинской литературы, прежде всего - в статьях Ивана Франко. Реализм XIX века в советское время принято было называть «критическим». Термин «критический реализм» принадлежит М. Горькому, который предложил его для разграничения литературы дореволюционной эпохи и послереволюционной («социалистический реализм»). Однако термин этот отнюдь не отражает всей сложности напрямую: ведь далеко не все произведения писателей-реалистов XIX века были направлены на критику определенных жизненных и общественных явлений. Да и вообще критический элемент присущ произведениям всех времен и литературных направлений.
Реализм пытается быть демократичным искусством. Если представители классицизма и многих барочных школ рассматривали творчество как нечто «элитарное» и аристократическое, а свои произведения направляли для «избранных», реалисты, следуя сентименталістів и романтиков, стремящихся завладеть вниманием как можно более широкого читательского круга. «Наши симпатии, надежды, деятельность, - провозглашал Чарльз Диккенс, - обращены ко многим, а не избранным». Художники-реалисты видят свою задачу в том, чтобы писать для народа и одновременно учиться у него. Ч. Диккенс, написав в одном из своих писем о долге художника перед народом, отмечал: «...Не просто проявлять наши способности в каждой области искусства, но обращаться к великому океану человечества, каплями которого мы есть...». Реализм, многие представители которого сами вышли из демократических слоев населения, видит призвание литературы в служении интересам народа. Такие же задачи литературы выдвигал Тарас Шевченко. О самоотверженное служения искусства народу и родине писал он в предисловии к «Кобзаря» (1847 г.), издание которого через арест автора не осуществилось. Боль за свой народ, за судьбу Украины пронизывает поэтические произведения Т. Шевченко. Правда для художника-реалиста - это воспроизведение реальной действительности. Реалист, в отличие от романтика, не преобразует действительность и не наблюдает за ней сверху. Он стоит не в стороне от нее, а находится вровень с действительностью. «Художественная правда является прямой целью искусства, как историческая правда является целью историка археологии», - отмечал выдающийся романист И. Гончаров. Представители реалистического направления стараются как можно правдивее воссоздать события и характеры, обстоятельства и детали. В советском литературоведении было каноническим определение реализма, что его подал Ф. Энгельс: «Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах». Типичность реалистичного образа заключается в том, что писатель, с одной стороны, удается до широкого обобщения, а с другой - к изображению конкретного, индивидуального. Сущность типа, за афористичным высказыванием В. Белинского, «изобразить всех в одном». Лев Толстой, который утверждал, что «дело художника - схватить типичное», советовал: «Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип».
Особенностью реалистической литературы XX века является ее открытость. Реализм XX века, в отличие от реализма XIX века, не противостоит другим литературным направлениям, а взаимодействует с ними. В лучших произведениях сосуществуют и взаимопроникают элементы реализма и модернизма, так что бывает довольно трудно провести четкие границы между ними. «Столбы» модернистской литературы Франц Кафка и Марсель Пруст некоторыми исследователями причисляются к реалистам, а творчество Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Томаса Манна, Николая Кулиша («традиционных» реалистов) рассматривается иногда как модернистская. Реалисты XX века охотно используют модернистские приемы (монтаж, «поток сознания», ассоциативность), широко пользуются условными средствами (гротеск, парабола, фантастика, аллегория) и прибегают к мифологических образов. Творческое взаимодействие реалистических и нереалистических элементов и форм - один из главных признаков литературного развития XX века.
Натурализм (фр. naturalisme, от лат. natura-природа) - литературное направление, возникшее во Франции в 70-х гг. XIX в. и распространился в течение 80-90-х гг. в литературах Западной Европы и США. Натурализм как направление возникло в противовес романтизмові. Представители натурализма стремились превратить художественное произведение на точную копию факта. Цель писателей-натуралистов, по словам Леси Украинки, «искать фактической правды и на ней все строить». Основными признаками натурализма является ориентация писателя на достижения науки, воссоздание жизни в повседневно-бытовой правдоподобия (фактографізм), физиологическая мотивация поступков персонажей, которые являются достаточно однотипными (рабочие, солдаты, прачки, врачи). Натурализм тесно связан с реализмом. Время эти два направления сливаются.
