Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Родо-жанровая природа художественного произведения

План

1. Литературные роды и жанры как литературоведческая проблема.

2. Эпос, лирика и драма как способы выражения художественного содержания.

3. Рассмотрение литературных родов и жанров в древнегреческой эстетике и во времена средневековья.

4. Жанровая система в литературоведении ХХ века.

5. Литературная сказка и ее жанровые особенности.

Предметом пристального внимания исследователей остается сегодня проблема литературных родов и жанров. Относительно родов, то подавляющее большинство ученых соглашается с тем, что существуют три литературных рода - эпос, лирика и драма. Относительно жанров имеем разные, довольно противоречивые точки зрения. Наряду с понятием «жанр» употребляется еще и понятие «вид». Термином «жанр» нередко обозначают род («лирический жанр»), вид («жанр повести») и разновидность («эпическая драма»). В переводе с французского жанр - это род и вид. Логичной является трехступенчатая родо-жанровая классификация: род - жанр - жанровая разновидность.

Род - это способ выражения художественного содержания или, как конкретизирует это определение российский исследователь В. Халізєв, - совокупность принципов формальной организации произведений.

Жанр - это исторически сложившийся тип художественного произведения, который синтезирует характерные особенности содержания и формы определенного вида произведений, имеет относительно устойчивую композиционную структуру, которая постоянно развивается и обогащается. Само определение жанра настраивает читателя на определенное содержание. В таком понимании жанрам новелла, поэма, медитация, ода, трагедия, водевиль и т.д.

Некоторые жанры делятся на жанровые разновидности. Роман, например, делится на следующие жанровые разновидности: исторический, философский, политический, семейно-бытовой и т. д. Поэма может быть героической, сатирической, бурлескною; трагедия - мифологической, исторической, романтической. Отдельные жанры, преимущественно лирические (оды, гимны, лирические портреты), жанровых разновидностей не имеют.

Теория литературных родов и жанров и по сегодня не имеет достаточно четких научных дефиниций. Хотя уже в древнегреческой эстетике сложились условия для рассмотрения эпоса, лирики и драмы как способов выражения художественного содержания. Платону, например, принадлежит идея положить в основу деления на роды форму выражения авторского сознания. По его мнению, в лирике «поэт говорит от себя и не стремится изменить направление наших мыслей так, будто, кроме него, говорит еще кто-то». Драма, согласно представлениям Платона, рассматривалась как противоположность лирике, поскольку носителями авторского сознания в ней являются сами герои, а не писатель.

Эпос, по Платону, это смешанный род, имеющий признаки как лирики, так и драмы.

Платоновские идеи нашли свое дальнейшее развитие в эстетике Аристотеля, который каждый из трех литературных родов считал отдельным «способом подражания». Аристотель предлагал при этом учитывать три момента - «разные изобразительные средства», «разные предметы» и «способ изображения». Под предметом изображения Аристотель понимал необходимость воспроизводить фигуры людей: или лучших, и для этого он рекомендовал трагедию, или смешных, ничтожных, что лучше делать в комедии, поскольку «комедия пытается показать людей хуже, а трагедия - лучше современников». В изобразительных средств он относил мелодию, ритм, размер, слово.

Говоря об особенностях изображения в каждом из трех литературных родов, Аристотель подчеркивал, что в основе эпоса лежит рассказ о событиях, окружающая действительность воспроизводится в объективной форме. В драме герои изображены непосредственно в действии, лирика отражает внутренний мир героя.

В средневековье вопрос о разделении поэзии на роды почти не рассматривался. К взглядам Платона и Аристотеля возвращаются в эпоху Возрождения. Словесное искусство в это время разделяли на эпос, меліку (то есть лирику) и сценическую поэзию (то есть драму).

Теоретик классицизма француз Н. Буало в написанном стихами трактате «Поэтическое искусство» (1674 г.) рассматривал теорию родов и жанров с позиций рационализма. Каждый литературный жанр, по его мнению, должен иметь неизменные формальные признаки. Именно в эстетике Н. Буало утвердилась мысль о неравноправие различных жанров: одни из них (трагедия, поэма) он отнес к высоких, другие (комедия, басня, роман) - к низким. Каждый из жанров обозначенный устойчивым содержанием. В трагедии поэме рассматривается судьба народа или государства, а будничные интересы простолюдина, его личная жизнь может быть предметом комедии или романа. Героями высоких жанров могут выступать венценосные особы, высокопоставленные сановники, полководцы. В низких жанрах изображаются представители так называемого третьего сословия.

