Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Украинские народные лирические песни

Содержание

                 

Вступление

Раздел 1. Становление и развитие украинских лирических песен

Раздел 2. Классификация лирических песен:

2.1. исторический характер социально-бытовых песен

2.2. семейно-бытовые песни как вид лирических песен

2.3. шуточные и сатирические песни

Раздел 3. Лирические песни на территории Днепропетровщины

Раздел 4. Значение украинских литературных песен в современном государстве

Выводы

Список использованной литературы

Приложения

 


Вступление

 

Украинская народная песенность - драгоценное достояние народа, нев'януча окраса его духовной культуры.

С давних времен, с древней истории украинский народ имеет славу народа очень музыкальной. Украинская песня, снискала для себя признание в целом мире. Наши ансамбли и хоры неоднократно получали самые высокие места на мировых конкурсах и соревнованиях. Например, путешествие украинской капеллы, с хоровым пением в 1919 и следующих годах по Европе и Америке была общим триумфом славянских хоров конечно за украинцами была признана первенство.

Один из первых собирателей народной песни Г. Максимович отмечал, что в украинских песнях звучит душа украинского народа и нередко - его истинная история. Высокую оценку нашей песенности дали сотни деятелей культуры разных народов. Например, Лев Толстой такую глубокую и емкую оценку нашей национальной казны: „Никакой другой народ не проявил себя в песнях так ярко и красиво, как народ украинский". „Счастливы вы, родились среди народа с богатой душой, народа, который умеет так чувствовать свои радости и так прекрасно выливать свои думы, свои мечты, свои чувства заветные. Кто имеет такую песню, поэтому ничего бояться за свою будущность. Его время не за горами. Верите или нет, ни одного народа простых песен я не люблю так, как вашего. Под их музыку я душой спочиваю. Столько в них красоты и грации, столько сильного, молодого чутье и силы".

Украинские крестьяне, распевая без всякой науки, руководствуясь врожденной музыкальностью, никогда не поют в унисон, а сразу разбиваются на разные голоса и каждый ведет свою партию. Украинское церковное пение является, пожалуй, одним из лучших в мире со своими древними распевами и новейшими композициями мастеров церковного пения, всемирно известных композиторов.

В украинской песне, как части фольклора, воплощены мировоззренчески-социальные и эстетико-художественные убеждения украинцев. И как часть фольклора она имеет все присущие ему признаки: усність передачи и существования в устах носителей, анонимность и коллективность создания и бытования, импровизационность, вариативность, функционирование по законам устной традиции и присущий всем видам первобытного искусства синкретизм.

Данная курсовая работа посвящена изучению украинских лирических песен как неотъемлемой составной части украинского народа, украинской ментальности, украинской песни и нашей повседневной жизни, жизни с песней.

Целью нашей курсовой работы является установление определение понятия «украинская лирическая песня», ее становление и историческое развитие под влиянием различных внешних факторов и событий, исследовать различные виды лирических песен, предварительно разделив их на группы, сделать анализ лирических песен Днепропетровщины и соседних областей, выделить значение лирической украинской песни в современном украинском государстве и в нашей повседневной жизни.

Объектом исследования в нашей курсовой работе выступает украинская лирическая песня, ее особенности в разных регионах Украины в целом и в Днепропетровской области в частности.

Предметом исследования в нашей курсовой работе являются особые виды украинских лирических песен в разных регионах нашего государства, особенности исполнения этих песен, их обрядность и праздничность.

         Задачи которые мы ставим для исследования перед собой при написании данной курсовой работы:

1. Обобщить и систематизировать всю найденную по данной теме информацию;

2. Выделить украинскую лирическую песню от других различных видов украинских народных песен;

3. Сделать полную классификацию украинских лирических песен, разделив их на социально-бытовые, семейно-бытовые, шуточные и сатирические песни;

4. Дать характеристику лирическим песням, которые поются на территории Днепропетровской и близлежащих областей;

5. Выделить значение украинской песни вообще и лирических частности в современном государстве, в наше время технологических преобразований;

6. Подведя итог по нашей курсовой работе сделать окончательный итог относительно украинских лирических песен.


Раздел 1. Становление и развитие украинских лирических песен

 

Всю жизнь человека сопровождают песни - „от колыбели до могилы, потому что нет такого значительного события в жизни народа, нет такого человеческого чувства, которое бы не отозвалось в украинской песне или нежностью струны, рокотом грома", - говорил М. Стельмах. Народные песни являются весомым вкладом Украины в общеславянском и мировую художественную творчество. Огромное и разнообразное их богатство. Считают, что только этих произведений записано более двух тысяч.

  Песни породжувались событиями и явлениями общественной жизни, общественного и семейного быта, трудовой деятельностью, борьбой против иноземных захватчиков, национального и социального угнетения и пламенной любовью к Отечеству. В народной песне почти нет повествовательной основы, все внимание сосредоточено на воссоздании внутреннего мира человека ( психического состояния, мыслей, желаний, надежд, страданий и др. ).

Народная лирика своим происхождением уходит в глубину веков. Человек внимательно присматривалась к окружающей природе, напряженно вдивлялась в себя и с помощью языковых средств художественного воображения и фантазии, а также перебирая струны своего сердца, свое настроение, свои эмоции, оплодотворенные мнением, вплетала в необычайной красоты и виртуозности мелодии. Современная исследовательница С. Я. Ермоленко отмечала, что "язык устного народного творчества, в частности речь народной песни, является сокровищницей национального миропонимания, своеобразной энциклопедией чувств, художественно-эмоциональной памятью народа. Она имеет важное познавательно-воспитательное и эстетическое значение. Народная песня не самая яркая за все виды фольклора способна передавать специфику художественного мышления своих создателей и носителей, она и по сей день находится в состоянии активного бытования, следовательно, поддерживает формирование национального самосознания украинцев.

