Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Эстетическая природа художественной литературы

План

1. Литература как вид художественного творчества.

2. Литература для детей как органическая составляющая искусства слова. Специфика литературы для детей.

3. Литературно-художественный образ. Разновидности образов.

4. Художественное произведение как форма бытия литературы.

Литературоведческие термины: эстетика, эстетическая ценность, эстетическое чувство, эстетическая категория, художественный образ.

Понятие «литература» имеет два значения. Прежде всего это один из видов искусства, в котором носителем образности является слово. Литературой называют также любые произведения человеческой мысли, воплощенные в писемному слове и имеют общественное значение.

Слово «литература» латинского происхождения и означает «буква». Чтобы из всей массы литературной продукции выделить произведения, имевшие художественную ценность, начали употреблять термин «художественная литература» (эстетично стоимостная литература). Само понятие «художественная литература» появилось в XX веке. В прежние времена для обозначения произведений, которые имели художественную ценность, а не были простым средством общения или передачи мыслей, часто пользовались понятием «поэзия», хотя они и не имели стихотворной формы. С распространением художественной прозы литературные произведения (как поэтические, так и прозаические) называют «красной» или артистической литературой.

Сегодня словесные произведения, имеющие художественную ценность, преимущественно называют художественной литературой (этот термин имеет также значение оценки уровня мастерства, совершенства). Иногда художественную литературу называют собственно литературой. Понятием «литература» пользуются чаще для обозначения прозы, поскольку в отдельных случаях отнесение того или иного прозаического произведения к художественному бывает проблематичным (например, сюда относятся отдельные жанры документальной литературы, эпистолярная литература и т. п.). Исследователи используют также и срок беллетристика (фр. belles lettres), что означает красное писательство (в широком смысле - произведения художественной литературы в целом; в узком - художественная проза).

Художественная литература, кроме разделения на поэзию и прозу, делится на так называемые роды, к которым относятся три основные - эпос, лирика, драма, - и смежные родо-жанровые образования (лиро-эпос, эпическая драма, мемуары, художественная биография и т.д.).

Виды искусства условно разделяют на три типа. К первому относятся так называемые пространственные виды искусства, к которым относят живопись, скульптуру и архитектуру. Название пространственных они получили потому, что предметы, которые изображаются ними, мы воспринимаем в их пространственно-статическом виде, т.е. как размещены в незыблемом пространстве, словно замершие в нем.

Второй тип - это временные искусства, к которым относятся музыка, пение, танец, пантомима и литература. Временными они называются потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, подают свой предмет в движении, в динамичном его развитии, что происходит в течение определенного времени.

Третий тип - это так называемое синтетическое искусство, которое сочетает элементы как пространственных, так и временных искусств. Форма изображения в театре и кино реализуется как в пространстве, так и во времени. Отдельные элементы синтеза с пространственной формой изображения характерны, в свою очередь, и для некоторых видов часового искусства, в частности танца и пантомимы. Например, пантомімічна спектакль может принимать формы как статического, так и динамического изображения.

Виды искусства отличаются не только способом отображения жизни, но и тем материалом, в котором стоят их произведения и которым они пользуются для художественного воспроизведения. За такими «материальными» признаками мы определяем литературу как искусство слова, в сравнении, например, со скульптурой - искусством камня, живописью - искусством краски, танком - искусство ритмических движений тела, пантомимой - искусством жестов и мимики, музыкой - искусством звуков и т.д. Каждый из видов искусства имеет преимущества перед другими в отношении возможности наиболее полного охвата различных сторон изображаемого предмета. Общее преимущество материала, которым пользуется, например, группа пространственных искусств, заключается в возможности непосредственного, зримого воспроизведение предмета своего изображения. Искусная игра света и тени, передана краской на художественном холсте, красота формы человеческого тела, запечатленная в пластике гипса или мрамора скульптурного ансамбля, совершенство симметрии в сочетании отдельных частей архитектурного сооружения, - все это, представленное в пространственно-концентрированной форме, влияет на наши чувства непосредственно за счет того, что воспринимается нами наглядно, в прямом визуальном контакте. Сила эмоционального воздействия пространственных искусств основывается на том, что зрительные ощущения являются определяющими, основными в жизнедеятельности человека. Из всех ощущений, что принадлежат человеку, зрительные выступают в самой развитой форме. Отсюда пространственное искусство имеет способность влиять почти на всех людей, тогда как словесное искусство пробуждает эмоциональные впечатления далеко не у всех. Это связано прежде всего с тем, что эмоциональное впечатление от словесного произведения происходит не непосредственно во время чтения или на слух, а благодаря посредничеству воображения, фантазии, которая в надлежащем развитой форме присуще далеко не каждому.