Идеи мыслителей античности нашли дальнейшее развитие в эпоху Просвещения, в частности в трудах Г. Е. Лессінґа и Д. Дидро. Лессінґ в трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) различал поэзию и живопись. Он затронул также вопрос о жанрах драматического искусства. Интересные подходы к жанру находим в эстетике Гегеля и Франка. Франко, в частности, отмечал, что на протяжении веков поэтические формы не остаются постоянными. Он предложил отказаться от оперирования постоянными на все возрасты признаками для определения того или иного жанра: «То, что нам до недавнего времени (да и до сих пор) в школах подавано как правила и дефиниции эпопеи, драмы, баллады и др., - полная чушь, а собственно недокладний описание одного какого-то произведения или выражение взглядов на творчество в одном каком-то историческом моменте, и уж совсем не поддается дефиниции подобных произведений других и из других времен». И. Франко считал необходимым подходить к изучению жанров с конкретно-исторических позиций. Он дал блестящие образцы применения своей методологии в отношении развития романа в мировой литературе и обоснование появления психологической новеллы в конце XIX века. Близкие к Франковых позиций отстаивала и Леся Украинка, подав блестящий анализ развития европейской драмы на протяжении веков.

В литературоведении XX века сложилась относительно устойчивая в пределах каждого из литературных родов жанровая система.

Эпос (гр. слово, речь, рассказ) - один из трех родов литературы, отличается своими признаками от лирики и драмы.

Типология эпоса и его жанров была разработана Аристотелем, Лессінґом, Шеллінґом, Регелем, Франком. Эпос, читаем в их трудах, раскрывает объективную картину окружающей действительности. В его основе лежит событие. Каждый эпическое произведение передает определенный случай или целую историю жизни героя или героев. Это не значит, что человеческие настроения, эмоции или переживания выпадают из поля зрения писателя. Они определяют поведение героев, направляют логику развития человеческих характеров. Автор эпического произведения ведет тщательный анализ действительности, выясняя причины и последствия каждого шага героев, подавая жизнь в его естественном саморусі. Эпос использует в полном объеме весь возможный арсенал изобразительных средств (поступки героев, портреты, прямые характеристики, диалоги, монологи, полілоги, пейзажи, жесты, мимику, интерьеры, условность и т.д.).

Первоначально эпос рассматривался как произведения о подвигах легендарных и мифических героев, необычные приключения и путешествия. Истоки такого понимания эпоса лежат в устном народном творчестве разных народов. Древнейшими эпическими жанрами были миф, сказка, легенда, сказание. Позже возник так называемый классический эпос - эпопеи Древней Индии и Греции («Махабхарата», «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссея» Гомера). Еще позже развился героический эпос других народов: ирландские саги, немецкая «Песнь о Нибелунгах», киргизский «Манас», калмыцкий «Джангар».

Одним из источников героического народного эпоса украинцев является «Слово о полку Игореве» - памятник литературы эпохи Киевской Руси. Другие жанры героического эпоса украинского народа - думы и исторические песни - появились ориентировочно в середине XV века. Они уславлювали высокий гражданский долг казаков, их мужество и верность Украине в условиях борьбы с поработителями («Козак Голота», «Самийло Кишка», «Маруся Богуславка», «Побег трех братьев из Азова», «Победа под Корсунем»).

Современный литературный эпос имеет достаточно развитую иерархию жанров. Классификация жанров, соотносимых с эпическим родом литературы, может основываться на различных принципах их распределения: по времени возникновения, особенностями языковой организации (прозаической или стихотворной) и т. д. Чаще всего эпические жанры группируют по признаку объема их тематики, то есть большей или меньшей полноты охвата действительности. В зависимости от масштабов изображения событий различают три группы эпических жанров. В крупных жанров принадлежат эпопея (иногда роман-эпопея) и роман, в средних - повесть, малые жанры представляют новелла, рассказ, эссе, очерк, фельетон, памфлет, миф, легенда, притча, сказка.

Каждая литературная эпоха оказывает свое влияние на развитие жанров. Границы между ними являются весьма подвижными, каждое литературное произведение вносит нечто свое в жанровую эволюцию. Например, фольклор как отражение духа и взглядов широких народных масс на важнейшие исторические события прошлого, как коллективная память народа породил эпопею. Легендарные предания, песни создавались в течение веков безымянными поэтами, складывали их в циклы, объединенные общей исторической тематикой, единственным «большим эпическим стилем», который, по словам Гегеля, «заключается в том, что кажется, будто творение продолжает складываться само собой и выступает самостоятельно, как бы не имея за собой автора». В таких эпопей принадлежат староіндійська «Махабхарата», скандинавская «Эдда», германская «Песнь о Нибелунгах». Коллективный тип эпопеи уступил место авторской форме эпопеи, образцами которой стали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Жанр фольклорной сказки породил также литературную сказку. Литературная сказка - это авторское художественное произведение, прозаический или стихотворный, основанное либо на фольклорных источниках, либо вполне оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебный, в котором описываются невероятные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев. Литературная сказка в основном ориентирована на детей. В ней невероятное чудо играет роль сюжетотвірного фактора, служит исходной основой характеристики персонажей.