В течение веков устное народное творчество было едва ли не единственным средством обобщения жизненного опыта украинского народа, воплощением народной мудрости, мировоззрения и идеалов. Фольклор стал отражением не только важнейших событий в истории Украины, начиная с княжеской эпохи, но и сохранил многочисленные архаичные языческие мотивы и символы, которые часто скрываются под покровом христианской традиции. Благодаря фольклорной наследии мы можем ознакомиться с бытом далеких и близких поколений украинцев, представить их праздники и будни, полные и захватывающих магических обрядов.

Характеризуя лирические песни и их разновидности, то их по праву можно считать самым молодым родом песенного фольклора. Их становление произошло преимущественно в XVI - XIX веках. Все лирические песни украинского народа можно сгруппировать в два больших разряда: социально-бытовые и семейно-бытовые. К первой группе относятся в частности казацкие, рекрутские, чумацкие, наймитські, эмигрантские песни. К семейно-бытовых причисляют практически все песни о семейной жизни, а также те, что касаются личной жизни человека (песни о любви, женской судьбе, сиротство, юмористические, колыбельные, песни детей, молодежи и взрослых).

Частью, так сказать, украинских лирических песен можно считать самую выдающуюся часть украинского устного эпоса думы. Предшественниками дум были былины княжеской эпохи, которые на территории Украины подверглись полной трансформации и сохранились лишь в европейской части России. Специалисты связывают происхождение дум с такой древней формы как ритуальный плач. В основном думы рассказывают о казацком жизни, войны с захватчиками, военные походы казаков в другие земли, быт семей казаков, которые остались в Украине. В XVII-XIX ст. кобзари и лирники - исполнители дум и исторических песен объединялись в так называемые кобзарские братства/цеха. В таких цехах был свой устав и правила, жесткая субординация членов и определенный репертуар. Кобзарство с XVII в. было уважаемой профессией в Украине.

Интересными образцами бытовой песенной лирики является также танковые (танцевальные, до танца) песни и украинские коломыйки, которые делятся на группы "до танца" и "до пения", ученые и мы относим к такому подвиду лирических песен как шуточные и сатирические. Эта так называемая "коломийкова" форма возникла раньше по сравнению с предыдущими видами народной лирики и активно распространилась в различных жанрах традиционного фольклора, прижившись также в профессиональной украинской поэзии.

Именно такой раннее развитие украинской лирической песни обусловило ее популярность и распространение на большую территорию нашего государства, а близкий каждому гражданину сюжет, мотивы, иногда страдания обусловили ее невероятную, так сказать, популярность среди населения нашей Родины.


Раздел 2. Классификация лирических песен

 

Прежде чем приступить к классификации лирической песни, необходимо сказать несколько слов об особенностях классификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время остается нерешенным и до сих пор не сформулирована единая точка зрения. Большинство ученых в основу песенного классификации положили тематический принцип.

Так С. Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую. Бытовая песня посвящена сначала темам любви и семейно-бытовых отношений. Позже в них развиваются и разного рода социальные мотивы, прежде всего - антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются общественно-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостного права, ярко представлено и нелегкую жизнь дворовых людей.

К социально-бытовой песни многие ученые относят также солдатские и рабочие песни, в которых семейные отношения никаким образом не затрагиваются. Сюда входит и так называемая лакейская песня. В солдатских песен тесно примыкают казацкие песни.

Кое-кто из ученых указывает и на существование военно-исторических песен, куда также входили солдатские песни, которые отличаются от солдатских песен бытовой тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Кроме песен, рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской среде возникают также шуточные, юмористические песни.

В трудовых песен относят и рабочие песни, в которых главной темой становится тема труда, раскрывает «взаимоотношения между рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин, предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики)».

Богаты сюжетами и близкие к любовно-бытовой тематики прощальницькі песни, возникшие во второй половине XVIII - начале XIX века. В них девушка просит своего дружка, что отправляется в Питер, отложить отъезд, но он отвечает, что никак не может. Расстроенная девушка клянется в вечной любви.

В XVIII - п. XIX в. в песнях представлен образ робкой, застенчивой девушки, но с указанного периода в песнях появляется и другой образ девушки - смелой, боевой, решительной.

У некоторых ученых выделяются и городские песни, названные мещанским романсом, главной темой которых является несчастная любовь.

Существует и другая классификация песенного творчества - по функции. Она представлена К. С. Давлетовим. Традиционная песня «распадалась на четыре основные жанры: заклинательных песен, игровых, величальных и лирических» До лирических песен он относит, например, любовные, семейные, или солдатские, рабочие. К. С. Давлетов указывает на то, что именно лирические песни подверглись исторической смене. Также им выделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном - песни бурлаков, студентов.

Существует также и следующая мысль: в лирических стихотворных жанров относятся песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры.

Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше.

1. Социально-бытовая песня. Сюда мы включаем казацкие песни, анти крепостные, рекрутские, солдатские, чумацкие, бурлацько-наймитські, батрацкие, стрелковые и эмигрантские.

2. Следующим видом мы выделяем семейно-бытовые песни, песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутренне-семейные отношения, нелегкая жизнь крестьянства в условиях крепостничества.

3. Отдельно выделяем шуточные песни, сатирические песни и песни хороводы.

Особого внимания заслуживает каждый выделенный нами вид лирической народной творчества, ведь это все же и лирическая песня, но каждая со своими особенностями, богатством тематики, образов, символов, художественно-выразительных средств.

