Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Украинская народная песня

Украинская народная песня - известная и уважаемая во всем мире. Один из первых собирателей народной песни Г. Максимович отмечал, что в украинских песнях звучит душа украинского народа и нередко - его истинная история. Высокую оценку нашей песенности дали сотни деятелей культуры разных народов. Например, Лев Толстой такую глубокую и емкую оценку нашей национальной казны: „Никакой другой народ не проявил себя в песнях так ярко и красиво, как народ украинский". „Счастливы вы, родились среди народа с богатой душой, народа, который умеет так чувствовать свои радости и так прекрасно выливать свои думы, свои мечты, свои чувства заветные. Кто имеет такую песню, поэтому ничего бояться за свою будущность. Его время не за горами. Верите или нет, ни одного народа простых песен я не люблю так, как вашего. Под их музыку я душой спочиваю. Столько в них красоты и грации, столько сильного, молодого чутье и силы".

Всю жизнь человека сопровождают песни - „от колыбели до могилы, потому что нет такого значительного события в жизни народа, нет такого человеческого чувства, которое бы не отозвалось в украинской песне или нежностью струны, рокотом грома", - говорил М. Стельмах. Народные песни являются весомым вкладом Украины в общеславянском и мировую художественную творчество. Огромное и разнообразное их богатство. Считают, что только этих произведений записано более двух тысяч.

Песни породжувались событиями и явлениями общественной жизни, общественного и семейного быта, трудовой деятельностью, борьбой против иноземных захватчиков, национального и социального угнетения и пламенной любовью к Отечеству. В народной песне почти нет повествовательной основы, все внимание сосредоточено на воссоздании внутреннего мира человека ( психического состояния, мыслей, желаний, надежд, страданий и др. ).

Все лирические песни по содержанию разделяют на два больших разряда:

-семейно-бытовые;

-общественно-бытовые.

Семейно-бытовые песни отражают личную жизнь человека ( любви, жизни в семье, семейные отношения, драмы, конфликты и др. ). В общественно-бытовых - отражена общественная жизнь, они воспроизводят жизнь не отдельного лица, а определенной социальной группы населения ( казаков, рекрутов, бурлаков, чумаков и др. ).

Отдельную группу народных песен составляют частушки.

 

 

Семейно-бытовые песни

 

 

Песни о любви. В лирической поэзии они занимают центральное место. Эти песни есть драматические, психологізовані, их внимание сконцентрировано на чувстве, через которое превозносится человеческая душа, способная на глубокие переживания, эмоции.

Часто в лирических песнях интимная задушевная атмосфера создается с помощью пейзажей. Все происходит на фоне почти сказочной природы - цветущего вишневого сада: „Ой у вишневому саду там соловейко щебетал"; звездной лунной ночи: „Месяц на небе, звездочки сияют, тихо по морю лодка плывет"; вечернего роще: „Ой у гаю при Дунаю соловей щебечет".

Для песен о любви характерны:

- романтический характер изображения действительности, которому свойственны идеализация чувств лирического героя ( например, влюбленная девушка ни о чем более не думает, кроме своего любимого, - не ест, не спит, ожидая свидания с ним ):

А я возьму кріслечко,

Сяду край окошка.

Я еще и глаза не сомкнула,

А уже восходит солнце.

- гиперболизация духовных драм ( потеря любимого воспринимается как конец жизни ):

Ой не хочу, девчоночка,

На твой приданое смотреть.

Лучше пойду в синее море

В реку биструю топиться;

- сентиментальность - чрезмерная чувствительность героев ( они плачут, вздыхают во время свиданий, казак рыдает, когда теряет девушку )

     Гиля, Гиля, серые гуси,

     Гиля, Гиля, до воды.

     Сосватали дівчиноньку -

     Плачет казак молодой.

    Или:

     А в роще, край Дуная с той одиночеством

     Плачу, тоскую, еще и рыдаю

     Милая, за тобой...

Песням о любви присуща традиционная символика. Самые распространенные символы:

- пара голубей - влюбленные:

Круг мельницы, коло броду,

Два голуби пили воду.

 

- звезда - девушка, луна - парень:

Катилась звезда с неба

Тай упала наземь:

„Да кто меня, молодую девушку

Проведет домой?";

 

- кукушка - девушка, сокол - парень:

Кувала зозуля в сарае на углу,

Заплакала девочка в отца на пороге:

Казачье-сокол, возьми меня с собой

На далекую Украину;

 

- хмель - символ неверного парня:

Ой хмель мой, хмеля,

Хмелю зелененький

Где ж ты, хмелю, зиму зимовал,

Что и не развивался?