Лучшие литературные сказки принадлежат перу Г.-К. Андерсена («Снежная королева», «Дюймовочка»), братьев Гримм («Король Дроздобород», «Три брата»), Ш. Перро («Золушка», «Кот в сапогах»), А. Линдгрен («Карлсон, который живет на крыше»), А. Милна («Винни-Пух»), Д. Г. Г. Толкин («Хоббит»). Вершиной мирового сказочно-литературного жанра литературоведы справедливо считают сказку преподавателя математики Оксфордского университета Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». Приобщились к этому жанру и украинские писатели, прежде всего Марко Вовчок («Кармелюк», «Невольница», «Лимеривна», «Медведь», «Девять братьев и десятая сестрица Галя»), И. Франко («Крашеный Лис», «Лис и Дрозд», «Осел и Лев», «Заяц и Еж», «Волк войтом»), Панас Мирный («Сказка о Правде и Кривде»), Г. Коцюбинский («Хо»). В литературе XX века к этому жанру обращались А. Димаров («О мальчике, который не хотел есть», «Для чего человеку сердце», «Голубой ребенок»), Н. Забила («Про ленивую девочку»), А. Иваненко («Лесные сказки», «Сказка о веселом Аль», «Сказка про маленького Ника»), Ю. Ярмиш («Ежик и Соловушка», «Медвежонок и Полярная звезда»).

Лирика (от гр. лира - струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого древние греки пели песни) - один из трех основных литературных родов, в котором окружающая действительность изображается путем передачи чувств, настроений, переживаний, эмоций лирического героя или автора.

О. Веселовский в «Исторической поэтике» выводит зарождение лирической поэзии (как эпической и драматической) из первобытного художественного синкретизма, а именно с первобытных песен-танков. Такие произведения в давние времена пел целый коллектив какого-то племени, выполняя определенный магический обряд. Позже один из них стал выделяться как ведущий исполнитель, который единолично начинает пение. Это был корифей, то есть запевала. Он положил начало эпической поэзии, что лежит в первооснове эпоса. Лирика также возникла из первоначальной песни-танка. Она происходит из тех эмоциональных словесных возгласов хора, которые были откликом на запев корифея. Эти отзывы постепенно стали законченными двух - или чотирирядковими стихами, которые могли выполняться отдельно от обряда хором или одним певцом. Это положило начало лирики как отдельного литературного рода.

Специфика лирической поэзии заключается в том, что человек присутствует в ней не только как автор, то есть объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую систему произведения как важный элемент. В европейской эстетике эту мысль впервые сформулировал Гегель.

Лирика не сводится только к разговору от имени лирического «я». Авторский монолог является только одной из многих форм выражения сознания поэта. Кроме этого, встречаются разные типы - от масок лирического героя к разным объективным персонажей, вещей, в которых так зашифровано лирический объект, он сразу же становится понятным читателю.

В лирике субъект проявляет особую активность, хотя он не всегда бывает индивидуализированным, как это мы видим в жанровой системе лирики прошлого (ода - элегия - сатира).

Слово в лирике является своеобразным концентратом поэтичности. В эпической или драматической творчества фабула, развитие характеров персонажей разворачивают тему, раскрывают сущность авторского замысла. В лирике авторская позиция, сложный внутренний мир передаются концентрированными образами, которые дают возможность наладить с читателем мгновенные отношения. Для лирики особенно весит тот факт, что в ее восприятии должен участвовать читатель, который понимает прочитанное и сопереживает с ним.

Лирика тяготеет к стихам. Большое значение для нее имеет ритм, хотя отдельные исследователи рассматривают его как центральный элемент родовой характеристики.

Мировая лирическая поэзия ведет свой отсчет с творчества великих поэтов античности (Сапфо, Гораций, Овидий). В литературах Востока отмечалась лирика Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади, Гафиза. Богатством красок выделялась творчество поэтов Западной Европы эпохи Возрождения (Петрарка, Шекспир), XVIII-XIX веков (Шиллер, Гете, Гейне, Байрон, Петефи, Мицкевич), России (Пушкин, Лєрмонтов, Тютчев).

Истоки украинской лирики кроются в устном народном творчестве. Мировую славу принесла Украине наследие выдающегося поэта и мыслителя XVIII века Г. Сковороды. Мощными аккордами зазвучал голос украинского народа в творчестве Т. Шевченко, П. Кулиша, И. Франко, Леси Украинки, О. Олеся, В. Самойленко. В литературе XX века образцы высокохудожественной, новаторской лирики дали П. Тычина, В. Сосюра, М. Рыльский, М. Зеров, М. Драй-Хмара, В. Стус, Лина Костенко. Наряду с выдающимися поэтами-лириками других стран и народов (Ф. Гарсиа Лорка, Н. Хикмет, П. Неруда, В. Незван, Г. Аполлинер, Г. Гамзатов, А. Мандельштам) украинские художники отражают противоречивый и обескураживающее дух своей эпохи, продолжают традиции гениальных предшественников.