В европейских литературах переход от реализма к натурализму связан прежде всего с творчеством французского писателя Эмиля Золя. В английском, хотя зарождается раньше, не получил широкого развития. В русской литературе натурализм связан с именами М. Пом'яловського, Л. Решетникова, М. и Г. Успенских.
Главным представителем натурализма в украинской литературе стал И. Франко. Обнаружив заинтересованность творчеством Е. Золя, он развил свою концепцию «научного реализма». Этот «научный реализм», который должен был опираться на достижения науки, изображение человека в тесной связи с жизненной средой, как раз был украинским вариантом натурализма.
Модернизм. Модернизм в украинской литературе. Модернизм (фр. moderne - современный, новейший) - общее название литературно-художественных явлений, возникших в Европе на рубеже XIX и XX веков.
Понятие «модерн» имеет довольно древнее происхождение. Модерным в свое время было христианство. Через модерность (новочасність) оно відмежовувалося от языческого прошлого. Со временем понятие «модерн» обозначает то, что способствует выражению актуального, современного. Возникновение модернизма как литературного направления подиктоване отрицанием предыдущих достижений (особенно епігонського повторения в творчестве), поиском новых форм художественного изображения. Модернисты конца XIX - начала XX в. отмечали огромных возможностях искусства одухотворять мир, выступали против служения искусству любым потребностям общества, отрицали научные основы литературы как искусства слова, ориентированные на творческую интуицию. Важнейший объект изображения для писателей-модернистов и важнейшая категория модернистского искусства - прекрасное, красота.
Модернизм как конкретно-историческое явление возник во Франции, распространившись вскоре в других европейских литературах. Самые яркие писатели-модернисты - это французы Ш. Бодлер, А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме, бельгийцы Е. Верхарн, М. Метерлинк, англичане А. Уайльд, Ч. Свінберн, россияне. Брюсов, В. Блок, австриец Г.-М. Рильке, поляк С. Пшибышевский и др.
В украинской литературе эпоха модернизма тянется примерно с 90-х гг. XIX в. до середины XX в. Слово «модернизм» в значении художественного направления Леся Украинка приняла в 1899 г. Идеи модернизма приходили в Украину различными путями. Конец XIX в. в украинской литературе характеризовался усиленным перекладацтвом. Переводы, по мнению молодой Леси Украинки, должны были сыграть главную роль в модернизации украинской литературы. Она сообщала своего дяди М. Драгоманова: «... Среди молодых киевлян последнего времени начинает распространяться европеизм: они начинают учить европейские языки и інтересуватися европейской литературой».
В Галичине источником знаний были немецкие, австрийские и польские публикации. Венские, краковские и даже парижские литературные новости становились предметом обсуждения на только в крупных городах, но и среди сельской интеллигенции.
Распространение идей модернизма на Западной Украине связано прежде всего с литературным группировкам «Молодая Муза», что существовало в Львове в 1907-1909 гг., и киевским журналом «Украинская хата» (1909-1914), которые имели значительное влияние на дальнейшее развитие украинской литературы по обоим бокам Украины. К «молодомузівців» принадлежали Михаил Яцкив, Петр Карманский, Василий Пачовский, Богдан Лепкий, Степан Чарнецкий, Владимир Бирчак, Сидор Твердохлиб, Остап Луцкий. Близок к этой группе был юный тогда Михаил Рудницкий. «Молодая Муза» не была организацией с разработанным уставом и четкой программой. Это был клуб литераторов, к которому тяготело немало молодежи из разных областей искусства: композитор Станислав Людкевич, скульптор Михаил Паращук, живописец Иван Северин, скрипач и художник Иван Косинин, фельетонист Осип Шпитко. Все они стремились обновить украинское искусство, их объединяло стремление искать в нем новых путей, освободиться от бытового етнографізму и влиться в русло общеевропейского культурного развития.