Одновременно материал различных видов пространственного искусства определенным образом ограничивает их изобразительные возможности. Ограниченность, например, материальных средств, которыми пользуется живописец, наиболее четко проявляется в сравнении их с материалом скульптурного изображения.

Ограниченность словесного материала через невозможность непосредственного воздействия на чувства компенсируется значительными преимуществами, которые предоставляет ему в сравнении с пространственными искусствами временная форма изображения. Скульптор или живописец, обращаясь к изображению какого-либо события, то есть динамической, а не статической сцены, существенно ограничен в возможностях ее всестороннего воспроизведения, поскольку может обрисовать лишь один, хотя бы и самый ее момент. Словесная форма передачи способна подавать зображувану событие в максимальной полноте ее динамического развертывания. Еще более ограничены живописец и скульптор сравнению с литератором в возможности воспроизведения мыслей и внутренних переживаний изображаемого человека и особенно динамики течения эмоций.

Отдельные виды временных искусств в зависимости от материала обнаруживают различные возможности относительно изображения и эмоционального воздействия изображаемого на сознание того, кто их воспринимает. Например, музыка, как и пространственные искусства, непосредственно влияет на чувства, создавая у слушателя соответствующий эмоциональный настрой. Но сила эстетического впечатления, которое получает человек от литературы, несмотря на свою опосредованную форму, может быть намного больше за счет того, что словесное искусство дает человеку интеллектуально-эмоциональное наслаждение, связанную не только со сферой чувств, но и со всем, что мы относим к сфере разума, интеллектуально-познавательного или нравственного мира человека.

Средствами слова - этого наиболее гибкого материала - можно воспроизводить изображаемое почти каждым видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке. Прозаические словесные образы могут давать иллюзию пластического изображения и т. д. Кроме того, слово - единственный из материалов искусства, что дает возможность изображать человеческую речь.

Одно из ведущих мест в общественно-эстетическом сознании человечества сегодня занимает словесное искусство. Но оно не сразу нашло такое признание. Античности, эпохи Возрождения и классицизма предпочитали скульптуре и живописи. Поэзия, как тогда считалось, проигрывала в сравнении с ними-за отсутствия элемента наглядности в ее изображениях. Популярность литературы, которая неуклонно росла во все последующие эпохи развития искусства, показала, что словесное искусство ни в чем не уступает перед живописью и скульптурным изображением и во многом превосходит их. Теоретически эти преимущества были обоснованы Г. Лессінґом в его знаменитом трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766 г.). Мысли Лессінґа были углублены в не менее знаменитой «Эстетике» Г. В. Ф. Гегелю. Из украинских литературоведов к этой проблеме обращались М. Костомаров, В. Потебня, И. Франко и другие.

Органическим компонентом литературы как искусства слова является литература для детей. Споры вокруг ее специфики продолжаются и сегодня. Понятно, что она имеет свои жанровые особенности, тематику и техническое оформление, соответствует уровню детских знаний и психологическом развитии, хотя идейно-эстетическими принципами литература для взрослых и детей не отличается. Украинский литературный критик Александр Грушевский подчеркивал, что для воспитания детей в русле национальных традиций необходима «специальная детская литература. Простая, понятная, чистая - как глаз, светлая, ясная, как серебряный ручей горного водопада с тончайшими переливами красок, прекрасными, словно детские души... Она должна быть веселая и бурная, как тот же водопад, и тихо-спокойная, задумчиво-мечтательная, как плес широкого пруда в лунную ночку, а также естественная, словно тень в жару».