 

 

Частушки

 

Дворядкову песню, что выполняется во время танца называют коломыйкой. Кое-кто связывает это название с названием города Коломые, где она выполнялась. Другие объясняют происхождение слова „коломыйка" от танкового круга. Из танковых песен частушки, пополняясь новым содержанием, развились в самостоятельный лирический жанр, тематически охватывает все грани жизни народа, черты национального быта и колорита, элементы других видов культуры. В подавляющем большинстве они не выходят за пределы семейно-бытовой сферы, однако зафиксировано и частушки общественно-бытового содержания. Четко выделяется группа коломыек в первоначальном их значении припевки к танцу, где основная тема - песни, танцы, гуляния, музыки:

       Песню спеть, песню играть,

       Ай потому тоту коломыйку легко танцевать.

   Сколы коломийка перестала быть просто припевом к танцу, возникли песни о любви, ухаживания:

       Ой месяцу-перекрою, не миры никому,

       Только мом миленькие, как идет домой.

Часто в них поется о семейной жизни:

       Ой прошу я здоровья и долгой жизни

       Любой мамке и нянові, и моему мужу.

   Коломийкам присущий юмор, почти все они жизнерадостные, оптимистичные, содержат много шуток:

        Ой скажіте, добрые люди,

        Чем Андрей болеет:

        На работе замерзает,

        Круг миски преет.

           Спи, милая, до полудня, буду без обеда,

               Чтобы хорошо выглядела, как с тобой пойду.

       Частушки содержат много поучительного:

                Не там счастье, там не судьба, где богатые люди -

                Кто женился по любви, поэтому хорошо будет.

                Нет цвета белизну, как цвет на калине.

               Нет в мире более родного, чем иметь ребенку.

 

Общественно-бытовые песни

 

     Казацкие песни возникли в XV-XVI вв. с появлением казачества и вобрали в себя информацию о исторические реалии эпохи: борьбу с нападающими, победы и поражения казацкого войска, чужую неволю, рабство и др.

   Казацкие песни создают лирический образ казака - типичного представителя Запорожской Сечи, передают романтику казацкой воли.

  Самые распространенные темы казачьих песен: прощание казака с родными и его отъезд из дома, мотив ностальгии по дому ( жизнь в походах без отдыха, когда негде голову приклонить, и домом становится зеленая дубрава темный байрак ), мотив опасности, постоянно угрожает ему, тема смерти:

        Ой, на горе огонь горит,

        А в долине казак лежит.

        Накрыл глаза китайкой -

        Заслугой казацкой.

        Что в головах ворон каркает,

        А что в ногах конек плачет.

  В этих песнях возвеличена воля, воинскую доблесть, патриотический дух, бесстрашие, преданность делу национального освобождения; воспето казацкую славу, символом которой становится красная китайка:

        И чтобы наша красная китайка не полиняла,

        И чтобы наша казацкая слава не пропала.

  Символом казацкой доблести, непреодолимости духа становится и насыпана высокая могила-памятник воинской доблести. Эти песни проникнуты романтическим духом.

   Чумацкие песни. За тематикой и поэтикой они близки к казацких. Чумакування как общественное явление возникло примерно в то же время, что и казачество. Уже с XV в. в Украине известный торговый промысел чумаков, которые на волах ездили к берегам Черного и Азовского морей. Наиболее распространенными предметами торговли были соль, рыба воск, деготь, пряности и др.

  Чумацкие песни в дороге пели сами чумаки. Чумакування было трудным и опасным делом, но в то же время оно овеяно романтикой дальней дороги, безграничной степи, моря.

  Темы этого жанра родственные темы казачьих песен. Значительную группу составляют произведения о отъезд в дорогу, приготовления к долгому путешествию, прощание с семьей:

        Задумали чумаки в дорогу,

        Покупили себе новые телеги,

        Сделали ига кленовые,

        Сделали дубовые занозы,

        Покупили волы половії,

        Покупили и попаровали,

        Попаровали и выехали...

Самая большая группа песен о чумацкую судьбу посвящена приключениям чумаков: тяжелой зимовки „поздних" чумаков, возвращению домой, удачном торга. В шуточных чумацких песнях воспеваются гуляния после возвращения, предостережение девушкам не влюбиться в чумака, высмеивается чумакова женщина, которая гуляет, пока мужа нет дома и др.