Важным компонентом лирического произведения является лирический герой. Это своеобразная мысленная лицо, настроения, мысли и переживания которой передано в произведении. Это лицо нельзя путать с автором, хотя она и отражает его личные чувства, так или иначе связанные с его жизненным опытом, мировоззрением, мироощущением. Своеобразие видения и понимания окружающего мира поэтом, его интересы, индивидуальные особенности находят свое отражение в форме и стиле лирических произведений.

Лирика делится на гражданскую (или политическую), философскую, пейзажную, любовную (или интимной).

В произведениях гражданской (политической) лирики речь идет о событиях общественно-политической жизни, воспеваемые фигуры известных исторических лиц, проявляются патриотические чувства, любовь к Родине («Завещание» Т. Шевченко, «Запев» П. Кулиша, «В изгнании дни текут, как слезы» О. Олеся, «Любите Украину». Сосюры, «Старенькая женщина, Магда ли Луиза» Л. Костенко). В философской поэзии поднимаются проблемы бытия человека и общества («Похороны друга» П. Тычины, «Ну как это можно объяснить» И. Муратова, «Ты знаешь, что ты - человек?» В. Симоненко, «Как хорошо то, что смерти не боюсь». Стуса). Пейзажная лирика передает размышления и чувства поэта, вызванные картинами и явлениями природы («Озеро» Я. Щеголева, «Рощи шумят» П. Тычины, «Тяжелые ветры не выпили росы» А. Малышко). Интимная лирика выражает переживания героя, связанные с его личной жизнью («Увядшие листья» И. Франка, «О панно Инно...» П. Тычины, «Так никто не любил». Сосюры, «Я напрасно учил грамматику любви» В. Стуса).

Существует и другая классификация лирики. Согласно с ней лирика делится на медитативную и суггестивную. К медитативной относятся произведения, в которых доминируют размышления над вечными проблемами бытия; к суггестивной - произведения, в которых основной акцент делается на передаче эмоциональных состояний.

Несколько в измененном варианте предлагал типологический разделение лирики Г. Поспелов. Он считал, что лирика может быть медитативная, медитативно-изобразительная и собственно изобразительная. Первые две разновидности обращены преимущественно к самоанализу, они содержат в себе эмоциональную или мыслительную рефлексию. Лирическая медитация может быть также внешнего направления и передавать отношение к событиям объективного мира. Собственно изобразительная лирика может быть или описательной (в том числе пейзажной), или оповідною (порой с аллегорическим или символическим значением).

Наряду с тематической классификации лирических произведений в полной мере сохраняет свое значение и жанровое разделение лирики, который осуществляется в зависимости от типа переживаний поэта. В лирических жанров относят песню, гимн, дифирамб, псалмы, пеани, оду, сонет, элегию, канцону, стансы, епіталаму, панегирик, послание, мадригал, эпитафия, мнению, романс, лирический портрет, медитацию.

Драма (от гр. действие) - литературный род, изображает действительность непосредственно через высказывание и действие самих персонажей. Генетически драма связана с народными обрядовыми действами. В древней Греции - родине драмы - обряды в честь богов, покровителей земледелия, иногда превращались в культовую драму. В VII-VI веках до нашей эры распространяется культ Диониса, и имел решающее значение в возникновении драматического искусства. Дионису были посвящены торжественные богослужения («дионисии»), во время которых люди танцевали, пели о страданиях Диониса и его победу, надевали шкуры козлов и маски. В честь Диониса исполнялись дифирамбы - гимны, состоящие из партий хора и декламации запевалы (корифея), - и похабные песни. По свидетельству Аристотеля, трагедия и комедия возникли сначала с импровизации.

Со времен Аристотеля до драмы постоянно обращались выдающиеся ученые и деятели искусства разных стран и народов. Теория драмы в ее историческом развитии непременно отражала все изменения в литературном и сценическом творчестве, которые происходили под влиянием реалий жизни. Выдающиеся ученые прошлого неоднократно отмечали, что драма имеет лучшие условия для воплощения возможностей художественного творчества. Аристотель в своем труде «Поэтика» разработал теорию трагедии как одного из жанров драматического рода литературы. Его определение трагедии - как подражание важной и завершенного действия, что имеет определенный объем, реализуется через действие, а не через рассказ, и вызывает очищение, то есть катарсис, - на много веков определило подходы к драме.