К XIX в. литература для детей не выделялась как специфическая отрасль словесного искусства. Она была неотделимой от «взрослого». В античном и средневековом мире история литературы не фиксировала отдельных произведений, предназначавшихся бы специально для детей. Хотя некоторые философские труды древности содержат тезисы, касающиеся значения литературы для человека, в частности для воспитания ребенка. С возникновением школ и библиотек при них все отличается морально-дидактическое и учебно-познавательное направление литературных произведений (жития святых и легендарных людей, Псалтирь, избранные библейские повествования, «Шестиднев» и др.). В эпоху Ренессанса рождается литература для детей, ориентирована на молодого читателя: итальянский поэт Понтано составляет колыбельные песни и пишет произведение «Пятилеток» (XV в.), итальянец Фаерн заключает «Интересный сборник», - около ста басен для детей (XVI ст.).

Толчком для развития детской литературы в Украине было возникновение книгопечатания (это вопрос основательно исследован в книге проф. И. Огиенко «История украинского книгопечатания»). К печати первых украинских книг, как считает И. Огиенко, причастен украинец по происхождению Святополк Фиоль, который издал в Кракове в 1491 г. «Осьмигласник» и «Часословець» (латинским шрифтом).

В Украине учили детей и за книгами Франциска-Георгия Скорины, который издавал в Праге книги «руском» языке. Здесь одна за одной выходили «Псалтырь» и 23 книги Ветхого Завета под общим названием «Библия руска» (1517-1519 гг.). Впоследствии его усилиями увидели свет в Вильно «Апостол» (1525) и «Малая Подорожная Книжиця» (без года издания).

В Украине полно обнаружил свою деятельность Иван Федоров, выдав во Львове в 1575 г. книги «Апостол» и «Азбука» (в Москве книга «Апостол» появилась в 1564 г.). Подвижничество Ивана Федорова стало возможным благодаря большой материальной поддержке и духовной помощи со стороны активистов местного религиозно-просветительского братства. В Остроге И. Федоров открыл типографию и напечатал новый «Букварь» (1578).

На середину XVII в. приходится творчество украинского собственно детского писателя Климентия Зіновіїва. В своих гуманистических раздумьях и поэтических произведениях он проявил особую любовь к обездоленным детям («О дітєх малых...», «Про зайцев» и др.). В XVIII в. украинскую литературу для детей обогатили Иван и Игнатий Максимовичи, Иван Пашковский. Григорий Сковорода своими різножанровими произведениями для детского чтения будто венчал длинный процесс зарождения детской литературы эпохи украинского Ренессанса и барокко.

Произведения новой и новейшей литературы представлены именами Т. Шевченко, Марка Вовчка, Елены Пчилки, И. Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского, Б. Гринченко, С. Васильченко, В. Винниченко и других. Они заложили основы украинской литературы для детей, теоретически ее обосновали, осмыслили специфику, функции (эстетические, этические и учебно-дидактические и др.) и значение.

Несмотря на то, что произведения для детей выделяются посреди произведений для «взрослых» педагогической направленностью, дидактизмом, специфическими социально-возрастными особенностями, они остаются все-таки произведениями литературы, объективно отражая закономерности развития литературного процесса в целом. Сочинение для ребенка или о ней - это художественно-литературное явление.

Обобщение достижений писательской и научной мысли применительно к специфике детской литературы читаем в учебнике по детской литературе (авторы Белецкий Д. М., Ступак Ю. П.):

«...Детская литература... является органической частью всей художественной литературы и всеми своими средствами осуществляет совместную всей литературе цель - воспитывает молодое поколение... Итак, детская литература - неотделима от общего литературного процесса: она формируется на почве общей художественной литературы, то есть литературы для взрослых, на основе законов педагогики и психологии и осуществляет единство принципов искусства и педагогики... Однако произведения детской литературы имеют и свои особые признаки, которые отличают их от литературы для взрослых... Наиболее характерными признаками детской литературы следует считать:

а) наличие в произведении предметного, конкретно-жизненного художественного образа...;

б) лиризм повествования;

в) динамичность развития сюжета;

г) богатство, точность и эмоциональность языка.

Последние три признака, мы их назвали, - лиризм повествования, динамичность развития сюжета, эмоциональность языка - свойственны и для литературы, адресованной взрослому читателю, но для детских произведений эти черты особенно важны. Художественные произведения, лишенные этих характерных признаков, не могут иметь успеха у детей».