«Молодомузівцям» часто приходилось слышать несправедливые обвинения в том, что их произведения нежизненные, искусственные. На самом деле писатели, входившие в литературной группировки «Молодая Муза», и те, что были под влиянием «Молодой Польши» (В. Стефаник, Бы. Лепкий), или вообще разделяли основные принципы эстетики модернизма (Леся Украинка, М. Коцюбинский, Ольга Кобылянская) не чурались ни общественных тем, ни национальных традиций украинской литературы. В их произведениях общественные темы раскрываются не описательно, а сквозь призму человеческой души. Ни «Молодая Муза», ни «Украинская хата» не провозглашали разрыва со школой «старого» реализма, а стремились соединить национальную традицию с новыми западноевропейскими веяниями. Творчество «молодомузівців» шла рядом с творчеством поэтов, группировались вокруг журнала «Украинская хата» в Киеве, и стала важным этапом в развитии украинской литературы. Неоспоримое влияние «молодомузівців» на молодых поэтов, чей талант развернулся позже (П. Карманский - М. Рыльский, В. Пачевский - П. Тычина).
Литературная группа «Молодая Муза» впервые поставила своей задачей усваивать тогдашние достижения западноевропейской поэзии.
Зарождение модернистского типа мышления исследователи наблюдали прежде всего в творчестве И. Франко и Леси Украинки. Протест против старой манеры письма откровеннее выразила молодая генерация писателей на рубеже XIX и XX веков. И. Франко отмечал в начале XX в.: «Никогда до сих пор на ниве нашего слова не было такого оживления, такой массы конфликтов, спорных течений, полемики разнородных мнений и соревнований, тихих, но глубоких переворотов». Представителей разных групп, течений, а то и просто индивидуальностей объединяло неприятие старого способа письма - молодые творческие силы переходили от изображения, то есть от описания внешних обстоятельств, портретов и т.д., до проникновения в человеческую душу - выражение настроений. В основе их творчества лежала внимание не только к содержанию, но и формы, внутренней структуры произведения.
В прозе Ольги Кобылянской, например, згармонізувалися европейская философская мысль и украинский духовный аристократизм (идея духовной красоты человека). Представителями раннего украинского модернизма были М. Коцюбинский, В. Стефаник, М. Яцкив. Они начинали писать в традиционной реалистической манере, постепенно выходя на пути нового модерністичного направления: М. Коцюбинский - импрессионистического, В. Стефаник - експрессионистического, М. Яцкив - символістичного (речь идет об определяющие черты стиля, поскольку «чистого» стиля не существует вообще). Творчество таких писателей, как М. Черемуха, Г. Хоткевич, А. Крымский, так же принадлежит до раннего модернизма. Итак, особенностью раннего украинского модернизма было то, что представители его не провозглашали полного разрыва со «старым» реализмом, не отрекались от идеи служения родному народу, а пытались совместить национальную традицию с новыми западноевропейскими веяниями.
Украинскую традицию писатели искали не в описании, а в символике фольклора, прежде всего кобзарских дум и песен, в поэтических образах Г. Сковороды, в украинской демонологии (совокупность «демонов» - духов, населяющих мир и способствуют или вредят человеку). Не случайно при характеристике литературы конца XIX - начала XX в. часто встречаем понятие «символизм», хотя никого из украинских писателей этого периода нельзя назвать символістом в полном смысле этого слова.
Заметным признаком украинской литературы этого периода было существование в ней «новой» (модернизм) и «старой», то есть реалистической школы. Представители реализма также стремились обновить традиционный стиль, придать ему нового качества. (Это так называемый психологический реализм или неореализм. Основные черты неореализма - сосредоточение на внутреннем миру личности, философское углубление в действительность, выразительная художественная деталь. Неореализм как стилевое течение ярко выразил себя в 20-х гг. ХХ ст., в частности в творчестве Г. Косынки, В. Подмогильного, Есть. Плужника, Бы. Антоненко-Давидовича, в 60-70-х гг. - в Гр. Тютюнника). Здесь наиболее ярко проявилась ранняя проза В. Винниченко.
