Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛИНА КОСТЕНКО

«Я выбрала судьбу себе сама...»

Есть такое выражение - «женская поэзия». Что-то пренебрежительное чувствуется в нем, что-то «второсортное». Анна Ахматова не выносила даже слова «поэтесса» и всегда называла себя только поэт. Но история литературы реабилитировала женскую поэзию, потому что настоящий художник - мужчина или женщина - сочетает в себе мужество и отзывчивость, смелость и кротость. Лина Костенко в поэзии не отрекается от своей женской сути, что помогает ей всматриваться в жизнь зрением вечной хранительницы человеческого рода. Она вошла в литературу, обратив на себя внимание зрелым талантом и тонким ощущением жизни.

В поле зрения Лины Костенко попадают и им переживаются трагические аспекты бытия. Стихотворение «Пастораль XX века» - реквием по погибшим мальчиках - трех пастушках, которых убила прошла война. Суровый реализм сливается с взволнованным комментарием. Слова то сухие и точные, то словно захлебываются от плача:

Вот такие они ребята, курносые

сельские аргонавты,

голубки, анциболи, хоть не роды!

Так может сказать только женщина, мать, которая продолжает жизнь, и только поэт может в нескольких строках передать жуткое ощущение внезапной смерти, которая не останавливает окружающий поток жизни:

Вечер был и цвели под окнами мальвы.

Под руки держала тех матерей

родня.

А одна разродилась, и стала в шестой раз -

мать.

А один был жив. Он умер на следующий день.

Лаконизм поэзии Костенко не мешает свободному проявлению чувств, оставляет пространство мысли. В печальных строках («Жизнь идет и все без корректур») отражено осознание того, что жизнь проходит, не оставляя времени для исправления ошибок. Спокойная отвага нужна для того, чтобы понять: не надо бояться

...досадного строки.

Прозрений не бойся, ибо они как лекарства.

Не бойся правды, хоть какая горка.

Не бойся смутків, хоть они как реки.

Есть одно непоправимое зло - «человеку душу ошукать».

Наслаждение бытием без вымогательства от него только радостей характерно для поэзии Лины Костенко. Теплый, мудрый «Светлый сонет» утверждает ценность чувства, ибо оно является живой родник души. В сонете говорится о тривиальную событие: влюбленная семнадцатилетняя девушка рыдает, потому что парень любит другую. С мягкой улыбкой поэт будто непоследовательно утверждает: «Как повезло девушке в семнадцать!» Счастье в том, что есть любовь, в искренних недолгих слезах, в неповторимости тех семнадцати. Будто сердце учится жить и примеряет будущие радости и боль...

А будущее, по мнению Лины Костенко, не где-то там, за горизонтом. Оно уже началось. Поэтому надо спешить любить

травинку и животное,

и солнце завтрашнего дня.

Изысканный образ находит поэт для того, чтобы подчеркнуть значимость духовных ценностей «в эпоху спорта и синтетики»:

Пусть хрупкие пальцы этики

Тронут вам сердце и уста.

Нелегкую судьбу поэта Лина Костенко выбрала сознательно, как и написала в стихотворении «Судьба». У нее хватает и таланта, и отваги, и остроты зрения, чтобы ее голос звучал на особый лад, чтобы мы его всегда узнавали в поэтическом хоре.