В последнее время ученые рассматривают детскую литературу именно как эстетический феномен, исходя прежде всего из того, что «воспитательное» в литературе может осуществляться только через «эстетическое». Важно, что в наиболее полном на сегодня «Літературознавчому словаре-справочнике» (1997. Под ред. Г. Гром'Яка, Ю. Ковалева) уже разрозненно понятие «детская литература» и «литература для детей»:

«Детская литература - литература, творена непосредственно детьми. К ней относятся различные жанры фольклора (считалки, дразнилки, игровые песни и др.), а также первые попытки пера первых начинающих (поэзия, проза и т.д.), опубликованные в периодике для детей... или в коллективных сборниках».

«Литература для детей - художественные, научно-популярные и публицистические произведения, написанные писателями непосредственно для младшего читателя разных возрастных категорий, начиная с дошкольников».

Литературно-художественный образ. Термин «художественный образ» используется в искусствоведении в двух значениях. Художественным образом прежде всего называют специфическую форму отражения и познания действительности в искусстве, в отличие от тех форм изображения, которыми пользуются в науке и в повседневно-практической сфере человеческой жизнедеятельности. Художественный образ в узком смысле - это специфическая форма бытия художественного произведения в целом и составляющих его элементов в частности. Общепринятым в современном литературоведении является определение художественного образа, которое дал в свое время российский литературовед Л. Тимофеев: «Образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение».

В основе художественного образа как специфической формы отражения действительности лежит первичный или так называемый чувственный образ. Чувственный образ в художественном произведении - это то, что в нем непосредственно, конкретно отражено со всеми подробностями - совокупностью тех индивидуальных предметных признаков (нахождения в пространстве и времени, форма, величина, цвет, способ действия и т. п.), которые очерчивают его в нашем сознании.

Конкретно-чувственная основа, с одной стороны, отличает художественный образ от такой формы отражения, как схема, в которой отражена жизнь теряет свои живые черты и схематизується, с другой стороны, роднит его с той обычной формой отражения действительности, которой мы пользуемся в быту, в нашем повседневном общении. Высказывая какие-то мысли, мы зачастую не абстрагируемся от их конкретно-чувственного содержания, а держим в памяти и стараемся выложить его в виде живого представления. От обыденных форм представления и воспроизведения действительности художественный образ отличается своей эмоциональностью и обобщенностью своего содержания. Художественный образ - это не копия действительности, не вузькофактографічне, натуралистическое ее воспроизведения, которое имеет место, скажем, в газетных репортажах или произведениях документального характера. В искусстве чувственный образ ценен не тем, что он прямо и максимально полно отражает действительность, а тем, в какой мере он способен олицетворять общий, а не конкретно-фактологический - содержание. Отражена в чувственном образе действительность таким образом предстает в искусстве как форма выражения такой идеи, обобщает, расширяет конкретно-чувственный содержание единичного факта. Художественный образ как специфическая форма отражения действительности отличается не только от обыденных представлений, но и от той формы выражения мира, которой пользуется наука, а именно - понятийной. Как и художественный образ, научное понятие относится к вторичным формам отражения действительности. Подобно художественного образа понятие отличается от обыденных представлений степени обобщенности своего идейного содержания. Однако в отличие от художественного образа, в котором предмет отображение воспроизводится чувственно, понятие, отражая предмет, абстрагируется, то есть отходит от его единичного, конкретно-чувственной формы. Если в художественном образе общее, то есть совокупность тех существенных отличительных черт, характеризующих определенный класс объектов, подается в форме индивидуального, конкретно-чувственного, - в форме самой жизни, то в понятии общее предстает в форме мысли, а точнее в форме ряда логически взаимосвязанных мыслей о существенные и отличительные признаки отображаемого предмета. Например, в энциклопедиях подаются примерно такие объяснения явления грозы, то есть понятие: «Гроза - это явление в атмосфере, когда в облаках или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. При грозе бывают сильные ливни, иногда с градом, сильные ветры». Тут описываются основные признаки грозы и объясняются ее причины. Эти признаки в равной степени определяют десятки и сотни гроз, поскольку в них выражена сущность явления. Но мы не чувствуем здесь особенностей именно этой грозы. Мы не видим формы и цвета облаков, полыхания молний, не видим леса и поля во время дождя, не слышим грома, не чувствуем, как воспринимает грозу человек. Здесь нет живой картины, нет конкретной грозы, нет ее индивидуальных, конкретно-чувственных особенностей. Но ученый и не ставил перед собой такой цели. Наблюдая разные грозы, он выявляет их общие черты и формулирует понятие грозы, сознательно отходя от индивидуальных, конкретно-чувственных форм этого явления природы. Совсем по-другому подходит к отображению грозы художник. Представим это на примере описания картины грозы в новелле С. Васильченко «Дождь».