Н. Буало, Ф. Шиллер, Г. Гегель, Ф. Прокопович, Г. Довгалевский также в основу своих концепций драмы ставили действие. Однако подходы у каждого из них были разные. Теория драмы эпохи классицизма отличалась нормативностью. Отдельные советы, которые давал, например, Н. Буало («Поэтическое искусство») содержали такие требования, что существенно ограничивали творческую активность писателя. Универсальные нормативы классицизма подверглись ревизии в эпоху Просвещения; произошла демократизация драмы и ее языка. В начале XIX века весьма оригинальную драматургійну систему создали романтики (Байрон, Шелли, Гюго). В течение последних веков драма стала активно читаться, переходя из искусства сценического действия в искусство художественного слова. Большую и богатую историю как выдающиеся литературные произведения пьесы Бомарше, Гольдони, Клейста, Пушкина, Гоголя, Шевченко, Островского, Франко, Леси Украинки, Чехова, Винниченко, Ибсена, Роллана, О'Кейсі, Кулиша, Пристли. Случалось, что некоторые драматические произведения так и не пробивали себе дороги на сцену, однако становились известными широкому кругу читателей.

Некоторые драматические произведения по определенным причинам не были предназначены авторами для постановки. Такие пьесы составляют в мировой драматургии целый пласт и называются «драмами для чтения». Они созданы прежде всего с установкой на читателя, а не на зрителя. К этой группе драм принадлежат пьесы Гете («Фауст», «Торквато Тассо», «Эгмонт»), Байрона («Сарданапал», «Манфред»), Шоу («Человек и сверхчеловек», «Назад к Мафусаила»), Роллана (цикл драм о Великой французской революции). Байрон, например, в предисловии к сборнику своих пьес отмечал, что они были написаны без всякой мысли о сцене, а Шиллер был уверен, что его «Дон Карлос» и «Орлеанская дева» непригодны для постановки.

Теоретики литературы отмечают два жанровые типы драмы. Первый из них - это «арістотелівська» или «закрытая» драма. Она раскрывает характеры персонажей через их поступки. Такой драме присуща фабульна строение с необходимыми при этом атрибутами - завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. В этом типе драмы сохраняется хронология событий и поступков героев на относительно ограниченном пространстве. Генетические истоки такой драмы кроются в творчестве античных писателей (Еврипид, Софокл). Своего пика она достигла в эпоху классицизма (Корнель, Расин), не исчезла в эпоху Просвещения (Шиллер, Лессінґ), развивалась в литературе XIX века (Гюго, Байрон, Котляревский, Квитка-Основьяненко, Островский, Карпенко-Карый, Франко). Существует она и в современной драматургии.

Другим жанровым типом драмы является так называемая «неарістотелівська» или «открытая» драма. В ее основу положен синтетическое художественное мышление, когда до драматического рода активно проникают эпические или лирические элементы, создавая впечатление міжродової диффузии. Если в данном жанровом типе доминируют эпические элементы, то драма называется эпическим. Присущими ей элементами могут быть условность, интеллектуализация содержания, активное вмешательство писателя в действие. Эпическая драма ярко представлена в творчестве Б. Брехта, Н. Хикмета, М. Кулиша, И. Кочерги.

Лирическая драма - это такое драматическое произведение, в котором заметную роль играют лирические элементы. В центр изображения автор выносит внутренний мир героев. В лирической драме значительно усиливаются эстетические функции условности, деформируются временные и пространственные параметры, сложнее становится композиция, доминируют ассоциативные связи («Волшебный сон» М. Старицкого, «Одержимая» Леси Украинки, «Соловей-Сольвейг» И. Драча).

Драма является специфическим видом искусства, который одновременно принадлежит как литературе, так и театра. Только в коллективном творчестве писателя и режиссера, а также художника, композитора и актеров она может стать заметным явлением литературно-художественной жизни. В истории украинского театра сложилось несколько эстетических систем, связанных с творческими поисками драматургов, режиссеров и актеров. На рубеже XIX-XX веков такой была система М. Кропивницкого, М. Старицкого, И. Карпенко-Карого; в 20-х - начале 30-х годов ХХ века - система М. Кулиша - Л. Курбаса. В литературе и искусстве дальнего и ближнего зарубежья такими были системы А. Чехова - К. Станиславского, Б. Брехта, М. Товстоногова.

На протяжении всей многовековой истории драмы рождаются, развиваются, а порой и умирают разнообразные жанровые формы. Так, в Древней Греции возникают трагедия и комедия, что существуют и сегодня. В драматургии средневековья появляются произведения духовной драмы, были связаны с богослужением и с сюжетом Библии и литературы (литургическая драма, ауто, мистерия). В тот же период рождается и светский театр с системой собственных жанров (фарс, соти, фастнахтшпіль, моралите, интерлюдия). Во времена Ренессанса расцветает итальянская импровизационная комедия дель арте. В XVII-XVIII веках распространяется интермедия. Новые драматические жанры возникают в XVIII веке (водевиль, драма, мелодрама). Театр нынешнего века характеризует растущая тенденция к всевозможным междужанровых сплавов, взаимопроникновение жанровых форм. В XX веке доминируют жанры-гибриды, в частности трагикомедия и трагифарс.

