Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Языковые особенности выражения юмора

План

Вступление

1. История украинского юмора

2. Современный украинский юмор

Выводы

Вступление

В долговременной борьбе за свою национальную идентичность украинский народ проявлял не только героизм и волю к победе, но и развивал критическое мировосприятие. Это было своеобразным средством духовного утверждения и самозащиты. Национальная специфика юмора есть исторически переменной, она обусловлена постоянными сдвигами в социально-политической и экономической жизни народа. Однако изучение смеховой культуры в историческом контексте еще не стало предметом глубокого внимания историков. А между тем шутки хорошо раскрывают характер людей. Об этом хорошо сказал знаменитый древнегреческий философ и историк Плутарх. В своем жизнеописании Александра Македонского он писал часто . слово или шутка лучше раскрывают характер человека, чем битвы .»

1. История украинского юмора

Впервые в отечественной традиции мир смеховой культуры можно наблюдать в известном памятнике периода Киевской Руси в «Молении Даниила Заточеника». Это уникальное первоисточник XII века дает нам возможность изучения истоков формирования украинского юмора, его место в духовной культуре средневековья. Более чем полтора века назад на это обратил внимание известный российский исследователь С.П. Шевырев. В «Слове Даниила Заточеника», - писал он, - впервые находится, как в малом зародыше, малороссийский юмор, - это особое свойство наших южных русинов поднята на высшую степень художественности современным поэтом (речь идет о М. Гоголя. - Авт. ) - это волшебное слияние печального смеха и улыбающегося сумму, которые находят примирение в світлорозумній мнении, что выливается в простую народную форму - русской присказки или Соломоновой притчи».

Позже в литовско-польскую эпоху украинской истории объектом народной сатиры стало панство, которое ради богатства отказывалось от своей национальности. На рубеже XVI - XVII веков сатирические стрелы в адрес этой слои общества посылал Иван Вышенский. В своей «Книге» он высмеивал тех, кто «грошолюбивий» и «цукролюбивий», но не заботится о духовной стороне жизни. По оценке М. Грушевского, И. Вышенский «хотел противопоставить всем сомнениям, вопросам, противоречиям того бурного времени византийско - русский аскетизм, древнерусский «простоту».

Против сребролюбия и лицемерия было направлено и сатирическое перо Ивана Пастелия, предшественника Григория Сковороды. Его критика, как и у Вышенского, была обращена не только к богачам Украины, а и к представителям церкви, которые нарушали христианские каноны. В стихотворении «Песнь Пастелия» он поднимает на смех таких пастырей:

Людям налагаєш посты твердії,

А сам чревом не владієш .

И заключает: « .Ти бы за богатства и Христа продал».

Более известные культурной общественности юмор и сатира Григория Сковороды. Он был не просто философ и поэт, баснописец и педагог, но и как уместно подчеркивает исследователь К.Б. Сигов, «скоморох Божий» . что решился служить «сердечном веселию» верой и правдой». Классикой юмористического жанра является стихотворение Г. Сковороды «Всякому городу нрав и права». Здесь на острие сатиры попадают и карьеристы, которые для чинов «углы панские трут», и купцы, что «при аршині все лжуть», и юристы, которые «строят на свой тон права» и др. А цикл его басен «Оленица и кабан», «Голова и туловище», «Пчела и шершень», «Баба и гончар» является одной из вершин украинского народного юмора. Много баек и ироничных афоризмов Сковороды базируются на народных пословицах и поговорках. Особый акцент стоит сделать на таких: «Если бы не был свинуватий, то не был бы и богатый», «Господин не любит правды, как пес милая», «Нет худшей доли, чем жить без свободы», «Какая птичка, такая и песня», «Не тот казак, что водою плывет, а тот, что против».

Все знают, что юмор украинских казаков известен далеко за пределами Украины. Как пример достаточно привести «Письмо-ответ запорожцев». Это был ответ на ультимативное письмо турецкого султана Мухаммеда IV, с которым он обратился к казакам после совершенного ими 1675 г. набега на Крымское ханство. Султан пытался ошеломить запорожцев своими многочисленными титулами и в ответ получил казацкий саркастический комментарий к ним. Стержнем письма есть слова «Не будешь ты годен сыновей христианских под собой иметь», но юмористическое обрамление письма вызвало искренний хохот не только у украинцев на протяжении веков. Не случайно именно этот исторический сюжет вызвал вдохновение Ильи Репина и высокую оценку его работы мировой общественностью.

