Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Украинская музыка - неотъемлемая часть валеологической культуры подростков.

    Музыкальная культура как часть духовной культуры людей является неотъемлемой от культуры народа, которому она принадлежит. И наоборот, человек не может быть духовно богатым, а соответственно и духовно здоровой, если она оторвана от своей народности, родной культуры.

 

    Учеными психолого-педагогических дисциплин было определено несколько социокультурных моделей (типов) личности, которые заметно влияют на повседневное поведение наших современников. Это: социокультурная модель человека тоталитарного прошлого, западная социокультурная модель личности и национальная социокультурная модель личности, которая основывается на основополагающих чертах украинского национального состава.

 

    Первая - неустанно прививала комплекс неполноценности собственной нации (Игнатенко П., 1995, 37), что негативно отражалось на психическом здоровье молодежи, формируя внутренне конфликтную и сломанную личность. Вторая модель чаще всего основывается на американском наборе ценностей массовой культуры. Западная модель личности положена в основу большинства современных зарубежных превентивных программ, с которыми сейчас имеют возможность ознакомиться украинские педагоги. В целом эта идеальная модель видит в человеке рационально-ориентированную, самостоятельную личность, которая хорошо контролирует жизненные ситуации, планирует свой образ жизни, ответственно относится к собственному здоровью (Литвин-Кіндр. Во-во..ст. 90). В то же время опыт показывает, что усвоение украинскими школьниками рис социокультурной модели личности людей не всегда приводит к успешному формированию у них навыков здорового образа жизни. В этом случае некоторые черты могут прививать детям "вопреки" их национальном характере, вследствие чего происходит трансформация личностных качеств учащихся в некую новую структуру, которая не совсем адекватна конкретным екосоціальним характеристикам окружающей среды. Так, А. Киричук утверждает, что необходимо отказаться "от формы внешнего и внутреннего Запада, что навязывается украинскому обществу. Натура человека, его ментальность создавалась в течение многих столетий. И на то доброе, прекрасное и разумное, что было и оставлено в народной душе. Следует опираться, а не возлагать надежды" на технологические приемы воспитания Запада..." (Киричук А., 1996) Третья социокультурная модель сочетает в себе национальный состав и национальный характер. Принцип етнізації воспитательного процесса, что "определенный концепцией национального воспитания... призван способствовать восстановлению у детей менталитета своего народа, увековечивать в подрастающих поколений то положительно-специфическое, что есть в каждой нации" (Хрущ В., Хрущ А., 1997, 22).

 

    Проблемы и трудности воспитания личности, которая ориентирована на усвоение черт национальной социокультурной модели, нашли свою разработку в трудах отечественных ученых по проблемам педагогической и этнической психологии (Москалец В., Орбан Л., Хрущ В., Хрущ О. и др.). Например, в исследованиях В. Москаль это обосновывается насущная необходимость учитывать этнопсихологические особенности учащихся в организации всего учебно-воспитательного процесса. Его моделирование в школе должно опираться на основные стержневые черты украинского национального склада личности.

 

    Так, в книге "Народоведение" С. Литвин-Киндратюк предполагает, что усвоение нынешними и подростками положительно-специфических черт национальной соціокультури модели личности может способствовать не только их более успешной социальной адаптации, духовному росту, но и поможет направить конструктивную активность учащихся в направлении самоорганизации ЗОЖ в конкретных екосоціальних условиях. Национальная социокультурная модель является гарантом формирования национального состава и характера как компонентов гармоничной структуры личности.

 

    Таким образом, краткий сравнительный анализ нормативных социокультурных моделей и эмпирических типов поведения, которые являются результатом социального взаимодействия в современном обществе свидетельствует, что в основу психолого-педагогического проектирования здорового образа жизни современных школьников следует положить национальную социокультурную модель личности, которой присущи выразительная гуманистичность, природо - и культуровідповідність.

 

    Опора на национальную социокультурную модель в организации оздоровительной активности подрастающих поколений создает новые перспективы в этом деле, расширяет каналы социализации относительно накопления оздоровительного опыта, помогает приобщать молодежь к идеям народной системы здорового образа жизни. Большое значение имеет актуализация идеалов здоровья и красоты, которые веками утверждались и существовали в народной песенности.

 

    Ученики 6-х классов сч. прогр. укр. песни устаревшими и хотят учить современные рус. песни.