Солдатские и рекрутские песни. После разрушения Запорожской Сечи и уничтожение всех остатков автономии Гетманщины Россия ввела на украинских землях общую воинскую повинность для мужчин разных слоев населения, которая вскоре превратилась в рекрутську повинности ( введена приказом Петра i в 1699 г. ). На Западной Украине было похожее явление - вербовки украинцев в австро-венгерской армии. При Петре служба была пожизненной, в 1793 году срок сократили до 25 лет, в 1834 - до 20 лет, позже - 12, 15, 10 лет. С 1874 года, когда была введена всеобщая воинская повинность, служба длилась 7 лет. Поэтому не удивительно, что кроме солдатских и рекрутских песен, в устном народном творчестве появились и рекрутские причитания, которыми сопровождался уход парня в армию. Они почти не отличались от погребальных плачей, ибо пожизненная или длительная служба в армии фактически означало конец его жизни в семье, родном крае и знаменовала переход из „своего" мира в „чужой", где действуют бездушные законы, царит чужая речь, неизвестное будущее.

  Специфика рекрутских песен заключается в изображении событий, порожденных явлением рекрутизации.

  „Солдатчина и рекрутчина, как формы чужой военной организации, навязанные вмиг с барщиной, найманськими государствами, Австрией и Россией, для их государственных, чуждых украинскому народу интересов, - стрінулися с общим нежеланием украинской людности, той самой, что целые века вела собственными силами героическую борьбу в обороне родного края. Принудительная военная служба упала действительно страшным бременем на украинское крестьянство..." ( Ф. Колеса ).

  Богатые люди имели возможность „откупить" своих сыновей от службы, поэтому зачастую жребий падал на малоимущих: в армию должен был идти вдовиний сын или сирота:

        Куют они и закаляют,

        Кандалы готовят,

        Или на вора, вора,

        Или на разбойника.

        Не на вчера, не на вора,

        Не на разбойника,

        То же на того сиротину,

        Вдовина ребенка.

Крепостные песни. Россия возобновила крепостное право на украинских землях. Крепостное право придавала законный характер зависимость крестьянина от землевладельца. Окончательно крепостное право в Украине было оформлено 1873 года указом Екатерины II. Среди различных видов крепостной повинности, кроме многочисленных налогов, была еще и барщина или отработочная рента - принудительный труд крепостных крестьян в хозяйстве помещиков.

  Все эти общественные явления и связанные с ними жизненные ситуации отразились в крепостных песнях, в которых с большой силой выражено отношение крестьян к тяжелой судьбы, условий подневольного жизни. В крепостных песнях нет романтических рис ( гиперболизации, идеализации лир. героев, обширных пейзажей, персонификации сил природы, фантастических картин и др. ). Народное воображение и фантазия уступает место живописанию нелегкого труда, условий крестьянского быта, сцены издевательства помещиков с крепостными, унижение человеческого достоинства. Например:

        Наступает черная туча,

        А за ней синяя,

        Не заступит сын за отца,

        А отец за сына.

        Гонят отца в степь косить,

        Сына молотить.

        Третью дочь-паняночку

        Табака сажать.

        А свекровь с невесткой

        В поле рожь жать.

  Бурлацькі песни. В период Руины и позже, особенно после отмены крепостного права 1861 года, появилась еще одна прослойка населения - бродяги. Ими становились люди, не имевшие собственного дома или убежища, скитались по чужим землям, ища средств к существованию, а также бывшие казаки, что после уничтожения Сечи, не имея дома, спасались от расправы со стороны российской власти. Бурлаками становились также крепостные крестьяне-беглецы, а также те, кто бежали от рекрутчины. В России бурлаками называли рабочих, которые таскали речные суда. В Украине слово „бродяга" имеет больше, более обобщенное значение - одинокая бездомная человек, как правило, незамужняя или которая по определенным причинам покинула семью.

  Наибольшую группу бурлацких песен составляют песни о жизни беглых от крепостного права. Основные их мотивы - тяжкий труд, скитания на чужбине, скудность временных заработков, сетования на злую судьбу.

        И забіліли снега, забіліли снега,

        Еще и дібровонька

        И заболело тело, бурлацкой белое,

        Еще и головонька

        Никто не заплачет по белому телу

        По бурлацькому.

        Ни отец, ни мать, ни брат, ни сестрица,

        Ни жена его.