Новый этап в развитии смеховой культуры начал Иван Котляревский. Своеобразие его «Энеиды» проявляется в широком использовании бурлескной традиции XVIII века. Опираясь на опыт своих в основном анонимных предшественников, Котляревский возвышается до сатирического разоблачения противоречий феодально-крепостнической системы в Российской империи. Именно поэтому, как отмечают исследователи, Котляревскому много стоили «ежедневные хождения в цензурный комитет» в Санкт-Петербурге. А на предложение царского генерала «перейти на русский язык», писать как Державин, Карамзин, Иван Петрович ответил: «Не для меня это, ваше превосходительство. Смогу сравниться в божественной мастерства с упомянутыми піїтами? Но главное - я малоросс и поэтому долгом своим почитаю писать на языке родной матери, земляков своих». Но еще при жизни писателя о «Энеиду» будут писать украинские и российские литераторы, а впоследствии литераторы и деятели культуры Чехии, Польши, Америки, Англии, Германии, Франции, Италии (например, Шафарик, Ганка, Бандтке, Тальви, Коль, Хоецький, Морфілл, Губернатіс).

Наибольшей ответственности требует анализ смеховой культуры, связанной с именами Тараса Шевченко и Николая Гоголя. По мнению известного украинского философа Мирослава Поповича, для Гоголя характерна «и философско-эстетическая система, в которой карнавальный смех сочетался с пастырским словом». При этом Попович справедливо замечает, что составляющие художественной силы Гоголя (и рационально-проповеднический и карнавально-смеховой) уходят своими корнями в народную ярмарочно-смеховую культуру». Что же до Т. Шевченко, то когда он обращался к М. Гоголя: «Ты смеешься, а я плачу, великий мій друже», он недооценивал смеху аспекты своего творчества. Его смех еще в большей степени сочетается с проповедничеством и политической критикой одновременно. Для примера достаточно проанализировать комедию «Сон». Неслучайно он взял эпиграфом к своему произведению слова из Библии «Дух истины, его же мир не может прияти, яко не видит его, иже знает эго». Признав в начале своего произведения, что «у всякого своя доля», он с искрящимся юмором описывает социально-политические контрасты своей эпохи. Бросив ретроспективный взгляд в недалекое прошлое своей Родины, охарактеризовав политическую элиту России, он оставляет юмор и с горечью пишет:

Тяжело, тяжело мне стало,

Так я читаю языков

Историю Украины.

Традиции смеховой культуры М. Гоголя и Т. Шевченко во второй половине XIX века развивали Марко Вовчок, Панас Мирный, Иван Франко. Украинский юмор этого периода - это самобытная страница истории нашей культуры. Марко Вовчок посвятила один из лучших своих сатирических произведений «Институтка» именно Т. Шевченко. Это произведение направлен на обличение социальных пороков того периода. А юмор П. Мирного обращен к беззаконию властей, социальных контрастов Российской империи, жестокости царя. В его произведениях «Разве ревут волы, как ясли полные?», «Проститутка» и других высмеивается господства общественной лжи, лицемерие представителей украинской социальной элиты, бездуховность людей. Лучшие традиции украинского юмора развивал И. Франко. Об этом ярко свидетельствует обличительный пафос повести «Основы общества», в которой показан процесс разложения и деградации польской шляхты, а также рассказы «Свинская конституция» и др. Стоит подчеркнуть, что М. Вовчок, П. Мирный, И. Франко искренне использовали источники народного юмора, лучшие образцы фольклора, сказок, поговорок. А И. Франко еще и занимался исследованием текстов к вертепных спектаклей (вертепных пьес).

Украинская сатира периода первой революции в Российской империи - это главным образом сатира газетно-журнальная. Появлялась она преимущественно на страницах периодических изданий после провозглашения царским манифестом 17 октября 1905 г. демократических свобод и в том числе свободы печати. Развитие украинской сатиры революционной эпохи связан с газетной «Общественное мнение» (позже - «Совет») и журналами «Шершень», «Родной край», «Новая община». Значительную роль в развитии украинского юмора отыграл «Шершень», фактически единственный на то время сатирический журнал (он выходил с января по август 1906 г. под редакцией В. Лозинского). Редакция «Шершня» переписывалась с Иваном Франком и прислушивалась к его советам. В журнале остроумно высмеивалась лживость царских свобод, бесперспективность различных «теорий» решения земельного вопроса.

Юмор советской эпохи - это тема отдельного разговора. Несмотря на то что и тогда работали выдающиеся, талантливые художники (Остап Вишня, Федор Макивчук, Степан Олийнык .), на произведениях этого жанра, бесспорно, сказалась чрезмерная заидеологизированность - огонь сатиры был направлен прежде всего на «классовых врагов».

Теперь, когда Украина стала независимым государством, юмористы стоят перед нелегким выбором - как не снизить остроту пера и овладеть одновременно новые, подсказанные временем темы. Какими будут последствия этого выбора - подскажет ближайшее время.

2. Современный украинский юмор

„Не бывает худа без добра" - утешает древнее народное пословица. И народ, как уже не раз оказывалось, не ошибся. Пусть продажная власть на протяжении 13-ти лет издевалась с Украины, как только хотела и могла, зато достижения нашего народного творчества непомерно возросли, появились новые герои и жанры.

Сейчас трудно в Украине найти человека, который бы не знал ни одного анекдота о „ЛД" или „Янука" или других персонажей. Кроме анекдотов, появились песни, пословицы, поговорки. Не обошел процесс политически-культурного „ренессанса" и кинематографическое, мультипликационное, скульптурное и изобразительное искусства, немало создано также и карикатурных шедевров.