 

    ...Украинцы - народ чистый от природы - и в том есть корень и зерно их искусства. Народная песня сохранилась живой языческой эпохи. Сознание того, что она существует и близкое отношение ее к искусственной музыки не исчезло, - музыкальная Украина знает, чем живет.

 

    В Украине действительно находим то, что надо понимать как "культуру народной песни", против которой жалкими выглядят и наши знания и наше отношение к народной песне.

 

    Доктор Дж. Гуттер

    "Tribuna", 5.10.1922, Прага

 

    В одной стране древо народной поэзии не уродилось таких роскошных плодов, нигде душа народа не оказалась в песнях так живо и правдиво как в украинцев... Следует отметить, что народ. Который поет такие песни и любуется ими, не мог стоять на низкой ступени развития и образования.

 

    Ф.М. Баденштедт

    1. Игнатенко П. Воспитание гражданина на основе укр.. народоведения // Укр. литература и проблемы нац. воспитания школьников / под ред. В. Кононенко и Г. Скорульского . - Ив.-Фр. 1999.-С.37-39.

 

    2. Бирчак О. Национальная программа "Дети Украины": психолого-педагогические условия реализации // Педагогическая газета. - 1996. - №11. - нояб.

 

    С. Хрущ, Хрущ А. Методика изучения психологических особенностей этнического самосознания и нац-й самоуважения учащихся // Методы исследования ценностных ориентаций учащейся молодежи / под ред. Г. Скульского и В. Костива. Ив.-Фр. 1999.-С.21-32

 

 

 

 

     Красное солнце - жена его.

 

    Мелкие звезды - его дети.

 

    (Припев повторяется после каждой строки).

 

    Искусство, как известно, действует не только на сознание, но и на подсознание (в этом проявляется его суггестивная функция). В частности, навіюючий влияние оказывает многократное повторение слов, музыкальных интонаций. В упомянутой песни 10 небольших куплетов, столько же раз повторяется и припев, однако навіюючий влияние этой песни очень отличается от влияния некоторых современных шлягеров. Хотя в них использован аналогичный художественный прием повторения. В сравнении с народными песнями лучше осознается приметил некоторых современных. Уже то. Несколько раз, повторяя припев люди желают друг другу добра и здоровья, способствует положительному самочувствию, что является залогом не только хорошего психического здоровья взрослых, но и благоприятной среды для развития подрастающих поколений, формирование их позитивного самочувствия. Ведь превозносимая в колядах и щедривках семья, как ......................., всегда была приоритетной ценностью украинского народа. В такой семье хозяин "совет советует" с женой и другими членами семьи, здесь все заняты четко определенным кругом обязанностей. В таком социальном микросреде царят согласие, мир и любовь, где в атмосфере родительской опеки растут и воспитываются полноценными людьми дети.

 

    Величальний, утверджувальний пафос этих песен направлен к самым сокровенным житейских дел человека и основных, непереходных ее ценностных субстанций.

 

    Кроме того, что именно эта богатая гуманистическая сущность колядок и щедривок связывает их с соблюдением здорового образа жизни. Им еще присущ оптимистический заряд, светлое настроение, праздничный романтический дух. Именно они передаются от исполнителей к слушателям, оздоравливающе воздействуют на всех.

 

    Поэтически-величальная возвышенность и влиятельность таких произведений усиливается еще и тем, что их выполнение преимущественно сочетается с соответствующими обрядовым, музыкальными, танцевальными и игровыми элементами. Это тоже непосредственно влияет на психическое оздоровление личности.

 

    И не только величально-обрядовые песни положительно влияют на развитие личности. Высокую народную мораль несут в себе лирические, шуточные, частушки, семейно-традиционные, социально-бытовые песни, то есть весь массив украинской песенности. Дыша моральным здоровьем, искренностью и любовью, лучшие народные песни - древние и современные - играли и играют неоценимую воспитательную роль в формировании личности подростков, развития их валеологической культуры.

 

    Народная песня, рожденная жизнью, в художественной форме реалистично отражает различные ее стороны. Она играет такую роль в музыкальной культуре всех стран, легла в основу творчества композиторов прошлого и настоящего времени. Народная песня представляет собой неисчерпаемый источник, из которого потомки узнают о прошлом своего народа, а композиторы черпают вдохновение. Нужно заботиться о воспитании подрастающего поколения средствами украинской народной музыки и песни.