 

2.1. исторический характер социально-бытовых песен

 

Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она меняется по-разному на каждом историческом этапе. Песня меняется так же, как меняются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа. Они «стремятся ответить современным идейно-эстетическим потребностям народа.

Как уже было указано выше до этого, выделенного нами вида песен мы относим народные песни о казаках, анти крепостные песни, рекрутские и другие песни непосредственно касаются общественных отношений и быта украинцев.

Солдаты и казачество в XVIII веке были новой значительной социальной группой со специфическими условиями быта, жизни. В связи с этим и появляются в народном поэтическом творчестве солдатские и казацкие песни. Их тематика самая разнообразная. Здесь отражены и военно-исторические события, в которых ярко изображены картины сражений, в которых рассказывается о смелости и храбрости российских воинов, создаются образы полководцев. Война рисуется суровыми, правдивыми красками, а иногда даже и кровью.

Солдатские песни военно-исторической тематики представляют совершенно новое и так сказать, отдельное явление в украинском народном песенном творчестве. В них представлены другие образы, сюжеты, темы и мотивы.

Именно исходя из этого вида песен можно говорить об историчности, о познавательный и навчальий характер песен потому, что именно эти песни были посвящены соответствующим историческим событиям и иногда могут рассказать для ученого или ученика больше чем книги или другие источники исторических знаний.

Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает перед нами храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.

Героем песен становится и казак, который изображается как неустанный борец за независимость и справедливость по отношению к беззащитного населения и обиженной матери Украины.

В XVIII веке в связи с развитием мануфактурной промышленности и горнорудного производства в тогдашней Украине появляются рабочие люди. Происходит развитие так называемого рабочего фольклора, где главной темой является тема труда. В этих песнях рассказывается и об орудиях производства, и про сам процесс труда.

Мотив наказания рабочего является самым характерным в песнях рабочего фольклора.

Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Кроме этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостного права. Особенно показательны в этом отношении песни горнозаводских рабочих, которые были насильно согнаны тогдашней властью до Урала и Сибири.

В этих песнях показанным выступает также и образ хозяина фабрики - угнетающего и осквернюючого рабочие массы.

Находясь в тесном творческом взаимодействии, крестьянские, солдатские и рабочие песни является единственным песенно-творческим процессом XIX века. Однако именно со второй половины XIX века в песнях этих групп развивались яркие специфические черты, своеобразие каждой группы песен, особенно в идейно-тематическом плане.

Более выразительно и ярко показан лирический герой в песнях XIX - начала ХХ века, где как лирический герой выступает коллектив Однако мысли и чувства, которые раскрываются в народной поэзии, не лишены конкретности и выражают идеологии определенного класса.

 


2.2. семейно-бытовые песни как вид лирических песен

 

В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражают не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались общественно-общественной тематики.

В конце XIX века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Вместе с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, «дается яркая характеристика социально-экономических условий жизни самых разных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и заканчивая купцом и боярином»

Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что и рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой улететь на родину. Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья кукушки, что прилетела. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.

Традиционные песни с семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.

Среди украинских лирических песен, наиболее распространенными сюжетными линиями являются следующие: девушка грустит в чужой семье по родным краям, по батюшке и матушке. В некоторых песнях она обращается к соловью с просьбой полететь на родную сторононьку и передать весточку родным. При этом мы наблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья полететь к милому, а не к родителям; в некоторых песнях девушка просит, чтобы соловей поведал батюшке и матушке о ее горькую жизнь, в других - просит просто увидеть родных, но не огорчать их рассказами о ее нелегкой судьбе. Кроме того, героиня песен обращается с просьбами не только к соловья и кукушки, ласточки.

Не менее популярным является сюжет, где сокол убивает лебедку. Здесь символические образы: здесь соколом преимущественно выступает парень, парень, а лебедка это девушка, убивает - значит берет девушку в жены или лишает невинности.

Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостного жизнь ярко представлена любовь русского человека к родной природе.

В связи с развитием капитализма в традиционные крестьянские песни все глубже проникают мотивы разлуки, расставания, прощания.

Такой подвид семейно-бытовой песни развивается в период XVIII начала ХХ века. При этом она продолжает наполняться новым идейно-тематическим содержанием. Меняются и сами творческие принципы отражения действительности. На смену символических образов и мотивов все чаще приходят образы и мотивы реалистичные. Согласно новым историческим условиям человеческие образы получают определенную социальную конкретизацию.

В таких песнях изображается девушка, что просит своего дружка, который отправляется в города, или иного населенного пункта, отложить отъезд, но он отвечает, что никак не может. Расстроенная девушка клянется в вечной любви. Именно такой сюжет наполняет большинство песен о расставании двух близких, влюбленных молодых людей.

И наряду с печальными и иногда тоскливыми лирическими семейно-бытовыми песнями существует такой подвид как свадебные песни.

Украина, как известно, богата на разнообразные свадебные обряды. В каждом регионе этот обряд имеет свои отличия. Его значение в том, что он отражает мировоззрение и мораль трудового народа, семейные и общественные отношения на каждом конкретном историческом этапе. В нем с большой теплотой воспетая судьба женщины до и после женитьбы. В свадебных песнях говорится и о свах, и о подругах невесты, светильник, бояр и боярок, старост и дружб. Поют свадебные песни исключительно женщины. Это преимущественно хоры, диалоги. Свадебные песни сопровождают замешивания каравая, расплетение косы невесты, одевание ей чепчика. Мужчины в форме монологов и диалогов участвуют лишь в наиболее драматических эпизодах обряда во время нападения бояр и выкупа невесты. Празднуя перезву, родственники невесты после первой брачной ночи идут или с соответствующими обрядовыми песнями на угощение в дом молодого.