«...Где-то далеко, за темной полосой леса, отозвался гром. Легко и радостно вздохнул хуторской парк с вековыми дубами, тихо зазвенели маленькие стекла в низенькой хате-землянке, что притулилась одинокая до барского парка. Пошла волна, аж засвистела, по полях засохшего ржи. Что-то надвигало грозное. Потемнело, завітрило, закрутила пыль. Громыхнуло ближе, словно кто свалил на помост древесину, загрохало и покотилось в небе.

Ветер приутих. Между письмом зашелестів густой, ровный дождь. А на небе завязалась гуркотнява: бросало колоддям, ломала, крушила и эхом раскатывался гук над облаками по широких небесных просторах.

<...> Тихо шумела трава под брызгами, взахлеб глотала воду сухая земля, пирскало и плюскотіло ветви на дереве.

Вип'яли ланы против облаков широкие грудь и онемели: сыпьте, облака, давайте, до живого промочіть мое страстное сердце...

Облако сеяла и сеяла, - щедро, не жалея».

Здесь в описании грозы воспроизводятся определенные существенные признаки этого природного явления, то есть то общее, что можно назвать идеей грозы. Однако, в отличие от научного понятия, в художественном образе это общее, эта идея грозы воспроизведена в форме единичного, конкретно-чувственной ее картины, чувственного образа, который отмечен чертами индивидуально-неповторимого, глубоко-осібної манеры мировосприятия.

Художественный образ отличается от понятия не только формой выражения идеи отображаемого предмета, но и ее содержанием. Если задача понятия состоит в том, чтобы описать предмет объективно, таким, каким он есть в действительности, то художественный образ имеет целью представить объективную картину змальовуваної действительности в форме ее субъективно-эмоционального восприятия, то есть такой, какой ее видит и эмоционально переживает автор. Мера субъективности, хотя и всегда присутствует в художественном образе, может быть в нем в большей или меньшей - в зависимости от способа мировосприятия художника и тех художественных принципов, которые он исповедует. Так, реалистическое отображение мира требует объективных картин отображаемого. Наоборот, символическое отражение действительности характеризуется высокой степенью субъективности, которая граничит с полным отказом от изображения действительности в форме ее объективного существования.

Поскольку конечным результатом образного мышления является художественное произведение, то любой эстетически значимый его элемент, то есть любое жизненное явление, в нем воспроизведено, может быть названо образом. В художественном произведении каждый из таких образов выступает как относительно автономная единица того сложного и целостного образного организма, каким является художественное произведение. В литературно-художественном произведении образами называют словесные оскорбления (чаще всего тропы и разнообразные синтаксические фигуры) и более крупные смысловые единицы произведения, «макрообрази», к которым относят изображенных в произведении людей, животных и т.д (образы-персонажи, рассказчики, рассказчики), их естественное (образы-пейзажи) и вещное (образы-интерьеры) окружения.

В отдельную группу образов литературно-художественного произведения выделяют так называемые образы автора и читателя. В отличие от предыдущей группы образов, которые выступают в произведении объектом изображения, авторский и читательский образы составляют группу образов, связанных с субъектами изображения, восприятия и оценки изображаемых в произведении объектов, то есть такими образами, которые как бы со стороны наблюдают за изображаемыми событиями, определенным образом оценивая их. Под образом автора понимают в основном явление втіленості самого автора-творца в его творении, под образом читателя - явление включенности к произведению, учета и предсказуемости автором потенциальных читательских оценок того, о чем в произведении рассказывается.

Образом называют и произведение в целом, имея при этом в виду прежде всего способ специфической смысловой его организации, многочисленные элементы которой выступают как видозмінювані формы проявления некоего единого смыслового целого.

Общая структура образа во всех видах искусства исходит из его двухкомпонентной строения, сочетание в нем чувственного образа и идеи, которая из него вытекает. При этом сам художественный образ в своей специфике не может быть сведен без остатка ни к своего чувственного образа, ни к его идее. Художественный образ - с одной стороны, это всегда нечто большее, чем конкретно-чувственная данность предмета, его отражение, то есть образ предмета не сводится к подобию предмета. С другой стороны, художественный образ как некая идеальная, а не только чувственная структура, не является и голой логичной идеей. Смысловое значение, идею художественного образа мы познаем только в форме чувственного образа, с которым идея сливается в органическую целостность. Исходя из этих соображений, Гегель определял художественный образ как нечто такое, что существует как бы посредине между чувственным образом и его идеей, то есть тем логическим смысловым следствием, что возникает из размышлений над изображенным.