 

    Полные научные исследования в области музыкальной педагогической деятельности свидетельствуют, что народная песня дает возможность для развития многих дарований и способностей человека. Своей напевностью, богатством гармоний она положительно влияет на психику человека, на ее музыкально-эстетическое воспитание, умственное развитие, а также обусловливает развитие музыкального слуха, ритма, развивает восприятие. Мышление, формирует эмоционально-волевую сферу, учитывая ее возраст, наклонности и интересы.

 

    Опыт показывает, что полноценной замены народной песни нет: современные модные песни, как правило, недолговечны - они приходят и уходят, оставляя после себя полость. Народная же песня, что пережила столетия, является основой духовной культуры нации. Это наша неоценимая классическое наследие, которую следует бережно хранить и развивать.

 

    Известно, что вся жизнь наших предков было связано с земледельческим календарем, поэтому одним из древнейших видов устного музыкально-поэтического творчества является календарно-обрядовые песни.

 

    Наши предки жили в единстве с природой, всю свою жизнь, всю хозяйственную деятельность подчиняли явлениям природы. Они пытались поклонением божествам задобрить природу и таким образом обеспечить себе счастье, благополучие и достаток. Наши предки прославляли природу и богов песнями, танцами и играми.

 

    Приход весны встречали веснушками (веснянки), в которых объединяли хоровые песни с играми и танцами. Веснушки - древнейший и найпоетичніший вид народно-обрядовой творчества. В них воспевается пробуждение природы, надежду на хороший урожай, прославляются добрые человеческие взаимоотношения.

 

    Ой весна, весна, ты весняночко,

 

    Что ты нам несешь, понятное гражданочка?

 

    Ой я несу вам новую работу

 

    На полях-полях за дубравой...

 

    Достаточно распространенными были разнообразные танцы-игры: "Огурчики", "Кривой танец", "Мак", "Лен", "Просо", "Подоляночка" и т.д. Эти оригинальные сценки сопровождались соответствующими движениями с песенным сопровождением. Кроме физической выносливости и ловкости, которые вымогались для исполнения этих танцев, молодежь получала после долгой, суровой зимы большой эмоциональный заряд, что, несомненно, способствовало сохранению и укреплению здоровья.

 

    Поворот солнца с лета на осень знаменовало праздник Ивана Купала, во время которого очищались от греха огнем, воспевали природу, ее величие и красоту. На Ивана Купала проводились игры, танцы и прыжки через костер.

 

    Венцом земледельческого труда были жатва. Если косовица зерновых требовала дополнительных рабочих рук, то организовывали субботник. На нее приглашали соседей, родственников. Ни одна коллективная работа не обходилась без интересных обрядовых сценок, песен, танцев. Эта коллективная, добровольный и неоплачиваемый труд утверждала коллективизм, взаимопомощь, бескорыстие простого народа.

 

    Зима веселила людей Рождественскими праздниками, которые не проходили без колядования и щедрование. Сопровождая давние зимние рождественские и новогодние обряды, колядки и щедривки на крыльях поэтической фантазии переносили своих слушателей с реальных тяжелых обстоятельств жизни в мир желаемого и вимріяного, идеализируя его щедрыми цветами поэтического домыслу.

 

    Весь годовой цикл календарных обрядов содержательный, логический и насыщенный яркими образами. Он может служить объектом эстетического восприятия, что в свою очередь будет способствовать ведению здорового образа жизни.

 

    Например, песня "Ой сивая зозуленька":

 

    Ой сивая тая зозуленька,

 

    П-в: Щедрый вечер, добрый вечер,

 

                Добрым людям на здоровье.

 

    Все сады тай облетала,

 

    А в одном да и не бывала.

 

    А в том саду три терема,

 

    А в первом - красное солнце,

 

    А во втором - ясен месяц.

 

    А в третьем - мелкие звезды.

 

    Ясен месяц - господин хозяин

 

 

    Среди юмористически-сатирических жанров украинского народного творчества ведущее место принадлежит шуточной песни. В ней переливаются все краски и оттенки народного юмора, все нюансы смеха - от едва уловимой улыбки одними глазами до бурного, несдержанного хохота. В юмористических мирских, сюжетных песнях и коротеньких танковых приспівках, что в подавляющем большинстве возникли на живом материале украинской действительности, не полно отражена веселый нрав народа, который никогда и ни при каких трудностях не впадал в отчаяние. Именно с такого здорового смеха люди черпали силу к жизни, что может быть актуальным и сегодня.