Самыми популярными песнями идущих и сейчас на некоторых украинских свадьбах есть такие свадебные песни: «Где ты, калина, росла?, «Ой думала и гадала», «Приехали гости», «Ой куда же вы, серые гуси, полинете?», «Ненько моя родная», «Ой плывет лодка по росе».

Из текстов этих песен предстает целый мир чувств и дум девушки в предсвадебную и свадебную пору.

Кроме того можно сказать, что все свадебные песни составляют одно большое драматическое действо, но вместе с тем каждая из них, благодаря диалогической форме, может быть самостоятельным малым пьесе.

- Ненько моя родненькая.

Спасай меня...

- Не моя, доченька, воля...

Пусть тебя тот спасает,

Кто до брака готовит.

Свадебные песни выступают не только как красноречивое доказательство богатства содержания и формы самого свадебного обряда, но и высокой морали украинского народа, как создателя песен про этот обряд.

 

2.3. шуточные и сатирические песни

 

Издавна путешественники и исследователи, писатели и общественные деятели соседних народов и государств отмечали как одну из самых типичных черт характера украинцев их неиссякаемый юмор. Эта черта стала едва ли не главной и определяющей при характеристике украинского народа, как песенного и такого что может развлекаться, смеяться и веселиться.

Конденсируя светлые эмоции, юмор был для трудового народа своеобразным средством самозащиты в условиях гнета и лихолетья. В атмосфере буйного веселья и в смехе, нередко пройнятому грустью, трудовая человек стремился найти забвение от всего несправедливого и злого, ударить лихом об землю и дышать на полную грудь. Неся тяжелое бремя беды, эксплуатации, войн, народ будто урівноважував юмором свое настроение, свой жизненный пульс, осознавал свою коллективную силу, оберегал свое духовное и моральное здоровье. Эту социальную функцию народного юмора тонко подсмотрел поэт и фольклорист Иван Манжура и выразил свое восхищение этой чертой характера украинцев в таких строках:

Нет! Я люблю дух своего народа,

Что на всякую он приключение,

Которая бы его где не встретила,

Прискаже смело и до дела.

Словечко веселеє по воле

И кипит с ленивой скорби!

Тот дух насмешливо-искренний

Не даст усыпить в сердце веры

В общественную силу, ее ум

И не побьет словно морозом,

Надежду певную вовек

На лучшую судьбу мужчине.

Стихия смешного в украинском народном творчестве больше всего проявляет себя в юмористических, шутливых произведениях.

Среди юмористически-сатирических жанров украинского народного творчества ведущее место принадлежит шуточной песни. В ней переливают все краски и оттенки народного юмора, все нюансы смеха - от едва уловимой улыбки одними глазами до бурного, массового неутихающего хохота. Шуточные песни в основном разрабатывают юмористически семейно-бытовые темы. А уже выходя на общественную арену, смех, как правило, набирает сатирической направленности.

Семейно - бытовая тематика шуточных песен разнообразна и колоритна. Наблюдательные и остроумные создатели народного юмора смогли подсмотреть все теневые стороны своей повседневной жизни, осветили их смехом, что разливается в песнях то легкой шуткой, то насмешкой и издевкой, то стыдным намеком, то острым гротеском, то едва вловимою улыбкой, то злой иронии или едким остротой.

Характеризуя героев украинской шуточной песни то можно сказать, что чаще всего в них встречается молодежь - девушки и парни. Акцентируя внимание на смешных и отрицательных чертах отдельных представителей молодого поколения, народный юмор играет роль своеобразного воспитателя. Вместе с тем веселая песня - это одна из форм ухаживания и взаимо познания между парнями и девушками. Шуточные песни про молодежь смеются над девичьими и парубочими недостатками, прежде всего над ленью и бесхозяйственностью, над халатностью, над глупостью и неумелостью, над нескромностью и легкомыслием, над разными неуместными ситуациями во время девства и парубкування: комическими номерами и недоразумением между парнем и девушкой, бессмысленными спорами и слишком откровенными любовной игрой. Причем во всех этих случаях народная этика позволяет трогать и недостатки внешности парней и девушек. Особенно остро высмеиваются в песнях нерадивые неженки и одиночки из богатого рода. (См. приложения «Чом дуб не зеленый? Потому ГСО туча сбила», «Что за парубочок, что набок чубочок»).

Понятие красоты в народной эстетике органично сопряжено с понятиями трудолюбия и справедливости. Если героям песни недостает этих черт, если говорится об их отрицательные черты, то их портретные характеристики даются в полной гармонии - тоже отрицательными. (См. приложения «Ой на горе на могиле», «Грицю, Грицю до роботи»).

Во многих песнях-диалогах важным юмористическим приемом является непроизвольное самовикриття героя. Скажем, из ответа парня девушке, что зовет его на свидание, вырисовывается юмористическая фигура незаурядного труса и подобное. Песни такого характера пронизаны мягким интимным юмором, что украшает жизнь и вибрирует бодрым настроением непобедимой молодежи.

Шуточные песни щедро отразили и сферу семейного быта. Только изредка воспевается в них идиллия семейной жизни, восхищение мужчины женщиной или наоборот. В подавляющем же большинстве тематика их посвящена различным смешным сторонам семейных отношений (См. приложения «За рекой Герасим»)

Своеобразную группу шуточных песен составляют произведения, изображающие жизнь старых химер дедов и баб. Различные коллизии отношений и недоразумений семейной жизни, воспроизведены через фигуры деда и бабы, набирают еще более яркой гумористичності и рельефности.