В разных видах искусства художественные образы в большей или меньшей степени сходны по признакам к той идее, которая выражается чувственным образом, и отличаются характером бытие самого чувственного образа, что зависит от материала, который использует тот или иной вид искусства. Материальной основой литературы как вида искусства является слово. Слова, определенным образом отобранные писателем из лексического запаса языка и соединены в определенном порядке в речевом потоке, составляют внешнюю форму литературно-художественного произведения, материально воплощают воспроизводимый в нем чувственный образ человека, вещи, природного или общественного явления и т.д. Слово - особый материал. В отличие, например, от живописи, материальная основа которого дает наглядный чувственный образ изображаемого, слова, которыми пользуется литератор, ограничены возможностью пластично воссоздавать форму предмета. Поэтому термин «чувственный образ» в отношении словесных образов несколько условный. Словесная форма художественного образа воспроизводит не пластически зримые, наглядные чувственные образы отображаемых предметов, а то, что называют интеллектуальным образом. Не воспринимая в непосредственной зрительной форме изображено в произведении, мы дорисовываем его в своем воображении в виде определенного эмоционально-ассоциативного переживания. Оно в отдельных случаях может давать достаточно полную иллюзию предметности, о чем неоднократно свидетельствовали как сами писатели, так и их читатели, которые часто «видят» как бы видят то, что описано в произведении. Иллюзию подобной предметности могут давать уже отдельно взятые так называемые образные слова, то есть те, в которых еще не стерлось их первичное, этимологические значения. Резкий контраст между отвлеченным общим значением слова и указанием в самом же слове на конкретную признак обозначаемого предмета может вызвать подобную иллюзию, как, например, в словах: удав, душегуб, подснежник и т. д.

Существенным признаком литературно-художественного образа является то, что он дает не статический, как в живописи, а динамичный образ действительности, который разворачивается в диалогах, монологах, авторских размышлениях и описаниях, картинах природы и т.д. Внутренняя специфика структуры литературно-художественного образа зависит от родовых признаков произведения. Так, лирический образ тяготеет к ассоциативности, пренебрегая предметностью; эпический, наоборот, стремится к как можно более точного воспроизведения предметного стороны изображаемого; в драме образ создается почти исключительно за счет языка самих действующих лиц. Специфика словесного образа находится в тесной зависимости и от жанровых признаков произведения, например, образы басни будут существенно отличаться от образов произведения романной формы.

Основной формой бытия литературы как искусства слова является литературно-художественное произведение, что предстает целостным образным организмом. В самых общих чертах литературно-художественное произведение можно обозначить как рассказ о определенное жизненное событие, что ведется реальным или воображаемым автором с расчетом на эстетическое впечатление и содержит в себе его предпосылки. От других словесных произведений литературно-художественный отличается тем, что предметом его рассказа есть условно, а не реально-жизненная событие, которое существует в субъективной, авторской или его воображении рассказчика, а благодаря их посредничеству - в такой же субъективной читательской воображении, но не в объективной реальности. Писателя больше интересует не то, как было на самом деле, а как должно или могло бы быть. Объективная действительность, отраженная в произведении, - это не сама жизненная реальность как таковая, а в большей или меньшей степени життєподібна иллюзия реальности, которая в конечном итоге представляет не самостоятельный интерес, интересна не сама по себе, а в своей способности создавать предпосылки для эстетического впечатления. Эстетически выразительным, то есть способным вызвать эмоционально-интеллектуальные переживания, произведение может стать при условии наличия в нем совокупности определенных факторов, среди которых важнейшими являются:

u яркая индивидуальная форма эмоционально-интеллектуального переживания мира, что отражает авторское мировидение и, учитывая его оригинальность, нетривиальность, является источником возбуждения соответствующих мыслей, ассоциаций, чувств у читателя. Если чувства, которые стремится вызвать автор, фальшивые, не пропущены им через его собственную душу, если мысли и идеи, которые он высказывает, банальные и стереотипные, - такое произведение не имеет шансов на то, чтобы заинтересовать читателя, заставить его волноваться и размышлять над прочитанным;