Трагедия - это драматическое произведение, основанное на остром, непримиримом конфликте личности, которая стремится максимально воплотить свои творческие потенции, и объективной невозможностью их реализации. Этимология термина «трагедия» связана с культовыми обрядами, сценическим разыгрыванием мифа. Конфликт трагедии имеет глубокий философский смысл, является чрезвычайно актуальным в политическом, социальном или духовном планах, отмечается высоким напряжением психологических переживаний героя. Трагедия почти всегда заканчивается гибелью главного героя. Каждая историческая эпоха давала свои ответы на причины зарождения трагических конфликтов. По мнению древних греков, в их основе лежало вмешательство в судьбу отдельных людей фатума, поскольку существующий миропорядок, в том числе и судьбы отдельных людей, всецело зависели от него. Такая точка зрения ярко отражается в античной трагедии. Например, в произведении Софокла «Эдип-царь» все было сделано для того, чтобы главный его герой Эдип избежал зловещего предупреждения Оракула. Однако ничто не дало возможности Эдипу избежать убийства отца и брак с собственной матерью. Серия убийств сопровождает трагедию Эсхила «Агамемнон»: в гневе за то, что царь Агамемнон, спасая флот в Авлиде, принес в жертву богам свою дочь Ифигению, его жена без всяких душевных мук убивает мужа, который только что вернулся победителем с Троянской войны. Орест, убивая мать, выполняет акт мести за отца. Клитемнестра во всем обвиняет фатум: «Судьба в деле той виновницей есть». Идейно-художественное содержание античной трагедии обуславливался мифологическим мировосприятием греками окружающей действительности со стороны греков.

Драматургия более поздних эпох (Шекспир, Лопе де Веґа, Кальдерон) потеряла мифологическое видение мира. Конфликты трагедии этого времени в основном крылись в общественном устройстве. Уже не фатум, не воля богов, а реальные социальные обстоятельства определяли судьбу персонажей. В трагедиях Шекспира («Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Гамлет») герои выступают борцами против старых, устоявшихся обычаев и традиций, общественных отношений.

Трагедия классицизма базировалась на культе античности и разума. Конфликт в произведениях Корнеля («Сид», «Гораций»), Расина («Федра») возникал между чувствами героев и их обязанностями перед государством.

Позднее, в эпоху Просвещения, конфликт в трагедии меняется. В произведениях Вольтера герои погибают, отстаивая просветительские идеи, борясь со сторонниками социального и национального гнета, фанатизма в вере. Заметную роль в развитии трагедии играет драматургия Гете («Гец фон Берлихинген», «Еґмонт») и Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь»), в которой трагическим является именно осмысление истории. В трагедии романтизма («Манфред» Байрона, «Рюи Блаз» Гюго) отразилось трагическое разочарование личности в действительности. Содержанием романтической трагедии становится трагедия внутреннего мира героя. В пушкинской трагедии «Борис Годунов» звучит тема «судьбы народной». В отрыве от интересов народа - глубокие корни трагедии Бориса.

В середине XIX века интенсивность развития трагедии заметно ослабляется. Одним из немногих проявлений трагического начала в драматургии этого периода становится творчество Г. Ибсена («Борьба за престол», «Бранд»). В XX веке трагедии создают Ф. Гарсиа Лорка, Б. Брехт, Ш. О'Кейсі. В современной драматургии трагедия не является доминирующим жанром. Некоторые авторы вообще отвергают саму возможность создания пьес трагедийного жанра в XX веке, считая, что трагедийное искусство является невозможным «в кукольной комедии нашего века».

В украинской литературе зарождение трагедии приходится на XVIII век. Первым произведением этого жанра исследователи считают «Трагедию о смерти посліднього царя сербского Уроша V и в паленії Сербского царства» М. Козачинского, написанную писателем во время преподавания в Сербии на сюжет из истории этого государства. XIX век дал несколько образцов трагедий. Следует отметить произведения М. Костомарова («Переяславская ночь», «Кремуцій Одеял»), И. Карпенко-Карого («Савва Чалый»), Г. Старицкого («Оборона Буши»).

Украинская литература XX века заметно расширила горизонты жанра трагедии. В 1918 г. появляется сочинение В. Пачовського «Большой Роман», события которого разворачиваются в XIII веке. Семейная трагедия галицкого князя Ярослава Осмомысла стала предметом изображения в произведении М. Грушевского «Ярослав Осмомысл» (1917 г.). События революции и гражданской войны отражены в трагедии В. Винниченко «Между двух сил» (1919 г.). Личность и революция, герой и народные массы - эта проблема поднимается в трагедии Я. Мамонтова «Когда народ освобождается» (1922 г.). Народной трагедией глубокого социального содержания стало произведение М. Кулиша «97» (1924 г.). Позже появляются пьесы Ю. Яновского «Дума о Британке», О. Левады «Фауст и смерть», Я. Баша «Профессор Буйко», Г. Зарудного «Тыл».