Новые литературные веяния, которые приходили в Украину с Западной Европы в Украину, ложились тут на особый грунт национально-культурной и политической жизни. М. Грушевский, в частности, писал об этом: «Украина XIX в. была оторвана от Запада, от Европы и обращенная лицом на север, ткнута носом в тупик великорусской культуры и жизни. Все украинское жизнь была вивернене со своих нормальных условий... и выброшено на великорусский почву, на ... розграблення». Отсюда вполне естественной была необходимость оплодотворить литературный процесс национальной идеей. Литературный модернизм в Украине приобретал национального подтекста и усиливал новыми художественными средствами идею украинской национально-культурной самостоятельности.
С появлением нового направления разрушается представление о «общероссийскую» литературу как некую высшую, то есть литературу для интеллигенции, а украинскую - якобы только для простонародья.
В развитии украинского модернизма выделяют три этапа или так называемые три волны. Первый этап - это 90-е гг. XIX - 10-е гг. ХХ ст. Представители - И. Франко, Леся Украинка, Ольга Кобылянская, М. Коцюбинский, В. Стефаник, М. Яцкив, М. Черемуха, Г. Хоткевич, А. Крымский. Яркой чертой этого этапа (первой волны) было стремление к новому качеству реалистического направления. В начале ХХ в. в украинской литературе уже различали понятия относительно новых течений в литературе. Леся Украинка в 1903 г. писала: «Символизм или декаданс - так нельзя говорить, потому что это не одно и то же».
Постепенно первая волна модернизма перешла во вторую. Это - 20-е годы ХХ ст., когда новое творческое поколение продолжало развивать модернистские принципы. Вторая волна модернизма длилась полтора-два десятилетия и оказалась ціліснішою, чем первая. Это уже были не отдельные яркие личности, а целое поколение, которое ознаменовало собой «расстрелянное Возрождение».
Стремление к созданию украинского государства дало толчок развитию революционного романтизма, который стал самой активной течению. Проза второй волны модернизма была проникнута как революционно-большевистской героикой (Г. Волновой, А. Головко), так и национально-освободительной (Г. Косынка, Ю. Яновский). Импрессионизм 20-х гг. отчетливо проявился в новеллах М. Ивченко и Г. Косынки. Символизмом обозначен, например, «Голубой роман» Г. Михайличенко. Украинский экспрессионизм ярко заявил о себе в повести А. Турянского «Вне границ боли».
Обновленный в начале века реализм продолжался и в 20-х гг. - в произведениях В. Подмогильного, Бы. Антоненко-Давидовича, В. Домонтовича, И. Сенченко, В. Копыленко, П. Панча.
Мощный потенциал украинской прозы воспринимался властью как самая опасная угроза для советской идеологии. От середины 20-х гг. началась откровенная борьба московского государственного аппарата с национально сознательными украинскими силами, прежде всего писателями. Весь художественный процесс силой направлено до единого реалистического стиля в вульгарно-социологическом проявлении - социалистического реализма. Одни из неоромантиків и импрессионистов продолжили утверждения советской идеологии («Бурьян» А. Головка), другие - стали на разоблачительные позиции («Вальдшнепы» М. Волнового).
Любая нестандартность охрещувалась «антисоветской» литературы, а писатели - политическими врагами. Так, вторая часть «Вальдшнепов» М. Волнового была запрещена, писательская организация ВАПЛИТЕ ликвидирована. После громкого процесса СВУ (1929) одни писатели оказались на скамье подсудимых (С. Ефремов, Л. Старицкая-Черняховская, М. Ивченко), другие - в роли свидетелей (М. Зеров), еще другие - общественными звинувачувачами (О. Слисаренко).
