Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ СТЕЛЬМАХ
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА УРОКАХ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Настоящее требует значительных изменений в функционировании и отношении к изучению украинского языка и литературы в школах страны в целом и различных ее регионах. Обучение украинской литературы требует неординарного подхода к методике преподавания, а отсюда коренной перестройки.

Етнокультурознавчий компонент должен быть интегративным по своему содержанию и содержать важнейшие сведения из народоведения, связанные с историей, культурой, бытом и традициями украинского народа по этике, эстетике, экологии, риторики, находиться в теснейшей связи с литературой и историей.

Ярким примером использования семейного воспитательного опыта украинцев на уроках украинской литературы является повесть М.Стельмаха «Гуси-лебеди летят». Сам образ главного героя повести имеет глубокое воспитательное значение, и учитель, раскрывая этот образ путем рассказа, периодически делать акцент именно на этом воспитательном аспекте. Целесообразно было бы вспомнить, что Миша - это мальчик, которому хочется знать все. Наслушавшись сказок, легенд, рассказов своего деда Демьяна и бабушки, Миша видит мир именно сквозь призму этих рассказов (традиции заботы о старших). Он любит звезды в небе, запах поля, любит слушать перепелку во ржи и стук дятла на старой груши, прислушивается к звукам гусей-лебедей в весеннем небе (традиции уважительного отношения к природе). Подрастая, Миша все больше приобщается к труду в хозяйстве, во всем помогает родителям и он горд с этого (традиции привлечения к домашних и хозяйственных работ).

Необходимо привлечь внимание учеников к воздействию на маленького Мишу его матери, которую он очень любил и к языку которой все время прислушивался (традиции любви и уважения к родителям, традиции пошанної пареміографії).

Необходимо также акцентировать внимание на описании автором праздника первого снопа. Этот акт посвящения парня в жнецы Н.стельмах передает как нечто хорошее, как возрастную земледельческую традицию, древний деревенский обычай (торгово-обрядовый праздник).

Лучшим другом Миши есть Люба. Между ними существуют такие светлые, чистые детские отношения, такая теплая, искренняя дружба, что уже сами они являются неоценимым материалом для учителя, который имеет целью воспитать у учащихся чувство товарищества и дружбы (семейно-общественные традиции, традиции уважительного отношения к женщинам, более слабых).

Следует обратить внимание школьников на большой поезд Мишу к науке, книги, родного слова (традиции семейно-языковые, пошанної пареміографії).

Таким образом, семейный воспитательный опыт - это объективное педагогическое явление, специфический способ аккумуляции и передачи следующим поколениям знаний о семье и семейном быте, источник интеллектуального и нравственного формирования личности, основной механизм стабилизации семейных отношений.