u актуальность, значимость проблематики произведения, которая является его нервным центром. Если читатель не находит в произведении вопросов и проблем, способных задеть его за живое, вызвать определенные, хотя бы и далекие аналогии с его собственной жизнью или жизнью его ближайшего окружения, если в произведении не будет ничего такого, что напоминало бы его собственный жизненный опыт, расширяло его кругозор, - никаких ценностных переживаний в сознании читателя не появится;

u эмоциональная выразительность и точность высказывания, соответствие принятых в произведении языковых средств содержанию. Произведение будет эстетически выразительным только тогда, когда будет написан образным, а не сухим, протокольным языком, не будет иметь штампованных выражений и словесных конструкций и т.п.;

u целостность произведения, то есть взаємовідповідність и подчиненность всех его отдельных и разрозненных элементов той художественной и идейной целью, которую ставит перед собой автор и выражением которой выступает все произведение. Художественное произведение - это не хаотическое нагромождение слов, образов, идей, а упорядоченная система. В настоящем - совершенном - художественном произведении нет ничего случайного и лишнего, все в нем имеет свой внутренний смысл и выполняет определенную смысловую нагрузку.

Художественное совершенство художественного произведения - еще не гарант, а лишь предпосылка его эстетического восприятия. Она рассчитана на соответствующую эстетическую готовность читателя проявить усилия для того, чтобы воспринять ее во всей полноте. Читатель словно замыкает собой эстетический цепочку, начатый автором. Только от него самого зависит, сможет ли он достойно оценить эстетические достоинства произведения, почувствовать настоящую художественную наслаждение, читая его. Если мы не готовы к восприятию произведения, не настроились на соответствующий эмоциональный строй, если берем из произведения лишь голую фактическую информацию, не пытаемся понять его идейную или эмоциональную суть, не сопереживаем с персонажами - в таком случае никакого наслаждения, никакого катарсиса (морального и эмоционального очищения) мы не почувствуем, что ничего нового и важного для себя не откроем.

В духовной жизни общества литературно-художественные произведения выконують различные функции, главнейшими из которых являются:

u эстетическая, которая заключается в том, что произведение дает интеллектуально-эмоциональное удовлетворение, возбуждая воображение читателя и побуждая его к сопереживанию;

u воспитательная (этическая), которая тесно связана с эстетической прежде всего потому, что эмоциональная и интеллектуальная наслаждение, которое мы испытываем, читая произведение, часто является прямым следствием того, что автор удовлетворяет моральные запросы читателя, ожидаемые им пути решения этических конфликтов. Этико-эстетический читательский опыт, полученный из произведения в форме сопереживания моральным поступкам его героев или истории их жизни, мы часто превращаем в собственный жизненный опыт, в свою активную жизненную позицию. При этом художественное произведение не поучает, не внушает нравственные истины, прямо декларируя их, как это делает, например, дидактическая басня. Ш. Бодлер писал по этому поводу: «Речь идет ... о вдохновенной мораль, которая незримо пронизывает поэтический смысл... Мораль не является для искусства целью. Она переплетається с ним, как и в самой жизни. Поэт выступает моралістом, не осознавая этого, благодаря богатству и полноте своей творческой природы»;

u познавательная, которая заключается в том, что художественное произведение является активным источником пополнения знаний об окружающем мире, расширяет наши представления об исторической эпохе, о которой в нем говорится, о быте, культуре и обычаях изображенных в нем людей. Особенно ценной в познавательном плане является роль произведения как популяризатора научных идей, философских учений и концепций человеческого бытия.

Художественное произведение помогает человеку лучше познать не только объективную действительность, но и свою собственную личность. Определяя свое отношение к тем или других явлений, человеческих типов, которые стали предметом этической оценки автора, а также свое отношение к авторской позиции, мы тем самым глубже и полнее начинаем понимать свою собственную суть, содержание собственных намерений и желаний, мыслей и чувств.