 Особым разнообразием тематики отмечаются шуточные песни о аномалии в институты кумовства. Как правило, в кумовья приглашали самых желанных друзей, нередко бывших возлюбленных, с которыми по разным причинам не пришлось пожениться. То же не удивительно, что между кумом и кумой часто устанавливались особо близкие отношения, которые с точки зрения народной морали все же вызвали возражения, а следовательно и юмористическое освещение (См. приложения «И вчера у кумы»)

Что касается роли шуточной песни в художественной жизни народа то она самая разнообразная. Эта песня нашла убежище в обрядах, в обычаях, танцах, она украшает и повседневную трудовую жизнь народа. Фактически шуточная песня просочилась во все уголки музыкальной жизни народа. Она существует как отдельный сольное или хоровое произведение, связана с некоторыми хороводами, выполняемые в движении, и такими бытовыми танцами, как метелице, гопаки, казачки, частушки и т.д.

Отдельные строфы шуточных песен используются в сюжетных танцах. Свадьбы, вечеринки, улицы, гулянки и даже досуг украинца, как правило сопровождаются шутливыми и сатирическими песнями, чтобы, возможно, стимулировать наших людей к самосовершенствованию и самореализации.

С течением времени некоторые песни настолько изменяются в своем содержании и форме, что по сути превращаются в новые песни, становятся новыми жанрами, подвидами своих предшественников.

Язык и стиль традиционных лирических песен сохраняют удивительную устойчивость даже тогда, когда эти песни существенно изменяются в своем содержании, значительно трансформируются в композиционном отношении. И все же язык и стиль традиционных лирических песен протяжении веков остаются мертвенно неподвижным. Происходят изменения как в самом словаре, так и в стилистике отдельных песен. Меняются устаревшие слова современными, появляются и разного рода социально-профессиональная терминология. Появляются новые эпитеты. В песнях теряется начальная развернутая описательная картина, превращаясь в короткую повествовательную информацию. Происходит упрощение художественной формы и усложнения содержания песни. Но украинская лирическая песня была и остается более чем песней для рядовых украинцев.


Раздел 3. Лирические песни на территории Днепропетровщины

 

Говоря о лирике Днепропетровщины нельзя оставить без внимания ее историческое прошлое и ее «специфическое расположение рядом с другими соседними областями. Территория нашей области, как никакой другой заслуживает на внимание историков и исследователей, ведь, как известно, мы живем на территории где было расположено славную Запорожскую Сечь. По нашему мнению, при характеристике народной лирики Поднепровья и Днепропетровской области нужно пренебрегать этим фактом, ведь это, так сказать, решающий фактор, который сыграл роль в развитии видов народной лирики.

Конечно другие виды украинской лирической песне также присутствуют в Днепропетровской области, они также имеют не малую территорию распространения, потому что лирика - это близкий каждому сердцу то или иное событие воспетая в песне.

Как было уже сказано выше, при характеристике народной лирики Поднепровья мы будем опираться на историческое прошлое и казацкую сутки. Следовательно, при характеристике устного народного творчества мы будем описывать социально-бытовой вид лирической песни, а именно особое внимание будет уделено казацким, солдатским, чумацким и стрелковым песням и думам, которые пелись и поются населением на данной территории.

 Ннаибольшего расцвета и самобытности на Поднепровье приобрела позаобрядова песенная эпика и особенно лирика. Самое яркое здесь проявились черты подніпровського исполнительского стиля, традиции протяженного песенного стиля. Но последний присущ только части репертуара народных певцов Днепропетровщины. В этом регионе переплелись, исторически наслоившихся разнообразные песенные стили, образовался богатый репертуар не только из сугубо местных фольклорных произведений, но в основном из заимствованных, которые имеют всеукраинское распространение, или ходят в соседних регионах. Рассмотрим наиболее характерные фольклорные произведения, наиболее ярко выраженные побутуючі здесь песенные стили, их основные характеристики.

Песенная эпика Днепропетровщины также может рассматриваться как многослойное, полістильове явление. С одной стороны, здесь распространены произведения, типичные для всего украинского общества или совместные подольско-поднепровские, волынско-поднепровские. К последним относятся самые древние баллады о любви и семейные отношения: парня, который любил одновременно двух или трех девушек, забито („Ой чьи то волы по горе ходили?", „Ой в поле жито, копытами сбит"); сестра отравляет брата по наущению любовницы („Сербин"); стрелок убивает голубя, голубка („Ой там, на горе, ой там, на крутой") девушка разыскивает могилу погибшего милого („Калина-малина над оврагом стояла"); встретившись после длительной разлуки, влюбленные заболели („Как пойду я не берегом, лугом"), девушка колышет внебрачных детей-близнецов („Ой в лузе на калине"); вдовин сын сводит девушку („Тихо, тихо Дунай воду несет"); девушка топит незаконнорожденное дитя („Ой, кузнец, коваль, коваленко"); баллады „Подолянка", „Бондаривна"; вдова и двое сыновей („Что то в лугу за ива?"); девушка не позволяет убить нелюбимого („Ой у полі озеречко"); женщина издевается мужа-недоросля („Ой отдала меня мать"); муж пускает за водой нелюбимую женщину, а потом просит вернуться („Оженивсь молод"); муж пьет с кумой, по жалобе женщины его наказывают („Ой пахал же мой миленький"); мужчина наказывает женщину за внебрачного ребенка („Тихая, тихая маленькая тихая"); муж убивает жену по наущению любовницы („Ой высоко восходит солнце"), свекровь превращает невестку в тополь („Ой жила удівонька и на раздолье"); баллады „О чайку", „Дочка-пташка"; сын выгоняет из дома свою старую мать („А в воскресенье рано-пораненьку"); казак оставляет отца и топится в реке („Все горы зеленеют"); богатый брат и бедный сестра („Под белой березой") и др.