Проза 1930-х гг. еще успела зблиснути последними проявлениями творческой независимости («Четыре сабли» Ю. Яновского, «Небольшая драма». Подмогильного, «Иван Иванович» М. Хвылевого, «Мать» А. Головка). Все они подверглись разгромной критики с требованием запрета или немедленного создания новых вариантов (последнее сделал только А. Головко).
Только на Западной Украине и в эмиграции могла развиваться украинская проза как художественное явление. Различные стилевые течения здесь свободно оказывались даже в пределах творчества одного писателя. Так, Б. Лепкий рассказы писал в реалистической манере, а историческую пенталогію (5 томов) «Мазепа» - в романтической. Трилогия Уласа Самчука «Волынь» - это эпос критического реализма, а его повесть «Мария» отличается глубоким лирическим психологизмом. В. Винниченко начинает в конце 20-х - начале 30-х гг. новые жанры великой прозы: роман-утопию «Солнечная машина» и социально-философский роман «Новая заповедь».
Конец 30-х гг. в прозе советской Украины свелся к «производственного» и «колхозного» романов с обязательным положительным героем-коммунистом. Любые попытки объективно-художественного изображения действительности были затоплены тотальным уничтожением украинства во всех слоях нации: голодомор, политический террор, концлагеря и расстрелы.
В послевоенные годы происходит попытка возрождения украинской литературы за пределами УССР - в рамках Художественного Украинского Движения (Стены) в Германии. 1945-1948 гг. - это третья волна модернизма. Эмиграционная проза того времени дала достаточно заметны модернистские произведения. Среди них «неоромантические» романы И. Багряного «Тигролови», «Сад Гефсиманский», «Человек бежит над пропастью». Т. Осьмачка преподнес ужасы геноцида 30-х гг. до символистского обобщения (повести «Старший боярин», «План до двору», «Ротонда человекоубийц». Психологический реализм с романтическим окрасом преобладает в повестях В. Домонтовича «Без почвы» и Ю. Косача «Эней и жизнь других». Социально-лирический эпос разворачивается в трилогии Докии Гуменной «Дети Млечного пути». Однако Мистецький Український Рух должен был сойти с арены, потому что под давлением законов европейской экономики украинские писатели-эмигранты оказались чуть ли не на всех континентах мира. Определяющими литературно-художественными явлениями начале второй половины ХХ в. стали Нью-Йоркская группа (в эмиграции) и шестидесятники (в материковой Украине). Их стилевые особенности современные литературоведы называют постмодернистскими.
Таким образом, начиная с последнего десятилетия XIX в. главным направлением в украинской литературе ХХ века был модернизм, который развивался в трех стилевых течениях - импрессионизме, неоромантизмі, символизме.
Литература
1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. -М., 1999.
2. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы. Учебник. - К., 2001.
3. Ильницкий М. От «Молодой Музы» до «Пражской школы». - Львов, 1995.
4. История украинской литературы ХХ века: В двух кн. (В ред. В. Г. Дончика). - К., 1998.
5. Куцая А. П. Основы литературоведения. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей высших заведений образования. - Тернополь, 2002.
6. Луценко И., Подолинный А., Чайковский Б. Зарождение и развитие древней украинской детской литературы (XI-XVIII вв.)//Слово и время. - 1995. - № 3.
7. Моклиця М. Основы литературоведения. Пособие для студентов. - Тернополь, 2002.
8. Наєнко М. Украинское литературоведение: школы, направления, тенденции. - К., 1997.
9. Парандовський Я. Алхимия слова. Интересное литературоведение. - К., 1991.
10. Хализев В. Теория литературы. - М., 1999.
Вопросы для самоконтроля
1. На основе каких факторов формируется литературное направление?
2. Какие элементы формы литературного произведения выступают носителями стиля?
3. Какие особенности отличали украинский модернизм от модернизма в европейских литературах?