Комедия - это драматическое произведение, в котором средствами юмора и сатиры развенчиваются негативные общественные и бытовые явления, раскрывается смешное в окружающей действительности или человеку.

Комедия как жанр зародилась в Древней Греции. Она встала из срамных песен. Древнегреческая комедия приобретает черты политической сатиры. Так, произведения величайшего античного комедиографа Аристофана («Мир», «Всадники», «Лисистрата») связаны с актуальными проблемами общественной жизни, философии, искусства. Перипетии частной жизни - в центре внимания греческой, новоаттичної комедии (Менандр) и римской комедии (Теренций, Плавт).

Пафос комичности возникает тогда, когда автор сознательно «снижает» своих персонажей определенного уровня. Не имея должных положительных качеств, герои комедийных произведений, однако, претендуют на определенную значимость в семье, в среде друзей, в обществе. Им свойственно иллюзорное видение действительности. Они всегда стремятся решить свои проблемы способами, которые не являются нормативными в данном случае, поскольку вступают в противоречие с объективными законами общественного развития.

В XVI-XVII веках комедия доминировала в испанской литературе. Автору «Дон Кихота» Сервантесу принадлежит мошенническая комедия «Педро де Урдемалас». Большую популярность имели комедии Лопе де Веґи и Кальдерона. Вершиной комедийных достижений эпохи Возрождения стали произведения английского драматурга В. Шекспира. Уже ранние его комедии («Комедия ошибок», «Укрощение строптивой») строятся как любовные истории романтического характера с приключениями, переодеванием, недоразумениями, смешной путаницей. Эти черты усиливаются в последующих его произведениях («Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Конец - делу венец» и др.). Наивысшего расцвета в эпоху классицизма комедия достигла в творчестве Мольера («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп»).

Традиционно различают комедию ситуаций и комедию характеров. Источником комического в первой выступают неожиданные сюжетные ситуации, стечения обстоятельств («Комедия ошибок» В. Шекспира, «Благочестивая Марта» Т. де Молины, «Сватанье на Гончаровке» Г. Квитки-Основьяненко). Ведущим признаком второго является прежде всего гипертрофия черт героя, раскрытие психологии характера («Тартюф» Мольера, «Ревизор» Н. Гоголя, «Мина Мазайло» М. Кулиша). Настоящие шедевры комедийного сочетают в себе черты и комедии положений и комедии характеров. Эта тенденция заметна в произведениях второй половины XIX века.

В конце XIX века возникает так называемая «комедия идей», основоположниками которой были А. Уайльд и Б. Шоу. В то же время появляется «комедия настроений» А. Чехова. Уайльд, Шоу, Чехов сосредотачивают свое внимание не на внешней интриге и подійності, а на внутреннем действии, в борьбе идей, мотивов, настроений.

В XX веке появляются сатирические произведения комедийного жанра (пьесы В. Маяковского, Остапа Вишни), комические сказки-аллегории (Есть. Шварц), обличительные комедии (Б. Нушич, Б. Брехт), эксцентричные комедии-буффонады (Д. Хармс, Же. Жироду).

Истоки украинской комедии кроются в інтермедійній части школьной драмы и вертепа XVII-XVIII веков. Как и в лучших образцах европейской комедии, в центре внимания национальных авторов первой половины XIX века - И. Котляревского («Москаль-волшебник»), Г. Квитки-Основьяненко («Сватанье на Гончаровке»), П. Котлярова («Быт Малороссии», «Любка») - семейная жизнь героев, их бытовые взаимоотношения. Авторы большое внимание уделяют обычаям и верованиям украинского народа, национальным обрядам и традициям.

Во второй половине XIX века появились комедии, которые раскрывали жизнь и быт украинского народа в новых общественно-исторических условиях («За двумя зайцами» М. Старицкого, «Мартын Боруля», «Сто тысяч», «Хозяин» И. Карпенко-Карого, «Чмырь», «Мамаша» М. Кропивницкого, «Мастер Черняк» И. Франка).

Традиции украинской комедийной классики были продолжены в литературе XX века. Одной из первых комедий этого времени стала пьеса «Розовая паутина» Я. Мамонтова.

Вершины своего развития в идейно-художественном плане комедия достигла в творчестве М. Кулиша («Так погиб Гуска», «Хулий Хурина», «Мина Мазайло»). Сатирически-комедийный конфликт пьесы М. Кулиша «Мина Мазайло» построен на высмеивании мещанина-обывателя, его филистерской ограниченности, национального нигилизма. Отрицая все украинское, он стремиться приспосабливаться к новым обстоятельствам действительности. В литературе последних десятилетий комедия представлена в творчестве А. Коломийца («Фараоны»), А. Підсухи («Ясонівські женщины»), Я. Стельмаха («Викентий Прерозумний»), В. Минка («Жених из Аргентины»).

