11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИНА КОСТЕНКО
«Я выбрала судьбу себе сама...»
Есть такое выражение - «женская поэзия». Что-то пренебрежительное чувствуется в нем, что-то «второсортное». Анна Ахматова не выносила даже слова «поэтесса» и всегда называла себя только поэт. Но история литературы реабилитировала женскую поэзию, потому что настоящий художник - мужчина или женщина - сочетает в себе мужество и отзывчивость, смелость и кротость. Лина Костенко в поэзии не отрекается от своей женской сути, что помогает ей всматриваться в жизнь зрением вечной хранительницы человеческого рода. Она вошла в литературу, обратив на себя внимание зрелым талантом и тонким ощущением жизни.
В поле зрения Лины Костенко попадают и им переживаются трагические аспекты бытия. Стихотворение «Пастораль XX века» - реквием по погибшим мальчиках - трех пастушках, которых убила прошла война. Суровый реализм сливается с взволнованным комментарием. Слова то сухие и точные, то словно захлебываются от плача:
Вот такие они ребята, курносые
сельские аргонавты,
голубки, анциболи, хоть не роды!
Так может сказать только женщина, мать, которая продолжает жизнь, и только поэт может в нескольких строках передать жуткое ощущение внезапной смерти, которая не останавливает окружающий поток жизни:
Вечер был и цвели под окнами мальвы.
Под руки держала тех матерей
родня.
А одна разродилась, и стала в шестой раз -
мать.
А один был жив. Он умер на следующий день.
Лаконизм поэзии Костенко не мешает свободному проявлению чувств, оставляет пространство мысли. В печальных строках («Жизнь идет и все без корректур») отражено осознание того, что жизнь проходит, не оставляя времени для исправления ошибок. Спокойная отвага нужна для того, чтобы понять: не надо бояться
...досадного строки.
Прозрений не бойся, ибо они как лекарства.
Не бойся правды, хоть какая горка.
Не бойся смутків, хоть они как реки.
Есть одно непоправимое зло - «человеку душу ошукать».
Наслаждение бытием без вымогательства от него только радостей характерно для поэзии Лины Костенко. Теплый, мудрый «Светлый сонет» утверждает ценность чувства, ибо оно является живой родник души. В сонете говорится о тривиальную событие: влюбленная семнадцатилетняя девушка рыдает, потому что парень любит другую. С мягкой улыбкой поэт будто непоследовательно утверждает: «Как повезло девушке в семнадцать!» Счастье в том, что есть любовь, в искренних недолгих слезах, в неповторимости тех семнадцати. Будто сердце учится жить и примеряет будущие радости и боль...
А будущее, по мнению Лины Костенко, не где-то там, за горизонтом. Оно уже началось. Поэтому надо спешить любить
травинку и животное,
и солнце завтрашнего дня.
Изысканный образ находит поэт для того, чтобы подчеркнуть значимость духовных ценностей «в эпоху спорта и синтетики»:
Пусть хрупкие пальцы этики
Тронут вам сердце и уста.
Нелегкую судьбу поэта Лина Костенко выбрала сознательно, как и написала в стихотворении «Судьба». У нее хватает и таланта, и отваги, и остроты зрения, чтобы ее голос звучал на особый лад, чтобы мы его всегда узнавали в поэтическом хоре.