К сугубо поднепровских баллад можно отнести такие, которые имеют обрядовое корни („Стрела" - „Ой из-за гор, из-за гор вылетал сокол" с напевом весеннего „кривого" танца), версии сиротских баллад: где отец с мачехой прогоняют детей („Ой по горе, по горе"); или когда сирота ищет мать, но находит лишь ее могилу („что-То в лесу кричит?"); сказочная версия баллады о свекрови-обмовницю - змея оговаривает женщину донца („Ой ходил донец семь ч по Дону"), а также новейшие баллады, возникшие на Поднепровье под влиянием русской песенности: женщина убивает мужчину, а потом жалеет за ним („Ой зима, зима, ты холодная"); матросы завозят опьяневшего и підмовлену девушку на корабле („Ой зацвело синєє море"); под влиянием городского жестокого романса: парень застрелился, когда, вернувшись, застал умершую возлюбленную („Любила парня из восьмого года")

Сравнительно небольшая группа песен отражает тематику и стилистические особенности пения казацкой эпохи: „Закуковала кукушечка" где казаки просят у вдовы разрешения посмотреть на ее дочь; „Как в саду, так и в лесу" в ней казак уезжает, завещая девушке расти; с маршевой мелодией; „Ой піду я понад лугом" здесь человек сетует на нехорошую женщину; „Ой девушка сени мыла" в которой мать догадывается о любви девушки к казаку, но не хочет нелюбимого зятя эти песни с танцевальными напевами.

Более поздние наслоения в песенной лирике Днепропетровщины в виде деревенского романса прослеживаются в секвенцинных напевах песен „Ой, у полі криниченька" где парень ухаживает за девушкой, которая несет ведра с водой; „Шли волы из дубравы", „В конце плотины шумят ивы" здесь казак покидает девушку.

Вся специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. Лирический герой в народных песнях нашего края, как правило, и в других - это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, бурлак, повстанец, казак, воин. Именно их чувства, мировоззрение и мысли составляют основное содержание лирической песни.

Таким образом, песенность Приднепровья составляет сложный конгломерат различных песенных стилей, совокупность различных общераспространенных жанров, среди которых не все представленные на Днепропетровщине в чистом виде. Но подавляющее большинство побутуючих здесь фольклорных произведений несет в себе стилевые черты подніпровської традиции пения. Древнейшие песенные образцы с архаичной мелодикой сосуществуют здесь с новейшими произведениями и песенными стилями. За песенным репертуаром и певческими стилями Приднепровье составляет переходную зону между Подольем и Полесьем, обогатившись фольклорными традициями соседних регионов и одарив их своими достижениями. И главной „визитной карточкой", неповторимым лицом подніпровської песенной лирики остается известный далеко за пределами нашей области протяжный групповое пение.


Раздел 4. Значение украинских народных лирических песен в

современному государству

 

Переходя к характеристике украинской лирической песни в современном украинском государстве стоит сделать акцент именно на ту культуру, которая развивается сегодня и какие виды анти культуры мы можем наблюдать на территории современной Украины, и как она влияет на развитие молодого подрастающего поколения, и сможет изучения народной лирики в современной школе повлиять на дальнейшее становление школьника как личности в обществе.

Понятие культуры в современной Украине на столько дифференцированное, что каждый человек на вопрос «Что такое культура?» даст собственный вариант ответа, который будет не похож, а возможно даже прямо противоположен предыдущему варианту. Возможно это так и нужно, ведь каждый человек - это личность не похожа на другую, но тогда самовольно выходит вопрос о том что понятие о культурный идеал у каждого разный, что по нашему мнению не является приятным для молодого государства. Ведь культура является фактором организации общественной жизни, совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность человека.

Обращаясь к социологии можно выделить следующие формы и разновидности современной культуры украинцев:

1) элитарная культура (или культура элиты);ї

2) народная культура (или культура, что творится народом, чаще всего без участия профессиональных творцов - артистов, зодчих, писателей, музыкантов, художников) - фольклор (мифы, легенды, сказки, былины, песни, танцы);

3) массовая культура, или культура, направленная на удовлетворение недолгих во времени запросов народных масс (цирк, популярная музыка);

4) субкультура, культура определенной социальной группы (например, культура «детей рок-н-ролла», культура панков, культура студентов);

5) контркультура, культура, ценности которой являются противоположными по любому из упомянутых выше видов культуры; такая культура не признается другими видами культуры и считается анти культурой;

6) суперкультура - это культура технократии (например, культура университетов, культура автодорог, культура высотных зданий, культура контроля за рождаемостью).

Самым интересным является тот факт, что на сегодня в украинском обществе существуют все эти формы культуры.

Говоря о нынешней развитие украинской музыкальной культуры, стоит отметить, что в основном нынешняя культура развивается под влиянием западных понятий о культуре и благодаря нашей нынешней молодежи становится ее составной частью.

Відслідкувавши такую тенденцию мы со всей вероятностью можем сказать, что наша народная музыка и песня постепенно отходит у молодого поколения на второй, третий, а возможно и последний план. Наша молодежь является характерным представителем массовой культуры которая возникает и со временем переходит в другое увлечение.

Характеризуя значение народной песни и лирики в современной государства можно сказать о том, что люди постепенно перестают петь песни, как это делали наши предки, они перестают обращаться к песне как к лучшего успокоительного, как к возможности вылить все свои страдания через песню.