 

    Шуточные песни в основном юмористически разрабатывают семейно-бытовые темы. А уже выходя на общественную арену, смех, как правило набирает сатирической направленности. В этих песнях - бытового содержания фольклорная типизация ведется с позиций массы против недостатков характера и поведения индивидуальных ее представителей. В отдельной личности, прогнившей с точки зрения общественной этики, высмеиваются мелочность, пустота и другие черты, несовместимые со здоровой моралью трудового коллектива, полного жизни, силы и энергии. Героями этих песен является, прежде всего, фигуры определенного семейного положения, что олицетворяют в себе какие-то типичные отклонения от нормального поведения и обычного быта людей именно данного состояния (мужчин, женщин, вдов, кумовьев и т.д.). Обобщая такие, далеко не единичны в жизни черты или явления, песни сознательно преувеличивают их, чтобы подчеркнуть и оттенить сущность. Типизация ведется по-фольклорному, то есть обще без раскрытия в герою песни определенного лица, без ее индивидуализации. При этом сборный тип шуточной песне высмеивается по какой-то одной линии его поведения или характера, по определенной конкретной рыси, которая в подавляющем большинстве может быть присущей для данного семейно-бытового положения различных эпох и народов (муж-пьяница, ленивая женщина, легкомысленная девушка, развратный парень и т.д.). Максимально концентрируется определенная физическая или моральная качество (глупости, хитрости, праздность и т.п.). Так достигается одновременно экономность изображения и яркость и рельефность юмористического образа, поскольку средства юмора направлены на одну черту, на одно качество, на существенный сторону явления []. Такой юмор является полезным в плане перевоспитания и воспитания нравственных и духовных ценностей личности.

 

    Семейно-бытовая тематика шуточных песен разнообразна и колоритна. Наблюдательные и остроумные создатели народного юмора подсмотрели все теневые стороны своей повседневной жизни, осветили их то легкой шуткой, то юмором и насмешкой, то намеком, то гротеском, то злой иронии или едким остротой. Комические ситуации и случаи в семейно-бытовых отношениях, в частности отношениях молодежи в любви, в семейной жизни, а также различные семейные аномалии - на все остро реагирует песня. И всегда в ней, за метким словом хулы и дружелюбной насмешкой, слышится народный кодекс доброжелательности, его суровая и здоровая нравственность.

 

    Среди героев украинской шуточной песни часто встречается молодежь - девушки и парни. Акцентируя внимание на смешных и отрицательных чертах отдельных представителей молодого поколения, народный юмор играет здесь роль своеобразного воспитателя, что особенно ценно в нынешнее время. Поэтому учитель может разучить с детьми на уроках или во внеурочное время такие песни, как: "Грицю, Грицю, до роботи", "Дала меня мать коровушку", "Брошу кухіль на полку", "Ой на горі жита много" (см. в прил.) т.д.

 

    Шуточные песни про молодежь смеются над девичьими и парубочими недостатками, прежде всего над ленью и бесхозяйственностью, над халатностью и равнодушием, над глупостью и неумелостью, над нескромностью и легкомыслием, бессмысленными спорами. Такие песни еще и поднимают настроение, наполняя через смех хорошей энергетикой присутствующих, поскольку изложенные в доброжелательном плане.

 

    Легкомысленную молодежь высмеивают также и частушки - художественные словесные миниатюры, малый жанр украинской народной песни, популярный в Прикарпатском регионе. В народном искусстве Украины такой щедростью цветов, филигранностью и в то же время простотой, как коломийка, может похвастаться разве орнаментальное искусство резьбы по дереву и народная вышивка. Частушки отличаются функциональной гибкостью, богатством содержания и широким диапазоном реалистического воспроизведения действительности. "Слушая их одну за другой, поемые беспорядочно, попутно крестьянами, - писал и. Франко о частушки, - нам, наверное, и в голову не приходит, что это перед нами перекатывается разрозненные жемчужины великого ожерелья, части великой эпопеи жизни современного народного... сведены до кучи в систему, что сплачивает их содержания, они состоят на широкий образ нашего современного народного жизни, безмерно богатыми деталями и цветами, где видим слезы и радости, труд и спочинки, заботы и забавы, серьезные мысли и шутки нашего народа в различных его розверстуваннях, его соседей, его социальное положение, его жизнь общественное и индивидуальное от колыбели и до могилы, его традиции и верования, его общественные и нравственные идеалы. Все это ... наполняет нас правдивыми гордостью, когда в том поетичнім зеркале видим здоровую, чистую и так подвижную и неутомимо творческую душу нашего народа."