Драма - это пьеса с острым конфликтом социального или бытового характера, который развивается в постоянном напряжении. Героями произведений, написанных в этом жанре, является преимущественно обычные, рядовые люди. Автор стремится раскрыть их психологию, эстетически исследовать эволюцию характеров, мотивацию поступков и действий.

Истоки драмы исследователи выводят из драматургии античности («Ион» Еврипида). Как самостоятельный жанр драма возникла лишь во второй половине XVIII века. Первыми теоретиками драмы стали Д. Дидро, Л.-С. Мерсье и Г. Е. Лессінґ.

В литературе XIX века доминирует реалистическая драма. Сначала она появилась в России (Пушкин, Островский, Толстой, Чехов), а затем на рубеже веков в творчестве западноевропейских драматургов (Ибсен, Гауптман, Стріндберґ). В зарубежной литературе XX века наряду с реалистичной драмой (Роллан, Пристли, О'Кейсі, Чапек, Миллер), важную роль играет так называемая интеллектуальная драма, связанная с философскими доктринами экзистенциализма (Сартр, Ануй).

В украинской литературе драма появляется в начале XIX века («Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Быт Малороссии в первую половину XVIII столетия» Т. М. (криптонім раскрыть не удалось), «Чары» К. Тополя, «Черноморский избит. Кухаренко, «Купала на Ивана» С. Писаревского. Во всех этих произведениях проявились, с одной стороны, черты школьной драмы, вертепа, присущие украинской драматургии предыдущей эпохи, а с другой - учтен опыт западноевропейской драмы конца XVIII века. Идейно-тематические горизонты упомянутых произведений ограничивались кругом любовно-родственных взаимоотношений. Однако заметными были и шаги в направлении реалистического отражения действительности, как это имело место в целом в европейской драме. Для последующих поисков в этом жанре большое значение имело умение писателей через обстоятельства семейного плана нарушать важные общественные и социальные проблемы своей эпохи, передать тот оптимизм, который через глубинные процессы, которые происходили в национальном сознании, наследовались из поколения в поколение («Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Лымеривна» Панаса Мирного). В конце XIX века наблюдается расширение идейно-тематических горизонтов драмы, появляются произведения из жизни интеллигенции, жителей города, поднимаются проблемы взаимоотношений села и города («Не судилось» М. Старицкого, «Пока солнце взойдет...» Г. Кропивницкого, «Житейское море» И. Карпенко-Карого, «Украденное счастье» И. Франка, «Нахмарило» Бы. Гринченко).

На рубеже XIX-XX веков преобладает социально-психологическая драма. Затем возникает политическая драма. Человеческие характеры исследуются драматургами в экстремальных политических условиях («Кассандра» Леси Украинки). Именно в творчестве Леси Украинки в украинской драматургии приобретает своего апогея психологическая, так называемая неоромантична драма, с изображением высокоинтеллектуальных характеров, сложных и утонченных интеллигентских переживаний.

Новым шагом в развитии драмы стало творчество В. Винниченко, который настойчиво разрабатывал морально-этическую тематику, стремясь дать решения общественно-политических проблем средствами психологической драмы («Черная Пантера и Белый Медведь»). Самым выдающимся представителем украинского Ренессанса в драме стал М. Кулиш («Зона», «Патетическая соната», «Вечный бунт», «Маклена Граса»). Плодотворными результатами отмечается развитие этого жанра в послевоенные годы. Социально-бытовая и психологическая драма доминируют в творчестве М. Зарудного, А. Коломийца, Ю. Щербака, Л. Хоролец.

Литература

1. Волынский П. Основы теории литературы. - К., 1967.

2. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы. Учебник. - К., 2001.

3. Кузьменко В. Словарь литературоведческих терминов. Учебное пособие по литературоведению. - К., 1997.

4. Куцая А. П. Основы литературоведения. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей высших заведений образования. - Тернополь, 2002.

5. Лексикон общего и сравнительного литературоведения. - Черновцы: Золотые литавры, 2001.

6. Лесин В. Литературоведческие термины. - К., 1985.

7. Литературоведческий словарь-справочник (под ред. Г. Гром'Яка, Ю. Ковалева). - К., 1997.

8. Хализев В. Теория литературы. - М., 1999.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте особенности изображения в каждом из трех литературных родов.

2. Какие изобразительные средства могут использоваться в эпическом произведении?

3. Из эпических жанров наиболее распространенные в литературе для детей?

4. В чем заключается специфика лирической поэзии? Дайте определение лирического героя.

5. Какими особенностями характеризуется литературная сказка? Назовите украинских писателей, которые творили в сказочно-литературном жанре.