Народная же песня остается достоянием людей старшего поколения, именно они могут рассказать нам историю создания той или иной песни, рассказать о ее героях и спеть ее для нас.

Благодаря именно представителям старших поколений мы сейчас имеем крупнейшие в Европе, а, возможно, даже в мире сборники народного фольклора, народных песен, дум, баллад, припевок, басен и других видов народного творчества, только благодаря им и их вклада в развитие народных песен мы по праву считаемся самым певучим народом в мире.

Что касается изучения народных песен и других видов фольклора в современной школе, то, по нашему мнению, это нужно сделать на общегосударственном уровне, введя этнологию и фольклористику украинского народа отдельным предметом в средней школе. Изучая данный предмет нужно в первую очередь педагогам обращать внимание на то, что это неоценимое достояние всего украинского народа, что каждая песня написана где слезами, а где иногда даже кровью, что это не просто песня, которую поют наши бабушки - это история нашего народа виспівана в песни, а как известно «без знания истории своего народа не возможно оценить его настоящее».


Выводы

 

Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, их страсти, переживания и идеалы, она связывает времена, радует и огорчает человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы как украинского народа, так и соседних государств и их обществ, показывает жизнь народа в разные исторические периоды, раскрывая их с разных сторон и позиций. Народная песня - летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни.

Влияние народной песни на украинскую литературу огромен. Это влияние проявляется и в созданных крепких характерах, особенно женских, и в развитии так называемой лирической прозы, в трактовке темы «человек и природа», в стилистических элементах.

Украинская народная песня - явление уникальное, грандиозное и вечно живет.

Мы привели свою классификацию песен, опираясь на имеющиеся в литературе. Так, мы выделяем:

· семейно-бытовые песни, которые включают песни любовной и семейной тематики;

· социально-бытовые песни: трудовые песни, бурлацькі, чумацкие, солдатские, удалые песни, разбойничьи, каторжницькі и ссылки, тюремные;

· шуточные и сатирические песни, хороводы песни и песни литературного происхождения.

Проявляя композиционные особенности песни, уделяем внимание вариативности песенных сюжетов и таком песенном явлению, как контаминация. Часто встречается такой композиционный тип, как песня-монолог, реже - песня-диалог. Особенностью песни-монолога является наличие обращений, которые, в основном, выполняют риторическую функцию. Характерной для песенной композиции является повествовательная форма, которая как таковая сама по себе встречается редко. В основном этот композиционный тип встречается в сочетании с монологом или диалогом, что является наиболее распространенным композиционным типом.

Анализируя каждый композиционный тип, находим, что композиция влияет на восприятие слушателя. Она, соединяясь с содержанием и мелодией, не только участвует в раскрытии характеров героев через события, но и позволяет сопоставить внутренний мир человека с миром окружающей природы.

Сюжетную основу, по нашему мнению, составляют социальные мотивы: женитьба или замужество, трагедия неразделенной любви, родительской власти, любви к родному дому и т.п. Антикрепостническая тематика также является характерной для украинских лирических песен, поскольку крепостное право оказало огромное влияние на семейные отношения.

Герои - это выходцы из простого народа: девушки и парни из крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием мириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы, переживания, стенания героев. Представители растительного и животного мира также являются героями украинских народных лирических песен, но часто их образы символические. Именно эти образы-символы позволяют глубже понять внутреннюю жизнь украинского народа.

Анализируя фольклорный текст, находим, что его основой является все же слово. Оно, соединяясь с музыкой, раскрывает внутренний мир героя. Именно сочетание слова и музыки и определяет специфику жанра лирической песни. Каждое слово в песне важное, каждое слово участвует в описании мира ощущений, характеров и настроений. Слово в песне меняет свое значение, которое определяется контекстом.

Все это связано с тем, что фольклорные произведения создаются на живом, разговорном народном языке, с тем что люди прежде всего в песне искали желаемого уюта, укрытие от тяжелого и бурного повседневности.

Песня и сейчас остается неотъемлемым атрибутом жизни украинцев. А все потому, что наш народ и песенность понятия не раздельные.

 


Список использованной литературы

 

1. Гнатюк В. Песенные новообразования в украинско-русской народной словесности // К.: Наукова думка, 1966.

2. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. - М.: Наука, 1966. - 365 с.

3. Кирчів Г. Из фольклорных регионов Украины: Очерки и статьи. - Львов, 2002. - 352 с.

4. Колеса Ф. украинская народная словесность. - Эдмонтон, 1983.

5. Казацкие песни / Фольклорные записи и составления Н.Г. Поляковой. - К.: "Музыкальная Украина", 1991. - 150 с.

6. Кушниренко И.К., Жилинский В.И. Фольклор Гуляйпільщини: Запорожская и Днепропетровская область / За ред. проф. В.О.Горпинича. - Днепропетровск: Пороги, 2002. - 171 с.

7. Лирические песни / Составление, предисловие, подготовка текстов и примечания П.С. Выходцева. - М.: Современник, 1990. - 653 с.

8. Махновец Л. „Древний украинский юмор и сатира", 1959 г.

9. Ой у полі дві тополі". Украинские народные песни Запорожского края. Выпуск 1. Составитель и редактор Н.Полякова. - Запорожье: Культурный центр "Хортица", 2000. - 103 с.

10. Сечевая казна. Легенды и предания Нижнего Приднепровья. Составление, предисловие и примечания Виктора Чабаненко.- Запорожье, ЗГУ, 1999. - 392 с.

11. Стрюк Л. Этнология Украины в песенном фольклоре. - Тернополь: Астон, 2001.

12. Украинские народные песни в записях М. В. Лысенко / Упор., вступительная статья и примечания Ефремовой Л. О. - Ч. 1. - К.: Музыкальная Украина, 1990. - С. 181.