 

    Не с меньшей гордостью оценил свою коломийкову творчество и сам народ - творец и носитель этой уймы поэтических жемчужин:

 

    Ой, стану я при Дуню и так сы думаю,

 

    Нет лучших співаночок, как в нашем крае.

 

    Поэтому следует разучивать и петь с детьми частушки, как близкие по духу нам произведения, в которых сохранена информация о здоровом образе жизни:

 

    Но тота коломийка легонька, легонька,

 

    И от этой частушки легкая головонька.

 

    Коломийко, коломийко, какая же ты миленькая,

 

    Как улита при работе вода холодненькая.

 

    А я хотела ленок брать и годная стелить,

 

    А я могу спеть и хотела делать.

 

    Пусть ребята не поют, голоса не имеют,

 

    Поели мамалыги - еле віддихають.

 

    Ой кувала зозулечка, ковала, ковала,

 

    Мне мама говорила и приказывала:

 

Ой кто хочет воли иметь, за плугом ходить

И не смеет ни точки паленочки пить.

 

 

    В песенной форме такое предостережение о вреде алкоголя звучит убедительнее, что заставляет задуматься как поющих, так и слушателей.

 

 

    Ой не думай, дорогой сынок, что паленка даром,

 

    Взяли волы, как соколы, и возьмут и иго.

 

 

    Паленока водка, паленочка седая,

 

    За нее выступает не одна могила.

 

 

    Найдут своих прототипов среди нынешних "маминых дочек" и образы коломыек, что высмеивают лень:

 

    И парадная отданка дремала на печи

 

    Сорочину не постирала, воды ся бояла.

 

    А в субботу на работу придет за ня мама,

 

    А в воскресенье на гуляния приду сама себе.

 

    Так же у ленивых ребят, над которыми смеются девушки своей коломыйкой, "головы как макитры, животы, как нецки".

 

    Как видим, торгово-сатирические частушки не потеряли своей критической силы и до сих пор.

 

    Нет сомнения в том, что немало украинских лирических песен (например: "Цвіте терен", "Ой у вишневому саду" и др.) являются высокохудожественными произведениями искусства. Они глубокие по содержанию и совершенные по форме, полны доброты. На наш взгляд, важное значение имеет и их психотерапевтическая функция: знаменуют возбужденность, агрессивность (сравним: героиня современного зарубежного телесериала обязательно отомстила бы, если бы любимый предал ее).

 

    Учитель может обратить внимание при розучуванні таких песен на ласкательные выражения (в частности песни "Цвіте терен": "вечороньки", "кріслечко", "окошко"; даже парня которого девушка подозревает в измене, она называет "мой миленький"), которые свидетельствуют о кроткий нрав украинских девушек, великолепное умение работать. Стоит отметить и то, что поэтический текст песни начинается с описания терна, обращение к явлениям природы - типичный художественный прием, характерный для украинских народных песен. Аналогия с природой (в этом случае с цветущим территорией, с которого опадают листья), наверное, помогала людям отчетливее почувствовать и исполнить песню. Можно напомнить детям, что наши предки очень любили и берегли природу, при этом обращая их внимание на средства музыкальной выразительности (красивая мелодия, минорный лад, небыстрый темп, трехдольный размер), которые придают песне особую теплоту. Далее можно начать совместные поиски исполнительских вариантов, их сопоставление и аргументированный выбор наиболее удачного. В процессе этой работы учителю необходимо обратить внимание на формирование необходимых співацьких навыков, которые помогут хорошо исполнить песню (правильное дыхание, певческая позиция, прикрытый звук и т.д.). Кроме этого, как послесловие можно объяснить о несовместимости современных нравственных качеств молодежи и качеств героини песни. Выявленные противоречия уместно обсудить вместе.

 

    Таким образом, такой метод разучивания народной песни позволит без навязчивости и морализирование осуществлять морально-валеологічне воспитания школьников.

 

    Такое общение учеников с песней можно рассматривать как путь накопления ими эстетически-оздоровительного и нравственного опыта, что постепенно (возможно, в течение всей жизни) будет осознаваться, оцениваться, углубляться, способствуя формированию ясной мысли и здорового чувства, благородству поступков и ведению здорового образа жизни.