Пресс-служба Конгресса Украинских Националистов провела научное исследование проблемы украинского национально-культурного „чуда", результатом которого стала эта фундаментальная работа, которую мы решили опубликовать с имеющимися фотоматериалами, которые отражают новаторские тенденции в украинской культуре.

Начнем с литературы и, прежде всего, конечно же , с поэзии. „Чья упитанная морда на меня глядит с биг - борда, чей тюремный лексикон до оскомины знаком? ." - вот он, один из самых первых и самых распространенных словесных стихотворных произведений! Его можно отнести к личной лирики, так как здесь проявляется личное отношение автора к лицу, которому этот стих „посвящен". Есть также примеры произведений гражданской лирики, как вот: „ Вставай Украино, вставай уже к бою, пока бандюки не управляют тобой, ибо придет к власти Я.йце дурацкое, тогда Украине никогда не встать!" - с сильным духовным подъемом автор призывает народ к борьбе. Все это была классика, а вот образец поэзии модернизма: „У нас ракеты в космос запущен, переполнено у нас кладбища. Пусть живут Тимошенко и Ющенко! Короче говоря, голосуйте все за Ющенко!". Очень интересная грустная стихотворная форма, неожиданное окончание. Мы привели несколько примеров из поэзии, которые встречались нам в Интернете, лифтах, на заборах или стенах и приходили в виде SMS-сообщений.

Особого внимания заслуживают народные пословицы и поговорки. „Преступников за решетку! Спокойно будем спать," - классический образец современной украинской политической поговорки. Результатом вспышки народного гения стал новый жанр - студенческие народные пословицы. Например, „зека - на нары, тогда пойдем на пары". Несколько образцов этого же жанра, как „ Кучма, Янукович, нары будут рядом!", мы подаем в их „живом" виде, из самого сердца революции - майдана Независимости.

Далее перейдем к юмористических жанров. Для примера приведем несколько коротеньких анекдотов. Вот последний: „Мэр Москвы Ю.Лужков пообещал снять кепку, чтобы стать похожим на Януковича, но потом отказался, узнав, что для этого надо снять свою кепку, а чужую". В народе также бытует мнение, что Виктор Федорович долго отказывался от участия в дебатах из-за того, что боится камеры. Кроме этого, от народа не скроешь и то, что Леонид Кучма хотел бы на третий срок, а Янукович - нет . Многим известны интересные подробности жизни украинских политиков, в частности Виктора Януковича, который стал в последнее время самым популярным отрицательным персонажем украинского фольклора. Примером является то, что его любимыми передачами есть . чай, сигареты. Просмотрев эти материалы, у каждого сложится определенное представление о современный украинский юмор.

Одним из видов искусства, где творческий гений украинского народа проявился ярче всего, стало, конечно же, песня. Самыми известными сейчас являются песни с компакт-диска „Веселые яйца", где собрано немало народных шедевров. Кроме этого, существуют замечательные неповторимые перепевы „Мурки", „Владимирского централа", даже саундтрека из фильма „ Ночной дозор". К большому сожалению, я не могу вместить в статью музыкальные файлы.

Относительно изобразительного искусства, прекрасные образцы его можно увидеть, конечно же, на майдане. На „выставочных" стендах мы видим как классические образцы, так и замечательные модернистские эксперименты. Народное творчество охватила и искусство создания транспарантов и листовок, и различных стендов, и просто картин, как „Пора" пишет письмо Путину". Как видим, используются различные материалы от простой шариковой ручки до пенопласта, включая кусочки фотографий, вырезок из газет и еще много разных интересных вещей.

Похожую ситуацию имеем и в скульптурном искусстве. Народ использует как стандартные привычные материалы (как на скульптуре „ Оранжевый конь революции") - камень, краску, так и необычные вещи, результатом чего стали такие шедевры, как „Валенки для Людмилы Кучмы с лимоном" и „Привет из далекой Америки" , „Майами" и другие.

Большие достижения были сделаны в кинематографии, мультипликации и клипмейкерстве, а также в создании компьютерных игр (всем известные „Хамское яичко", „Янукогоді"). Чего только стоит клип „Политический кан-кан", мультики про Януковича (как „Перчатка"), где также иногда фигурируют Кучма, Тигипко, Витренко. Вы можете сами их посмотреть на „5-м канале" или на „ТРК-Киев".

Выводы

Хотелось закончить эту работу серьезно и по-научному, как оно и положено. Итак, из всего проанализированного нами, можно сделать два важных вывода. Первый: каждое знаменательное событие в жизни народа сказывается на его сознании и культуре. Второй: чем больше народ ненавидит власть, тем сильнее он с ней борется, и основными его зброями всегда были, есть и будут единство и юмор, а точнее - сатира. С научной точки зрения, я считаю, что более важным является второй вывод, и именно он отражает всю проблематику данного исследования.

Список использованной литературы