13. Украинские народные песни и думы. - К.: Общество «Знание» Украины 1992г.

14. Украинские сечевые стрельцы в песнях / Вступление, ст. Левченко О. - Тернополь, 1991г.

15. Шумада Н. С. Поэтическое творчество украинского народа // Закуковала кукушечка. Антология украинского народного творчества. - К, 1989.

16. Яворницкий Д.И. Вольности запорожских казаков. - Днепропетровск: Січ, 2002. - 359 с.

 


Приложения

В приложениях мы решили привести наиболее характерные примеры украинских лирических песен.


 

ПОЧЕМУ ДУБ НЕ ЗЕЛЕНЫЙ? ИБО ТО ТУЧА СБИЛА

Почему дуб не зеленый? Ибо То туча сбила,

Казак затосковал: оставила девушка.

А кто хочет знать, пусть меня спросит,

Что девушка любит, как семь лет.

Как семь лет, то в школу ходит,

А уже за собой штирки ребята водит

А как десять имеет, го уже мелюєся,

Выйдет на улицу, к ребятам смеется.

Как пятнадцать, то уже віддаєся,

А вна си думает, что так и здаєся.

Я в чужой мамы надо рано встать

Не будешь, девушка, личико рисовать.

А как двадцать, то цветет, как роза,

А люди все говорят:" вон пошла сивуля!"

 

ЧТО ЗА ПАРУБОЧОК, ЧТО НАБОК ЧУБОЧОК

Что за парубочок, что на сторону чубочок,

Сидит у стола, как с розы цветочек? (2)

Сидит у стола, как мак процветает,

Не одна девушка его ждет. (2)

Не одна девушка, да и не одна мать

Хочет свою дочь за него отдать. (2)

 

ОЙ НА ГОРЕ НА МОГИЛЕ

Ой на горе на могиле

Там пасутся три кобыле

Їдна кара, вторая бурая ...

Что то в девки за натура:

Шла по дров'ми и заснула.

Пришел кабан тай трогает:

- Вставай, дивко, потому что светает.

Пошла девка к господину

Позивати кабана:

- Ой ты, господи, твой кабан

Такой же, как сам господин.

ГРИЦЮ, ГРИЦЮ, ДО РАБОТЫ

- Грицю, Грицю, до работы!

В Грица порванные сапоги.

- Грицю, Грицю, до Маруси!

- Сейчас, сейчас приберуся!

- Грицю, Грицю, врубай дров!

Ой! Гриша что-то нездоров.

- Грицю, Грицю, до Маруси!

- Сейчас, сейчас приберуся!

- Грицю, Грицю, молотить!

Гриша болен делать.

- Грицю, Грицю, до Маруси!

- Сейчас, сейчас приберуся!

- Грицю, Грицю, до телят!

В Грица ножки болят.

- Грицю, Грицю, до Маруси!

- Сейчас, сейчас приберуся!

- Грицю, Грицю, делай хлеб!

- Кхе, кхе, что-то охрип!

- Грицю, Грицю, до Маруси!

- Сейчас, сейчас приберуся!

Грицю, Грицю, хоть женится?

Не может одговориться!

- Грицю, Грицю, кого взять?

- Лучше Маруси не зискати!

- Марусенько, сердце мое,

Пойдешь ли за меня?

- Стидкий, гадкий, не люблю

И за тебя не пойду.

Пошел Грыць, приуныл

Да и в монахи постригся.

Теперь Грицю скучно жить,

Было Маруси не любить.

Грицю везде не в покой,

Гриша иду уже домой.

Грицю, Грицю, поищи,

Лучше Маруси выбирай.

Есть Наташа и Анечка,

И миліш нет Маруси.

Хоть ізгину, пропаду,

Лучше Маруси не найду.

 

ЗА РЕКОЙ ГЕРАСИМ

За рекой Герасим,

В Герасима хороший сын,

Мать любит Герасима,

А я, дочь,- его сына.

- Ой ты говорил люблю, люблю

И в осени возьму, возьму,

А теперь пришлось-

Ты без сапог, а я босса

-Иди же, милая моя, босая,

Потому что тебе так пришлось,

Мне же босым не годится,

Будет рожь не родится.

Пусть лучше не родится,

Когда такое ведет себя,

Мы же им не здаваймось

И пойдем обвінчаймось.

-И еще же я не взбесился,

Чтобы на тебе женился

Посмотри ты на свою красоту,

Лучше с моста кинусь в воду

Таки же Гандзя доскочила,

Петра же зморочила,

Как он на ней женился,

Языков за стену вступился.

Через реку, через стал,

Любил, пока перестал.

Да и она же его любила,

Так,что и разум потеряла.

Ой гоп-чук-чук, поберемся

И будем господствовать,

Ой ты будешь коз пасти,

А я овец загонять.

Женился навесной

И взял біснувату.

И не имели что делает,

Зажгли дом.

 

 

 

И ВЧЕРА У КУМЫ

И вчера у кумы,

И сегодня у кумы,

Эй, ой когда же я куму

Да и к себе зазву?

Ой найма я стрельца

тай застрелю воробья,

Эй, и тогда я куму

Да и в гости зазву.

Ой продам я грудь

И куплю блюди,

Эй, ой я продам ребрышки

И покуплю видельця

И сварила воробья

На двенадцать блюдів,

Эй, на двенадцать блюдів,

На двенадцать столов.

Тогда уже я куму

Тай в гости зазву.

- Эй, ешь, кума, воробья,

Не засалювайся,

Эй, за пазуху не бери,

Своим деткам не неси!