Литературно-художественное произведение имеет свою структуру, под которой понимаем его общую смысловую построение, то есть условную расчлененность его органически-целостной образной организации на отдельные смислозначущі элементы и их внутренняя взаимосвязь, что подчеркивает смысловую суть и эстетическую выразительность художественного произведения. Отдельные элементы, на которые распадается произведение, при наиболее общем его смысловом разделении соотносят с двумя тесно взаємозумовленими сторонами, которые определяют структуру любого явления, а именно категориями содержания и формы. Содержание обычно определяют как внутреннюю суть определенного явления, его «идею», форму - как способ ее существования и внешнего проявления (выражения). Категориями «содержание» и «форма» оперировали издавна. Применяемость и специфичность их использования относительно художественных явлений подробно были обоснованы Г. Регелем, который, в частности, отмечал, что «содержанием искусства является идеал, а его формой - чувственное образное воплощение». В упрощенном виде противопоставление содержания и формы литературно-художественного произведения представляют через отнесение к содержанию произведения того, о чем в нем говорится, а к форме - того, как говорится. При этом следует иметь в виду, что именно противопоставление различных элементов художественного произведения по признаку их содержательной или формальной принадлежности условное. Во-первых, потому, что содержание и форма не существуют обособленно. Они всегда вместе, в нераздельном единстве, как две взаємопроникнуті стороны единства, два аспекта единого целого. Во-вторых, разделение элементов произведения на смысловые и формальные является условным потому, что сами эти понятия имеют свойство переходить одно в другое и, следовательно, их противопоставление не является устойчивым. Это положение философски обосновал Г. Гегель, который писал, что «содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму».

Таким образом, выделение формы из содержания или содержания из формы - условная логическая операция, к которой мы прибегаем, анализируя произведение. Противопоставление их по принципу: «что сказано» (содержание) и «как сказано» (форма) - также в большой степени предположение, которое позволяет наглядно представить структуру литературного произведения. Наиболее распространен в литературоведческой практике способ рассмотрения связи формы и содержания - это представление содержания произведения как его идейно-обобщенной духовной сущности, а формы - как системы средств ее художественного выражения. Под формой литературно-художественного произведения издавна понимали его речевое состав, т.е. ритмико-звуковую, словесную и синтаксическую организацию. Однако форма литературно-художественного произведения имеет более сложное строение. Целесообразно рассматривать форму как такую целостную систему средств смыслового выражения, которая образует единство трех ее уровней. Первый уровень составляет совокупность средств предметной зображувальності произведения, второй - приемы языковой зображувальності, третий - тип или принцип их смысловой упорядоченности, взаимо-согласованности, что подчеркивает и усиливает их выразительность. Этот уровень формы называют композицией. Иногда уровень предметной зображувальності называют внутренней, а уровень языковой зображувальності - внешней формой произведения.

Литература

1. Белецкий Д. М., Ступак Ю. П. Украинская детская литература. - К., 1963.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. -М., 1999.

3. Волынский П. Основы теории литературы. - К., 1967.

4. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы. Учебник. - К., 2001.

5. Иванюк С. Испытание детством // Современность. - 1992. - № 3. - С. 176-183.

6. Гошовский Бы. Украинская детская литература: попытка обзора и проблематика // Мы и наши дети: Детская литература. Искусство. Воспитание. - Т. 1. - Торонто, Нью-Йорк, 1965. - С. 121-227.

7. Куцая А. П. Основы литературоведения. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей высших заведений образования. - Тернополь, 2002.

8. Лесин В. Литературоведческие термины. - К., 1985.

9. Литературоведческий словарь-справочник (под ред. Г. Гром'Яка, Ю. Ковалева). - К., 1997.

10. Моклиця М. Основы литературоведения. Пособие для студентов. - Тернополь, 2002.

11. Моренец В. Большой «малый» мир // Днепр. - 1986. - № 7. - С. 116-122.

12. Стаднийчук Г. Детская литература: от реалий к идеалу // Слово и время. - 1994. - № 9-10. - С. 41-44.

13. Ткаченко А. Искусство слова. Введение в литературоведение. - К., 1998.

14. Хализев В. Теория литературы. - М., 1999.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните, как вы понимаете эстетическую ценность произведения литературы. Что такое эстетическое чувство?

2. Укажите специфические особенности литературы для детей.

3. Кто стал первым украинским собственно детским писателем?

4. Чем отличается художественный образ от научного понятия?

5. Назовите важнейшие факторы, которые оказывают произведения литературы способность вызывать у читателя эмоционально-интеллектуальное переживание.